“Истинно, в Мекке есть четыре человека, которых я слишком уважаю, чтобы считать их язычниками. Я очень хочу, чтобы они были в Исламе”. (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)

Известно ли тебе, о мой читатель, что-нибудь об этом сподвижнике посланника Аллаха? Исторически подтверждено, что это единственный человек, родившийся в стенах великой Каабы. История его рождения такова. Как-то его мать с группой сверстниц вошла внутрь Каабы, чтобы получше рассмотреть её… Она в тот день как раз была открыта в связи с какими-то событиями. Находясь в Каабе, его беременная мать почувствовала, что у неё внезапно начались предродовые схватки, и она уже не смогла покинуть стены святилища. Её положили на кожаную подстилку, где она и родила своего младенца. Этим ребёнком и был Хаким Ибн Хизам Ибн Хувайлид — сын брата матери правоверных госпожи Хадиджи Бинт Хувайлид.

* * *

Хаким Ибн Хизам вырос в семье, принадлежавший к старому и знатному роду, занимавшей высокое положение и владевшей большими богатствами. Наряду с этим, Хаким был умным, рассудительным и честным человеком, что побудило его соотечественников сделать Хакима своим руководителем и ответственным за оказание помощи нуждающимся и попавшим в беду паломникам… Он из своих собственных средств снабжал одиноких и отставших паломников в Священный Дом Аллаха в эпоху джахилиййи. Хаким был близким другом посланника Аллаха ещё до того, как он начал выполнять пророческую миссию. Несмотря на то что Хаким был старше благородного Пророка на пять лет, он очень любил общаться с ним, поддерживал самые добрые дружеские отношения с ним, охотно повсюду сопровождал его и проводил с ним своё время. Посланник Аллаха отвечал Хакиму взаимностью, любовью на любовь и дружбой на дружбу. Когда они стали родственниками, их отношения ещё больше окрепли. Это произошло, когда Пророк женился на тёте Хакима Хадидже Бинт Хувайлид.

* * *

После всего этого, о мой читатель, что мы рассказали тебе о теснейших отношениях Хакима с посланником Аллаха, ты, вероятно, очень удивишься, узнав, что Хаким принял исламскую веру лишь только в день покорения Мекки, когда прошло уже более двадцати лет с тех пор, как началась миссия пророчества. Разумно было бы предположить, что такой человек, как Хаким Ибн Хизам, которого Аллах наградил рассудительностью и такой тесной связью с Пророком, должен был бы стать первым из уверовавших в посланника Аллаха, его миссию и вставших на путь истинного наставления. Но на всё есть воля Аллаха и Его предопределение. Происходит только то, что угодно Аллаху.

* * *

Подобно тому, как мы удивляемся такому позднему переходу Хакима Ибн Хизама в Ислам, точно так же он сам удивился этому. Приняв Ислам и вкусив сладость веры, Хаким ощутил острое чувство раскаяния за каждое мгновение своей прежней жизни, когда он был язычником, неверующим в Аллаха и клевещущим на Его пророка. Увидев Хакима плачущим после того, как он принял исламскую веру, его сын спросил: — Что тебя так расстраивает, отец? — Абсолютно всё в моей прошлой жизни расстраивает меня, — ответил Хаким. — Во-первых, это моё позднее принятие Ислама, из-за чего я отстал в праведных делах, в то время как многие опередили меня в этом. Даже если я потрачу всё золото Земли, то и тогда не верну упущенного. Во-вторых, Аллах спас меня в битвах при Бадре и Ухуде. Я сказал тогда самому себе: “Больше я не буду помогать курайшитам в их борьбе с посланником Аллаха и никогда не выйду из Мекки. Но тут же меня силой заставили помогать курайшитам. В-третьих, всякий раз, устремляясь к Исламу, я оглядывался на пожилых и почтенных курайшитов, которые строго придерживались обычаев эпохи джахилиййи. Мне приходилось руководствоваться их примером и подражать им… О, если бы я не сделал этого… Нас погубило слепое подражание нашим отцам и руководителям. Как же мне не расстраиваться, сынок?!

* * *

Подобно тому, как мы удивились позднему переходу Хакима Ибн Хизама в Ислам, и как он сам изумился этому, точно так же сам Пророк удивлялся человеку, обладавшему умом и сообразительностью, которые сочетались в личности Хакима, что он не принял Ислама, хотя Пророк и желал этого ему и подобным ему людям, чтобы они были в числе первых, обратившихся в религию Аллаха. В ночь, предшествовавшую покорению Мекки, посланник Аллаха сказал своим сподвижникам: — Истинно, в Мекке есть четыре человека, которых я слишком уважаю, чтобы считать их язычниками. Я очень хочу, чтобы они были в Исламе. Его спросили: “А кто эти люди, о посланник Аллаха?” Он ответил: — Это Аттаб Ибн Асйад, Джубайр Ибн Мутам, Хаким Ибн Хизам и Сухайл Ибн Амру. Аллаху принадлежит заслуга в том, что все они стали мусульманами…

* * *

Вступив покорителем в Мекку, посланник Аллаха непременно хотел благородно обойтись с Хакимом Ибн Хизамом. Поэтому он повелел своему глашатаю провозгласить следующее: “— Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад — раб Его и посланник Его, тот в безопасности… — Кто сидит на территории Каабы и сложил оружие, тот в безопасности… — Кто сидит за закрытой дверью, тот в безопасности… — Кто вошёл в дом Абу Суфйана, тот в безопасности… — Кто вошёл в дом Хакима Ибн Хизама, тот в безопасности…” Дом Хакима Ибн Хизама располагался в нижней части Мекки, а дом Абу Суфйана в её верхней части.

* * *

Принятый Хакимом Ибн Хизамом Ислам целиком овладел им, а его вера вошла в кровь и сердце… Хаким поклялся сам себе, что он искупит все свои языческие убеждения и неверные действия во время джахилиййи, а также многократно возместит все расходы, связанные с борьбой против посланника Аллаха. Он с честью выполнил данную им самому себе клятву… Хакиму принадлежал, например, старинный дом для проведения собраний, представлявший большую историческую ценность… В этом доме в эпоху джахилиййи курайшиты проводили свои встречи и собрания. Здесь собирались также их вожди и старейшины для ведения заговорщической деятельности против посланника Аллаха. Хаким Ибн Хизам хотел покончить со всем этим, как будто он стремился опустить завесу забвения над всем ужасным и мрачным прошлым. Когда Хаким продал этот дом за сто тысяч дирхемов, кто-то из молодых курайшитов заметил ему: — Дядя, ты продал историческую гордость курайшитов. Хаким ответил ему: — Ничего подобного, сынок! Взамен всех исторических гордостей осталась только праведность. Я продал этот дом, чтобы на вырученные деньги приобрести себе дом в Раю… Я свидетельствую перед вами, что все эти деньги я израсходую во имя Всевышнего и Всемогущего Аллаха.

* * *

После перехода в исламскую веру Хаким Ибн Хизам совершил паломничество. Он привёл с собой сто верблюдиц, украшенных богатыми покрывалами, которых принёс в жертву, стремясь приблизиться к Аллаху. Совершая паломничество в другой раз, он поднялся на гору Арафат вместе с сотней своих рабов. На шее каждого из них было серебряное кольцо, на котором было выгравировано: “Освобождены Хакимом Ибн Хизамом во имя Всевышнего и Всемогущего Аллаха”. Затем он сделал их всех свободными людьми… Совершая следующее паломничество, он привёл с собой тысячу, да, именно тысячу, барашков и в Мине принёс их всех в жертву, накормив этим мясом бедных мусульман, стремясь тем самым приблизиться к Всевышнему и Всемогущему Аллаху.

* * *

После похода на Хунайн Хаким Ибн Хизам попросил у Посланника своей доли трофеев и получил её. После этого он попросил ещё, и Пророк опять наградил его. В итоге его доля составила сто верблюдов, а Хаким тогда был мусульманином недолгое время. Посланник Аллаха сказал ему: “Послушай, Хаким, всё это имущество — желанный дар для каждого человека. Тот, кто принимает это без корысти в душе, получит благословение, а тот, кто с корыстью берёт это, не получит благословения. Он уподобится тому, кто всё время ест, но не может насытиться. Известно, что верхняя рука лучше, чем рука снизу”. Услышав такие слова от посланника Аллаха, Хаким Ибн Хизам воскликнул: — О посланник Аллаха, клянусь тем, Кто послал тебя с истинной миссией, после тебя я ни у кого и ничего не попрошу… Я также ни у кого ничего не возьму до самой смерти… Хаким выполнил и эту клятву самым достойным образом. В эпоху Абу Бакра Правдивейший много раз приглашал его получить причитающееся ему имущество и деньги из мусульманской казны. Однако Хаким отказывался от всего… Когда халифом стал аль-Фарук, он также неоднократно приглашал Хакима получить свою долю, но он также отказался взять что-нибудь… Однажды Умар встал перед людьми и сказал: — Свидетельствую перед вами, о мусульмане, что я постоянно зову Хакима взять свою долю, но он всегда отказывается. Так до самой своей смерти Хаким ни у кого ничего не взял.

صور من حياة الصحابة

[ باللغة الروسية]

 Абд ар-Рахман Рафат аль-Баша