Автор: Имам аш-Шурунбуляли
Книга: Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах
Комментарий: Махди Шамсуддин

 

 

В языковом значении пост (саум) — это «воздержание от действия либо речи». Если человек воздерживается от разговора либо от какого-либо деяния, то он в арабском языке будет называться «саим», то есть соблюдающий пост. В Шариате пост приобретает иной смысл.

 

В шариатском значении пост — это воздержание в дневное время суток от еды, питья и удовлетворения полового влечения. Под дневным временем суток понимается период от начала истинной зари (фаджр содик) до захода солнца. Пост предполагает воздержание от принятия пищи или жидкости внутрь — добровольного или по ошибке. Это означает не только воздержание от принятия пищи с последующим попаданием её в желудок, но и от применения лекарственных средств, которые вводятся человеку внутрь. Пост нарушается не только в том случае, если лекарство либо другое вещество было введено через рот или нос. В «Марокиль Фалях» по этому поводу приводится следующий пример: если у человека на голове рана (повреждён череп) и через эту рану вводится лекарство, которое попадает в мозг, пост этого человека нарушается. То же касается попадания пищи в желудок через рану на животе.

Человек может принимать пищу, лекарство и так далее не только намеренно, но и по ошибке. Следует различать принятие пищи и т. п. по ошибке и по забывчивости. Если человек забыл, что постится, и съел что-либо либо выпил, его пост не нарушается. Но если это произошло по ошибке, из-за невнимательности, пост считается нарушенным, и этот день нужно будет восполнить (но каффара в данном случае не налагается). Например, это касается случая, когда человек полоскал рот (мадмада) и по неосторожности проглотил воду. В этом случае пост считается нарушенным, так как имеет место не забывчивость, но ошибка.

Помимо воздержания от еды и питья, обязательным во время поста является воздержание от удовлетворения половых потребностей: пост нарушает как непосредственно половой акт, так и мастурбация.

Чтобы пост соответствовал Шариату, он обязательно должен сопровождаться намерением (ният). Если человек в отведённое для этого время не имел намерения на соблюдение поста, его пост считается недействительным и должен быть в последствии восполнен.

Пример: если человек прожил день от зари до захода солнца и внешне соблюдал пост, воздерживаясь от еды, питья и т. д., но у него не было намерения поститься, его воздержание является недействительным по Шариату и не принимается как пост. Этот день необходимо будет возместить, при этом каффара на такого человека не налагается.

Пост должны соблюдать те, на ком лежит такая обязанность. Выделяют следующие группы людей, которые по Шариату не должны соблюдать пост:
женщина в состоянии хайда (во время менструации);
женщина в состоянии нифаса (во время послеродового кровотечения);
кяфир (неверующий в Ислам человек);
сумасшедший.

Примечание: Положение относительно неверующих в Ислам людей относится только к этой жизни. Кяфира не принуждают поститься в этой жизни, так как его пост является недействительным по причине неверия, однако это не означает, что оставление поста не является для него грехом. В Ахирате неверующий понесёт наказание за то, что не соблюдал пост.
Всевышний Аллах сотворил причину (ас-сабаб) соблюдения поста в Рамадан, то есть признак, по которому определяется, что для человека стал обязательным пост. На этот счёт в «Марокиль Фалях» приводится два мнения:

1. Согласно первому мнению, чтобы пост стал для человека обязательным, он должен застать часть периода от истинной зари до времени «дахватуль-кубра». Это период, который дополнительно отводится для выражения намерения на пост для тех, кто не выразил намерение до фаджра.

2. Согласно второму мнению, чтобы пост для человека стал обязательным, ему необходимо застать любую часть одного из дней месяца Рамадан.

Практический смысл и следствие из данного правила в том, что пост становится для человека обязательным в том случае, если он успел застать часть месяца Рамадан в здравом рассудке. Согласно первому мнению, если человек какое-то время пребывал в здравом рассудке в период от наступления истинного рассвета до «дахватуль-кубра» хотя бы одного из дней месяца Рамадан, а затем сошёл с ума, на него ложится обязанность соблюдения поста за весь месяц (если к нему впоследствии вернётся рассудок). Согласно второму мнению, человек должен застать любой отрезок одного из дней Рамадана. Например, если человек пребывал в состоянии сумасшествия, но во время Рамадана ночью вновь обрёл рассудок и, пробыв в таком состоянии час, снова сошёл с ума, на него уже ложится обязанность восполнения поста за весь месяц.

 
Как рассчитать время «дахватуль кубра»

 

Отрезок времени от азана на фаджр до восхода солнца следует разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденной молитвы (солятуль-зухр).

 

Пример: азан на солятуль-фаджр даётся в 4 часа утра, а солнце восходит в 6 часов утра, таким образом, отрезок между азаном на утреннюю молитву и восходом составляет два часа, делим на 2, получаем 1 час. Солятуль-зухр начинается в 12.30. Отнимаем от 12.30 один час, получаем 11.30. В результате установлено, что время «дахватуль-кубра» наступает в 11.30.

 

Шариатский хукм поста в месяц Рамадан
Пост в месяц Рамадан является обязательным (фард). Обязательным является как совершения поста непосредственно в Рамадан, так и восстановление поста (када) после окончания месяца, если пост был по каким-то причинам пропущен.

Пост является фардом только для тех людей, в которых сошлись четыре характеристики:
Ислам. Кяфир в этой жизни не принуждается к посту в месяц Рамадан, хотя за несоблюдение поста (как и за нарушение Шариата во всех остальных случаях) на нём лежит грех, за который он ответит в будущей жизни.
Акль (наличие здравого рассудка). На сумасшедшем (маджнун) не лежит обязанность соблюдать пост.
Булюг (совершеннолетие). Несовершеннолетний не обязан поститься.
Знание о том, что пост в Рамадан является обязательным. Это условие касается только того человека, который принял Ислам в даруль-куфр (проживая в землях неверующих в Ислам людей). Если человек принял Ислам на территории куфра и не знает, что пост в Рамадан является обязательным, на нём нет греха за то, что он не держал пост, и возмещать пропущенный по невежеству пост он не должен. По мнению имама Абу Ханифы, знание о том, что пост является обязательным в Исламе, человек получает посредством свидетельства двух совершеннолетних свободных мужчин, обладающих качеством «адаля» — отстранение от больших грехов, либо одного мужчины и двух женщин, о благочестии которых нет информации. Если человек узнал от этих видов свидетелей, что пост является фардом, на нём лежит обязанность соблюдать его, оставление поста с этого момента становится для него грехом. Шейхи Абу Юсуф и Мухаммад не ставят условием, чтобы люди, доводящие информацию о посте, были благочестивыми, совершеннолетними и свободными. Согласно этому мнению, достаточно, чтобы человек узнал о посте от грешников, рабов или детей. Если человек родился в даруль-Ислам (на территории мусульман) и не знал о том, что пост обязателен, его невежество непростительно, и на него ложится грех в случае оставления поста.

Условия обязательности поста

 

Пост для человека, отвечающего перечисленным выше характеристикам, обязателен при следующих условиях:
Здоровье. Если человек болен настолько, что степень его болезни позволяет ему прервать пост по Шариату, он может не поститься.
Женщина не должна быть в состоянии хайда или нифаса.
Пребывание человека в своём родном городе либо в местности, где человек намеревается пребывать 15 и более дней, так как в этом случае он не является мусафиром (путником). Человеку, находящемуся в пути, дозволено не поститься, но всё же держать пост — лучше для него.

Условия действительности поста

Наличие намерения (ният). Намерение необходимо обновлять перед каждым днём поста. Если намерение не было выражено с ночи, дозволено выразить его до наступления «дахватуль-кубра».
Для женщины — чистота от хайда и нифаса. Если женщина постится в состоянии хайда или нифаса, её пост недействителен и является грехом.
Человек должен избегать всего того, что нарушает пост.
Состояние «джанаба» (большое осквернение) не влияет на действительность поста. Если человек не совершил полное омовение до начала дня поста и пребывает в состоянии осквернения, его пост действителен. В ситуации, если человек в светлое время суток во время поста лёг спать и, проснувшись, обнаружил, что находится в состоянии осквернения, его пост также действителен.
Сумасшествие не нарушает пост. Пример: если человек сошёл с ума во время поста и пробыл в таком состоянии до захода солнца, его пост считается действительным.
Рукны (обязательные составляющие) поста — это воздержание от удовлетворения своих страстей, то есть от потребностей желудка и удовлетворения полового влечения.

Хукм поста, с точки зрения Шариата, заключается в том, что с человека, соблюдающего пост, спадает обязательное предписание, а также обязанность возмещения поста в виде долга. Это касается не только обязательного поста в месяц Рамадан, но и дополнительных постов. Если человек прервал дополнительный пост по уважительной причине или без неё, он обязан возместить этот день поста. Кроме того, за правильное соблюдение поста человек получит награду в будущей жизни. Но это касается только дозволенного поста. Если человек будет поститься в запрещённое время, например, во время праздника разговения (Идуль-Фитр) после Рамадана, его пост будет действительным, но награду за такой пост он не получит и даже совершит грех.