Шейх Мухаммад Маджид Итр: Подробное изложение ханафитского фикха ✅
Глава: «Суджуд сахв»
«Суджуд сахв» – это два земных поклона, которые совершает молящийся в конце молитвы, для возмещения «ваджибов» (обязательных действий), оставленных в молитве или упущений, которые произошли в ней.
Образ совершения. Когда завершает молящийся свою молитву и достигает «таслима», он дает «салям» только в правую сторону, затем говорит: «Аллаху акбар», и совершает два земных поклона, которые подобны земным поклонам обычной молитвы, затем садится и читает «ташаххуд» («аттахияту лилляхи…») и «салават» («Аллахумма салли аля Мухаммадин…»), после чего завершает молитву обычным «таслимом» («Раддуль Мухтар», 2:77).
Обязательным становится «суджуд сахв» при оставлении «ваджиба» из «ваджибов» молитвы, при выполнении его раньше или позже его срока, так же при выполнении столпов молитвы позже или раньше их срока, или прибавлении чего-либо к этим столпам из их разряда, как «руку’» (поясной полкон), «суджуд» (земной поклон), «ку’уд» (сидение).
Далее мы представим вам положения, в которых возможна забывчивость молящегося и то, как можно исправить эти ошибки, так же разъясним состояния, в которых «суджуд сахв» обязателен.
1. Если человек вошел в молитву и забыл прочитать «дуа» открытия («СубханакаЛлахумма вабихамдика…»), и начал сразу с чтения «фатихи», то он не возвращается к чтению этого «дуа» в дальнейшем, по причине того, что было упущено место этого «дуа», и нет на нем «суджуда сахв», потому что это «дуа» является «сунной»[, а не «ваджибом»] («шарх Фатхиль кадир», 1:355).
2. Если человек по забывчивости или спешке прочитал «суру» до «фатихи», то он повторяет чтение: читает «фатиху», а затем читает «суру» или «аяты»; и не нужно ему делать «суджуд сахв» в конце молитвы. Если же он не прочитал «суру» после «фатихи», то обязательно ему совершить «суджуд сахв», потому что чтение «фатихи» перед самой «сурой» из «ваджибов» молитвы.
3. Если прочитал молящийся «суру» и забыл прочитать «фатиху», или же прочитал «фатиху» и забыл прочитать «суру» и уже сделал поясной поклон, то он продолжает молитву, и делает «суджуд сахв» в конце молитвы возмещением за пропущенную «фатиху» или «суру».
4. Если молящийся забылся и громко прочитал «Коран» в «тихих» молитвах («зухр», «аср») длительностью в один аят, то требуется от него «суджуд сахв» в конце молитвы.
5. 1) Если молящийся по забывчивости сделал земной поклон, пропустив поясной, и если вспомнил об этом в земном поклоне, то должен встать, сделать пропущенный поясной поклон и снова вернуться к земному.
2) Если же он не вспомнил об этой ошибке до тех пор, пока не встал на второй «ракаат», то «ракаат», в котором он пропустил поясной поклон не считается «ракаатом» из молитвы [ и второй «ракаат» будет считаться как первый у него]. («Бадаи’усСанаи’», 1:164).
В обоих случаях требуется «суджуд сахв».
6. Если молящийся забылся или заговорился или заплелся его язык и:
— не сказал «Аллаху Акбар» при поясном или земном поклоне;
— или сделал меньше трех «тасбихов» в поясном или земном поклоне;
— или не сделал вообще «тасбихи» в поклонах;
то молитва его действительна и нет на нем «суджуда сахв», потому что «такбиры» перехода в поклоны и выхода из них, а также «тасбихи» в поклонах[, все это] из «сунны» молитвы, но не из «ваджибов» («Хашия Тахтави» 299).
7. Когда молящийся поднялся на третий «ракаат» и по забывчивости оставил сидение «ташаххуда» после двух первых «ракаатов»:
— если он вспомнил об этом в положении, когда он ближе к сидению нежели к стоянию (при поднятии в третий «ракаат»), то он садится, читает «ташаххуд» и продолжает молитву, и не нужно ему делать «суджуд сахв».
— если же он вспомнил об этом в положении, когда он ближе в стоянию (либо уже стоит ) третьего «ракаата», то он продолжает молитву, и в конце совершает «суджуд сахв» возмещением за пропущенное обязательное сидение между двумя «ракаатами».
( у Шафиитов же, да будет доволен ими Аллах, делается «суджуд сахв» в конце молитвы после «салавата», затем завершается молитва «таслимом»).
8. Если молящийся в первом сидении забыл прочитать «ташаххуд» так, что уже встал на третий «ракаат», то он продолжает молитву и делает «суджуд сахв» в конце возмещением за оставленный «ваджиб» чтения «ташаххуда».
9. Если молящийся сел в конце третьего «ракаата», думая, что он в четвертом «ракаате», затем вспомнил об этом, то он встает и продолжает молитву (читает четвертый «ракаат»). Если он [до того, как вспомнил,] просидел после третьего «ракаата» длительностью в три «тасбиха» (произнесение выражения «Субханаллах» три раза) или больше, то в конце молитвы ему нужно сделать «суджуд сахв», если же меньше этого, то не нужно ему делать его и молитва действительная.
10. Когда молящийся дал «салям» в конце молитвы «фард», затем вспомнил, что он пропустил «ракаат» или два «ракаата»:
— если он не встал со своего места и не повернулся грудью от «кыблы» в правый или левый бок, и не говорил ничего, кроме слов «дуа» и «корана», то он встает и довершает то, что пропустил по забывчивости и делает в конце «суджуд сахв»;
— если же он отвернулся от «кыблы» или произнес слова, которые не относятся к молитве, то эта его молитва становится «нафилем», а ему нужно перечитать этот «фард».
11. Если забылся молящийся и в каком-либо «ракаате» совершил один «саджда» вместо двух, то он должен совершить этот пропущенный «саджда» в конце молитвы и сделать так же «суджуд сахв».
12. Если забылся молящийся в каком-либо «ракаате» совершил три «саджда» вместо двух, или совершил два поясных поклона, вместо одного, то он должен совершить «суджуд сахв» в конце молитвы, потому что добавил к молитве [лишние] действия, которые в основе из «рукнов» этой молитвы.
13. Если засомневался молящийся и не уверен, сколько «ракаатов» он прочитал, то он склоняется к тому, в чем больше уверен:
— если он больше уверен в том, что совершил два «ракаата», то принимается в расчет два «ракаата», если больше уверен, что совершил три, то принимается в расчет три «ракаата»;
— если же его уверенность не преобладает ни в одну сторону, то принимается в расчет наименьшее число «ракаатов», потому что наименьшее число тверже (что он его совершил), чем наибольшее.
Например, если он сомневается, прочитал ли он три или четыре «ракаата», и его предположение не склоняется ни к трем, ни к четырем, то он принимает в расчет три «ракаата», так как он осознает, что точно совершил их.
14. Если молящийся засомневался и удлинил свое размышление так, что это отвлекло его от завершения молитвы длительностью в «рукн», то ему нужно сделать «суджуд сахв», потому что он оттянул действия молитвы от мест их совершения.
15. Если молящийся засомневался после «таслима» или после последнего сидения, которое было длительностью в чтение «ташаххуда», в том, сколько «ракаатов» он совершил, то его сомнения не учитываются, не нужно ему делать «суджуд сахв» и его молитва действительна, потому что основа в молитве, которую он завершил, что он совершил ее полностью. Если же [он не просто сомневался, а] убежден или предположение о том, что он точно пропустил что-либо из «ракаатов» в молитве перевешивает сомнения, то ему нужно встать и совершить это пропущенный «ракаат», после чего сделать «суджуд сахв» (атТахтави: «Шакк фиссаляти ваттахара», 310).
16. Когда молящийся забылся и встал на лишний «ракаат» (добавочный к его молитве):
— если он вспомнил об этом до того, как сделал земной поклон, даже если после поясного поклона, то возвращается к сидению, завершает молитву и делает «суджуд сахв» в конце;
— если он не вспомнил до тех пор, как совершил земной поклон, то он считается совершившим добавочный лишний «ракаат» к своей молитве.
17. Добавочный лишний «ракаат» в молитве:
— если молящийся читает «сунну» или «нафиль», и по забывчивости добавил лишний «ракаат», как мы разъяснили в предыдущем пункте, то молитва его действительна, не зависимо делал он последнее сидение или нет, и делает «суджуд сахв» в конце, и лучше ему довершить молитву еще одним «ракаатом», что бы сделать молитву четной.
— если молящийся читал «фард» намаз и добавил в нем «ракаат», если он совершал последнее сидение после двух «ракаатов» в двоичной молитве или в конце трех «ракаатов» в троичной молитве, или в конце четырех «ракаатов» четверичной молитвы, то его этот «фард» действительный, а то, что он по ошибке добавил после последнего сидения «фарда» является «нафилем» («нафиль» — добровольная молитва), и он делает после этого добавленного «нафиля» «суджуд сахв», и желательно ему добавить к лишнему «ракаату» еще один, что бы сделать «нафиль» молитву четной.
— если молящийся читал «фард», не совершил последнее сидение и встал на лишний «ракаат», то недействительна его «фард» молитва, по причине упущения «рукна» молитвы, а это – последнее сидение, и его «фард» молитва становится «нафилем» для него, и лучше ему так же добавить к этому лишнему «ракаату» еще один, что бы сделать «нафиль» четным, и делает в конце ее «суджуд сахв» («Раддуль Мухтар», 2:85-86).
18. Если молящийся забылся и не прочитал «дуа кунут» в «витр» молитве так, что уже совершил поясной поклон, то он не читает «дуа кунут» в дальнейшем, потому что место чтения его было упущено, но ему нужно совершить «суджуд сахв» в конце.
19. Если забылся молящийся и ошибся больше чем один раз в одной молитве, то не требуется ему совершать ничего, кроме как один «суджуд сахв» в конце молитвы для исправлении ошибки («Раддуль Мухтар», 80-92).
20. Если сделал упущение молящийся в течении самого «суджуд сахв», то не нужно ему делать еще один «суджуд сахв».
21. Если молящийся преднамеренно совершил то, что требует от него «суджуд сахв», то не надо ему совершать этот «суджуд сахв» [потому что «суджуд сахв» делается только из-за непреднамеренной ошибки], а он становится совершившим грех.
22. Если стал обязательным (по причине какой-то ошибки) для молящегося «суджуд сахв», но он не сделал его в конце молитвы, то ему нужно повторить молитву, если осталось время. Если же время вышло, и он не повторил молитву, то принимается она от него, не смотря на ошибку, которую он совершил в ней, и не требуется от него возмещение этой молитвы.
«Суджуд сахв» в «джамаат» молитвах.
1. Если ошибся имам в общей молитве, то уведомляют его об этом молящиеся мужчины позади него словами «СубханалЛах», а женщины – хлопаньем в ладоши, если же имам все-равно не догадался о своей ошибке, то стоящие позади молящиеся продолжают следовать за ним.
2. Если ошибся имам и громко прочитал «коран» в «тихих» намазах, или тихо прочитал в «громких» намазах, то ему следует сделать «суджуд сахв», но не нужно делать «суджуд сахв» человеку, совершившему то же самое и не являющемуся имамом для людей в молитве.
3. Если имам совершил «суджуд сахв», то «муктади» (те, кто следует за имамом в молитве), следует за ним и в этом, даже если он не знает, какую ошибку совершил имам, так же следует в этом «муктади», опоздавший на намаз и пропустивший какие-либо «ракааты» общей молитвы, в которых имам совершил ошибку.
4. Если совершил ошибку «муктади» в состоянии следования за имамом в молитве, то не нужно «муктади» делать «суджуд сахв», и исправлением его ошибки послужит завершение молитвы имамом.
Если же «муктади» ошибся в том, что он возмещает из пропущенных с имамом «ракаатов» [по причине опоздания на молитву], то он совершает «суджуд сахв» в конце молитвы.
5. Если же имам ошибся в пятничной молитве или молитвах двух праздников, или том, что похоже на это из огромных «джамаат» молитв, то не нужно ему делать «суджуд сахв», что бы не мешать и не сбивать с толку следующих за ним мусульман («Раддуль Мухтар», 2:92; «Фатава альхиндия», 1:127).
Автор: Шейх Мухаммад Маджид Итр (рахимахуЛлах)
Книга: «Аль-Муфассаль фи аль-фикх аль-Ханафи»
Перевод: vk.com/medrese_fanis