Сегодняшние реалии таковы, что истинное понимание братства в исламе остается лишь в книгах. На деле мусульмане сегодня так разрозненны и поделены на группы, что каждая из них считает себя более праведной и лучше другая. Порой доходит даже до ненависти к своему брату, отсутствует элементарное взаимоуважение. «Поистине, верующие в Аллаха и Его посланника – братья» (Сура 49, аят 10) – остается аятом, который, к сожалению, уже не практикуется среди многих мусульман.
Каково оно понятие мусульманского братства? Как уважали друг друга сподвижники пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха)? Чтобы понять это, нам необходимо обратиться к хадисам.
Начнем с самого актуального хадиса сегодня, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) наставляя свою умму говорил:
«لَا تَحَاسَدُوا، وَلَا تَنَاجَشُوا، وَلَا تَبَاغَضُوا، وَلَا تَدَابَرُوا، وَلَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ، وَكُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إخْوَانًا، الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ، لَا يَظْلِمُهُ، وَلَا يَخْذُلُهُ، وَلَا يَكْذِبُهُ، وَلَا يَحْقِرُهُ، التَّقْوَى هَاهُنَا، وَيُشِيرُ إلَى صَدْرِهِ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ، بِحَسْبِ امْرِئٍ مِنْ الشَّرِّ أَنْ يَحْقِرَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ، كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ: دَمُهُ وَمَالُهُ وَعِرْضُهُ».
رَوَاهُ مُسْلِمٌ [رقم:2564].
“Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, (и поэтому) не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни обманывать его, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность (скрыта) здесь!”, — и (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) трижды указал (рукой) себе на грудь (, после чего сказал): “Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» (Этот хадис передал Муслим 2564).
Даже если не обращать внимание на другие хадисы, то приведенный хадис нам рассказывает о самых главных аспектах мусульманского братства и те тезисы, которые озвучены в нем, как раз не соблюдаются многими.
Но ведь есть и другие хадисы, которые необходимо знать, чтобы понять суть братства в исламе: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере» — передано имамом Муслимом.
«Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него несчастье на том свете». – также передал имам Муслим.
«Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении в течение двух лет» — передано Хакимом.
«Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе» – передал имам Ахмад.
«Кто желает отдаления от ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог – Один, и Мухаммад – Его посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие» — передано Хакимом.
«Поистине, самые любимые деяния перед Аллахом после обязательных фардов — это приносить радость мусульманину» — передано Ат-Табарани.
Но, наверное, самым главным наставлением в данной статье будет являться этот хадис: «В любви и милосердии друг другу верующие подобны единому телу: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна» — Бухари и Муслим.
Мы специально не будет делать никаких выводов, потому что они напрашиваются сами. Каждый из нас, прочитав данные хадисы поймет, что узы того братства, которые хотел вложить в свою умму пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, многими мусульманами сегодня не практикуются, за редким исключением тех, кому оказал милость Всевышний Аллах.
О Аллах, сделай нас из тех, кто прислушивается к наставлениям и следует за наилучшими из них!
*»(Тагафуль) т.е. качество не замечать недостатки людей,* всегда являлось одним из наивысших нравов почетных людей. Ведь люди, созданы так, что постоянно ошибаются. И если человек будет обращать внимание и придираться к каждой ошибке, то утомит себя и утомит других. Разумный же, не подходит дотошно к каждому большому и мелкому вопросу в отношении своей семьи, любимых, друзей и соседей.
Поэтому имам Ахмад говорил: *»Девяносто процентов благих нравов в «тагафуле». (т.е. качестве не замечать недостатки людей)*
?См. Тахзиб аль-камаль 19/370