Суждение об итикаф
 
Итикаф в течение последних десяти дней Рамадана определяется как действие, относящееся к категории «сунна муаккада». Итикаф в другие дни является желательным, если же человек уединяется в мечети по обету, тогда уединение становится обязательным.


В этом году итикаф приходится в период с 17 июля (после вечернего намаз) по 27 июля (до вечернего намаза). 

Указанием на узаконенность уединения являются сообщения о действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который начал уединяться в мечети со времени своего переселения в Медину и не прекращал поступать так до самой смерти. Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не выражал порицания тем своим сподвижникам, которые не делали этого, и поэтому то, что сам он поступал так неуклонно, не может служить указанием на обязательность уединения. 

В обоих «Сахихах» приводится хадис, в котором со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что в последние десять (дней) Рамадана, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда неотлучно находился в мечети, (и это продолжалось) до тех пор, пока Аллах не упокоил его, а после него так же стали поступать и его жёны.

Сообщается также, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «С наступлением последней декады Посланник Аллаха всегда бодрствовал ночью сам, будил своих домочадцев, проявлял (особое) усердие и накрепко затягивал свой изар (Последнее означает, что этот период Пророк, да благословит его Аллах и приветствует занимался поклонением с особым усердием. Изар — род одежды в виде куска ткани, который оборачивается вокруг нижней части тела)». аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ждите ночь предопределения в одну из последних десяти нечётных ночей (Рамадана)». аль-Бухари

Определение слова итикаф

Арабское слово «итикаф» переводится как «непрерывная занятость чем-либо».

В качестве шариатского термина это слово используется для обозначения пребывания в мечети с целью занятости различными видами поклонения и совершения в ней пяти предписанных молитв совместно с другими мусульманами. 

Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шайбани считали действительным уединение в любой мечети, и некоторые улемы разделяют их мнение, поскольку в наше время так поступать легче. Как указывает Ибн ‘Абидин, человека, который уединился в мечети, необходимо снабжать едой. Женщине следует уединяться в том месте её дома, которое отведено для её молитв, тогда как уединяться в мечети ей порицается.

Польза итикафа

Во время уединения в мечети человек полностью посвящает себя поклонению своему Господу, проводя время в ожидании предписанных молитв, приобретая знания, поминая Аллаха и читая Коран вместе с другими людьми. Кроме того, он простаивает ночи в молитвах, надеясь на то, что Аллах даст ему возможность бодрствовать в ночь предопределения, так как награда за поклонение в эту ночь будет больше, чем награда за поклонение в течение тысячи месяцев.

Наряду с этим уединение в мечети оказывает благотворное влияние на психику человека, позволяя ему отвлечься от забот и трудностей жизни, укрепиться духовно и успокоиться сердцем, ибо в Коране сказано: «Поистине, благодаря поминанию Аллаха успокаиваются сердца». (Коран, 13:28)

Что делает итикаф недействительным

Уединение в мечети становится недействительным, если то, из-за чего человек покидает мечеть, не является необходимым по шариату. Считается, что человек покидает мечеть по уважительной причине в том случае, когда он уходит в другую мечеть для участия в пятничной молитве, если в той мечети, где он находится, эта молитва не проводится, или покидает мечеть для удовлетворения естественных потребностей или совершения полного омовения в случае большого осквернения, если совершить омовение в пределах мечети невозможно. 

Уважительными причинами являются также обрушение стен и опасения человека за свою безопасность или сохранность своего имущества в той мечети, где он находится.

В тех случаях, когда человек покидает мечеть не в силу одной из вышеупомянутых причин, его уединение в мечети по обету становится недействительным, а желательное или осуществляемое по примеру сунны уединение прекращается. Если человек прервёт осуществляемое по примеру сунны уединение в один из последних десяти дней рамадана и покинет мечеть до появления молодого месяца в первый день шавваля, ему следует возместить этот день уединения.

Кроме того, уединение в мечети становится недействительным в результате совокупления или совершения действий, которые обычно предшествуют совокуплению, если это приводит к семяизвержению. Указанием на это являются слова Аллаха Всевышнего: «И не совокупляйтесь с ними, когда вы неотлучно пребываете в мечетях». (Коран, 2:187).

Необходимо принимать во внимание то, что соблюдение поста является необходимым условием действительности уединения в мечети по обету. Это значит, что если кто-нибудь даст обет провести в мечети определённое количество дней, то все эти дни ему следует соблюдать пост.