Существует в общей сложности около 50-ти действий, которые нарушают пост и требуют его восполнения, но не требуют совершения каффары:
1. Человек съел сырое зерно риса, муку или сырое тесто1.
2. Человек съел большое количество соли за раз (в отличие от малого количества).
3. Человек съел землю2 при условии, что поедание земли не является для него обычным делом.
4. Человек съел мелкие семечки растения или хлопок.
5. Человек съел бумагу (например, страницу из книги).
6. Человек съел неспелую айву (не варёную и не солёную).
7. Человек съел неспелый орех или спелый орех, но вместе со скорлупой. Но, если человек съел неспелый миндальный орех вместе с кожурой, на него ложится обязанность совершения каффары, потому что у миндального ореха нет твёрдой скорлупы3.
8. Человек съел маленький камень (щебень), железо, медь, золото, серебро и т. п. То же относится к крупному камню, даже если он драгоценный.
9. Человек поставил себе клизму или глубоко промыл нос4.
10. Человеку не по его воле налили в рот воды (так, что он не имел возможности выплюнуть её и вода сама прошла внутрь).
11. Человек закапал себе в ухо жидкость (воду, масло, жир), и жидкость дошла до среднего уха. Закапывание масла или жира в ухо нарушает пост, согласно иджме учёных ханафитского мазхаба. Но относительно воды в книге «Аль-Мухит» сказано, что закапывание её в ухо не нарушает пост вообще, и это мнение считается достоверным (ас-сахих). Однако самым верным мнением в мазхабе является то, что закапывание в ухо воды нарушает пост, но не требует каффары.
12. Человек ввёл лекарство через рану на животе так, что оно попало внутрь желудка.
13. Человеку через рану на голове ввели лекарство, которое достигло мозга. При этом не имеет значения, какое это было лекарство — твёрдое или жидкое.
14. Человеку в рот попала вода во время дождя или снег, и он не смог сплюнуть попавшую в рот влагу, например, потому что шёл навстречу сильному ветру (т. е. проглотил капли дождя или снег невольно).
15. Человек по ошибке проглотил воду во время полоскания рта (мадмада), а также случай, когда во время промывания носа (истиншак) при совершении омовения, человек слишком сильно втянул воду в нос (так, что она достигла мозга).
16. Человека заставили поесть, попить или совершить половой акт. Если женщину заставили совершить с мужем половой акт, на ней не будет обязанности совершить каффару даже в том случае, если она впоследствии перестала сопротивляться принуждению.
17. Женщина (будь то рабыня или свободная) прервала пост из страха, что не сможет выполнить тяжёлую домашнюю работу, которая лежит на ней, и заболеет5.
18. Человеку во сне ввели в рот воду так, что она достигла внутренних органов.
19. Человек поел или попил по забывчивости и, решив, что его пост уже не действителен, сознательно нарушил пост. Даже если ему известен хадис на этот счёт6, совершать каффару не нужно. Каффара не налагается потому, что существует мнение, которое передаётся от имама Малика, что нарушение поста по забывчивости делает его недействительным. То же касается случая, когда человек совершил по забывчивости половой акт, а затем вспомнил, что постится, решил, что пост уже не является действительным, и продолжил половой акт намеренно либо намеренно принял пищу.
20. Человек нарушил пост посредством принятия пищи, питья или совершения полового акта, при этом выразил намерение на пост днём7 или не конкретизировал, какой именно пост собирается держать. Причина отсутствия каффары в том, что, по мнению имама Шафии, да будет доволен им Аллах, ният нужно обязательно совершать в ночное время и конкретизировать вид поста, иначе пост не будет действительным.
1.
Подразумевается, что человек съел эти вещи без масла, жира и т. п. и не посыпал их сахаром перед употреблением.
2.
Исключая песок «армани», который раньше принимали женщины во время беременности. Если человек принял данное лекарство, он обязан совершить каффару.
3.
Считается, что в данном случае человек получает пользу или наслаждение, в отличие от случая, когда он съел орех вместе со скорлупой.
4.
Имеется в виду, что в нос было введено много воды либо лекарство, как делают больным гайморитом.
5.
Приводится в книге «Ат-Татархания».
6.
«Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост», — который приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи.
7.
Т. е. в период от солятуль-фаджр до «дахватуль-кубра».
21. Мусафир совершил намерение поститься на следующий день. День наступил, мусафир постился и прибыл в место, где решил остановиться на 15 дней (или больше), и до захода солнца нарушил пост, уже не будучи путником. В этом случае из-за того, что человек был мусафиром, ему делается послабление, и каффара не назначается, хотя прерывать пост для него было харамом.
22. Оседлый мусульманин с ночи обозначил намерение поститься на следующий день и после наступления времени солятуль-фаджр отправился в путь, но в пути нарушил пост. Каффара не налагается как послабление для путника, но если мусафир вернулся домой (например, забыл какую-то вещь), а затем нарушил пост до того, как покинул населённый пункт, он должен совершить каффару.
23. Человек во время Рамадана не ел, не пил и не совершал никаких других действий, нарушающих пост, но при этом не имел намерения поститься.
24. Человек совершает сухур (или половой акт), при этом сомневаясь наступил ли фаджр1, а в последствии оказывается, что фаджр к тому моменту уже наступил. В данном случае пост нарушается и на человека ложится грех за то, что он не проследил за тем, настал ли уже фаджр, хотя каффару совершать не нужно. Если человеку так и не удалось узнать, наступил ли уже фаджр, когда он совершал сухур (или половой акт), или нет, его пост считается действительным, и на нём не лежит обязанность восстановления дня поста (и тем более каффары).
25. При размышлении о том, наступил ли магриб, уверенность преобладала над сомнением2, и человек совершил ифтар, но оказалось, что он ошибся и прервал пост раньше времени. Каффару в данном случае совершать не нужно, однако если у человека была уверенность только на 50% и он раньше времени совершил ифтар, на него ложится обязанность каффары, помимо восполнения дня поста. Если человек был уверен, что наступил магриб только на 50%, прервал пост, а потом так и не смог выяснить, вовремя ли он совершил ифтар, его пост считается недействительным, и необходимо будет восстановить этот день. Шейх Абу Джафар высказал мнение, что в данном случае нужно совершить каффару, но в ханафитском мазхабе существует также мнение, что восполнения поста будет достаточно. Если человек примерно на 80% уверен, что магриб ещё не наступил, но всё равно прервал пост, на него в любом случае ложится обязанность совершения каффары, даже если он не смог в последствии выяснить, правильны ли были его предположения.
26. Человек совершил половой акт с мёртвым человеком3 или с животным. При этом имеет значение, произошло ли семяизвержение. Если семяизвержения не было, пост не нарушается4.
27. У человека вышло семя в результате мастурбации5 или в результате трения полового органа мужчины о бедро женщины (без непосредственного полового акта). То же относится к выделению семени в результате прикосновения или поцелуя. Если семяизвержение произошло после прикосновения к половому органу животного, согласно иджме ханафитов, пост не нарушается вообще6.
28. Человек совершил действия, нарушающие пост, во время поста, который не относился к месяцу Рамадан. Пример: Человек намеренно (не по ошибке) совершил половой акт в день, когда держал пост нафль. В этом случае его пост нарушается, и его нужно восполнить, но каффары не требуется. Если бы он нарушил таким образом пост в Рамадан, то обязан бы был совершить каффару.
29. Женщина выразила намерение на пост с ночи, затем проспала фаджр, и уже после фаджра муж совершил с ней половой акт, пока она спала. В данном случае каффара ложится только на мужчину. То же касается случая, если женщина выразила намерение на пост, а затем сошла с ума, и в этом состоянии муж совершил с ней половой акт.
30. Женщина закапала лекарство или ввела мокрый палец глубоко внутрь своего полового органа.
31. Человек ввёл себе в задний проход палец, смоченный водой (маслом, жиром). Чтобы пост нарушился, необходимо чтобы палец (или клизма) был введён до начала прямой кишки.
32. Человек совершал истинджа7, и вода попала глубоко внутрь анального отверстия. После совершения истинджа во время поста необходимо осушить омываемое место салфеткой, полотенцем и т. п., чтобы вода не попала внутрь и пост не нарушился8.
33. Человек (женщина или мужчина) ввёл себе в задний проход посторонний предмет, например, кусок ткани, дерева и т. п., при этом данный предмет полностью вошёл в анальное отверстие9. То же касается случая, если женщина полностью ввела посторонний предмет в свой половой орган.
34. Человек сознательно вдохнул дым настолько, что он проник во внутрь. Но данное правило не касается табачного дыма и благовоний. Если человек вдохнул табачный дым, на нём лежит обязанность каффары, помимо восполнения поста.
35. Человек намеренно вызвал рвоту. При намеренном вызове рвоты пост нарушается, согласно самому сильному мнению в ханафитском мазхабе, на котором строится фетва. Однако имам Абу Юсуф, да будет доволен им Аллах, высказал мнение, что пост в данной ситуации нарушается только в том случае, если рвоты было много и она заполнила рот.
36. Человека вырвало без его на то воли, при этом рвоты было много, и она заполнила рот, но он сознательно проглотил рвоту. В данном случае ставится условием, что человек, когда глотал рвоту, помнил, что постится. В противном случае, пост не нарушается вообще. Относительно того, нарушается ли пост в ситуации, когда рвоты было мало и человек проглотил её, есть разногласие.
37. У человека после сухура между зубами застрял кусочек пищи размером с горошину, и он проглотил его. Считается, что проглатывания остатков пищи величиной с горошину легко избежать.
38. Человек не выразил намерение на пост с ночи, затем после фаджра проснулся и по забывчивости поел, не осознавая, что постится, и выразил намерение уже после того, как поел после фаджра10.
39. Человек упал в обморок и пробыл без сознания весь месяц Рамадан. Он обязан восполнить пост за весь месяц. Если он упал в обморок после того, как выразил намерение с ночи на пост в один из дней, этот день, для которого у него был ният, восполнять не нужно. Этот день не нужно восполнять, даже если человек упал в обморок ночью сразу после того, как выразил намерение поститься на следующий день, и фактически не застал день поста.
40. Человек был сумасшедшим, но во время Рамадана к нему вернулся разум в период, когда дозволено выразить намерение на пост. В этом случае на нём лежит обязанность восстановления поста за те дни Рамадана, которые он провёл в сумасшествии. Если человек провёл в состоянии сумасшествия весь месяц Рамадан, но в течении месяца был момент, когда к нему временно возвращался разум, и этот момент выпал на период, когда дозволено выражать намерение на пост от фаджра до времени «дахватуль-кубра», на нём лежит обязанность восстановления всего месяца поста. Если период, когда к нему возвращался разум, выпал на ночь или время после «дахватуль-кубра» и затем человек опять стал сумасшедшим, на нём не лежит обязанность восстановления поста11. Однако в книге «аль-Фатх» сказано, что обязанность восстановления поста в Рамадан не спадает с сумасшедшего в любом случае, при этом не имеет значения, когда он приходил в себя — ночью, после «дахватуль-кубра» или до.
Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине
Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан. Существует несколько категорий таких людей:
Женщина, у которой закончился хайд или нифас после фаджра в день поста. Она должна провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день после Рамадана.
Мусафир, который не соблюдал пост в пути, но до окончания дня поста прибыл на место, где собирается остаться на 15 дней и более, либо вернулся домой, тоже должен провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день поста после Рамадана.
Больной, который выздоровел до окончания дня, должен остаток дня поститься, а также восполнить день поста. Но если больной человек отказался от права не соблюдать пост и, выразив намерение в положенное время, постился и выздоровел до конца дня, его пост засчитывается как пост в Рамадан. И восполнять этот день не нужно. То же касается мусафира, который соблюдал пост в пути и до конца дня поста перестал быть путником.
Человек, который стал совершеннолетним в день поста, должен с момента наступления совершеннолетия соблюдать пост оставшуюся часть дня.
Если неверующий принял Ислам в Рамадан, он должен остаток дня провести в посте вместе с остальными мусульманами. При этом на неверующем, который принял Ислам, и на ребёнке, который стал совершеннолетним, не лежит обязанность восполнения этого дня поста.
Сумасшедший, который обрёл рассудок в день поста после времени «дахватуль-кубра», должен остаток дня поститься, хотя на нём лежит обязанность также восполнить этот день. Если он обрёл рассудок до «дахватуль-кубра» и успел выразить намерение на пост, его пост действителен и не требует восполнения.
1.
В данном случае предполагается, что доля сомнения велика, то есть человек уверен на 50%, но не более.
2.
Такой вид сомнения называется «галабату ззон» и предполагает, что человек уверен более, чем на 50%.
3.
Как известно, за половой акт с живым человеком каффару совершить нужно.
4.
Хотя сами по себе данные действия являются харамом.
5.
Несмотря на то, что это харам, данное действие требует только восполнения поста без каффары.
6.
Хотя это действие само по себе является харамом.
7.
Очищался от наджасы после отправления большой нужды.
8.
Когда человек садится для отправления большой нужды, часть анального отверстия оказывается снаружи и, если человек недостаточно аккуратен при истинджа, когда он встанет, вода может попасть внутрь.
9.
Т. е. целиком оказался внутри.
10.
Хотя по ханафитскому мазхабу выражать намерение утром до времени «дахватуль-кубра» дозволено, в данном случае пост недействителен, потому что человек уже успел принять пищу по забывчивости до того, как выразил ният.
11.
Приводится в «Маджму ан-навазиль», «Аль-Муджтаба», «Ан-Нихая», а также это мнение избрал для себя имам ас-Сарахси.