“Нуайм Ибн Масуд — это человек, который знает, что война является обманом”.

Нуайм Ибн Масуд был проницательным юношей с чувствительным сердцем, обладавший острым умом и сообразительностью. Ни одна проблема или сложный вопрос не ставили его в тупик и не вводили в смущение. Он был истинным сыном пустыни, которому Аллах даровал находчивость, сметливость и способность выносить здравые суждения. Однако он был очень падок до мирских удовольствий и наслаждений, всячески стремясь обрести их, в особенности у иудеев Йасриба. Всякий раз, когда его душа начинала испытывать жажду к сладкозвучному пению или чарующей музыке, он покидал своих близких в Наджде и устремлялся в Медину, где щедро одаривал деньгами местных иудеев, чтобы они, в свою очередь, ещё щедрее предоставляли ему всяческие развлечения… В силу этих причин Нуайм часто бывал в Медине и имел тесные связи с тамошними иудеями, в особенности с племенем бану Курайза.

* * *

Когда Аллах осчастливил человечество, направив Своего посланника с религией истинного и праведного пути, которая озарила все уголки Мекки светом Ислама, Нуайм Ибн Масуд по-прежнему предавался неумеренным мирским утехам… Нуайм самым резким образом выступил против новой религии, опасаясь того, что она лишит его привычных мирских радостей и наслаждений. Но вскоре Нуайм понял, что его вынуждали присоединиться к самым заклятым врагам Ислама и поднять свой меч против него.

* * *

И вот в дни “битвы у рва” Нуайм Ибн Масуд открыл для себя новую страницу в истории исламского призыва, на которой он записал одну из самых блестящих историй военных хитростей… История с неподдельным восхищением и изумлением вплоть до нашего времени продолжает доводить до нас все подробности этого события, заставляя преклоняться перед острым умом его главного героя.

* * *

Прежде чем изложить историю Нуайма Ибн Масуда, нам необходимо вернуться несколько назад. Незадолго до “битвы у рва” в Йасрибе активизировалась иудейская община племени бану ан-Нусайр. Её вожди начали сколачивать группировки с целью начать войну с посланником Аллаха и уничтожить его религию. Прибыв к курайшитам в Мекку, они также начали подстрекать их к выступлению против мусульман. При этом иудейские вожди обещали курайшитам перейти на их сторону, как только они прибудут в Медину. Переговоры закончились назначением строго определённого срока для этого выступления. Затем иудеи направились в Наджд в племя Гатафан, где призвали их выступить против Ислама и Пророка, чтобы искоренить новую религию. При этом иудеи сообщили им о своей договорённости с курайшитами, пообещав гатафанитам то же самое и сообщив им согласованный срок выступления.

* * *

Все курайшиты, пешие и конные, выступили в поход под командованием Абу Суфйана Ибн Харба, взяв курс на Медину. В полном боевом снаряжении из Наджда выступили гатафаниты под руководством Уйайны Ибн Хисна. В авангарде войска гатафанитов следовал герой нашей истории Нуайм Ибн Масуд… Когда посланнику Аллаха стало известно, что войска противника выдвигаются к Медине, он собрал своих сподвижников, чтобы посоветоваться по поводу сложившейся ситуации. На этом совещании было принято решение вырыть вокруг Медины защитный ров, чтобы отразить наступление на город этих огромных сил. Он должен был стать непреодолимой преградой на пути объединённой армии захватчиков.

* * *

Когда две вражеские армии из Мекки и Наджда были на подступах к Медине, вожди иудеев племени бану ан-Нудайр отправились к вождям иудеев племени бану Курайза, которые жили в Медине, и начали подстрекать их начать боевые действия против Пророка. Они призывали их также оказать содействие наступающим из Мекки и Наджда войскам союзников. Вожди племени бану Курайза ответили им: “Нас устраивает то, к чему вы призываете нас, но вы знаете, что между нами и Мухаммадом существует договор, согласно которому мы обязаны поддерживать с ним мирные и добрососедские отношения, что является гарантией нашей безопасной жизни в Медине. Вам известно также, что ещё чернила текста этого договора не успели высохнуть… Мы опасаемся, что если Мухаммад одержит в этой войне победу, то нанесёт нам жестойчайший удар и поголовно изгонит из Медины за наше вероломство в отношении его…” Однако вожди племени бану ан-Нудайр продолжали всячески склонять их к нарушению своих обязательств, прельщая их выгодой от измены Мухаммаду. При этом они утверждали, что на этот раз его ждёт неизбежное и сокрушительное поражение. Свои уговоры вожди подкрепляли известиями о подходе двух крупных армий союзников. Наконец иудеи племени бану Курайза поддались на уговоры и нарушили свой договор с посланником Аллаха. Поправ текст соответствующего соглашения, они выступили на стороне противников Пророка. Эта весть для мусульман была подобна удару молнии…

* * *

Войска союзников блокировали Медину, отрезав все пути снабжения продовольствием и другими припасами. Посланник Аллаха почувствовал, что он попал в клещи врага. С внешней стороны вокруг Медины лагерем встали курайшиты и гатафаниты. Внутри же„ Медины в тылу мусульман удобного момента для выступления выжидали находящиеся в готовности курайзиты… В то же время лицемеры и люди с червоточиной в сердцах начали раскрывать свою истинную сущность и затаённые в душах мысли, говоря: “Мухаммад обещал нам, что мы будем владеть сокровищами хосроя и римского императора, а сегодня дело дошло до того, что ни одни из нас не чувствует себя в безопасности даже в отхожем месте!” Затем они начали, отряд за отрядом, покидать Пророка под предлогом того, что в случае начала боевых действий курайзиты нападут на их беззащитных детей и жилища. В итоге рядом с Посланником осталось всего несколько сот истинных правоверных. В одну из ночей блокады, которая продолжалась уже около двадцати дней, посланник Аллаха обратился к Господу, взмолившись к Нему с мольбой человека, находящегося в крайне тяжёлом положении. Пророк повторял в своём зове: “О Аллах, я умоляю тебя ниспослать мне обещанную Тобой помощь… О Аллах, я умоляю тебя ниспослать мне обещанную Тобой помощь…

* * *

В эту же ночь Нуайм Ибн Масуд беспокойно ворочался в постели, и сон абсолютно не шёл к нему. Глубоко задумавшись, он смотрел на сияющие на небосводе звёзды. Внезапно он услышал в душе внутренний голос, который обращался к нему: “Горе тебе, о Нуайм! Что привело тебя сюда из далёкого Наджда воевать с этим человеком и его сторонниками? Ты не воюешь с ним во имя восстановления узурпированного права или ради мщения за поруганную честь. Ты пришёл воевать с ним без всякого повода… Пристало ли такому разумному человеку, как ты, сражаться, убивать или быть убитым без всяких на то оснований? Горе тебе, о Нуайм… Что же заставило тебя обнажить меч против этого праведного человека, который повелевает своим последователям быть справедливыми, добродетельными и помогать своим близким? Что побуждает тебя обагрять своё копье кровью его сподвижников, которые последовали за ним по праведному пути истины?” Результатом этого внутреннего напряжённого диалога Нуайма со своей душой явилось твёрдое и окончательное решение, которое он решил немедленно претворить в жизнь.

* * *

Под покровом ночи Нуайм Ибн Масуд покинул расположение своих войск и направился к посланнику Аллаха… Увидев его перед собой, Пророк спросил: “Нуайм Ибн Масуд?” — Да, о посланник Аллаха! — ответил Нуайм. — Что привело тебя сюда в этот час? — спросил Пророк. — Я пришёл засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и, истинно, ты раб Аллаха и посланник Его. То, с чем ты пришёл, является истиной, — заявил Нуайм. — Я принял исламскую веру, о посланник Аллаха, но мой народ не знает этого, — продолжал он. — Приказывай мне, что сочтёшь нужным… Посланник Аллаха сказал: — Ты среди нас один. Отправляйся к своим людям и постарайся отбить у них охоту воевать с нами, если сможешь, ведь война — это обман… — Слушаюсь, о посланник Аллаха, — ответил Нуайм. — Скоро ты узнаешь то, что обрадует тебя, если на то будет воля Аллаха.

* * *

Сразу же после этого Нуайм Ибн Масуд отправился в племя бану Курайза, с которым ранее поддерживал самые дружеские отношения… Встретившись с ними, он сказал: — О бану Курайза, вы всегда знали мою любовь к вам и искренность моих советов вам. — Да, у нас нет никаких оснований обвинять тебя в чём бы то ни было, — сказали они. — В этой войне курайшиты и гатафаниты находятся в ином положении, чем вы, — сказал Нуайм. — Это как же?! — спросили его. Нуайм ответил: — Это ваша страна, где находится всё ваше имущество, ваши дети и женщины, и вы просто не можете переселиться в другое место… Что же касается курайшитов и гатафанитов, то их земля, имущество, дети и женщины находятся далеко отсюда. Для них это чужая страна… Они пришли сюда, чтобы воевать с Мухаммадом, призвали вас нарушить данное ему обязательство и помогать им в этой войне. И вы дали им своё согласие на это. Если они одержат над ним победу, то захватят большую добычу, а если потерпят поражение, то благополучно вернутся к себе на родину, а вас оставят ему. Естественно, что Мухаммад отомстит вам самым жестоким образом… Вы же прекрасно знаете, что у вас нет достаточных сил, чтобы выстоять против него. — Ты прав, — сказали курайзиты. — Ну и что ты предлагаешь? Нуайм ответил: — Я считаю, что вы не должны сражаться на их стороне, пока они не пришлют вам группу своих знатных людей, которых вы сделаете своими заложниками. Тем самым вы заставите их воевать против Мухаммада на вашей стороне вплоть до вашей победы или же до тех пор, пока не погибнут последние ваши и их воины. — Ты дал нам добрый совет, — сказали курайзиты. Уйдя от них, Нуайм сразу же направился к Абу Суфйану Ибн Харбу, который командовал войском курайшитов. Обратившись к нему и его людям, Нуайм сказал: — О курайшиты, вы всегда знали мою любовь к вам и моё враждебное отношение к Мухаммаду… Мне сообщили то, что я счёл необходимым передать вам. Но очень прошу вас держать это в секрете и никому не говорить о том, что я скажу вам… Нуайм сказал далее: — Люди бану Курайза пожалели о своей вражде с Мухаммадом и послали гонца передать ему следующее: “Мы раскаиваемся в том, что мы сделали… мы решили восстановить наши обязательства к тебе и помириться. Удовлетворит ли тебя, если мы захватим группу знатных курайшитов и гатафанитов, а затем выдадим их тебе, чтобы ты казнил их… После этого мы присоединимся к тебе в войне против них, пока с ними не будет покончено”. Мухаммад велел передать им, что он согласен. Поэтому если иудеи будут просить вас прислать заложников из ваших людей, то никого не выдавайте им. Абу Суфйан воскликнул: — Ты наш добрый союзник, и да воздаётся тебе добром за это. После этого Нуайм сразу же направился к людям своего племени Гатафан и рассказал им то же самое, что он говорил Абу Суфйану, сделав аналогичное предостережение.

* * *

Решив проверить людей племени бану Курайза, Абу Суфйан направил к ним своего сына, который сказал им следующее: “Мой отец передаёт вам привет и сообщает следующее: “Наша блокада Мухаммада и его сторонников слишком затянулась, и это наскучило нам… Мы решили начать активные боевые действия против Мухаммада, чтобы освободить себя от этой обузы”. Мой отец послал меня к вам, чтобы призвать вас к совместному выступлению завтра”. Курайзиты ответили ему: “Сегодня суббота, а по субботам мы ничего не делаем. К тому же мы будем сражаться на вашей стороне только в том случае, если вы пришлёте нам семьдесят знатных людей от вас и гатафанитов, которых мы сделаем своими заложниками. Мы опасаемся того, что если сражение окажется неблагоприятным для вас, то вы отправитесь к себе домой, а нас бросите одних в борьбе против Мухаммада. Вы же знаете, что мы в одиночку выстоять против него не сможем…” Когда сын Абу Суфйана вернулся к своим и сообщил им то, что услышал от курайзитов, то все в один голос воскликнули: — Да пошли они прочь, обезьянье и свинское отродье! Клянёмся Аллахом, что даже если они попросят у нас одного барашка в заложники, то не получат его… Таким образом Нуайму Ибн Масуду успешно удалось внести раскол в ряды союзников и посеять раздор между ними… Аллах же наслал на курайшитов и их приспешников ураганной силы ветер, который разметал их палатки, опрокинул котлы и загасил костры. Он больно хлестал их по лицам и засыпал глаза песком. Курайшитам не оставалось ничего другого, кроме как снять осаду и отойти. Под покровом темноты они отступили… Когда утром мусульмане обнаружили, что враги Аллаха покинули поле боя, то начали восторженно скандировать: — Слава Аллаху, Который помог Своему рабу, укрепил Своих воинов, и Сам нанёс поражение союзникам…

* * *

С этого дня Нуайм Ибн Масуд стал приближённым человеком у посланника Аллаха. Он назначал его руководителем, давал ему ответственные задания и поручал командовать войсками. В день покорения Мекки, наблюдая за армией мусульман, Абу Суфйан Ибн Харб увидел человека, несущего знамя племени Гатафан. Он спросил у своих людей: — Кто это? — Нуайм Ибн Масуд, — ответили ему. — Как же он навредил нам в дни битвы у рва! — воскликнул Абу Суфйан. — Клянусь Аллахом, он был одним из злейших врагов Мухаммада… И вот, теперь он в его армии и унесёт знамя своего племени, намереваясь сражаться против нас на стороне Мухаммада…

 

صور من حياة الصحابة

[ باللغة الروسية]

 Абд ар-Рахман Рафат аль-Баша