“Муаз Ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено и что запрещено”. (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) Когда вся Аравия озарилась светом благого пути Истины, мединский мальчишка Муаз Ибн Джабаль вступил в цветущую пору своей юности. Среди своих сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью выражения мыслей и энергичностью. Наряду с этим он отличался приятной внешностью; у него были красивые чёрные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей. Юноша Муаз Ибн Джабаль принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба Ибн Умайра. В ночь аль-Акабы своей молодой рукой он пожал руку благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и присягнул ему на верность… Муаз был одним из тех семидесяти двух людей, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с посланником Аллаха, удостоиться чести присягнуть ему и вписать тем самым в историю одну из самых ярких и блестящих страниц…

* * *

Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину он создал из своих сверстников группу по разрушению идолов и удалению их из домов язычников Йасриба, как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодёжи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей Йасриба — Амру Ибн аль-Джамух. Амру Ибн аль-Джамух был одним из вождей рода бану Салама и представителем их знати. Как было принято у всех богатых людей, Амру изготовил из ценных сортов дерева своего личного идола. С величайшей заботой шейх бану Салама ухаживал за своим идолом, украшая его шёлком и умащивая каждое утро благовониями. Как-то ночью под покровом темноты юные сорванцы прокрались к идолу, сняли со своего места, вынесли на задворки домов бану Салама и бросили в помойную яму… Утром проснувшийся шейх обнаружил пропажу своего истукана и долго не мог найти его. Он обыскивал все закоулки, пока не увидел его в помойной яме, зарывшимся лицом в отходы. Шейх воскликнул: “Горе вам! И кто же это так надругался над нашим божеством этой ночью?” Достав из ямы идола, он тщательно обмыл его, вычистил, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Затем, обратившись к нему, он сказал истукану: — О Манат, клянусь Аллахом, если бы я знал, кто сотворил такое с тобой, то на всю жизнь опозорил бы его… Когда шейх заснул на следующую ночь, юноши опять пробрались к идолу и сделали то же самое, что и предыдущей ночью. Шейх вновь отправился на поиски своего истукана, пока не обнаружил его в другой помойной яме… Достав его оттуда, он обмыл идола, очистил его и покрыл благовониями, послав самые страшные угрозы в адрес тех, кто совершил такое кощунство. Когда всё повторилось в третий раз, шейх ещё раз достал идола из того места, где он оказался, и тщательно обмыл его. Затем он принёс свой меч и, повесив его на идола, сказал: — Клянусь Аллахом, не знаю, кто творит с тобой такое… Если ты, о Манат, истинное божество, то защити себя… А этот меч будет с тобой… Когда шейх заснул, юноши прокрались к истукану и сняли с него меч, висевший на шее. Привязав идола к шее дохлой собаки, они бросили их обоих в выгребную яму. Утром шейх опять долго и упорно искал своего идола, пока не нашёл его в куче отбросов, крепко привязанным к дохлой собаке. Увидев такое зрелище, шейх сказал на этот раз: — Если бы это было настоящим божеством, то оно никогда бы не валялось вместе с дохлой собакой в выгребной яме. После этого шейх бану Салама принял Ислам, и его вера была истинной.

* * *

Когда благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, юный Муаз Ибн Джабаль начал, подобно тени, повсюду следовать за ним. От него Муаз учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков законодательства Ислама среди сподвижников посланника Аллаха. Йазид Ибн Кутайб рассказывал: “Как-то я зашёл в мечеть Хомса и увидел там кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди. „Казалось, что его речь похожа на божественные звуки. Я спросил: “Кто это?” — Муаз Ибн Джабаль, — ответили мне”. Абу Муслим аль-Хаулани рассказывал: “Войдя в мечеть Дамаска, я увидел, что там идут занятия кружка взрослых сподвижников Пророка. Среди них находился черноглазый юноша приятной и запоминающейся внешности. Когда среди занимающихся возникало какое-либо разногласие, они обращались за помощью к этому юноше. Я спросил своего соседа: — Кто это? — Муаз Ибн Джабаль, — ответил он”. Да в этом и нет ничего удивительного, так как Муаз с младых ногтей проходил школу посланника Аллаха, которую блестяще закончил, обильно впитав науку из её первоисточника. Это был лучший ученик у лучшего учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде. Для характеристики Муаза достаточно привести слова, сказанные в его адрес посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Муаз Ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено, и что запрещено”. Огромная заслуга Муаза пред нацией Мухаммада состоит в том, что он был одним из тех шести людей, которые ещё при жизни посланника Аллаха начали воедино собирать Коран. Поэтому если сподвижники Пророка вели какую-нибудь дискуссию в присутствии Муаза Ибн Джабаля, то всегда прислушивались к его мнению, поскольку он пользовался непререкаемым авторитетом и обладал глубокими и обширными знаниями.

* * *

Благородный Посланники, да благословит его Аллах и приветствует, и его преемники поставили уникальный научный потенциал Муаза на службу Исламу и всем мусульманам. Увидев, как после покорения Мекки курайшиты толпами начали переходить в религию Аллаха, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал, что новые мусульмане крайне нуждаются в выдающемся учителе, который обучал бы их Исламу, разъяснял и растолковывал законоположения Шариата. Поэтому он назначил своим преемником в управлении Меккой Аттаба Ибн Асйада, а его помощником Муаза Ибн Джабаля для обучения людей Корану и религии Аллаха.

* * *

Когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли гонцы йеменских царей, чтобы объявить о их переходе вместе с подданными в Ислам, то кроме этого они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк направил в Йемен группу проповедников-наставников из числа сподвижников, назначив Муаза Ибн Джабаля старшим среди них. Благородный Пророк пошёл даже сам провожать свою миссию истинного пути и света… Он шёл рядом с верховым животным Муаза, тогда как сам Муаз сидел в седле… Пророк так долго шёл рядом, что начало казаться, как будто он оттягивает момент расставания с Муазом… Наконец он обратился к Муазу с напутствием: — О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной… Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы. Не выдержав тяжести расставания со своим Пророком и любимым Мухаммадом, Муаз разрыдался, а с ним и остальные мусульмане. * Сбылось предсказание благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и с этого часа Муазу уже не было суждено счастье увидеть его живым… Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расстался с этой жизнью до того, как Муаз вернулся из Йемена. Естественно, что Муаз глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина потеряла навсегда своего любимого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

* * *

Когда преемником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стал Умар Ибн аль-Хаттаб, то он направил Муаза в племя бану Килаб, чтобы он разделил между ними собранные ими средства и распределил среди бедняков пожертвования, сделанные их богатыми соплеменниками. Справившись с поставленной ему задачей, он вернулся к своей жене, накрутив на шею тот же самый подседельник, с которым он отправился в путь из дома. Жена спросила его: “А где же подарки, которыми подданные одаряют обычно наместников, и которые они привозят своим близким?” — Но рядом со мной постоянно был строгий надсмотрщик, который с меня глаз не спускал, — ответил Муаз. Жена воскликнула: . — Тебя считали честнейшим человеком посланник Аллаха и Абу Бакр, а теперь пришёл Умар и отправил с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой? Затем она рассказала про это жёнам Умара и пожаловалась им на него. Когда Умару стало известно про это, он вызвал к себе Муаза и спросил его: — Это я послал с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?! — Вовсе нет, о вождь правоверных, — ответил Муаз. — Я просто не нашёл ничего более убедительного, чтобы оправдаться перед женой. Умар рассмеялся и дал ему немного денег, сказав: — Дай ей это, чтобы она успокоилась…

* * *

Во времена правления Умара его наместник в аш-Шаме Йазид Ибн Абу Суфйан направил ему послание, в котором говорилось: “О вождь правоверных! Очень возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил бы им основы нашей религии. Прошу тебя, о вождь правоверных, оказать мне помощь людьми, которые бы смогли обучить их”. Умар призвал к себе пятерых людей, которые ещё при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собирали воедино Коран. Это были: Муаз Ибн Джабаль, Убада Ибн ас-Самит, Абу Айуб аль-Ансари, Абу Ибн Кааб и Абу ад-Дарда. Когда они собрались, Умар сказал им: — Ваши братья — жители аш-Шама — попросили меня оказать им помощь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому, да смилостивится над вами Аллах, помогите мне выбрать из вас троих. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас. — А зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, Абу Ибн Кааб больной человек, так что как раз трое и остаются. Умар сказал: — Начните в первую очередь с Хомса. Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий — в Палестину. Трое сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с повелением аль-Фарука начали свою деятельность с Хомса… Они оставили в нём Убаду Ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз Ибн Джабаль — в Палестину.

* * *

В Палестине Муаз заболел чумой. Обратившись перед смертью к Кибле, он начал декламировать: “Приветствую я смерть, приветствую… И вот пришёл посетитель после долгого отсутствия… И любимый достиг желаемого…” Затем, обратив свой взор к небу, Муаз взмолился: “О Аллах, ведомо было Тебе, что я не любил этот мир, И я жил в нём, чтобы взрастить деревья и проложить реки… Но нестерпим полуденный зной и тяжелы эти часы, И теснятся учёные в религиозных кружках… О Аллах, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного”. И тихо отошёл невинный дух Муаза, отправившись в далёкий путь, стремясь к Аллаху на Его пути.

صور من حياة الصحابة

[ باللغة الروسية]

 Абд ар-Рахман Рафат аль-Баша