Вопрос:
Я прочитал две фетвы относительно того, что нарушает пост в Рамадан, и мне кажется, что эти ответы противоречат друг другу:
Вопрос 1: Если я поел по забывчивости во время поста?
Ответ: Если человек поел, забыв, что он постится, его пост не нарушается, независимо от того, что он съел
Вопрос 2: Я по ошибке проглотил воду во время совершения омовения, что мне делать?
Ответ: Совершение подобного действия по ошибке нарушает пост. Однако, в вашем случае необходимо будет только восполнить его.
Какая разница между этими двумя действиями: когда человек делает вуду и забывает, что он постится и глотает воду, и когда человек забывает, что он постится, и ест?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Данная путаница проистекает из-за непонимания формулировок, используемых в этих ответах. Данное решение никак не изменяется от того, съел ли человек что-то или выпил. Разница основана на том, по забывчивости человек поел или попил, или сделал это случайно, по ошибке.
Есть разница, сделал ли человек некое действие во время поста по забывчивости или по ошибке. Совершение какого-то действия по забывчивости относится к действиям, когда человек забыл, что держит пост и машинально съел или выпил что-то; совершение действия по ошибке относится к тем действиям, когда человек отдает себе отчет, что сейчас пост, но случайно проглатывает что-то (1).
Еда или питье по забывчивости не нарушает пост, в то время как случайное проглатывание чего-то нарушает его.
А Аллах знает лучше.
Набиль Вали, студент Даруль-Ифта. Лусака, Замбия.
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
________________________
[1] حاشية الطحطاوي على مراقي الفلاح شرح نور الإيضاح (ص: 657)
«ناسيا» النسيان عدم استحضار الشيء عند الحاجة كذا في الشرح. وقيد بالناسي للاحتراز عن المخطىء وهو الذاكر للصوم غير القاصد للفطر بأن لم يقصد الأكل ولا الشرب بل قصد المضمضة أو اختبار طعم المأكول فسبق شيء منه إلى جوفه أو باشر مباشرة فاحشة فتورات حشفته فإنه يفسد