13

Для того чтобы намаз считался действительным, необходимо соблюдать определенные условия, без соблюдения которых намаз не принимается.
1. Очищение от нечисти, нарушающей намаз (полное омовение).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что ни у кого из нас не примут намаз, совершенный без омовения. Омовение же делается водой, а в ее отсутствии сухой землей. В омовении нужно находиться не только для намаза-фарз, но и для других намазов-суннат, например заупокойный намаз, для совершения сужды чтения Корана или сужды благодарности Аллаху и пр.
2. Очищение от нечистот тела, одежды и места совершения намаза. Все три объекта (место, тело, одежда) должны быть чисты от нечистот, за которые не делается афву. Удаление с тела нечистот является условием для всех намазов.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы очищайтесь от брызг мочи, поистине, общая кара в могиле будет из-за этого», а также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Умму Саламат: «Когда начнутся критические дни, перестань совершать намаз. Когда они кончатся, искупайся, очисться от крови и начинай совершать намазы».
Условием для содержания одежды в чистоте является слово Всевышнего (смысл): «…очисти свои одежды водой от осквернения» (сура «Мудассир», аят 4).
Что касается места совершения намаза, то должно быть чисто там, где сидишь, стоишь и совершаешь сужду.
Все алимы согласились, что совершать намаз на земле, силой отобранной у другого, греховно, но (по достоверному слову) можно и освобождаешься от фарза, но возлагается грех стояния на чужой земле. Порицательно совершать намазы на местах богослужения иудев или христиан. Также порицательно совершать намазы на крыше Каабы, на свалке, на месте, где режут скот, на кладбище, на прохожей части улицы, в бане, на месте, где пасут овец, верблюдов и другую скотину, в овраге, куда стекает сель.
3. Наступление времени намаза.
Всевышний Аллах говорит (смысл): «…Поистине, верующим молитва предписана в установленное время» (сура «Ан-Нисаъ», аят 103).
В хадисе сказано, что ангел Джабраил (мир ему) сказал: «О, Мухаммад, это времена и тех пророков, которые были до тебя».
О временах намаза мы давали статью в предыдущем номере (№18, 2006 г .).
Совершающий намаз должен убедиться в том, что время намаза наступило, чтобы совершить уверенное намерение, т. к. сомнительный ибадат не принимается.
4. Сокрытие частей тела (аврата).
Аврат – это место тела, которое необходимо укрывать всегда, а не только при намазе, на которое запрещено смотреть.
Всевышний Аллах говорит (смысл): «…Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь…» (сура «Аль-Араф», аят 31).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, Асма, поистине, женщина может показывать при совершеннолетии только это и это» (и указал на руки и лицо).
Для принятия намаза укрытие аврата является условием будь это в темноте или на свету. Для мужчины аврат – это место между пупком и коленями. По мазхабу имама Абу Ханифы оба колена тоже являются авратом. Авратом женщины является все тело, кроме кистей рук и лица. Если есть опасность фитны (греха), можно спрятать и лицо.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина – это аврат, когда она выходит, то сатана увеличивает ее», т. е. из-за нее мужчины попадают в грехи.
По ханафитам обе ноги не являются авратом, как руки, т. к. не соблазняют. Нельзя совершать намаз в просвечивающей одежде. Это относится и к капроновым чулкам, через которые видна кожа. Намаз не засчитывается, если будет выставлена одна четвертая часть тела. Если подчеркивается форма тела, но закрывает цвет, то можно совершать намаз, хоть это и порицательно.
Всеми одеждами можно укрыть аврат, кроме шелка для мужчин. В отсутствии другой материи им тоже можно укрыться шелком.
5. Направление молитвы в сторону Каабы.
Всевышний сказал (смысл): «И откуда бы ни вышел ты, и где бы ты ни был – дома или в пути, обращай своё лицо при молитве в сторону Запретной мечети, ибо это – истина от твоего Всепрощающего Господа. Следуй ты и твоя община этой истине. Аллах не остаётся в небрежении к вашим делам и поступкам и наградит вас за это. Поистине, Он знает все ваши деяния!
И откуда бы ты ни вышел, обращай своё лицо в сторону Запретной мечети, и, где бы вы ни были, дома или в дороге, обращайте ваши лица, община Мухаммада, в её сторону, чтобы не вызвать у несправедливых людей, противопоставляющих себя вам, нареканий, если вы не будете обращаться к Кибле, указанной вам Аллахом. Тогда иудеи скажут: «Как же Мухаммад молится, обращая лицо в сторону Иерусалима, в то время как посланник, упомянутый в нашем Писании, должен молиться, обращаясь в сторону Каабы?» А многобожники из арабов скажут: «Как же Мухаммад не обращается в сторону Киблы Ибрахима, хотя он говорит, что придерживается его религии?» Нечестивцы и отклонившиеся от пути Аллаха из обеих групп скажут, что ты обращаешься в сторону Каабы, потому что очень любишь свою общину и свою родину. Не бойтесь их, – ведь они не смогут причинить вам зла, – а бойтесь и не ослушайтесь Меня, чтобы Я мог завершить милость вам, – может быть, вы благодаря этой Кибле будете твердо стоять на праведном пути!» (сура «Аль-Бакара», аят 149, 150).
Запретная мечеть – это мечеть, где находится Священная Кааба.
От Бараи сына Адби рассказывают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) после переселения 16-17 месяцев совершал намаз по направлению к Баит-аль Мукаддасу. Поэтому были ниспосланы вышеприведенные аяты с повелением повернуться к Каабе.
Ученые согласились с тем, что находящийся рядом с Каабой должен молиться по направлению к ней, и малейшее отклонение нарушает намаз. Но тот, кто находится вдалеке может совершать намаз по направлению киблы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что место между западом и востоком есть кибла. Если придется совершать намаз там, где нет определителя киблы, то нужно убедить себя, что такое-то направление и есть кибла. Если во время намаза узнал, что ошибался в своем убеждении, то необходимо повернуться в нужную сторону. Если совершить намаз не уверенным в направлении киблы и ошибиться, то намаз нужно совершить заново. Если оказалось, что был прав – совершать повторно намаз не нужно. Для того, кто в связи с болезнью не может повернуться в сторону киблы, киблой является та сторона, куда он смотрит.
6. Намерение (нийят, с арабского – вознамериться что-то сделать, по Шариату – намерение сердцем для совершения конкретного дела). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что все деяния согласно намерениям. Намаз – это деяние приближающее нас к Аллаху , поэтому без намерения обходиться нельзя. Намерение тоже имеет свои условия: быть мусульманином, разумным, т. е. отличающим хорошее от плохого, знающим свое намерение, т. е. какой намаз собираешься совершить. Место намерения – сердце, а упоминание языком не является условием, но желательно. Если намаз обязательный, то нужно упомянуть какой (обеденный, послеобеденный и др.), чтобы отличить фарзы друг от друга, если намаз желательный, можно просто произнести, что совершается суннат.
7. Вступление в намаз – произнесение «Аллагьу акбар». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ключ к намазу – очищение, вступление – «Аллагьу акбар», выход – «Салам»». В намаз можно вступить и другими словами возвеличивающими Аллаха , но это порицательно.
Поднятие рук, вступая в намаз, бывает раньше произнесения такбира («Аллагьу акбар»), нужно слышать самому и произносить стоя. Мужчина поднимает руки к мочкам ушей, а женщина на уровень плеч. Поднятие рук при других действиях намаза не является сунной.

Источник: assalam.ru