“Истинно, в тебе есть два качества, любезных Аллаху и Его посланнику: выдержка и благоразумие”. (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)

Люди подобны металлам: лучшие из них в джахилиййи (невежестве) являются лучшими в Исламе. Вот вам, к примеру, два образа одного из известнейших сподвижников посланника Аллаха. Один образ сформировался в период джахилиййи, а другой — во времена Ислама. В доисламскую эпоху люди называли этого сподвижника Зайд аль-Хайль, а после того, как он принял исламскую веру, посланник Аллаха стал называть его Зайд аль-Хайр. О первоначальном образе этого человека рассказывается во многих книгах. Аш-Шайбани, например, приводит рассказ одного шейха из племени бану Амир: “Как-то у нас выдался необычайно засушливый год, когда погибли все злаки и травы. Один человек из нашего рода отправился вместе со своими детьми в город аль-Хира, который находился в Ираке, между Надждом и Куфой. Добравшись до этого города, человек оставил там своё семейство, сказав им: — Ждите меня здесь, пока я не вернусь к вам. Затем этот человек поклялся, что либо раздобудет денег для детей, либо умрёт. Захватив с собой немного пищи, человек держал свой путь, пока не наступила ночь. Перед собой он увидел палатку, рядом с которой находился стреноженный жеребёнок. Человек сказал: “Вот и первая добыча”. Подойдя к жеребёнку, он начал распутывать верёвки, намереваясь отправиться дальше на нём верхом. Однако тут раздался голос, обращённый к нему: “Оставь в покое жеребёнка и добывай себе добычу сам”. Человек оставил жеребёнка и отправился дальше. Он продолжал свой путь в течение семи дней, пока не набрёл на загон для верблюдов, рядом с которым находилась огромная палатка с кожаным верхом, что являлось свидетельством достатка и благополучия. Человек сказал себе: — Непременно в этом загоне должны быть верблюды, а в палатке — её обитатели. Заглянув в палатку, — а солнце уже клонилось к закату, — человек увидел в центре её древнего старца. Незаметно для старика человек сел сзади него. Вскоре солнце полностью закатилось, и появился огромный и могучий всадник небывалого роста на необычайно большом коне. Рядом с всадником шли два раба справа и слева от него. Всадник вёл за собой стадо верблюдов, состоящее примерно из ста голов во главе с крупным верблюдом. Вожак стада опустился на землю, а верблюдицы расположились вокруг него. Тут всадник приказал одному из своих рабов: — Подои эту верблюдицу, — и он указал на упитанное животное, — и напои старика молоком. Раб надоил полный сосуд молока, поставил его перед стариком и удалился. Старик отпил один или два глотка и отставил сосуд”. Человек рассказывал дальше: “Потихоньку подкравшись, я взял сосуд и осушил его. Затем появился раб и, взяв сосуд, воскликнул: — О мой повелитель! Он выпил всё молоко. Обрадованный всадник воскликнул, указав на другую верблюдицу: — А теперь подои её, и поставь молоко перед стариком. Раб выполнил приказание, и старик, сделав один глоток отставил сосуд. Я взял его и отпил половину, чтобы не вызвать подозрений у всадника. После этого всадник повелел второму рабу заколоть барашка. Когда это было исполнено, всадник сам пожарил на углях мясо и из собственных рук накормил старика, пока он не насытился, а затем поел сам вместе с рабами. Вскоре после этого все начали укладываться спать и вскоре уснули глубоким сном. Подкравшись к вожаку стада, я распутал его и, вспрыгнув на него, поскакал вперёд. Всё стадо последовало за вожаком. Не останавливаясь, я был в пути всю ночь. Когда рассвело, я осмотрелся, но нигде не увидел преследователей. После этого я продолжил путь до полудня. Оглядевшись вокруг, я заметил вдали большую птицу, похожую на орла. Когда она приблизилась, я разглядел всадника на коне. Вскоре я узнал вчерашнего человека, который примчался за своими верблюдами. Тогда я стреножил верблюда-вожака, достал из колчана стрелу и положил её на лук. Сам же я встал впереди верблюда. Остановившись в отдалении, всадник крикнул мне: — Распутай вожака! — Никогда! В Хире я оставил своё голодное семейство, женщин и детей, поклявшись, что вернусь к ним с деньгами или умру. Всадник крикнул: — Можешь считать себя мёртвым! Распутай вожака, ты, безотцовщина! — Этого никогда не будет! — ответил я. — Горе тебе! — крикнул всадник. — Несчастный выскочка! Затем он сказал: — Повесь-ка верблюжью верёвку! В какой узел ты хочешь, чтобы попала моя стрела? На верёвке было три узла, и я показал ему средний узел, и выпущенная стрела вонзилась прямо в него, как будто он воткнул её туда собственной рукой. Затем он также точно попал во второй и третий узлы. После этого я положил свою стрелу обратно в колчан и приготовился сдаться. Подойдя ко мне, всадник отобрал у меня меч и лук, а затем приказал: “Садись сзади меня!”Когда я сел сзади него, он спросил меня: — Как ты полагаешь, что я сделаю с тобой? — У меня самые дурные предчувствия, — ответил я. — Отчего же?! — спросил всадник. — Я же совершил зло в отношении тебя и нанёс тебе ущерб. Но Аллах даровал тебе победу надо мной. Он спросил: — Неужели ты полагаешь, что я причиню тебе зло после того, как ты пил и ел в компании с моим отцом Мухалхалом прошлой ночью?! Услышав имя Мухалхала, я спросил: — Так ты Зайд аль-Хайль? — Да, — ответил всадник. — Будь же моим добрым пленителем! — воскликнул я. — Тебе не грозит ничего дурного, — ответил он и поскакал со мной к себе на стоянку. По дороге он сказал: — Клянусь Аллахом, если бы эти верблюды были мои, то я отдал бы их тебе. Но дело в том, что они принадлежат одной из моих сестёр. Поживи некоторое время у нас. Скоро мне предстоит поход, где я получу богатую добычу. Буквально через три дня он совершил поход против бану Нумайр и захватил около ста верблюдиц, которых подарил мне. Потом он даже послал со мной своих людей для охраны во время пути в аль-Хиру.

 

* * *

Таков был образ Зайда аль-Хайля во времена джахилиййи. О его же образе в исламскую эпоху также рассказывают многие книги. В них говорится: “Когда вести о Пророке достигли слуха Зайда аль-Хайля, он внимательно ознакомился с некоторыми призывами из того, к чему призывал Посланник. После этого он собрался в путь, пригласив с собой в Йасриб главных вождей своего племени, чтобы там лично встретиться с Пророком. Вместе с Зайдом отправилась большая делегация, в состав которой входили Зурр Ибн Садус, Малик Ибн Джубайр, Амир Ибн Джувайн и многие другие старейшины. Прибыв в Медину, они направились в мечеть Пророка, где привязали своих скакунов. Случайно получилось так, что когда они вошли в мечеть, посланник Аллаха читал свою проповедь мусульманам с минбара. Их потрясли слова Пророка, поразила привязанность мусульман к нему и их глубокое внимание к тому, что он говорил. Заметив их, Посланник сказал, обращаясь к мусульманам: “Я для вас лучше, чем аль-Узза и всё то, чему вы поклоняетесь… Я для вас лучше, чем чёрный верблюд, которого вы обожествляете вместо Аллаха”.

 

* * *

Речь посланника Аллаха произвела на Зайда аль-Хайля и его спутников разное впечатление. Некоторые ответили на зов истины и приняли её. Некоторые же отказались принять её и проявили заносчивость. Таким образом, часть людей должна была попасть в Рай, а часть — в Ад. Что касается Зурра Ибн Садуса, то стоило ему услышать блестящую речь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заставившую учащённо биться сердца верующих и приковавшие их внимание, как в его сердце проникла зависть и страх обуял его. Он сказал тем, кто был рядом с ним: — Поистине, я вижу человека, покорившего арабов, но, клянусь Аллахом, ему не удастся покорить меня. Затем он отправился в аш-Шам, где обрил голову и принял христианскую веру. С Зайдом и другими дело обстояло иначе: едва посланник Аллаха закончил свою проповедь, как Зайд аль-Хайль встал среди мусульман, а он был самым могучим, представительным и высоким человеком; даже когда он садился на коня, его ноги доставали до земли, как будто это был не конь, а ишак… Так вот, встав среди людей во весь свой богатырский рост, он произнёс своим зычным голосом: “О Мухаммад, я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что ты — посланник Аллаха”. Подойдя к нему, посланник Аллаха спросил: — Кто ты? — Я Зайд аль-Хайль, сын Мухалхала, — ответил Зайд. Посланник Аллаха сказал ему: — Ты Зайд аль-Хайр, а не Зайд аль-Хайль. Хвала Аллаху, Который прислал тебя с твоих равнин и гор, раскрыв твоё сердце перед Исламом. С того времени все стали звать Зайда Зайдом аль-Хайром… После этого посланник Аллаха привёл Зайда к себе домой. Вместе с Пророком был Умар Ибн аль-Хаттаб и группа близких сподвижников. Когда они вошли в дом, посланник Аллаха предложил кресло Зайду. Однако он счёл недостойным сидеть в кресле в присутствии Пророка, и он отодвинул его. Посланник Аллаха трижды предлагал Зайду кресло, но тот всякий раз отказывался. Когда собрание началось, посланник Аллаха сказал Зайду аль-Хайру: — О Зайд, ты единственный человек, про которого мне говорили до встречи тобой, и это описание полностью совпадает с тем, что есть на самом деле. Далее он продолжил: — О Зайд, истинно, в тебе есть два качества, любезных Аллаху и Его посланнику. Зайд спросил: — Какие же это качества, о посланник Аллаха? — Выдержка и благоразумие, — ответил Пророк. Зайд воскликнул: — Хвала Аллаху, Который сделал меня угодным Ему и Его посланнику! Обратившись к Пророку, он сказал: — Дай мне, о посланник Аллаха, триста всадников, и я обещаю тебе совершить успешный поход против византийцев и крепко наказать их. Посланник Аллаха ещё больше укрепил его энтузиазм, когда сказал: — Какой же ты хороший человек, Зайд! Ты настоящий мужчина! Вместе с Зайдом Ислам приняли все его соплеменники, которые были с ним. Когда Зайд собрался вернуться домой со своими спутниками, Пророк, провожая его в Наджд, воскликнул: — Какой же это замечательный человек! Как же он будет важен для нас, если убережётся от мединской заразы! В то время как раз в Медине свирепствовала эпидемия лихорадки. Болезнь настигла Зайда аль-Хайра, едва он покинул Медину. Он сказал своим спутникам: “Во времени джахилиййи мы совершили много глупостей, но теперь, клянусь Аллахом, я не подниму руки против мусульманина до самой встречи со Всемогущим Аллахом”.

 

* * *

Зайд аль-Хайр продолжал держать свой путь к своим родным в Наджд, несмотря на то что его болезнь час от часу усиливалась. Ему очень хотелось вернуться в своё племя, чтобы Аллах ниспослал им Ислам его руками. Он стремился опередить свою кончину, а смерть стремилась опередить его. Смерть оказалась быстрее, и Зайд скончался, будучи в пути недалеко от родины. После принятии Ислама и до самой смерти он не совершил ни одного греха.