Знание привлекательно, и в нём нуждаются каждый. Однако, когда не соблюдается правильная методика её получения, то желаемые результаты не будут достигнуты.

Тенденция самостоятельного обучения, которая стала очень популярной в нынешнее время, фактически способствует разрушению чистых знаний. Бум интернета и ее поисковых систем также способствует этой тенденции. Далее мы глубже раскроем тему «необходимости живого наставника в обучении»

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Получение знаний от квалифицированных ученых, знающих путь (методологию) ученых существенно необходимо.

 

Игнорирование этого правила приведет к заблуждению. На самом деле, система обучения под руководством наставника использовалась во все времена, более того она была практикой наших пророков, мир им, и благочестивых предков. Это единственный способ приобретения чистых достоверных знаний. Дополнительным преимуществом является то, что обучающийся также познает, как проявлять уважение и соблюдать этику к обладателям знания[1].

 

Приведем некоторые доказательства в подтверждении этого:

 

 

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ СВЯЩЕННОГО КОРАНА:

1. В этом мире, всегда будут: а) Те, кто знают, и б) Те, кто не знает. В связи с этим, Всевышний Аллах учит нас в Коране:

 

 

وَمَآ أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ إِلاَّ رِجَالاً نُّوحِيۤ إِلَيْهِمْ فَاسْئَلُوۤاْ أَهْلَ ٱلذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ

 

 

«И до тебя (о, Мухаммад) Мы посылали только мужчин [людей, а не ангелов], которым внушали [давали откровения]; спросите же (о, неверующие мекканцы) людей напоминания [людей, которые знают о ниспосланных ранее книгах], если вы сами не знаете!»   (сура 21, аят 7)

 

2. Священный  Коран был ниспослан Всевышним Аллахом Та’аля как руководство и знание для уммы. Но, без разъяснения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Его смысл невозможно будет понять правильно. Всевышний Аллах обращается к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Священном Коране:

 

وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ ٱلذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

 

«И ниспослали Мы тебе (о, Пророк) Напоминание [Коран], чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано [положения Закона Аллаха], и чтобы они размышляли (о Коране) (и взяли себе из этого наставление)!» (сура 6, аят 44)

 

Это самое сильное, наиболее очевидное доказательство в этом вопросу

 

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ХАДИСОВ

3. Наш Господин Муавийа, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал :

 

«О люди! Приобретайте  знания, ибо они могут  быть приобретены только через обучение с учителем. Вы достигнете понимания только будучи ведомыми к пониманию (посредством учителя). Всевышний Аллах дарует понимание религии тем, к кому Он благосклонен».[2]

 

Есть несколько повествований с аналогичными формулировками, которые можно увидеть в приведенных выше двух источниках.

 

Знаменитый комментатор Сахих Бухари Хафиз ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, разъясняет этот хадис: «Это означает, что достоверное знание – лишь то, что передано от пророков и их наследников (ученых)»

 

Аналогичное объяснение дает имам Бадрудин аль-Айни, да смилуется над ним Аллах, в своем комментарии на Сахих Бухари.

Оба имама оценили этот хадис как «Хасан» (хороший)

 

4. Подчеркивая этот момент имам  аш-Шатыби, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Доказательство этому в достоверном хадисе: «Поистине, Аллах не заберет знания [из этого мира], вырвав его разом, но Он сделает это, забирая ученых [с этого мира]»[3].
Далее он пишет: «следовательно, нет разногласий в том, что ключи от знаний – это их носители»[4].

 

5. Под комментарием хадиса, приведенного выше, Хафиз Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, цитирует хадис из Муснад Ахмада, который говорит:

 

«Действительно уход знания — это уход носителей знания»[5].

 

 

ПРИМЕР ПРОРОКОВ, МИР ИМ.

6. Пророк Дауд, мир ему, как передается, извлек очень много от  Лукмана аль-Хакима, перед тем как получить пророчество[6].

 

7. Лукман аль-Хаким фактически дал такой же совет своему сыну: «О, сын мой! Находись в компании с учеными и ставь свои колени рядом с их коленями, ведь Аллах оживляет сердца мудростью [приобретенной от них] так же, как он оживляет бесплодную землю дождем»[7].

 

8. Сподвижничество пророка Муса, мир ему, с пророком Хидр, мир ему, хорошо известно и передается в Священном Коране

 

9.Наш господин Юша, мир ему, был долгое время с пророком Муса, мир ему, прежде чем получить свое пророчество[8]

 

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ САЛЯФОВ

10.Во времена табиинов, всякий, кто утверждал , что он владеет определенными знаниями, непременно подвергался допросу о том, у кого он эти знания получал.

 

11. Хатиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, знаменитый мухаддис пятого века, в своей книге «Такйид аль-Ильм»[9] пишет: «Многие ученые праведных времен в момент своей смерти: либо сами уничтожали  свои книги либо повелевали другим сделать это от их имени. Это было связано с опасением, что книги в конечном итоге могут оказаться в руках невежественных лиц, которые не поняв залючения автора книги, стали бы понимать их на основании своих выводов».

 

После этого имам привел имена авторитетных ученых, которые поступили подобным образом. Некоторые из них: Имам Абида аль-Салмани, Имам Шу’ба ибн Хаджадж, Имам Абу Киляба и Имам Иса ибн Юнус, да смилуется над ними Аллах[10].

 

12. Когда до имама Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, дошла весть о группе людей, которые сидели в кружке, обсуждая фикх (вопросы юриспруденции) в мечети, он спросил: «Есть ли у них есть лидер (учитель)». Когда он получил отрицательный ответ, то сказал: «Эти люди никогда в жизни не достигнут [истинной сущности] фикха»[11].

 

13. Имама Малика, да смилуется над ним Аллах, однажды спросили, могут ли знания быть приобретены от того, кто не сидел среди ученых [обучаясь только посредством книг]. Он ответил отрицательно и сказал: «Знание не должно приобретаться, кроме как от того, кто запомнил их, находился рядом с учеными, практикует свои знания и является благочестивым»[12].

 

14.  Ибн Рушд аль-Малики, да смилуется над ним Аллах, пишет: «В прежние времена знания были в сердцах людей. Затем они переместились в книги, но ключи все еще оставались у людей. Поэтому студенту обязательно необходим учитель, который откроет для него верный путь понимания»[13].

 

15.Хатиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Ученику необходим учитель, под руководством которого он мог бы учиться и к которому он мог бы обратиться при решение трудных вопросов»[14].

 

МАНХАДЖ САЛЯФОВ

 

16. Имам Шатыби, да смилуется над ним Аллах, упоминает: «Книги без учителя  не пойдут на  пользу студенту в любом случае, если нет ученых которые откроют  правильный путь и объяснят им истину. Это распространенный факт»[15].

 

Тот, кто изучает жизнь ученых прошлого, легко заметит как они проводили рядом с наставниками длительные периоды своей жизни. Обычно такой период называют «Мулязама» (настойчивость) или «Тулю Сухба» (длительное сподвижничество).

 

Это ясно видно в жизни сподвижников и табиинов, а также тех, кто следует за ними. Табиины могли называться  табиинами только после совместного пребывания со сподвижниками, да будет доволен ими всеми Аллах.

 

Простое посещение нескольких уроков (или присутствие на общих лекциях, как это стало обычным в наши дни) не считается «Мулязама» — настойчивостью[16].

 

17.  Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Некоторые люди будут посещать уроки своего учителя в течение тридцати лет!»[17]

 

18 . Приведем довольно исчерпывающих десять примеров :

 

1) Нуайм аль-Муджмир, да смилуется над ним Аллах, провел двадцать лет в компании сайидина Абу Хурайры, да смилуется над ним Аллах.[18]

2) Сабит аль-Бунани, да смилуется над ним Аллах, провел сорок лет с сайидина Анасом, да смилуется над ним Аллах.[19]

3) Нафи бин АбдиЛях сказал: «Я сорок лет посещал уроки имама Малика, да смилуется над ним Аллах.»[20]

4) Аль-Кайнаби также провел двадцать лет с имамом Маликом, да смилуется над ним Аллах.[21]

5) Имам Абдурахман Бин Касим, да смилуется над ним Аллах, провел семнадцать лет с имамом Маликом.[22]

6) Мухаммад ибн Джафар провел с Шуъба, да смилуется над ним Аллах, двадцать лет.[23]

7) Абу Сафван, ‘ Абдуллах ибн’ Абдиль Малик был с Ибн Джурайджем, да смилуется над ним Аллах, в течение десяти лет[24]

8) Мухаммад ибн Башар был с Яхья Аль-Каттан, да смилуется над ним Аллах, в течение двадцати лет.

9) Салама ибн Шабиб провел сорок лет имам Абдур Раззак, да смилуется над ним Аллах.[25]

10) имам Муслим сопровождал Имама Бухари, да смилуется над ним Аллах, в течение шести лет.[26]
19. Ханафитский  ученый, Ибн Нуджайм, да смилуется над ним Аллах, объясняет причину этого: «… И поэтому стало известным, что знания не могут быть достигнуты без постоянного направления [на верный путь], систематических усилий и наставничества».[27]
20. Имам Шатыби, да смилуется над ним Аллах, упоминает: «Доказательство успеха это метода заключается в том, что каждый ученый, придерживающийся прямого пути, который стал популярным и принятым среди людей своей эпохи, на самом деле имел учителя, который в свое время  пользовался тем же успехом».[28]
Также читайте наставление от Имама Шафии, да смилуется над ним Аллах, в конце нашей публикации

 

 

 

Продолжение следует, иншаАллах…

 

 

 

 

Источник

 



[1] «Адабуль ихтиляф» Шейха Мухаммада Аввама, стр 162 и «Маалим Иршадия» стр.159

[2] Табарани и др. см. Фатхуль Бари и Умдатуль Кари

[3] Сахих Бухари, хадис: 100

[4] «Адабуль Ихтиляф», стр. 174

[5] «Фатхуль Бари», Хадис 100

[6] Тафсир «Куртуби»

[7] «Джамиуль Баяниль Ильм», «Маалим Иршадиян» стр. 164

[8] Приводится в введении в «Сахих Муслим»

[9] стр.61

[10] Там же стр.61-62

[11] «Адаб аль-Ихтиляф» стр.164, «Маалим аль-Иршадия», стр.163, «аль-Факих валь-Мутафакких», т.2 стр.83

[12] «Адаб аль-Ихтиляф» стр.165, Маалим аль-Иршадия, стр.163

[13] Примечания к «Адаб аль-Ихтиляф» стр.174, «Маалим аль-Иршадия», стр.174

[14] «Аль-Факих валь Мутафакких», том.2 стр.83, «Насиха ли Ахлиль Хадис», стр.259

[15] «Адаб аль-Ихтиляф», стр.178

[16] см. сноски на «Адаб аль-Ихтиляф», стр .177

[17] «Адаб аль-Ихтиляф» стр.171

[18] «Адаб аль-Ихтиляф» стр.171

[19] «Адаб аль-Ихтиляф», стр.171

[20] «Адаб аль-Ихтиляф», стр.172

[21] «Тартибуль Мадарик»

[22] «Тартибуль Мадарик», «Сафахат мин Сабр аль-Уляма», стр.116

[23] «Хулясат аль-Хазраджи», стр.330

[24] «Сахих Муслим», хадис: 3353

[25] «Аль-Джамиъ, Ахляк ар-Рави» , том.2 стр.265

[26] «Сияр Аълям ан-Нубаля»

[27] «Адаб аль-Ихтиляф» стр. 17

[28] «Адаб аль-Ихтиляф», стр.176

Источник: taalib.ru