“Кто же силён в рифме более Хассана и его сына, и кто может быть сильнее в идее более Зайда Ибн Сабита?”

Итак, идёт второй год по Хиджре… Вся Медина, этот славный город посланника Аллаха, переполнена людьми, готовящимися к выступлению в поход на Бадр. Благородный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, последним взглядом окидывает первую армию мусульман, которая под его личным командованием выступит на Джихад во имя Аллаха и утверждения Его Слова на Земле. И в этой обстановке к рядам воинов приблизился мальчик в возрасте не более тринадцати лет. По его лицу было видно, что он умён и сообразителен. В его руке был меч, равный по длине его росту или даже чуть выше. Приблизившись к посланнику Аллаха, он воскликнул: — Да буду я твоим выкупом, о посланник Аллаха! Позволь мне быть с тобой и сражаться с врагами Аллаха под твоим знаменем. Благородный Посланник, радостно и восхищённо глядя на него, мягко и отечески похлопал его по плечу и с самыми добрыми побуждениями отправил его обратно по причине малолетства.

* * *

Волоча свой меч по земле, мальчик возвращался домой, страшно расстроенный тем, что его лишили чести сопровождать посланника Аллаха в его первом военном походе. Вслед за мальчиком шла его мать ан-Наввар Бинт Малик, опечаленная и расстроенная не менее своего сына. Ей так хотелось усладить свой взор видом своего мальчика, идущим вместе с мужчинами муджахидом под знаменем посланника Аллаха. Она очень надеялась также, что её сын займёт рядом с посланником Аллаха место, которое было предназначено для его отца, если бы он был жив.

* * *

Однако, когда мальчику из ансаров не удалась попытка стать приближённым посланника Аллаха по причине его малолетства, то его сообразительность подсказала ему другую сферу приближения к Пророку, в которой возраст не имеет никакого значения. Это была область науки и знания Корана… Когда мальчик рассказал о своей идее матери, она пришла в восторг и начала активно помогать ему в этом.

* * *

Ан-Наввар рассказала своим соплеменникам о страстном желании своего сына и поведала им о его идее. Тогда они привели мальчика к посланнику Аллаха и сказали: — О пророк Аллаха, это наш сын Зайд Ибн Сабит, который знает наизусть семнадцать сур из Книги Аллаха. Он читает их точно таким образом, каким они были ниспосланы в твоё сердце. Кроме того, это очень сообразительный мальчик, который хорошо пишет и читает. Он очень хочет тем самым приблизиться к тебе и стать нужным. Поэтому послушай его, если хочешь.

* * *

Благородный посланник послушал кое-что из того, что помнил наизусть юный Зайд Ибн Сабит. Оказалось, что у мальчика есть ораторские задатки, и его речь отличалась ясностью произношения… Слова Корана сияли в его устах, подобно звёздам на чёрном бархате неба. Кроме того, его чтение было чрезвычайно выразительным и трогательным. Он делал уместные паузы, что свидетельствовало о сознательном чтении и хорошем понимании текста. Благородному посланнику мальчик очень понравился, так как его впечатления превзошли ожидания. Пророк обрадовался ещё больше, когда узнал, что мальчик хорошо умеет писать. Обратившись у нему, Пророк сказал: — О Зайд, изучи-ка ты иудейскую грамоту. Я не уверен, что они меня понимают. Зайд ответил: “Слушаюсь и повинуюсь, о посланник Аллаха”. Он тут же уселся за изучение иврита, который освоил очень быстро. После этого все послания, которые Пророк направлял иудеям, Зайд записывал на иврите, а их послания читал ему на арабском языке. После этого по повелению посланника Аллаха Зайд изучил ассирийский язык так же быстро, как и иврит. Таким образом, юный Зайд Ибн Сабит стал личным переводчиком посланника Аллаха.

* * *

Убедившись в честности, правдивости, точности и правильном понимании всего Зайдом, Пророк доверил ему Небесное Послание, ниспосылаемое на Землю. Он сделал его писцом Откровения Аллаха… Как только в сердце Пророка ниспосылались аяты Корана, он тут же посылал за Зайдом и говорил ему: “Записывай, о Зайд”. И Зайд записывал всё под его диктовку. Таким образом, Зайд Ибн Сабит слушал и записывал аяты Корана от посланника Аллаха постепенно слово за словом, в результате чего выросли его знания… Воспринимая из уст Пророка Божественные аяты в связи с определённым поводом или конкретными обстоятельствами, душа Зайда обогащалась светом истинного пути, а его разум познавал тайны божественного Шариата… В результате этого он стал счастливым юношей, специализирующимся в Коране, и главным источником доведения Божественных знаний для нации Мухаммада после ухода из этой жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Зайд был главным из тех, кто в эпоху Правдивейшего Абу Бакра составляли и собирали полный текст Корана. Он руководил работой по унификации свитков Корана во времена Усмана. Разве может человеческая душа стремиться к чему-либо более возвышенному, чем это почётное положение? Разве может желать человек большей славы, чем эта?

* * *

Именно благодаря воздействию Корана, Зайд Ибн Сабит увидел освещённые им правильные пути решения сложных вопросов, которые ставили в тупик самых умных и проницательных людей. Так, например, в день ас-Сакифы мусульмане разошлись во мнениях по поводу преемника посланника Аллаха: Мухаджиры сказали: — Халифатство принадлежит нам, поскольку мы заслуживаем этого больше. Некоторые из ансаров заявили: — Нет, халифатство принадлежит нам, поскольку мы более достойны этого. Другие же ансары говорили: — Нет, халифатство должно принадлежать и нам и вам вместе… Ведь посланник Аллаха, когда использовал кого-нибудь из вас для определённой работы, всегда давал ему в напарники одного из нас. И тут чуть было не вспыхнула большая смута в то время, когда тело Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, завёрнутое в саван, ещё не было погребено. В данный момент все ощущали необходимость услышать твёрдое, решительное и мудрое слово, освещённое истинным наставлением Священного Корана, чтобы в зародыше подавить смуту и показать правильный путь растерявшимся. Это мудрое слово было сказано Зайдом Ибн Сабитом аль-Ансари. Обратившись к людям, он сказал: — О ансары! Посланник Аллаха был из мухаджиров, так пусть же и его халиф, подобно ему, тоже будет из мухаджиров. А поскольку мы были ансарами у посланника Аллаха, то нам следует быть ансарами и у его халифа, а также добрыми помощниками ему в его праведных делах. Затем он протянул руку в сторону Правдивейшего Абу Бакра и сказал: — Вот ваш халиф. Присягните ему на верность!

* * *

Благодаря своему знанию и глубокому пониманию Корана в силу своего многолетнего общения с посланником Аллаха, Зайд Ибн Сабит стал наставником и маяком света для всех мусульман. В сложных проблемах с ним консультировались халифы, а простой народ советовался с ним по своим вопросам. Особенно часто к помощи Зайда прибегали в вопросах наследования, поскольку в то время никто лучше него не мог разобраться во всех этих тонкостях и лучше поделить имущество. Обращаясь к мусульманам с проповедью в день аль-Джабийи, Умар сказал: — О люди! Если кто-то хочет спросить что-нибудь о Коране, то пусть обращается к Зайду Ибн Сабиту… Если кто-то хочет посоветоваться по вопросам права, пусть обращается к Муазу Ибн Джабалу… Если кто-то хочет узнать что-нибудь о деньгах и имуществе, то пусть обращается ко мне. Волей Всевышнего и Всемогущего Аллаха я распоряжаюсь всеми денежными средствами и делю их…

* * *

Все, кто искал знаний из сподвижников и последователей, хорошо знали способности Зайда Ибн Сабита. Они уважали, чтили и ценили те огромные знания, средоточием которых он являлся. Премудрый Абдулла Ибн Аббас, увидев, как Зайд Ибн Сабит собирается сесть на своё верховое животное, становился перед ним, держал стремя и поводья, подавая в нужный момент. Зайд Ибн Сабит говорил: — Прекрати это, о двоюродный брат посланника Аллаха! Ибн Аббас отвечал: — Так повелено нам обходиться с нашими учёными… Тогда Зайд сказал ему: “Покажи мне руку”. Когда Ибн Аббас протянул руку, Зайд наклонился, поцеловал её и сказал: — А так нам повелено поступать со всем родом нашего Пророка…

* * *

Когда Зайд Ибн Сабит ушёл к своему Владыке, мусульмане оплакивали его вместе со смертью знаний, которые он унёс с собой в могилу. Абу Хурайра сказал: — Сегодня умер выдающийся учёный нашей нации. О, если бы Аллах сделал Ибн Аббаса его преемником! В своей элегии поэт посланника Аллаха Хассан Ибн Сабит, оплакивая Зайда, сказал: — Кто же силён в рифме более Хассана и его сына? И кто же может быть сильнее в знаниях более Зайда Ибн Сабита?

صور من حياة الصحابة

[ باللغة الروسية]

 Абд ар-Рахман Рафат аль-Баша