Вопрос: Мы знаем, что всего есть 12 ракаатов важной сунны (сунна-муаккада). А как обстоит дело в пятницу? Мне говорили, что после пятничного намаза нужно читать четыре ракаата сунны, а не два плюс два. И еще по сунне до аср-намаза: она же не доказана хадисами? (Малави)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
а) Намазы, являющиеся важной сунной, предписаны на каждый день недели, включая пятницу. То есть в пятницу все происходит как обычно, за исключением того, что после пятничного намаза исполняется 4 ракаата сунны, а за ними уже совершают дополнительные 2 ракаата. Об этом говорится во многих сообщениях, передаваемых от пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Поэтому в пятницу следует исполнить 4 ракаата до пятничной проповеди, а после пятничного намаза – еще 4 ракаата, после которых совершают 2 ракаата. Последние 2 ракаата некоторые теологи полагают сунной, другие – нафль-намазом.
б) Четыре ракаата до аср-намаза относятся к категории «сунна гайр-муаккада» («невыделенная сунна», которая, тем менее, весьма рекомендуется). Рекомендации на ее совершение имеются в хадисах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молил Аллаха о милости для тех, кто совершает четыре ракаата до обязательного аср-намаза. Господин Абдулла ибн Умар передавал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«رحم الله امرأ صلى قبل العصر أربعا»
Да одарит Аллах милостью того, кто совершает четыре ракаата до аср-намаза! (Абу Дауд. – № 1271)
Данное повествование было классифицировано как веское и надежное.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Источник: askimam.ru
Имам Ибн Раджаб Ханбали, рахимахуллАху Таала, в книге «Фатхуль баари» говорит, что среди уляма нет хиляфа относительно законности совершения дополнительного намаза после первого азана перед джумуа намазом.Нет никого кто бы сказал,что данный намаз является макрухом.Разногласие касается лишь статуса его-является ли он мустахаббом или относится к сунне муаккадат.Помню как поэтому поводу «пилили» голову безмазхабники, относящие себя к современной саляфии, заявляя что данный намаз является новшеством.Совершение 4-х ракатов дополнительного намаза перед фардом-джумуа является мустахаббом в ханбалитском мазхабе.Говорит ханбалитский факых Мансур ал-Бахути:
» Передает Саид от ибн Масуда, что он совершал четыре раката до намаза джумуа и четыре раката после него.Сказал Абдуллах (сын имама Ахмада):» Видел я как мой отец совершал в мечети после азана муаззина четыре раката намаза.»»
.
1. Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если в пятницу, когда имам будет читать хутбу, ты скажешь своему товарищу «Молчи и слушай [внимательно]» то скажешь лишнее» [1]. Сахих «Муслим», 424. Глава 216. «Необходимо слушать хутбу молча».
_________
[1] То есть человек сам отвлекается от слушания, вследствие чего его награда за участие в пятничной молитве также будет неполной.
2. Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?”. Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!”. Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!». Ахмад, 5/274; Ибн Маджах, 1111; ат-Таялиси, 2365.
Имам Малик сказал относительно того, кто чихает в то время, когда имам даёт хутбу:
«Он должен сказать «АльхамдулиЛлях» тихо про себя. Никто не должен говорить «Йархамук Аллах» чихнувшему в то время, когда имам произносит хутбу».
См. «Аль-Мудаууана» 1/230.