“Никто не мог превзойти в добродетели троих из ансаров… Саада Ибн Муаза, Асйада Ибн аль-Худайра и Аббада Ибн Бишра”. (Аиша, мать правоверных, да будет доволен ею Аллах)

Светлое и сияющее имя Аббада Ибн Бишра навсегда вошло в историю призыва Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В поклонении Аллаху он всегда был истинным праведником, бодрствующим ночь для чтения Корана. Среди бойцов своего отряда он отличался мужеством и отвагой во всех сражениях во имя возвышения Слова Аллаха. Если рассматривать его в ряду наместников или руководителей, то Аббад Ибн Бишр был сильной личностью и надёжным хранителем средств мусульман. Аиша сказала о нём и ещё о двух его соплеменниках: — Никто не мог превзойти в добродетели троих из ансаров, которые принадлежали к роду Абдель Ашхала: Саада Ибн Муаза, Асйада Ибн аль-Худайра и Аббада Ибн Бишра.

* * *

Когда на горизонте Йасриба забрезжили первые лучи истинного наставления пророка Аллаха Мухаммада, Аббад Ибн Бишр аль-Ашхали был в расцвете молодости и юности. Его лицо светилось целомудрием и чистотой, а в поведении сквозила солидность и рассудительность, присущие зрелым людям, хотя в то время Аббаду едва исполнилось двадцать пять лет.

* * *

Когда Аббад встретился с молодым мекканским проповедником Мусабом Ибн Умайром, то почувствовал к нему большую тягу, и вскоре два сердца связали прочные узы дружелюбия и симпатии, взращённые на основе общей веры. Их души обрели единение в их общих благородных и возвышенных моральных качествах, достоинствах и добродетелях. Внимая Мусабу, нараспев читающему Коран своим нежным серебристым голосом с мелодичной и пленительной интонацией, Аббад воспылал сильнейшей любовью к Слову Аллаха, широко распахнув для него своё сердце. Это стало для него главной заботой и важнейшим делом. Днём и ночью, в пути и на стоянке он непрерывно повторял священные аяты до тех пор, пока сподвижники Пророка не назвали его имамом и другом Корана.

* * *

Как-то ночью посланник Аллаха совершал Намаз в доме Аиши, примыкавшем к мечети. Заслышав голос Аббада Ибн Бишра, читавшего Коран так мягко и нежно, как Пророк слышал это своим сердцем от Джибриля, он спросил: “О Аиша! Это голос Аббада Ибн Бишра?” — Да, о посланник Аллаха, — ответила Аиша. — О Аллах, прости ему его прегрешения, — сказал Пророк.

* * *

Аббад Ибн Бишр участвовал во всех боевых походах посланника Аллаха, и в каждом из них он проявлял себя достойным образом, присущим носителю идей Корана. Однажды посланник Аллаха находился в пути, возвращаясь из дальнего похода. В одной из долин он остановился со своим отрядом на ночёвку. В этом походе один из мусульман пленил у язычников их женщину в отсутствие её мужа. Вернувшись и не найдя своей жены, муж поклялся именем ал-Лат и аль-Уззы во что бы то ни стало догнать Мухаммада и его спутников и не возвращаться, пока не прольётся кровь виновного.

* * *

Едва мусульмане распрягли своих верховых животных в долине, как посланник Аллаха спросил: — А кто будет охранять нас этой ночью? К нему подошли Аббад Ибн Бишр, Аммар Ибн Йасир и сказали: “Мы, о посланник Аллаха!” Пророк побратал этих людей, когда мухаджиры прибыли в Медину. Подойдя к выходу из долины, Аббад Ибн Бишр спросил своего брата, Аммара Ибн Йасира: — Ты предпочитаешь спать первую или вторую половину ночи? Аммар ответил: — Я предпочитаю спать первую половину ночи. Затем он устроился неподалёку на ночлег.

* * *

Стояла тихая и спокойная ночь. Звёзды, деревья и камни воздавали хвалу своему Господу и восславляли Его. Душа Аббада Ибн Бишра настроилась на поклонение Аллаху, а его сердце страстно тянулось к Корану. Необыкновенно приятным для него было читать Коран во время Намаза, что прибавляло наслаждения и делало его удвоенным. Обратившись к Кибле, Аббад приступил к совершению Намаза и начал читать аяты из суры “Пещера” своим волшебным, притягательным голосом. И вот, когда Аббад купался в этом Божественном сияющем свете, целиком погрузившись в его сверкающий блеск, к долине приблизился человек. Издали заметив стоящего у входа в долину Аббада, человек понял, что в долине находится Пророк со своим отрядом, а этот человек охраняет их. Тогда пришелец, достав из колчана стрелу, вложил её в лук, а затем пустил в Аббада. Аббад вырвал из своего тела стрелу, не переставая читать Коран и совершать Намаз. Ночной пришелец выпустил в него другую стрелу, которая также попала в цель. Однако Аббад выдернул её из тела, как и первую. Человек поразил его третьей стрелой, но Аббад выдернул её, как и две предыдущие. После этого он дополз до отдыхающего неподалеку товарища и разбудил его со словами: “Вставай, я ранен и ослаб”. Когда пришелец увидел их обоих, то тут же поспешил ретироваться.

* * *

Посмотрев на Аббада, Аммар увидел кровь, обильно текущую из его трёх ран. Тогда он спросил его: “Хвала Всевышнему Аллаху, почему же ты не разбудил меня, когда в тебя попала первая стрела?” Аббад ответил: — В это момент я как раз читал суру из Корана, и мне не хотелось прерывать её, прежде чем она закончится. И клянусь Аллахом, если бы я не боялся оставить без прикрытия проход, который посланник Аллаха поручил охранять мне, то моя собственная гибель была бы мне угоднее, чем прервать чтение суры.

* * *

Когда в эпоху Абу Бакра начались войны с вероотступниками, Правдивейший снарядил большую армию, чтобы покончить со смутой, чинимой лжепророком Мусайлимой, подчинить поддерживавших его вероотступников и вернуть их в лоно Ислама. В авангарде этой армии находился Аббад Ибн Бишр. Во время сражений, не принесших мусульманам заметного успеха, Аббад заметил, что ансары полагались на мухаджиров, а мухаджиры полагались на ансаров. Такое положение наполнило его душу скорбью и гневом. Всякий раз, слыша взаимные упрёки и пререкания, он чувствовал себя сидящим на угольях. Аббад прекрасно осознавал, что мусульмане добьются успеха в этих сражениях только в том случае, если каждая из сторон будет стремиться взять на себя всю полноту ответственности… Пусть же знают это истинно стойкие муджахиды.

* * *

В ночь перед решающим сражением около Акраба Аббад Ибн Бишр увидел сон, что как будто небо раскрылось перед ним, а когда он вступил на Небеса, они приняли его, и небесные врата закрылись за ним… Проснувшись утром, Аббад рассказал об увиденном во сне Абу Саиду аль-Худри. При этом он добавил: “Клянусь Аллахом, о Абу Саид, это означает мою смерть на поле боя”.

* * *

Когда рассвело и сражение возобновилось, Аббад Ибн Бишр поднялся на возвышенное место и провозгласил: “О ансары, отличитесь же среди других людей! И не вкладывайте ваши мечи в ножны! Не посрамите же Ислам!” Он продолжал выкрикивать это, пока вокруг него не собралось около четырёхсот ансаров во главе с Сабитом Ибн Кайсом и аль-Бара Ибн Маликом. Здесь же был и меч посланника Аллаха — Абу Дуджана. Аббад Ибн Бишр и те, кто были с ним, бросились в гущу вражеских рядов, сея смерть своими мечами и грудью встречая опасность. Бой продолжался до тех пор, пока не были сломаны клыки лжепророка Мусайлимы и его приспешников, бежавших в “сад смерти”. И там, у стен “сада смерти”, Аббад Ибн Бишр бездыханным рухнул на землю, обливаясь кровью… На его теле было бесчисленное число ран от мечей, копий и стрел врага, так что Аббада опознали только по имевшимся особым приметам.

صور من حياة الصحابة

[ باللغة الروسية]

 Абд ар-Рахман Рафат аль-Баша