Когда разрешено, желательно или обязательно прерывать молитву (намаз) по Ханафитскому мазхабу?

متى يباح ومتى يستحب ومتى يجب قطع الصلاة. الفقه الحنفي

1. Когда можно (мубах) прервать молитву?

Пишет имам Аляуддин аль-Хаскафи аль-Ханафи:

«Разрешено (мубах) ее прерывать по причине того, что подобно убийству змеи, бегству животного, закипанию кастрюли (с едой), утрате того, что достигает в стоимости дирхама, будь оно в его собственности или в собственности кого-то другого».

Пояснения имама Ибн Абидина аль-Ханафи:

«Слова:  «Разрешено ее прерывать», — когда это обязательная молитва».

«Слова: «По причине того, что подобно убийству змеи», — то есть когда он убивает ее совершая много движений».

«Слова: «Бегству животного», — … и также из опасения нападения волка на пасущихся овец».

«Слова: «Закипанию кастрюли (с едой)», — это явно ограничено тем, что сказано после: чтобы утрата достигала в стоимости дирхама. Независимо от того, принадлежит то, что в котле, ему, или кому-то другому».

«Слова: «Утрате того, что достигает в стоимости дирхама (2,975 г. серебра)». — Сказано в «Маджма’ ар-риуаят»: «Потому что то, что меньше этого, ничтожно. Не прерывают молитву ради этого».

متى يباح قطع الصلاة؟

قال الإمام علاء الدين الحصكفي الحنفي: «وَيُبَاحُ قَطْعُهَا لِنَحْوِ قَتْلِ حَيَّةٍ، وَنَدِّ دَابَّةٍ، وَفَوْرِ قِدْرٍ، وَضَيَاعِ مَا قِيمَتُهُ دِرْهَمٌ (2.975 غرام فضة) لَهُ أَوْ لِغَيْرِهِ».

توضيحات الإمام ابن عابدين الحنفي:

— (قَوْلُهُ وَيُبَاحُ قَطْعُهَا) أَيْ وَلَوْ كَانَتْ فَرْضًا
— (قَوْلُهُ لِنَحْوِ قَتْلِ حَيَّةٍ) أَيْ بِأَنْ يَقْتُلَهَا بِعَمَلٍ كَثِيرٍ
— (قَوْلُهُ وَنَدِّ دَابَّةٍ) أَيْ هَرَبِهَا، وَكَذَا لِخَوْفِ ذِئْبٍ عَلَى غَنْمٍ
— (قَوْلُهُ وَفَوْرِ قِدْرٍ) الظَّاهِرُ أَنَّهُ مُقَيَّدٌ بِمَا بَعْدَهُ مِنْ فَوَاتِ مَا قِيمَتُهُ دِرْهَمٌ؛ سَوَاءٌ كَانَ مَا فِي الْقِدْرِ لَهُ أَوْ لِغَيْرِهِ
— (قَوْلُهُ وَضَيَاعِ مَا قِيمَتُهُ دِرْهَمٌ) قَالَ فِي مَجْمَعِ الرِّوَايَاتِ: لِأَنَّ مَا دُونَهُ حَقِيرٌ فَلَا يَقْطَعُ الصَّلَاةَ لِأَجْلِهِ

2. Когда желательно прервать молитву?

Пишет имам Аляуддин аль-Хаскафи аль-Ханафи:

«Желательно прерывать ее из-за позывов какой-либо из двух скверных нужд, и также чтобы выйти из разногласия, если не опасается, что выйдет время молитвы или что он упустит коллективное ее совершение».

Пояснения имама Ибн Абидина аль-Ханафи:

«Слова: «Желательно прерывать ее из-за позывов какой-либо из двух скверных нужд». Если эти позывы отвлекают его сердце от молитвы и лишают смиренности, но он продолжит и закончит молитву, то будет за совершение этого ослушавшимся, поскольку совершил порицаемое в запретной степени (макрух тахриман). Из этого следует, что прерывать молитву обязательно (уаджиб), а не желательно. На это указывает уже упомянутых хадис:

«Не разрешено тому, кто верует в Аллаха и Судный день, совершать молитву, сдерживая себя, пока не облегчится».

О Аллах, иначе может быть только если отнести то, что здесь (из слов аль-Хаскафи) к положению, когда эти (позывы) не отвлекают молящегося».

«Слова: «И также чтобы выйти из разногласия». В «аль-Хазаин» сказано: «Чтобы избавиться от скверны (наджасы), которая не препятствует (совершению молитвы), чтобы выйти из разногласия». И то, что тут (у аль-Хаскафи) более обширно, так как охватывает ситуации вроде прикосновения посторонней женщины».

متى يستحب قطع الصلاة؟

قال الإمام علاء الدين الحصكفي الحنفي: «وَيُسْتَحَبُّ لِمُدَافَعَةِ الْأَخْبَثَيْنِ، وَلِلْخُرُوجِ مِنْ الْخِلَافِ إنْ لَمْ يَخَفْ فَوْتَ وَقْتٍ أَوْ جَمَاعَةٍ».

توضيحات الإمام ابن عابدين الحنفي:

— (قَوْلُهُ وَيُسْتَحَبُّ لِمُدَافَعَةِ الْأَخْبَثَيْنِ) … إنْ كَانَ ذَلِكَ يَشْغَلُهُ أَيْ يَشْغَلُ قَلْبَهُ عَنْ الصَّلَاةِ وَخُشُوعِهَا فَأَتَمَّهَا يَأْثَمُ لِأَدَائِهَا مَعَ الْكَرَاهَةِ التَّحْرِيمِيَّةِ، وَمُقْتَضَى هَذَا أَنَّ الْقَطْعَ وَاجِبٌ لَا مُسْتَحَبٌّ. وَيَدُلُّ عَلَيْهِ الْحَدِيثُ الْمَارُّ «لَا يَحِلُّ لِأَحَدٍ يُؤْمِنُ بِاَللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ أَنْ يُصَلِّيَ وَهُوَ حَاقِنٌ حَتَّى يَتَخَفَّفَ» اللَّهُمَّ إلَّا أَنْ يُحْمَلَ مَا هُنَا عَلَى مَا إذَا لَمْ يَشْغَلْهُ. — (قَوْلُهُ وَلِلْخُرُوجِ مِنْ الْخِلَافِ) عِبَارَتُهُ فِي الْخَزَائِنِ وَلِإِزَالَةِ

نَجَاسَةٍ غَيْرِ مَانِعَةٍ لِاسْتِحْبَابِ الْخُرُوجِ مِنْ الْخِلَافِ وَمَا هُنَا أَعَمُّ لِشُمُولِهِ لِنَحْوِ مَا إذَا مَسَّتْهُ امْرَأَةٌ أَجْنَبِيَّةٌ

3. Когда обязательно прерывать молитву?

Пишет имам Аляуддин аль-Хаскафи аль-Ханафи:

«Обязательно (уаджиб) (прерывать молитву) для спасения находящегося в беде, тонущего, тому, кому угрожает пожар. Не из-за того, что позвали родители, когда это не зов о спасении, кроме как если он совершает дополнительную молитву — тогда если знает (родитель), что он совершает молитву, то не проблема не ответить (на зов родителя), а если не знает, то должен ему ответить».

Пояснения имама Ибн Абидина аль-Ханафи:

«Слова: «Для спасения находящегося в беде», — если он имеет возможность это сделать. Независимо от того, воззвал он (находящийся в беде) о спасении к молящемуся, или не обратил свой зов о спасении к кому-то конкретному. И подобно этому опасение, что слепой упадет в колодец, если преобладает мнение, что он упадет».

«Слова: «Не из-за того, что позвали родители», — имеются ввиду предки по основным линиям, даже если дальние». (Т.е. отец, мать, дед по линии отца или матери, бабушка по линии отца или матери, прадед, прабабушка и т.д.)

«Слова: «Кроме как если он совершает дополнительную молитву», — то есть тогда он обязательно (уаджиб) должен ответить на их зов, даже если этот зов не о спасении. Потому что был осужден поклоняющийся из Бани Исраиль за то, что не ответил (на зов матери). И высказался пророк, мир ему и благословение Аллаха, на этот счет в следующем смысле: «Если бы он был факыхом (знатоком права, обладателем понимания в религии), то ответил бы своей маме». Это если (родитель) не знает, что он совершает молитву. А если знает, то отвечать (на его зов) не обязательно, однако сделать это предпочтительнее, как понимается слов «не проблема».

И еще один обязательный случай был упомянут в предыдущем пункте. Сказал имам Ибн Абидин:

«Если эти позывы (по нужде) отвлекают его сердце от молитвы и лишают смиренности, но он продолжит и закончит молитву, то будет за совершение этого ослушавшимся, поскольку совершил порицаемое в запретной степени (макрух тахримий). Из этого следует, что прерывать молитву обязательно (уаджиб)».

См. «Радд аль-мухтар» 1/654-655.

متى يجب قطع الصلاة؟

قال الإمام علاء الدين الحصكفي الحنفي: «وَيَجِبُ لِإِغَاثَةِ مَلْهُوفٍ وَغَرِيقٍ وَحَرِيقٍ، لَا لِنِدَاءِ أَحَدِ أَبَوَيْهِ بِلَا اسْتِغَاثَةٍ إلَّا فِي النَّفْلِ، فَإِنْ عَلِمَ أَنَّهُ يُصَلِّي لَا بَأْسَ أَنْ لَا يُجِيبَهُ، وَإِنْ لَمْ يَعْلَمْ أَجَابَهُ».

توضيحات الإمام ابن عابدين الحنفي:

— (قَوْلُهُ لِإِغَاثَةِ مَلْهُوفٍ) سَوَاءٌ اسْتَغَاثَ بِالْمُصَلِّي أَوْ لَمْ يُعَيِّنْ أَحَدًا فِي اسْتِغَاثَتِهِ إذَا قَدَرَ عَلَى ذَلِكَ، وَمِثْلُهُ خَوْفُ تَرَدِّي أَعْمَى فِي بِئْرٍ مَثَلًا إذَا غَلَبَ عَلَى ظَنِّهِ سُقُوطُهُ
— (قَوْلُهُ لَا لِنِدَاءِ أَحَدِ أَبَوَيْهِ إلَخْ) الْمُرَادُ بِهِمَا الْأُصُولُ وَإِنْ عَلَوَا
— (قَوْلُهُ إلَّا فِي النَّفْلِ) أَيْ فَيُجِيبُهُ وُجُوبًا وَإِنْ لَمْ يَسْتَغِثْ لِأَنَّهُ لِيمَ عَابِدُ بَنِي إسْرَائِيلَ عَلَى تَرْكِهِ الْإِجَابَةَ. وَقَالَ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — مَا مَعْنَاهُ. لَوْ كَانَ فَقِيهًا لَأَجَابَ أُمَّهُ، وَهَذَا إنْ لَمْ يَعْلَمْ أَنَّهُ يُصَلِّي. فَإِنْ عَلِمَ لَا تَجِبَ الْإِجَابَةُ. لَكِنَّهَا أَوْلَى كَمَا يُسْتَفَادُ مِنْ قَوْلِهِ لَا بَأْسَ
— إنْ كَانَ ذَلِكَ يَشْغَلُهُ أَيْ يَشْغَلُ قَلْبَهُ عَنْ الصَّلَاةِ وَخُشُوعِهَا فَأَتَمَّهَا يَأْثَمُ لِأَدَائِهَا مَعَ الْكَرَاهَةِ التَّحْرِيمِيَّةِ، وَمُقْتَضَى هَذَا أَنَّ الْقَطْعَ وَاجِبٌ

انظر: «رد المحتار على الدر المختار» 1/ 654-655.

Источник