Некоторые люди, конечно, удивятся тому, что мы затронули эту тему, потому что даже и не предполагают, что разрыв родственных отношений – грех, а другие, возможно, и понимали, что этот поступок плох, но не думали, что это – тягчайший грех.
У имама аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) есть книга, которая называется «Китаб аль-Кабаир» (книга про большие грехи), в этой книге он упоминает семьдесят тягчайших грехов, которые существуют, среди них лидирующее место занимает разрыв родственных отношений (девятое место из семидесяти).
Этот грех опережает в упоминании даже грех прелюбодеяния, потому что прелюбодеяние можно скрыть от людей, однако разрыв отношений между родственниками происходит явно и между людьми, а не только между Аллахом и рабом.
А теперь, прежде чем мы напишем о грехе из Корана и Сунны, давайте задумаемся, какие причины нас заставляют оборвать родственные связи? Очень многим людям придёт в голову мысль о материальном, вроде как: «Он не пришёл на свадьбу моего сына или дочки» или «не дал взаймы денег» и т.д.
Есть причины похуже и бесчеловечнее, что задумываешься об имане таких мусульман, к примеру, человек разрывает родственную связь, думая: «Он нищий. Какой прок мне от общения с ним? Он не нужен мне» или «Аллах мне дал имущество, значит меня любит, а ему (родственнику) не дал, значит я тоже не должен» и поэтому не поддерживает связи с родственником, чтобы не просили или не пришлось материально помогать нуждающемуся родственнику.
Представьте, человек так нуждается в поддержке близких, а близких нет рядом. Про это явление Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек, у которого есть слабые родственники (то есть бедные, немощные), и он не проявляет к ним красивый нрав, расходует милостыню не им, то Аллах не примет милостыню этого человека и даже не посмотрит в День Суда (лишит милости)» (ат-Табарани от АбуХурайры (да будет доволен им Аллах).
Есть вещи, которые человек не сможет контролировать, даже если он самый богатый, имеющий власть: это такие явления, как бедность, нищета, болезни, беды, смерть. В любой момент Аллах может сделать так, что самый богатый может нуждаться в самом бедном родственнике, пусть и нематериально даже, а просто в человеческом отношении.
К примеру:
Один богатый и гордый человек ездил на шикарных, дорогих машинах, имел очень сильные связи, друзей и, конечно, даже в сторону бедных и нуждающихся родственников не смотрел.
Однажды он попадает в автокатастрофу. После этой трагедии он остался инвалидом, друзей стало всё меньше и меньше, а власть перешла в руки других, и он практически остался один. Никому не нужный «немощный инвалид».
И единственные люди, у которых болело сердце за этого юношу, это были его близкие родственники, которые переживали за него. Да, могут исчезнут друзья, власть, богатство, но не исчезнут родственные чувства, другие люди могут просто отвернуться, но родственники нет, просто нужно сохранять отношения ради Аллаха, хотя бы приветствием «ас-Салям», как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Держите родственную связь хотя бы приветствием» (ат-Табарани, аль-Баззар).
Конечно, не только в беде, но и в радости нужно поддерживать родственников, всегда нужны близкие люди, которые во всём тебя поддержат и будут рядом.
Человек, который сохраняет связи ради Аллаха и завета Посланника Аллаха (мир ему и благословение), совершает благое дело, ведь подчиняться Аллаху, Его посланнику и есть благое дело. Целью самой жизни для человека являются испытания и подчинение Аллаху и Пророку (мир ему и благословение).
Посланник Аллаха сказал: «Тот, кто уверовал в Аллаха и День Суда, пусть поддерживает родственные связи» (аль-Бухари, Муслим). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не разрывал отношения с родственниками, даже если они были многобожниками.
Грех разрыва родственных отношений
Говоря о грешности этого поступка, приведём слова Аллаха из Корана:
أُولَئِكَ الَّذِينَ لَعَنَهُمُ اللَّهُ فَأَصَمَّهُمْ وَأَعْمَى أَبْصَارَهُمْ
Смысл: «Те (которые сеяли смуту на земле и обрывали родственные связи), которых Аллах проклял и затем оглушил и ослепил их взор» (сура «Мухаммад», аят 23). То есть Аллах проклинает таких людей, а их уши Аллах оглушит от слышания истины и ослепит их сердца в следовании за истиной, и, конечно, их ожидают мучения Ада.
Ещё бы, ведь в Исламе единство уммы (общины) также зависит от единства родственников.
Посланник Аллаха сказал: «Человек, который разрывает родственные связи, в Рай не войдёт» (имам аль-Бухари, Муслим, Ахмад). Также Али ибн аль-Хусайн (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, сынок! Не дружи с тем, кто оборвал родственные связи, ибо я нашёл такого человека проклятым в книге Аллаха, в трёх местах» (имам аз-Захаби книга «аль-Кабаир» стр 58).
Передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), рассказывал о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: «Я буду критиковать человека, который оборвал родственные связи, до тех пор, пока не уйдёт от нас такой (если есть)» – не встал никто, кроме одного юноши, который сидел на краю маджлиса (собрания учёных).
Этот юноша пошёл к своей тёте, с которой не держал связь два года и сделал перемирие с ней, тётя спросила его: «А почему ты решил придти ко мне?», и тот рассказал: «Абу Хурайра упрекал того, кто оборвал родственные связи, пока не уйдёт с места собрания», тогда тётя сказала: «Вернись к Абу Хурайре и спроси, почему он так сделал», тот пошёл и спросил, на что Абу Хурайра ответил:
«Я слышал, как Посланник Аллаха рассказывал, что там, где сидит человек, оборвавший родственные связи, не ниспосылается милость Аллаха» (аль-Асбахани, ат-Табарани).
Таких историй и хадисов о грешности этого поступка много, и нужно быть очень внимательными и воспринимать то, что говорят Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение).
Кто такой «поддерживающий родственную связь»?
Конечно, если у человека всё хорошо, это прекрасно, однако бывает момент, когда одна из сторон не идёт на перемирие, и уже принципиально другая сторона также отказывается от перемирия, и это один из очень тяжёлых случаев, когда человек узнаёт степень искренности перед Аллахом.
Посланник Аллаха сказал: «Не тот поддерживающий родственные связи, кто делает это одолжением (или ищет обоюдности сторон), а тот, кто сохраняет связь, даже если оборвали с ним» (имам аль-Бухари, имам Ахмад). То есть идёт навстречу.
Человек, который первым пойдёт навстречу и будет стараться держать связь, иншааллах, первым (чем оппонент) в Рай войдёт.
Очень частый вопрос…
Если мой родственник – заблудший?
Когда от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) отвернулись все в начале призыва, даже родственники, Сам Аллах сказал: «Увещевай близких родственников». Аллах не сказал просто «соседей», «друзей», а сказал «близких родственников», которые, возможно, не прислушаются, но хотя бы не унизят, потому что унижение человека, есть унижение и родственников этого человека.
Мы знаем дядю Пророка (мир ему и благословение) Абу Ляхаба, который был врагом Аллаха и Ислама, однако ни через кого не было передано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разорвал с ним родственные отношения или сказал: «Он мне не дядя», наоборот, когда один из сподвижников ругал Абу Ляхаба, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не ругай его, ведь он – мой дядя».
Конечно, Пророк (мир ему и благословение) никогда не мирился с самим многобожием как идеологией. Такой же пример можно привести в отношении тех, у которых родственники не мусульмане то есть пусть поддерживают связь хотя бы на уровне приветствия.
Если есть у вас знания, то, как и Посланник Аллаха (мир ему и благословение), нужно призывать красивым нравом и речью. Как говорится, «если заблудшие как утопающие, то нужно им помогать, а не отворачиваться». Если у вас не получается, то нужно просто ограничиться приветствием и помощью в нуждах.
Пока у очень многих народов есть такая традиция, как объединяться и стараться держать связь с родственниками, однако сегодня мусульманам хотят навязать так называемый «цивилизованный мир», в котором и цивилизации то нет. Некоторые видят своих родственников только на свадьбах и похоронах, и круглый год даже не вспоминают друг друга.
Также под словами «поддерживание связи» не нужно понимать, что нужно сутками быть с друг другом или встречаться для совершения запретного. Человек просто помогает в любой дозволенной нужде, будет иногда ходить в гости, будет милосердно относиться к семье и т.д.
Да поможет нам Аллах в соблюдении написанного.
Источник: islam.ru