ВИТР НАМАЗ

 

ВИТР – ЭТО ТРЁХРАКА‘АТНЫЙ НАМАЗ

Витр означает нечётный. Витр – это трёхрака‘атный намаз, и ясно, что

три – это нечётное число, поэтому этот намаз называется витр. Предлагаю

посмотреть хадисы Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и

высказывания сахабов (радиаллаху ‘анхум) о витр намазе.

 

ХАДИСЫ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (САЛЛЯЛЛАХУ

‘АЛЕЙХИ УА САЛЛЯМ)

1. В Бухари т.1, стр. 154, Муслим т.1, 254, Насаи т.1, 248, Абу Дауд

т.1, стр. 205, «Муатта имам Малик» стр. 44, «Муснад Ахмад» т.2, стр. 36,

Абу Салама ибн ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф передаёт:

 

У ‘Айши (радиаллаху ‘анха) спросили: «Какой был намаз Посланника

Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) во время рамазана?» Она ответила:

«Ни во время рамазана, ни в другие месяцы Посланник Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) не совершал ночью намаз более, чем в

одиннадцать рака‘атов. Сначала он совершал четыре рака‘ата, о красоте и

продолжительности которых можно не спрашивать, потом он совершал

намаз ещё в четыре рака‘ата, о красоте и продолжительности которых

также можно не спрашивать, а потом он читал три рака‘ата».

В этом хадисе сказано, что он читал четыре и четыре, всего восемь

рака‘ата тахаджуд намаза, и три рака‘ата витр намаза, про что в конце

рассказали (а потом он читал три рака‘ата). Имам Насаи

(рахматуллахи ‘алейхи) привёл этот хадис в главе «Как

читать три рака‘ата витр». Этот хадис подтверждает, что во время

рамазана, и вне рамазана чтение трёх рака‘атов витр намаза было обычной

практикой Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

2. Имам Насаи (рахматуллахи ‘алейхи) под заголовком (как надо читать три рака‘ата витр) в своём сборнике т.1, стр. 248 передал

следующий хадис ‘Айши (радиаллаху ‘анха):

 

Са‘д ибн Хишам (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт, что ‘Айша

(радиаллаху ‘анха) рассказала ему хадис: «Посланник Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям) не давал салям по окончании двух рака‘атов витр

намаза».

Этот же хадис ‘Айши (радиаллаху ‘анха) передан в “Мустадрак

Хаким” следующими словами:

 

«Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после первых двух

рака‘атов витра не совершал салям». (т.1, стр. 304).

Приведя этот хадис, Хаким (рахматуллахи ‘алейхи) пишет, что данный

хадис соответствует условиям Бухари и Муслима. (т.1, стр. 304). ‘Аллама

Захби (рахматуллахи ‘алейхи) в “Талхис Мустадрак” подтвердил

высказывание Хакима (рахматуллахи ‘алейхи).

 

4. Мухаммад ибн ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн ‘Аббас передаёт со слов

своего деда ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анхума): «Посланник

Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) встал ночью, почистил зубы

мисваком, затем прочитал два рака‘ата намаза и заснул. Затем снова встал, попользовался мисваком, прочитал два рака‘ата намаза и таким образом

он прочитал шесть рака‘атов намаза, затем прочитал три рака‘ата витр».

(Насаи т.1, стр. 249).

 

5. В хадисах даже приведены подробности о том, какую суру в

каком из трёх рака‘атов витр намаза читал Посланник Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям).

 

Са‘ид ибн Джубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт со слов ‘Абдуллы

ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анхума): «Посланник Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям) читал витр в три рака‘ата. В первом рака‘ате читал

“Аль-А‘ля”, во втором рака‘ате “Аль-Кафирун” и в третьем рака‘ате “Аль-

Ихлас”». (Тирмизи т.1, стр. 61, Насаи т.1. стр. 249, Ибн Маджа стр. 61).

Подобные хадисы приведены в «Муснад Ахмад» т.2, стр. 227, Тахави т.1,

стр. 140, «Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.2, стр. 33, «Мусаннаф ибн Аби

Шейба» т.1, стр. 299 и т.д..

 

6. Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обычно читал

витр намаз вместе с тахаджудом1, а тахаджуд намаз Посланник Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям), в зависимости от ситуации, читал по-

разному. Иногда он читал четыре рака‘ата, иногда шесть, восемь и десять

рака‘атов, поэтому если включать витр, то количество рака‘атов тахаджуд

намаза получалось иногда семь, девять, одиннадцать, а иногда тринадцать.

Поэтому, как предысторию посмотрите следующий хадис, который

передал Абу Дауд т.1, стр. 193, и Тахави т.1, стр. 139.

‘Абдуллах ибн Аби Кайс (рахматуллахи ‘а л е й х и)  (рассказывает, что он

спросил у ‘Айши (радиаллаху ‘анха): «Сколько рака‘атов читал

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вместе с витром? Она

ответила: «Четыре вместе с тремя, шесть вместе с тремя, восемь вместе с

тремя, и количество рака‘атов его витр не бывало больше тринадцати и

меньше семи».

В этом хадисе витр и тахаджуд оба назвали витром. Из этого хадиса

также становится известно, что, в зависимости от места и случая,

количество рака‘атов тахаджуд намаза менялось, но количество рака‘атов

витр намаза всегда было три, которое никогда не менялось.

1 В этой книге на стр. 37 сказано со ссылкой на Муслима т.1, стр. 258, что для

человека, который уверен в себе, что проснется, является мустахабом читать витр в

конце ночи.

 

 

То же самое значение имеет хадис Са‘да ибн Хишама (рахматуллахи

‘алейхи), который приведён в Муслиме т.1, стр. 256, переданный ‘Айшой

(радиаллаху ‘анха). В нём упомянуто про семь и девять рака‘атов витр

намаза, т.е. если прибавить три рака‘ата витра к четырём рака‘атам

тахаджуда, то получается семь, а если прибавить к шести три рака‘ата

витра, тогда получается девять рака‘атов.

Кроме этого, данное значение определено по той причине, что данный

хадис Муслима приведён точно от этих же передатчиков в Насаи т.1, стр.

248, «Мустадрак Хаким» т.1, стр. 304, «Муатта имам Мухаммад» стр. 151,

Тахави т.1, стр. 137, Дар Кутни стр. 175, Бейхаки т.3, стр. 31, «Мусаннаф

ибн Аби Шейба» т.2, стр. 295 «Муснад Ахмад» т.2, стр. 156, который явно

положил конец допущению возможности большего или меньшего, чем

три, количества рака‘атов витра 1.

 

Что же касается хадиса Абу Аюба Ансари (радиаллаху ‘анху), который передали Абу Дауд, Насаи и Ибн Маджа, где упомянуты один, три и пять

рака‘атов витра, во-первых, он не является хадисом “марфу‘”, а даже, по

мнению большинства толкователей хадисов, он является личным

высказыванием Абу Аюба Ансари (радиаллаху ‘анху). (см. «Ат-Тахлис

Аль-Джабир» т.2, стр. 13). Во-вторых, в хадисе, который передал Насаи,

сказано, кто не хочет читать даже одного рака‘ата, пусть вместо этого

читает знаками (Насаи т.1, стр. 249).  Как будто бы

говорится, что один рака‘ат тоже не надо читать. Слово “знак” указывает

на то, что чтение одного рака‘ата витра относится к больному и т.д.. Кто

не может читать три рака‘ата, пусть читает один рака‘ат, а если не может

читать даже один рака‘ат, тогда пусть читает знаками. Вкратце, данный

хадис в отношении значения, смысла, передатчиков и классификации

хадисов является спорным, и поэтому его нельзя приводить в

доказательство.

 

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ САХАБОВ (РАДИАЛЛАХУ ‘АНХУМ) И

ТАБИ‘ИНОВ (РАХМАТУЛЛАХИ ‘АЛЕЙХИМ)

 

‘Умар (радиаллаху ‘анху) и практика людей Медины:

 

1. Хадис Са‘д ибн Хишама (рахматуллахи ‘алейхи), который передан в

«Мустадрак Хаким» со слов ‘Айши (радиаллаху ‘анха).

«Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал три рака‘ата витр и

давал салям только в конце их. И таков же был витр ‘Умара (радиаллаху

‘анху), у него его переняли люди Медины». (т.1, стр. 304).

 

2. Масур ибн Махрама (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Ночью мы

похоронили Абу Бакра (радиаллаху ‘анху). (Завершив похороны), ‘Умар

(радиаллаху ‘анху) сказал, что он не читал витр намаз. Он встал, и мы

также встали за ним в ряд. Он прочитал три рака‘ата и совершил салям в

конце». (Тахави т.1, стр. 143, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 293,

«Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.3, стр. 20).

 

Обратите внимание! Это случилось сразу после похорон первого

правителя Абу Бакра (радиаллаху ‘анху). Обстоятельства показывают, что

в то время находились великие сахабы (радиаллаху ‘анхум), в присутствии

которых ‘Умар (радиаллаху ‘анху) прочитал витр намаз в три рака‘ата,

остальные люди встали за ним в ряд, и салям был совершен не после

второго рака‘ата, а после третьего.

 

‘Али (радиаллаху ‘анху):

 

‘Али (радиаллаху ‘анху) читал витр таким же образом.

«Зазан Аби ‘Умар (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Али

(радиаллаху ‘анху) делал то же самое». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2,

стр. 293).

 

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху):

 

‘Алькама (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт:

 

«‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказал нам, что

наименьшее количество рака‘атов витра – это три». («Муатта имам

Мухаммад» стр. 50).

Кроме этого, посмотрите хадисы о трёх рака‘атах витр намаза,

переданные следующими сахабами: ‘Абдуллой ибн ‘Умаром, ‘Абдуллой

ибн ‘Аббасом, Анасом ибн Маликом, Убай ибн Ка‘бом и Абу Умамой

Бахили (радиаллаху ‘анхум) в «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 294,

Тахави т.1, стр. 136, 143, «Муатта имам Мухаммад» стр. 150, «Мусаннаф

‘Абдурраззак» т.3, стр. 26 и т.д.

Также взгляните в эти же книги, чтобы увидеть высказывания

нижеперечисленных таби‘инов и таба‘ таби‘инов.

Все они считают, что витр состоит из трёх рака‘атов, не больше не меньше: ‘Алькама, Ибрахим

Нах‘и, ‘Умар ибн ‘Абдульазиз, ученики ‘Абдуллы ибн Мас‘уда

(радиаллаху ‘анху), ученики ‘Али (радиаллаху ‘анху), семь учёных

Медины, 1) Са‘ид ибн Аль-Мусайаб, 2) Касим ибн Мухаммад, 3) ‘Урва

ибн Зубейр, 4) Абу Бакр ибн ‘Абдуррахман, 5) Хариджа бин Зейд, 6)

‘Убейдуллах ибн ‘Абдуллах, 7) Сулейман ибн Ясар (рахматуллахи

‘алейхим).

 

 

НЕТ ВИТРА В ОДИН РАКА‘АТ:

 

Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) передаёт:

«Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) запрещал читать

только один рака‘ат». («Насбур-рая» т.1, стр. 277).

 

Известный толкователь хадиса Ибн Ассалах (рахматуллахи ‘алейхи)

рассказывает:

«Несмотря на большое количество хадисов о витре, мы не знаем, чтобы

в каком-нибудь хадисе было сказано, что Посланник Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям) читал только один рака‘ат витра». («Ат-Талхис Аль-

Джабир» т.2, стр. 15).

 

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает:

«Один рака‘ат витра никогда не может быть достаточным». («Муатта

имам Мухаммад» стр. 150).

 

Из-за хадисов ‘Абдуллы бин ‘Аббаса (радиаллаху ‘анхума) и ‘Абдуллы

ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) у некоторых людей появилось

подозрение, что витр намаз состоит из одного рака‘ата.

 

1.«Витр – это один рака‘ат в конце ночи». (Муслим т.1, стр. 257).

2. «Намаз выстаивания ночи – это по два рака‘ата и витр в один рака‘ат

перед рассветом». (Ибн Маджа стр. 83).

 

Но в этих хадисах не имеется в виду чтение витра в один рака‘ат, а они

означают, что к предыдущим двум рака‘атам надо прибавить ещё один

рака‘ат и сделать их витр т.е. нечётным. Потому что было чётным то, что

читали по два рака‘ата, а когда прибавили ещё один рака‘ат, то стало

витром, т.е. нечётным.

 

Данный ответ не мы придумали, а это был ответ толкователя «Сахих

Бухари» – известного толкователя хадисов ‘Аллама Хафиз ибн Хаджар

‘Аскалани Аш-шафи‘и (рахматуллахи ‘алейхи). Пусть Аллах вознаградит

его наилучшим вознаграждением, что освободил нас от затруднения. Он

пишет:

 

«Данный хадис не является объяснением того, что надо читать отдельно

один рака‘ат витра. Он означает, что прибавив к предыдущим двум

рака‘атам ещё один, надо читать три рака‘ата». («Фатхуль Бари» т.5, стр.

358).

Так как витр зависит от одного рака‘ата, чтобы считаться витром,

поэтому этот один рака‘ат назвали витром, но это не значит, что витр на

самом деле состоит только из одного рака‘ата. Как, например, в некоторых

хадисах сказано, что(хадж – это остановка на Арафате2). Это

означает, что останавливаться на Арафате – это основная составная часть

хаджа, и хадж без нее не совершается. Но это не значит, что вся суть

хаджа – это остановка на Арафате, и поэтому теперь нет необходимости в

ихраме, тальбии, тавафе и са‘и или в других обрядах хаджа.

 

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) передаёт:

 

«Один человек спросил у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа

саллям) о ночном намазе, и Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям)

ответил: «Ночной намаз (надо читать) по два рака‘ата, но если у кого-

нибудь из вас возникнут опасения, что наступит рассвет, то пусть

совершит один рака‘ат, который сделает совершенный им намаз витром

(нечётным)». (Бухари т.1, стр. 136, Муслим т.1, стр. 257).

Т.е. пусть читает по два рака‘ата, и когда возникнут опасения, что

наступит рассвет, то пусть к последним двум рака‘атам прибавит ещё

один рака‘ат, который сделает предыдущие два рака‘ата витром

(нечётным). (Так как два рака‘ата – это чётное число, и когда прибавили

ещё один рака‘ат, то общее число прочитанных рака‘атов стало три, а три

– это нечётное число).

 

Точно такое же значение имеет следующий хадис ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса

(радиаллаху ‘анху):

 

«Витр – это один рака‘ат в конце ночи». (Муслим т.1, стр. 257).

Потому что таким способом третий рака‘ат станет последним рака‘атом

в ночном намазе, после которого наступит рассвет и начнется время

утреннего намаза.

 

Конечно же, встречаются хадисы об одном рака‘ате витр намаза,

переданные некоторыми сахабами (радиаллаху ‘анхум), но это они сами

сделали ижтихад, который по сравнению со многими хадисами “марфу‘”

не является доказательством.

 

 

КАК ЧИТАТЬ ВИТР

Витр надо читать почти так же, как и магриб намаз с небольшой лишь

разницей. После двух рака‘атов надо сидеть в ташахуде и затем встать на

третий рака‘ат. В третьем рака‘ате после суры “Фатиха” и другой суры,

говоря “Аллаху акбар”, надо поднять обе руки до мочек ушей, затем

сложить их обратно и читать ду‘а «кунут». После чтения ду‘а “кунут”, как

в других намазах, совершается руку‘, сажда и последнее ка‘да, и

завершается намаз салямом.

 

Данный способ чтения витр намаза подтверждается хадисами,

приведёнными ниже.

 

1. После двух рака‘атов нельзя совершать салям, а как в магриб намазе,

после двух рака‘атов идёт первая ка‘да, и затем надо встать и после

третьего рака‘ата совершить салям.

 

‘Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывает: «Посланник Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) не совершал салям после двух рака‘атов

витра». (Насаи т.1, стр. 248).

 

Подобные хадисы находятся в «Муатта имам Малик» стр. 150, и

«Мустадрак Хаким» т.1, стр. 304.

 

‘Айша (радиаллаху ‘анха) же передаёт, что Посланник Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Витр намаз – это в три рака‘ата, как три рака‘ата намаза магриб».

(«Маджма‘уз заваид» т.2, стр. 242).

 

‘Ата (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас

(радиаллаху ‘анху) сказал:

«Витр как намаз магриб».

 

Хасан Басри (рахматуллахи ‘алейхи) говорит:

«Убай ибн Ка‘б (радиаллаху ‘анху) читал витр в три рака‘ата и, как в

магриб намазе, совершал салям после третьего рака‘ата». («Мусаннаф

‘Абдурраззак» т.3, стр. 26).

 

В хадисе Абуль ‘Алия приводится:

«Витр похож на магриб намаз, но в третьем рака‘ате витра также читаем

Коран3». (Тахави т.1, стр. 143).

 

Из вышеприведённых хадисов и высказываний сахабов явно следует, что

во время витра после двух рака‘атов необходимо сидеть в ташахуде, как в

магриб намазе. Помимо них, это подтверждают также следующие хадисы

Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

 

‘Айша (радиаллаху ‘анха) передаёт, что Посланник Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям) говорил:

«В каждых двух рака‘атах есть аттахият». (Муслим т.1, стр. 194).

 

Фазль ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) передаёт:

Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Намаз – это по два

рака‘ата и после каждых двух рака‘атов следует ташахуд». (Тирмизи т.1,

стр. 50).

 

2. Ду‘а «кунут» надо читать перед руку‘ом:

‘Асим (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Я спросил у Анаса (радиаллаху

‘анху) о «кунут». Он ответил: «Да, есть “кунут”». Я спросил: «До руку‘а

или после?» Анас (радиаллаху ‘анху) ответил: «До руку‘а». Я сказал: «А

такой-то сообщил мне, что ты сказал, что после». Он ответил: «Он солгал,

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал “кунут” после

совершения руку‘а только в течение одного месяца»». (Бухари т.1, стр.

136).

 

В этом хадисе “кунут”, о котором сказано, что Пророк (салляллаху

‘алейхи уа саллям) его читал в течение одного месяца, – это “кунут

назиля”, который читается после руку‘а в ситуации страха перед врагами.

Кроме этого хадиса Бухари, ещё во многих других хадисах упомянуто о

чтении ду‘а “кунут” (т.е. “кунут назиля”) после руку‘а.

 

Хадис Убай ибн Ка‘ба (радиаллаху ‘анху) передал Насаи:

«Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал витр в три

рака‘ата…. и ду‘а “кунут” читал перед руку‘ом». (т.1, стр. 248).

 

В Ибн Маджа передаётся:

«Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал витр, то

«кунут» читал перед руку‘ом».

 

3. Перед чтением ду‘а «кунут», как в такбире тахрима, сказав

“Аллаху акбар”, надо поднять обе руки.

«Затем Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершил

ка‘да, а затем встал, не разделил салямом второй и третий рака‘аты, затем

прочитал «Куль хуаллаху Ахад… (до конца), завершив чтение, сказал

“Аллаху акбар”, после этого прочитал ду‘а «кунут» и просил ду‘а, которое

пожелал, а затем, сказав “Аллаху акбар”, совершил руку‘». («Исти‘аб» т.4,

стр. 450-451 «Хамш Аль-Асаба»).

 

Асвад (рахматуллахи ‘алейхи) рассказал:

«‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) поднимал обе руки, когда

читал «кунут» во время витр намаза». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2,

стр. 27).

 

То же самое написал имам Бухари в своей брошюре «Рафа‘ ал-ядейн»

стр. 24.

 

Такой же был метод чтения правителя правоверных ‘Умара (радиаллаху

‘анху), как передал Бухари (рахматуллахи ‘алейхи):

 

Абу ‘Усман (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает: «‘Умар (радиаллаху

‘анху) при «кунуте» поднимал свои руки».

 

4. После поднятия рук для ду‘а «кунут» надо их сложить, как

раньше, потому что в состоянии кыяма шари‘ат приказывает складывать

руки, а не просто опускать их или читать ду‘а «кунут», подняв руки. Ни в

каком хадисе не упомянуто, что надо поднимать руки при ду‘а, которые

приказано читать в намазе. А, наоборот, состояние, в котором велено

читать ду‘а, должно оставаться прежним. Читать ду‘а в намазе, подняв

руки, абсолютно противоречит указаниям шари‘ата, это не соответствует

известным способам чтения ду‘а, приведённым в хадисах о чтении во

время намаза.

 

Поэтому ‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) назвал этот метод

нововведением (бид‘атом).

«Смотрите! То, что вы в намазе читаете ду‘а “кунут” с поднятыми

руками, клянусь Аллахом, – это нововведение. Посланник Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) никогда не делал больше этого». И

‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) показал, сделав рафа‘ ядейн

(один раз). («Маджма‘уз заваид» т.2, стр. 137).

 

Следовательно, если перед руку‘ом надо читать ду‘а “кунут”, то ясно,

что это читается в состоянии кыяма (т.е. стоя), а во время кыяма руки

должны быть сложенными. Поэтому после поднятия рук (т.е. рафа‘ ядейн)

надо сложить их обратно и нельзя изменять прежнего состояния.

 

 

“КУНУТ” ВИТР НАМАЗА

 

 

Ду‘а «кунут»:

 

 allahummainnanas2Allahummaiyyakanabudu2

 

 

 

«Аллахумма инна настаинука ва настагьфирука ва настахдика ва ну’мину бика ва натубу иляйка ва натаваккалю алейка ва нусни алейка-ль-хайра куллаху нашкурука ва ляа накфурука ва нахляу ва натруку мей йафджурук»
«Аллахумма иййака на’буду ва лака нусалли ва насджуду ва иляйка нас’а ва нахфиду нарджу рахматака ва нахша азабака инна азабака би-ль-куффари мульхик».

«О Аллах! Поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о

прощении, и веруем в Тебя, и полагаемся на Тебя, благодарим Тебя за все

блага, и покоряемся Тебе, и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует. О

Аллах! Тебе мы поклоняемся, и Тебе молимся, и перед Тобой падаем ниц,

к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего

наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных».

(«Хисн хасин» и т.д.).

 

 

Вся община единодушно согласна с тем, что витр намаз читается с

джама‘атом только во время рамазана, а в другие дни, кроме рамазана, нет.

Потому что чтение витра с джама‘атом упомянуто в хадисах только во

время рамазана. (см. стр. 203 этой книги).

 

 

НАФЛЬ ПОСЛЕ ВИТРА

Доказано, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после

витра читал два лёгких рака‘ата нафль.

 

Умми Саляма (радиаллаху ‘анха) рассказывает: «Посланник Аллаха

(салляллаху ‘алейхи уа саллям) после витра читал два рака‘ата». (Тирмизи

т.1, стр. 62).

 

В риваяте Ибн Маджа приводится:

«Читал два лёгких рака‘ата сидя». (стр. 85).

 

Абу Умама Бахили (радиаллаху ‘анху) передаёт:

«Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после витра читал

два рака‘ата сидя, и в них читал «Иза зульзиля…» и «Кяфирун»».

(«Мишкат» т.1, стр. 113).

 

Конечно же, Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал

эти два рака‘ата, сидя, но нам надо читать их стоя, иначе получится

половина награды. (хадисы следуют на стр. 257-258).

 

 

 

1На основе этих хадисов, если кто-нибудь читает витр ночью, тому является

мустахабом перед этим прочитать два или четыре рака‘ата нафль, чтобы не было

сходства с магриб намазом, потому что это запрещено. Намаз магриб состоит из трёх

рака‘атов, и перед ним нет нафля, а если перед витром не прочитать два или четыре

рака‘ата нафль намаза, то он станет похожим на магриб намаз. (Тахави т.1, стр. 143,

Дар Кутни стр. 171 и т.д.)

 

2«Джами‘ сагир» т.1, стр. 151 со ссылкой на «Сунан Аба‘а» и «Муснад Ахмад».

 

 

3  Т.е. после суры «Фатиха» читаем другую какую-нибудь суру, а в магриб намазе этого

нет.