Автор:

Шейх Мухийддин Абдуль-Хамид

فَصْلُ فِى بَيَانِ ادَابُ الوُضُوء

Раздел, посвященный разъяснению адабов малого омовения

 

Синонимы слова адаб (أدَب):

 

нафль (نَفْل), мустахабб (مُسْتَحَبّ), мандуб (مَنْدُوب), мутатаввиа (مُتَطَوِّع).

 

Адаб в языковом значении — это положительное качество, богобоязненность, в шариатском значении — действие, которое Посланник Аллаха  совершал один или два раза без постоянства в нем. Если человек совершает такое действие, он заслуживает награды, если оставляет, не заслуживает порицания в этой жизни и наказания в будущей.

 

1. Сидение на возвышенном месте во время совершения омовения1.

2. Поворот в сторону киблы.

3. Совершение омовения самостоятельно, без прибегания к помощи постороннего человека. Нежелательно, чтобы другой человек омывал части твоего тела в вуду, однако, если он только льет воду на органы твоего тела из кувшина или приносит кувшин с водой по твоей просьбе, нежелательности в этом нет.

4. Молчание во время совершения вуду, так как лишние разговоры отвлекают человека от поклонения и произнесения дуа.

5. Проговаривание нията вслух вместе с выражением его в сердце.

6. Произнесение дуа во время исполнения вуду.

7. Произнесение басмалы, выражение нията и произнесение салавата при омовении каждого органа.

8. Введение мизинца в ушную раковину во время протирания ушей.

9. Шевеление перстня, который свободно сидит на пальце2.

10. Зачерпывать воду для полоскания рта и носа правой рукой, так как правая рука считается более уважаемой в Исламе.

11. Высмаркивание воды из носа левой рукой.

12. Совершать вуду до наступления времени намаза. Исключение делается для извиняемого человека, у которого постоянно нарушается вуду (الْمَعْذُور), — такой человек обязан совершать вуду уже после наступления времени намаза, иначе оно не будет действительно.

13. Произнесение шахады после совершения вуду стоя, повернувшись в сторону киблы.

14. Отпить от оставшейся в сосуде для омовения воды стоя, повернувшись в сторону киблы, либо сидя.

15. После завершения вуду сказать:

الَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِي مِنَ الْمُتَطَهِّرِينَ

16. Отстранение от использования воды, которая была нагрета на солнце в жаркой стране в сосуде из металла, который поддается чеканке (الْمَاءُ الْمُشَمَّس).

17. Предоставлять право другим людям пользоваться твоим сосудом для омовения.

18. Не плескать водой на лицо при омовении.

19. Не вытираться полотенцем после вуду.

20. Омывать сверх границ фарда, например, мыть половину плеча и половину голени (но не более).

21. Троекратное чтение суры «Аль-Кадр» после совершения вуду.

 

 

 

فَصْلُ فِي مَكْرُوهَاتِ الوُضُوء

Раздел о нежелательных действиях в малом омовении

 

Макрух (مَكْرُوه) — это противоположность адабу, т. е. нежелательное.

 

  1. Расточительство в использовании воды (الإِسْرَافُ فِى المَاء).
  2. Чрезмерная экономия воды (التَّقْتِير). Сюда можно отнести омовение органов тела менее трех раз, а также использование настолько малого количества воды, что внешне кажется, что человек не вымыл орган тела, а смазал его3. Согласно хадису, лучше всего придерживаться середины в делах религии, в том числе и в омовении.
  3. Плескать водой на лицо во время омовения (ضَرْبُ الوَجْه), так как лицо в Исламе считается уважаемой частью тела, а подобное действие противоречит этому положению.
  4. Разговоры во время вуду (التَّكَلَمُ بِكَلَامِ النَاس).
  5. Прибегать к помощи другого человека для омовения ُ(الِاسْتِعَانَة).
  6. Троекратное протирание головы, используя каждый раз новую воду (протирать голову трижды той же водой дозволено без макруха)4.

 

  • 1.C целью избежать попадания на одежду и тело использованной воды.
  • 2.Перстень, который плотно прилегает к пальцу, нужно шевелить обязательно, если нет уверенности, что под него попадает вода.
  • 3.Eсли с органа тела стекает менее двух капель, такое омовение вообще не считается действительным.
  • 4.Насчет троекратного протирания головы новой водой в ханафитском мазхабе высказаны разные мнения, например, некоторые шейхи сказали, что это макрух, некоторые, что бид’а, также есть мнение, что данное действие не является ни макрухом, ни сунной. Но в «Марокиль-Фалях» приводится самое сильное мнение, которое подтверждают шейх Ибрагим Халяби и имам Ибн Абидин, и оно состоит в том, что данное действие является макрухом.

 

 

Источник: