Сын Хаттаба Умар является одним из великих сподвижников Пророка (мир ему и благословение). Он был на двенадцать лет моложе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В мольбах Пророк (мир ему и благословение) обращался к Всевышнему возвысить Ислам принятием веры Умаром бин Хаттабом.
То было время, когда Посланник (мир ему и благословение) мог проповедовать Ислам только скрытно, и все правители в Мекке думали, как бы ему навредить. В один день курайшиты собрались для обсуждения деятельности Мухаммада. Стоял вопрос об его убийстве. Но из всех собравшихся только Умар вызвался выполнить эту работу. Все согласились на это и разошлись в ожидании известия об убийстве Посланника (мир ему и благословение). Умар, опоясавшись саблей, тут же вышел и в поисках Посланника (мир ему и благословение) направился в сторону Сафа. Посланник же в то время находился среди своих сподвижников в доме Акрамы, в комнате Хамзы.
По пути Умар встретил Са’ду бин Абу Ваккаса. На вопрос, куда он направляется, Умар ответил, что идет убивать Мухаммада (мир ему и благословение). На эти слова Са’ду возразил, что тот не сможет убить Мухаммада, (он уже стал на сторону Пророка (мир ему и благословение)). Са’ду добавил, что не допустит этого, ведь Мухаммад (мир ему и благословение) из рода Хашима и Захары.
После этих слов Умар разозлился и набросился на Са’ду, что сначала, мол, надо, убить его (Са’ду). Са’ду тоже вынул саблю. Они приготовились к бою. Тут он (Са’ду) вслух прочитал оба шахадата, и они разошлись после бессмысленной стычки. Здесь Са’ду упрекнул Умара, почему же он, такой смелый, позволил своей сестре принять Ислам. Умар не знал до этого времени, что его сестра приняла Ислам вместе с мужем Саидом бин Зайдом. Убедившись в том, что сестра, оставила веру предков, Умар оставил Са’ду и ушел. А Фатима (сестра Умара) в это время вместе с мужем Саидом читали суру Корана «Та-ха», там же находился и принявший Ислам парень по имени Хабаб, сын Арата. Хабаб, услышав шаги Умара, спрятался в углу комнаты. Умар вошел держа руку на сабле. Он был подобен взбушевавшейся реке. Войдя он спросил, что это было за чтение, которое слышал у них только что. Супруги ответили, что не было никакого чтения, был лишь только разговор их друг с другом.
Тут Умар с упреком обратился к ним, не бросили ли и они веру предков. Саид ему ответил, что если вера, исповедуемая ими, окажется правильнее той, что он исповедует. Умару такой ответ не понравился и он без слов набросился на него. Они сцепились друг в друга, но Умар был сильнее и повалил Саида на землю. Тут на помощь мужу пришла Фатима и стала отталкивать Умара, севшего на грудь мужа, но он так ударил сестру, что разбил ей лицо, и оно покрылось кровью. Тут она обратилась к брату: «О враг Аллаха, ты меня ударил от того, что я свидетельствую в Единственности Аллаха!» По другой версии: «Если справедливость может быть не в той вере, которую он проповедует». Затем она добавила, что он (Умар) может делать все, что хочет, а это есть их вера, и прочитала шахаду на Всевышнего Аллаха и пророчество Мухаммада. После того, как Фатима прочитала шахаду, Умар как-то опечалился, он оставил Саида и отошел увлеченный какими-то мыслями. Затем обратился к сестре, нельзя ли ему показать тот листок с аятами, с которого они читали. Сестра ответила отказом, но Умар стал просить еще больше, объяснив свою неуемность тем, что слова шахады запали в его сердце и что он хочет взглянуть на этот листок. Он обещал сразу же вернуть им листок. Фатима сказала, что ему нужно искупаться или совершить омовение, так как он грязен, и только будучи в омовении можно дотронуться до записи. Послушав сестру, Умар быстро отправился купаться. Тут вмешался Хабаб. Он спросил, неужели она собирается передать Слова Аллаха к неверующему Умару. Фатима ответила, что да, и что она надеется на наставление Всевышним ее брата. Вскоре вернулся Умар и, взяв в руки ту бумагу, прочитал, «Бисмилла…», затем несколько аятов из суры «Та-ха». Дойдя до места «Ва акими салата ли зикри…» Умар убедился в единственности Аллаха, он сказал, за поклонение тому, кто сказал это Слово, нельзя придавать в сотоварищи кого-то другого.
Направляемый ангелом милости, он попросил повести его к Мухаммаду (мир ему и благословение). Хабаб же, не помышлявший и во сне увидеть такое, услышав это наяву, очень обрадовался и поздравил Умара. Хабаб сказал, что на дуа Пророка (мир ему и благословение) Всевышний ответил приходом в Ислам Умара, и добавил, что Посланник (мир ему и благословение) молил Создателя возвысить, т. е. укрепить Ислам Абуджахлем и Умаром. От Айши передают, что Посланник (мир ему и благословение) просил возвысить Умара Исламом. Всевышний лучше знает, но эти оба предания тоже не противоречат друг другу.
Хабаб и Саид вместе с Умаром отправились к дому, где находился Пророк (мир ему и благословение). Постучались, попросли разрешения войти. Один из сподвижников посмотрел и вернулся спросить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) впустить ли его. «Мы просим у Аллаха защиты от его вреда, если с добром, то примем, если нет, то живым не отпустим», – сказал Пророк (мир ему и благословение) и разрешил впустить его. Сподвижник открыл двери и навстречу входящему Умару вышел Посланник (мир ему и благословение) и, взяв того за оба плеча, так встряхнул, что Умар стал дрожать. Пророк (мир ему и благословение) еще сказал Умару, чтобы тот принял Ислам, пока не будет погублен как сын Мугиры, и прочитал дуа: «О, Аллах, защити нашу религию Умаром бин Хаттабом». Тут же Умар прочитал полную шахаду, уверовав в совершенстве. Тут все находившиеся в комнате сподвижники от радости воскликнули «Аллаху Акбар». Как и сподвижники, так и ангелы на небесах обрадовались приходу Умара в Ислам.
Сердце Умара никак не успокаивалось – находиться в Исламе и проповедовать его тайно. Он обратился к Посланнику (мир ему и благословение), что если та вера, которую они исповедуют, правильная, то почему ее нужно скрывать?! Пророк (мир ему и благословение) ответил, что их мало и что они подвергаются гонению и поэтому приходится скрывать. Тут Умар поклялся Аллахом, пославшим Мухаммада пророком, что будет бороться с курайшитами и посетит все исламские маждлисы. Они вышли из дома и выстроившись в два ряда пред врагами, отправились в мечеть. Во главе одного ряда шел Хамза, второго – Умар, и они читали такбир так, что небеса плакали. Увидев в группе посланника Аллаха (мир ему и благословение) Хамзу, курайшиты испугались, а при виде рядом с Пророком (мир ему и благословение) Умара и вовсе поникли. Посланник (мир ему и благословение) дал Умару имя Фарук, и религия, что была прежде скрыта, теперь стала явной. Для кафиров это было очень тяжело, и они говорили о бесполезности борьбы с ними, потому что мусульман стало больше.
После того, как похоронили первого праведного халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), правление халифатом перешло Умару бин Хаттабу (да будет доволен им Аллах).
Поднявшись на минбар он сел в стороне от того места, где садился Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), далее встал, воздав хвалу Аллаху, и прочитал благословение Пророку (мир ему и благословение), затем обратился к народу, чтобы произносили аминь, когда он читает дуа. От его чтения, казалось, что и дитя заплачет в утробе матери. Умар взывал к Аллаху, о том, чтобы он был добрым для покорных ему, и жестоким против врагов как ризк, но не как угнетение. Он просил, чтобы даже неверующим от него было только справедливое решение, но не угнетение, чтобы он стал тем, который не забывает Аллаха, т. е., чтобы во всех обстоятельствах, помнил о Нем, во всем вину взвалил на себя и попросил помощи придерживаться истинного пути.
Люди стали называть его амируль му’минин (повелитель правоверных), и Умар (да будет доволен им Аллах) не отрицал это прозвище.
Несколько хадисов передают, в которых Пророк (мир ему и благословение) хвалил Умара (да будет доволен им Аллах). Он же был крепок в шариате и справедливым в установлении дисциплины. В книге «Нуруль абсар» приводится хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал, что в предыдущей умме были люди, владеющие тайным, в моей умме, таковым является Умар (да будет доволен им Аллах). Здесь же говорилось, что ангел Джабраил (мир ему) сказал, Мухаммаду (мир ему и благословение), что со смертью Умара (да будет доволен им Аллах) Ислам заплачет. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если меня не отправили бы к вам пророком, то им был бы Умар». «Я с Умаром, Умар со мной, и где Умар, там истина». «Умар-асхаб является светочью обитателей Рая», «Довольство Аллаха, есть довольство Умара», «Абу-Бакр и Умар для меня как уши и глаза».
Он являлется одним из десяти сподвижников, которых Посланник (мир ему и благословение) еще при жизни обрадовал вестью о рае. И в то же время, Умар (да будет доволен им Аллах) был самым богобоязненным. Пророк (мир ему и благословение) открыл науку сподвижнику Хузайфе, по которой можно определить мунафиков. Умар (да будет доволен им Аллах) каждый день спрашивал Хузайфу является ли он лицемером. Видя как Умар (да будет доволен им Аллах) боится Аллаха и, проявляя к нему искреннее сочувствие, Хузайфат плача говорил, что тот не является таковым. Подумав, что Хузайфат плачет из жалости, Умар (да будет доволен им Аллах) тоже плакал. Он очень боялся попасть в лицемерие, ему от этого даже становилось не по себе.
Умара называли «Фатихуль Булдан». Во время его правления халифатом Ислам получил огромное распространение по всему миру. Многие захваченные города и страны, были обращены в Ислам. Дамаск, Аскалан, Палестина, Кайсарият из-под власти римской империи перешли в Ислам. Умар сам отправился в Байт уль-Мукаддас, и он был взят без боя, т. е. по определенным договоренностям. Им были завоеваны города Халеб, Хомс, Балабекка, Антакият, Мосул, Кадисият, разбил персидского правителя Ядзаджира, также покорил Азербайджан и Турцию. Сюда же относятся и села, такие как: Даджлат, Айлат, Исфаган, Истахар, Нихавенд, Хоросан, Тараблус, Искандерия, Барбар и др.
Здесь мы приведем один пример из справедливого правления Умара (да будет доволен им Аллах), ибо нет человека, кто бы так правильно и по шариату принимал решения.
Однажды Умар (да будет доволен им Аллах) находился среди других сподвижников, и читал им проповедь. Тут одна неизвестная женщина вошла в мечеть и поприветствовала сидящих. Ответив на ее приветствие, Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к ней и спросил, что привело ее к ним. В ответ та подала ему ребенка, которого держала на руках со словами, на мол, возьмите вашего ребенка. Умар (да будет доволен им Аллах) ответил, что не знает этого ребенка и как такое может быть. Женщина погрустнела и добавила, что это ребенок его сына, которого зовут Абу Шахмат. По никяху родился или по греху? – спросил Умар (да будет доволен им Аллах).
– С моей стороны дозволенно, с его стороны греховно, – ответила та.
– Как может быть дозволенно и недозволенно, говори правду, – обратился к ней Умар (да будет доволен им Аллах).
– О, повелитель правоверных, – начала рассказывать женщина, – в один день я шла по улице Бану наджаров, и мне встретился ваш сын, пьяный, идущий из дома иудея, Насикатан. Я помню только то, что он поволок меня за стену, тут я потеряла сознание и упала. Потом, когда появились признаки беременности, я скрыла от родни и родила этого сына. Думала даже убить его, потом пожалела и решила обратиться к вам. Женщина завершила свой рассказ и попросила вынести решение согласно шариату.
Умар (да будет доволен им Аллах) велел собрать всех в мечети и оставаться там до его возвращения, и отправился вместе с Ибн Аббасом в дом сына. Застав его за трапезой, он обратился к побледневшему от страха Абу Шахмату:
– О мой сын, кто я?
– Ты повелитель правоверных и отец мой, – ответил сын.
– Нужно ли мне повиноваться? – спросил Умар (да будет доволен им Аллах).
– Я двукратно должен повиноваться тебе, так как ты повелитель правоверных и мой отец, – ответил сын.
Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к сыну, и сказал ради почета Пророка (мир ему и благословение) и отца скажи мне, пил ли ты спиртное в доме иудея Насикатан. Сын признался, что пил и покаялся в этом. Потом Умар (да будет доволен им Аллах) велел рассказать подробно о встрече с женщиной, шедшей по улице. Абу Шахмат все понял и заплакал. Умар (да будет доволен им Аллах) успокоил его и сказал, что Аллах любит тех, кто говорит правду, и попросил рассказать без слез. Абу Шахмат повиновался Умару (да будет доволен им Аллах) и рассказал, что случилось с ним такое дело, и он покаялся в этом. Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) взял сына за плечо и поволок в мечеть.
Сын просил отца не позорить его перед людьми и своим же мечом разрубить на месте. Отец же предпочел исполнение воли Аллаха. Он прочитал сыну аят из Корана, в котором говорилось о том, чтобы наказание за прелюбодеяние производилось публично при мусульманах и привел его к сподвижникам.
Он велел своему рабу по имени Афлах, нанести сто ударов плетью. Афлах плакал, но не исполнить приказ он не мог, т. к. повиновение ему является повиновением Аллаху и Посланнику (мир ему и благословение).
Сын просил отца о пощаде, но Умар (да будет доволен им Аллах) был не умолим. Так отец вершил справедливый суд. Когда число ударов достигло семидесяти, сын от жажды попросил глоток воды. Отец отверг и эту просьбу сына, сказав, что если Аллах очистит его от грехов, то Пророк (мир ему и благословение) из своего водопоя даст ему выпить. Удары достигли восьмидесяти, сын уже ослабевал, и обратился к отцу «Ассаламу алайка, я абати» (мир тебе, о мой отец). «Ва алайка салам», – (и тебе тоже мира ) ответил Умар и поручил сыну: если тот увидит Пророка (мир ему и благословение) передать ему салам, и рассказать, что Умар (да будет доволен им Аллах) вершает справедливый суд и читает Коран. После 90 ударов Абу Шахмат совсем ослаб и не мог уже говорить, сподвижники попросили перенести оставшиеся 10 ударов на другое время. Умар (да будет доволен им Аллах) не внял и их просьбе и сказал, что подобно тому, как он не отложил совершение греха и наказание не будет отложено.
Тут услышав о наказании сына, прибежала мать, которая рыдая просила отменить наказание, и еще надеялась, что сын останется жив. За каждый удар она готова была по десять раз совершить хадж пешком и, сверх того, за каждый удар раздать столько-то дирхемов в садака. Ее просьба была отвергнута Умаром (да будет доволен им Аллах), сказав, что хаджем и садакой наказание плетью не отменяются. После последнего удара сын издал последний вздох. «О мой сын, да очистит тебя Аллах от грехов», – просил Умар (да будет доволен им Аллах) и положив голову сына к себе на подол горько заплакал. Вся Медина в то время заполнилась плачем. Все жалели сына Умара (да будет доволен им Аллах), который исполнил повеление Создателя и сохранил шариат Пророка (мир ему и благословение).
После того как умер Абу Шахмат прошло сорок суток, и сподвижнику по имени Хузайфат приснился Пророк (мир ему и благословение), вместе с ним был и Абу Шахмат в райском одеянии. Пророк (мир ему и благословение) поручил Хузайфе передать салам Умару от него, и пояснил свое довольство. После того как Посланник (мир ему и благословение) закончил говорить Абу Шахмат тоже передал салам отцу, и сказал, что тот читает дуа за отца, чтобы Аллах очистил его от грехов подобно тому, как отец очистил и его.
Наказание Умара не называйте притеснением, ибо нет притеснения в шариате Аллаха. Если ты не совершишь притеснение к другим, и к тебе его не применят. Нельзя противиться законам шариата, ибо можешь впасть в неверие. Следуй Корану, что ниспослан к Пророку (мир ему и благословение), получишь непреходящий ахират. Шариат тоже не закон, который можно переделать по нашему желанию – это точный порядок Создателя нашего. Нарушивший порядок является плохим рабом, а плохого раба господин наказывает. А нарушивший порядок не будет винить за наказание своего господина, если он разумен. Не пристало оспаривать закон Создателя, которому нет сотоварища. Вот в такой богобоязненности и строгости Умар (да будет доволен им Аллах) укрепил и сохранил шариат. Передают, что он правил халифатом десять лет и десять месяцев без одного дня.
Умару было 65 лет, когда он шахидом покинул этот мир. Умер он от руки раба язычника (маджуса). Причиной для убийства послужило отсутствие веры и черствость сердца. Смерть от кинжала неверного Умару только прибавила степень (макам).
Будучи халифом, Умар запретил неверующему входить в город Медину. Мугира сын Шаъбат из Куфы прибыл со своим рабом или Мугира попросил разрешить войти в Медину его рабу с письмом. При этом пояснил, что раб – мастеровой человек. Халиф подумал и решил, что от него будет польза людям, и позволил войти в город. На него наложили налог сто дирхемов в месяц и Ибн Шаъбат отправил раба в Медину. Он прибыл к повелителю правоверных и пожаловался на Мугиру, и попросил облегчения в выплате по сто дирхемов в месяц. Умар пригласил Мугиру и передал ему то, что рассказал Абу луълуат (раб), повелел ему бояться Аллаха и не притеснять раба, даже если тот будет неверующим. Мугира согласился с Умаром и дав слово не притеснять раба, ушел. Абу Луълуат еще раз пришел к Умару с жалобой на Мугиру. Умар ответил, что о нем он говорил с Мугирой и надо быть ему покорным. Абу Луълуат не ответил и тогда решил, что убьет Умара. Там же Умар спросил, что он умеет делать. «Все, что надо умею», – дерзко ответил раб. Умар сказал, что им нужны ручные жернова, и если он их изготовит, то было бы хорошо. Абу Луълуат ответил, что изготовит Умару жернова, что будут известны во всем мире. Умар отправился к сподвижникам и рассказал им об Абу Луълуате, добавив, что ему очень не понравился разговор того проклятого человека.
После этого Умару приснился сон, что его три раза клюнул петух. Он понял, что приблизился его конец. Утром, совершив намаз в мечети, поднялся на минбар, рассказал про сон и сам же растолковал, что это несомненно к его скорой кончине. А то, что петух поклевал, то это есть неараб, который его убьет. И если мне удастся назначить вам правителя, то назначу, того, кто будет лучше меня. Но если смерть моя будет мгновенной и мне не удастся назначить преемника, то вы прислушайтесь к мнению этих шести человек. И далее он назвал их имена: Али бин Абу Талиб, Усман бин Афван, Тальха бин Убейда, Зубайру бин Авам, Абдуррахман бин Авф и Саъду бин Абу Ваккас. Также к Умару пришел Каъбуль Ахбари, который сообщил ему, что пора готовиться к смерти. Он сказал, что ему осталось только три дня жизни. Умар спросил, откуда тот узнал об этом. Ахбар ответил, что он нашел в Таврате его сыфаты и по описанию в нем это так. После этого, еще через два дня Ахбар вновь пришел к Умару и сообщил, что остались одни сутки. В это время и проклятый язычник замышлял об убийстве Умара. Он изготовил острый крепкий кинжал, на его лезвие нанес яд и ждал. В среду халиф отправился на утренний намаз, прозвучал азан, икамат. Люди встали в ряды, он же вошел в михраб и вступил в намаз. Язычник же, подобно кошке, пробрался среди людей и встал в первый ряд. Он сзади нанес три удара кинжалом Умару и начал пробираться к выходу между рядами. Лев, который не отступал при встрече даже целого войска, упал сраженный ударом сзади. Герой, который не знал отступления, даже при нападении огромного числа врагов, смягчился под ударами тайного врага. Тут же Умар окликнул Абдуррахмана бин Авфа и поручил ему завершить намаз. Люди погнались за убийцей. Он же беспощадно оборонялся кинжалом и ранил около тринадцати человек. Из них шестеро получили смертельное ранение. Но все же джамаат поймал абу луълуат. Когда он понял, что ему не выбраться, сам себя прикончил там же. Умара со смертельными ранами понесли домой. Он спросил у сына Абдуллаха, кто его убил. Сын ответил, что это был абу луълуат. Тогда Умар воздал хвалу Аллаху, что умирает от руки неверующего. Весь этот день он провел в предсмертной агонии. Ему очень хотелось быть погребенным возле Пророка (мир ему и благословение) и отправил сына Абдуллаха к матери правоверных Айше с просьбой разрешить похоронить его там. Айша дала такое разрешение, чтобы его похоронили возле ее отца Абу Бакра. К вечеру халиф был похоронен и воссоединился в худжре с Пророком (мир ему и благословение). Есть еще версия, что он прожил после ранения три дня и на четвертый день умер, или, что умер в понедельник. Но не наше это дело выискивать противоречия, давайте это оставим на Всезнающего Аллаха. Заупокойный намаз по нему совершили за Сухайбом, и так проводили повелителя правоверных в путь. Вот так, оставив рыдать Ислам, райские гурии повели в Джаннат светоча обитателей Рая.
Да будет тебе дозволенным Рай, Умар бин Хаттаб, о тот, которого сделали отцом вдовы и сироты, справедливости которого весь мир удивлялся. (Из книги «Кисасуль Анбияъ»)