“Когда он говорил со мной, то был правдив, а когда пообещал мне, то выполнил своё обещание” (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)

Абу аль-Ас Ибн ар-Рабиа аль-Абшами был курайшитским юношей в расцвете молодости, отличался блеском и великолепием внешности, бросающейся в глаза. Судьба одарила его благосостоянием и знатностью. Он являл собой образец истинного арабского рыцаря, в личности которого сочетались лучшие качества гордости, внутреннего достоинства, мужества, верности и преданности, а также уважения к наследию предков.

* * *

Абу аль-Ас унаследовал также традиционную любовь курайшитов к коммерции и следовал их обычаю совершать торговые поездки зимой в Йемен, а летом в аш-Шам. Его караваны, которые включали до ста верблюдов и двухсот человек, постоянно курсировали между Меккой и аш-Шамом. Зная его деловые качества, честность и надёжность, люди охотно доверяли ему свои средства и товары для торговли.

* * *

Его тётя Хадиджа Бинт Хувайлид, жена Мухаммада Ибн Абдуллы, относилась к нему, как родная мать, и Абу аль-Ас занимал почётное место в её сердце и в её доме, будучи всеобщим любимцем. Любовь Мухаммада Ибн Абдуллы к Абу аль-Асу была нисколько не меньше, чем любовь Хадиджи.

* * *

Чредой незаметно летели годы в доме Мухаммада Ибн Абдуллы. Выросла и распустилась подобно прекрасному цветку, его старшая дочь Зайнаб. Она была так прелестна, что её руки добивались сыновья самых знатных и почитаемых вождей Мекки… А почему бы и нет? Она происходила из одного из самых древних и знатных родов курайшитов, имела уважаемых всеми родителей и была также самой нравственной и воспитанной девушкой в племени Курайш. Но как можно было заполучить её в жёны, если между ними и ею стоял лучший юноша Мекки, приёмный сын её тёти Абу аль-Ас!

* * *

Всего через несколько лет после бракосочетания Зайнаб Бинт Мухаммад с Абу аль-Асом долина Мекки озарилась неземным Божественным светом. Аллах послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с религией праведного пути и истины, повелев ему предостеречь своих соплеменников. Первым из людей, кто уверовал в Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была его жена Хадиджа Бинт Хувайлид, а также его дочери Зайнаб, Рукайа, Умм Кульсум и Фатима, несмотря на свой малый в то время возраст. Однако его зять Абу аль-Ас не захотел отказаться от религии своих отцов и дедов и принять веру своей жены Зайнаб, хотя испытывал к ней чистейшую любовь и подлинную симпатию.

* * *

Когда же обострился конфликт между посланником Аллаха и язычниками-курайшитами, некоторые из них сказали другим язычникам: — Горе вам… вы сняли с Мухаммада его заботы, женив ваших юношей на его дочерях. Если вы вернёте ему их, то ему придётся заниматься ими, и он отступится от вас… Они сказали: “Это толковая идея”. Затем они пришли к Абу аль-Асу и сказали ему: “Расстанься со своей женой, о Абу аль-Ас, и верни её в дом её отца. Мы же отдадим тебе в жёны любую женщину, которую ты захочешь, из самых знатных курайшитских семейств”. — Нет, клянусь Аллахом, — ответил он. — Я не расстанусь со своей женой, так как ни одна из всех женщин мира не может сравниться с ней или заменить её. Однако Рукайа и Умм Кульсум были разведены и возвращены в отцовский дом, чему посланник Аллаха был несказанно рад. Ему также очень хотелось, чтобы так же поступил и Абу аль-Ас. Однако он не нашёл в себе сил сделать это, подобно своим соплеменникам, да и к тому же ещё не был запрещён в законодательстве брак правоверной с язычником.

* * *

После того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину и его позиции там сильно окрепли, курайшиты снарядили армию, которая выступила в поход на Бадр с целью войны с мусульманами. В силу сложившихся обстоятельств в этом походе вынужден был участвовать и Абу аль-Ас… Лично ему с мусульманами воевать совершенно не хотелось, и он не желал причинять им никакого зла. Однако занимаемое Абу аль-Асом в своём племени положение требовало от него обязательного участия в походе… Битва при Бадре закончилась сокрушительным поражением курайшитов, сбившим спесь язычников и подорвавшим могущество их правителей-деспотов. Часть вражеской армии была уничтожена, часть попала в плен, а остальные спаслись бегством. Среди пленных курайшитов оказался и муж Зайнаб Бинт Мухаммад Абу аль-Ас.

* * *

Пророк установил сумму денег, необходимую для выкупа из плена в размере от одной до четырёх тысяч дирхемов. Размеры выкупа колебались в зависимости от степени знатности пленного в своём племени и его личного состояния. Между Меккой и Мединой начали курсировать гонцы с деньгами для выкупа курайшитских пленных. Зайнаб также послала своего гонца в Медину с выкупом для своего мужа Абу аль-Аса. Среди прочего там было и ожерелье, подаренное Зайнаб её матерью Хадиджей Бинт Хувайлид… Когда посланник Аллаха увидел это ожерелье, на его лице отразилась глубокая печаль и сильнейшая отеческая любовь к своей дочери. Обратившись к своим сподвижникам, Пророк сказал: — Зайнаб прислала эти средства для выкупа Абу аль-Аса. Если вы сочтёте возможным, то отправьте её мужа и верните ей выкуп. “Да, мы сделаем это, да возрадуется твоя душа, о посланник Аллаха”, — сказали его соратники.

* * *

Однако Пророк обусловил освобождение Абу аль-Аса тем, что он немедленно вернёт ему его дочь Зайнаб… Прибыв в Мекку, Абу аль-Ас решил сразу же выполнить данное им обещание. Он повелел своей жене готовиться к отъезду и сообщил ей, что посланцы её отца ожидают её недалеко от Мекки. Абу аль-Ас приготовил ей припасы на дорогу, верховое животное и поручил своему брату Амру Ибн ар-Рабиа сопровождать жену и передать её из рук в руки посланцам Пророка.

* * *

Повесив на плечо лук и взяв с собой колчан со стрелами, Амру Ибн ар-Рабиа посадил в паланкин Зайнаб и среди белого дня на глазах у всех курайшитов направился к выходу из Мекки. Народ очень заволновался и бросился вслед за ними, пока вскоре не настиг их. Эти люди напугали Зайнаб и привели её в ужас… Тогда Амру приготовил к стрельбе лук и стрелы, а затем сказал: “Клянусь Аллахом, тот, кто приблизится к ней, получит в горло стрелу”. А все знали, что Амру был превосходным стрелком из лука, и любая пущенная им стрела попадала в цель… К Амру подошёл находившийся среди людей Абу Суфйан Ибн Харб и сказал ему: — О сын моего брата! Перестань угрожать нам своими стрелами, так как мы хотим поговорить с тобой. Когда Амру опустил свой лук, Абу Суфйан продолжил: — Ты неправильно поступил в своих действиях… Ты открыто и у всех на глазах увозишь Зайнаб в то время, когда все знают о поражении при Бадре и бедах, которые причинял нам её отец Мухаммад. Если ты вывезешь его дочь открыто, что ты и попытаешься сделать, то все племена обвинят нас в трусости и слабости, а также будут позорить нас. Поэтому верни её в дом мужа и оставь там на несколько дней, чтобы люди не сказали, что мы вернули Зайнаб отцу. После этого втайне от нас отвези её к нему. У нас нет причин не пускать Зайнаб к нему… Удовлетворившись этим, Амру вернулся вместе с Зайнаб в Мекку. По прошествии нескольких дней он ночью вывез её из Мекки и благополучно передал её из рук в руки гонцам её отца в соответствии с поручением своего брата.

* * *

Расставшись со своей женой, Абу аль-Ас жил некоторое время в Мекке, а незадолго до её покорения отправился по своим торговым делам в аш-Шам. На обратном пути в Мекку караван Абу аль-Аса, насчитывавший сто верблюдов и около 170 человек, вблизи Медины был встречен отрядом войск посланника Аллаха. Нападавшие забрали верблюдов, всё имущество, пленили караванщиков, но Абу аль-Асу удалось скрыться и его не смогли поймать. Когда наступила ночь, испуганно озираясь, Абу аль-Ас под покровом темноты проник в Медину, разыскал Зайнаб и попросил у неё помощи, которую она ему предоставила…

* * *

Выйдя на утренний Намаз, посланник Аллаха встал в михрабе и возвеличил Аллаха, что повторили за ним все присутствующие в мечети. В этот момент Зайнаб, находившаяся в отведённом специально для женщин месте, воскликнула: — О люди! Я Зайнаб Бинт Мухаммад, приютила и оказала помощь Абу аль-Асу, помогите же и вы ему. Завершив Намаз, посланник Аллаха повернулся к людям и спросил: — Слышали ли вы то, что услышал я? Они ответили: “Да, о посланник Аллаха!” Пророк сказал: “Клянусь Тем, Кому принадлежит моя душа, что я ничего об этом не знал, пока не услышал то же самое, что услышали вы, как родственник мусульман ищет защиты от них. Вернувшись домой, Пророк сказал дочери: — Прими с почётом Абу аль-Аса, но знай, что ты не разрешена ему. Затем он вызвал к себе людей из отряда, который захватил верблюдов и пленил караванщиков Абу аль-Аса и сказал им: “Этот человек из наших близких, что вам известно, а вы захватили его имущество. Будет хорошо, если вы сделаете доброе дело и вернёте то, что принадлежит ему. Если же вы откажетесь, то это добыча, возвращённая вам Аллахом, и вы имеете на неё право”. Люди сказали: “Нет, мы вернём ему его имущество, о посланник Аллаха”. Когда Абу аль-Ас пришёл забирать своё имущество, эти люди сказали ему: “О Абу аль-Ас, ты занимаешь высокое положение у курайшитов, а также являешься сыном дяди посланника Аллаха и его зятем. Почему бы тебе не принять Ислам? Мы вернём тебе всё это имущество, и ты будешь полностью им распоряжаться, не делясь с мекканцами, и останешься с нами в Медине”. Абу аль-Ас ответил: — Как же плохо то, к чему вы меня призываете! Неужели я должен начинать свою веру с вероломства?! Абу аль-Ас отправился в Мекку и, вернувшись туда, отдал каждому из владельцев имущества причитающуюся ему долю. Затем он сказал: — О курайшиты! Не должен ли я кому-нибудь из вас ещё что-нибудь, чего я не вернул? Они ответили: “Нет! Да вознаградит тебя Аллах добром за то, что ты сделал для нас! Мы убедились, что ты честный и надёжный человек”. Абу аль-Ас сказал: — Я отдал вам всё, что был должен, и теперь свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха… Клянусь Аллахом, я не принял Ислам у Мухаммада в Медине только из опасения того, что вы подумаете, что я хотел присвоить себе ваше имущество… Теперь же, когда Аллах вернул вам ваше добро и снял с меня ответственность за него, я принял исламскую веру… Затем Абу аль-Ас отправился из Мекки к посланнику Аллаха, который оказал ему самый радушный приём, вернув ему его жену. Пророк говорил о нём: “Когда он говорил со мной, то был правдив, а когда пообещал мне, то выполнил своё обещание”.

 

صور من حياة الصحابة

[ باللغة الروسية]

 Абд ар-Рахман Рафат аль-Баша