[О побуждении получать знания в юношестве]
Совершеннолетнему юноше необходимо знать, что со дня своего совершеннолетия он обязан познавать Всевышнего Аллаха посредством доводов, а не через слепое следование (таклид).
В качестве довода [существования Аллаха] ему достаточно посмотреть на себя, поразмыслить о гармоничности своего устройства. Из этого он познает, что для такого порядка необходим тот, кто сотворил его таким образом. Подобно тому, как для возведения любого здания необходим строитель, для создания организма необходим Творец.
Человек должен знать, что к нему ниспослали двух ангелов, которые сопровождают его всю жизнь, записывают его деяния и показывают их Всевышнему Аллаху.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают о том, что вы совершаете»[1].
Мухаммад бин аль-Фазль[2] сказал: «Уже сорок лет я не диктовал своим писцам плохого. Если бы я совершил это, то постыдился бы их».
Пусть человек проанализирует свои деяния, которые записываются; если он ошибся, то пусть загладит ошибку покаянием и искуплением этого дела.
Юноша должен притуплять свой взор, поистине, Всевышний Аллах говорит: «Скажи верующим, чтобы притупляли свой взор»[3].
Также Всевышний Аллах сказал: «Взгляд на женскую красоту является ядовитой стрелой сатаны. Того, кто откажется от такого взгляда ради моего довольства, я наделю таким иманом, сладость которого он ощутит в своём сердце»[4].
Тот, кто будет притуплять взор – спасётся.
Пусть человек довольствуется одной женой и не позволяет себе наслаждаться многими женщинами, потому что это рассеивает сердце, ослабляет энергию, и этому не будет конца.
Полезное примечание
Некоторые праведные предшественники говорили, обращаясь к самому себе: «Для тебя нет другого пропитания, кроме этого ломтика (хлеба) и этой женщины (то есть его одной жены), если хочешь, прояви терпение или же погибни!»
Большое количество учёных в старости сожалели о пройдённом юношеском периоде и оплакивали допущеные тогда упущения. Пусть же тот, кто хочет сесть, подольше постоит, а тот, кто ослабнет, пусть много постится.
Люди делятся на три вида:
- те, кто совершал много благого и были постоянны в этом – они из числа преуспевших,
- те, кто занимался как хорошим, так и плохим, совершал ошибки – они из числа потерпевших убыток,
- и те, кто был постоянен в грехах и упущениях – они из числа погибших.
Пусть молодой человек поразмыслит над тем периодом, в котором он находится сейчас, подобного периода в жизни у него не будет! Обрати внимание на ценность товара, который ты имеешь, и на его высокую цену.
Терпение и ещё раз терпение! Юношу, который проявляет терпение в поисках желаемого, который не женится, хотя он полон сил – хвалят за это, говоря: «Ты хорошо поступил». Так пусть юноша проявит терпение, чтобы ему сказали в Судный День: «Это ваш день»[5]. Пусть он остерегается ошибок в молодости, поистине, такие деяния подобны отвратительному изъяну на красивом товаре.
Тот, кто ошибался в молодости, пусть посмотрит, где же сейчас сладость юности? Осталось ли что-либо, кроме вечного сожаления, при воспоминании о котором сердцу становится больно и которое для сердца является наказанием?! Кто порвёт покрывало богобоязненности – продастся за мелочь!
Абу Касим Джунайд[6] (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Если раб будет покорен Аллаху тысячи лет, а потом на миг отвернётся от него, то упущенное им окажется больше полученного».
Некоторые праведные предшественники[7] (да смилуется над ними Аллах) говорили: «Я бы хотел, чтобы мне отрезали руку и взамен простили грехи моей молодости».
Однажды в проповеди я сказал: «О юноша! Ты находишься в пустыне с драгоценными камнями, и ты хочешь вместе с ними войти в город. Остерегайся встретиться с обольщающей страстью, которая бесплатно купит то, что есть у тебя. И когда ты войдёшь в город и увидишь тех, кто получил прибыль, ты скажешь: «О горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху»[8], но вряд ли твоё сожаление вернёт потерянное».
Я сочинил стихи с подобным смыслом:
Юность – тьма для идущего по прямому пути, из-за юности заблуждается невежда,
Подави его благолепным терпением и будь постоянен в посте, он подобен напильнику.
Сохрани свой язык от лишнего, береги его, как берегут драгоценный камень,
Опускай свой взор перед запретным и довольствуйся дозволенным, завтра будешь ты восхвален.
Оставь прихоти юности, Аллах любит терпеливых, запасайся в этот период,
Воздержание от прихотей – короткий сон. Держись и обманывай прихоти, которые не засыпают.
Будешь восхвален, если оставишь страсти, будешь обрадован богатой жизнью,
Если хочешь славу – прояви терпение, поистине, слава ждёт в конце длинного пути!
Автор: Ибн Джаузи
Продолжение следует, иншаАллах..
[1] Сура Инфитар, 10-12 аяты.
[2] Абу Абдуллах Мухаммад бин Фазл бин Аббас аль-Балхи являлся одним из больших имамом Хорасана. Умер в 319 году по хиджре.
[3] Сура Нур, 30 аят.
[4] Привёл Хаким, 4/313.
[5] Автор указывает на 103 аят суры Анбия из Священного Корана, в которой Всевышний Аллах говорит: «Не опечалит их (то есть праведников) величайший ужас (то есть смерть), а ангелы встретят их словами: «Вот ваш день, который был вам обещан»».
[6] Абу Касим Джунайд аль-Багдади – один из великих учёных Ислама и имам суфиев. Родился и умер в 297 г. х. в городе Багдаде.
[7] Эти слова были сказаны Абу Бакром бин Айаш (да смилуется над ним Аллах).
[8] Сура Аз-Зумар, 56 аят.