В период апартеида Ахмед Дидат, основатель Международного центра исламского призыва и Института «Ас-Салам» в Дурбане, бросил вызов христианским миссионерам и поставил под сомнение традиционное господство западной культуры. Публично обсуждая религиозные вопросы с некоторыми из высокопоставленных представителей христианских церквей, он помог мусульманам, уставшим ощущать себя «гражданами второго сорта», вновь обрести чувство уверенности в себе. На протяжении шести десятков лет преподавательской деятельности А. Дидата, дебатов и наставничества многие люди обратились в Ислам.
Рожденный в июле 1918 года в Индии, Ахмед Дидат стал помогать своему отцу Хусейну, перебравшемуся с семьей в Южную Африку, в августе 1927 года, когда ему едва исполнилось 9 лет. Познакомившись с английским алфавитом в медресе «Анджуман», он выучил английский и поступил в школу. За шесть месяцев Ахмед стал лучшим учеником в своем классе. Однако из-за финансовых трудностей вскоре он был вынужден прервать учебы. Ему пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Свою первую работу он получил в магазине около Миссии Адама – института на окраине Дурбана, пропагандировавшего христианство и обучавшего основным положениям этой религии. Студенты Миссии часто подходили к начальнику Ахмеда, который был мусульманином, призывая того обратиться в христианство. Это вызывало негодование юного Ахмеда. В то время он принял решение получить необходимую информацию об Исламе и христианстве. Книга «Изхар уль-хак», написанная в форме религиозного диалога между христианским священником и имамом, круто изменила его жизнь. Она стала первой из тех трудов, которые А. Дидат, наряду с Библией, изучил очень тщательно.
В 1940 Дидат вышел на большую сцену, чтобы рассказать в рамках исследования по сравнительному религиоведению об Исламе и противоречиях, содержащихся в Библии. Его беседы стали пользоваться огромной популярностью. Вскоре Ахмед начал читать лекции тысячам слушателей. В ходе выступлений ему часто бросали вызов десятки недовольных, однако наряду с этим многие принимали Ислам.
В КейпТауне он выступал с лекциями в Центре доброй надежды. Многих мусульман, проживавших в этом городе, привезли из Индонезии и Малайзии в качестве рабов или пленных. Они чувствовали себя забитыми и устали от положения «граждан второго сорта». В связи с этим отношение к его лекциям в Кейп Тауне было крайне благожелательным.
К 50-м годам число тех, кто хотел послушать Ахмеда Дидата достигло порядка 40 тысяч людей. Это было слишком много. Поэтому в 1957 году был создан Центра исламского призыва, специализировавшийся на издательстве книг и сборе средств для чтения лекций. Вскоре один из друзей Ахмеда Дидата пожертвовал центру 70 акров земли на Южном побережье Южной Африки. Впоследствии на этой базе возник центр «Ас-Салам», в котором Ахмед Дидат обучал молодых мусульман до тех пор, пока не вернулся в Дурбан в 1973 году, чтобы уделить больше внимания своим лекциям. Именно в это время он получил международное признание. Конференция Всемирной ассоциации мусульманской молодежи в Эр-Рияде в 1976 году стала еще одним поворотным пунктом в его жизни.
В июле 1985 года А. Дидат согласился принять участие в дебатах с американским миссионером, профессором Флойдом Кларком, в Зале короля Альберта в Лондоне, касающихся темы распятия Иисуса (мир ему). После этого он совершил целый ряд поездок в Данию, Марокко, Швецию, Кению и Австралию. Шейх Ахмед также принял участие в дебатах с Джимми Сваггартом в США на тему «Является ли Библия словом Бога»? С каждой поездкой у него появлялись новые друзья, но и новые враги.
По прошествии некоторого времени основанный Ахмедом Дидадом центр, в настоящее время носящий название Международный центр исламского призыва, переместился в более просторные помещения, где шейх Ахмед стал обучать многочисленных представителей различных религий, часть из которых изначально пришла указать А. Дидату на совершаемые им ошибки. Случаи обращения этих людей в Ислам становились все более распространенными. Среди таких людей был и тот, который впервые подошел к шейху Ахмеду в возрасте более сорока лет. Он задавал шейху все новые и новые вопросы. Достигнув 63-летнего возраста, этот человек был готов к принятию Ислама. Однако когда он появился, чтобы сообщить эту радостную весть шейху Ахмеду, то узнал о постигшем того в мае 1996 года серьезном заболевании. Лишь по прошествии трех лет попечители Международного центра исламской пропаганды нашли ему замену, назначив нового президента центра.
Последние девять лет жизни он был парализован и прикован к постели, общаясь с окружающими только посредством движений глаз. Поистине, Всевышний Аллах посылает самые тяжелые испытания только избранным среди верующих, чтобы очистить их перед главной встречей в день воскрешения. Ахмед Дидат скончался 8 августа 2005 года в южноафриканском городке Верулам и был похоронен на местном кладбище.
Просим Всевышнего Аллаха помиловать Шейха Ахмада Дидата и принять его труды в деле призыва людей к Истине! Амин!
Имя известного мусульманского проповедника Ахмеда Хусейна Дидата хорошо известно как мусульманам, так и христианам во всем мире. Его книги и лекции совершили переворот в сознании нескольких поколений мусульман и способствовали расширению исламского призыва в Южной Африке, Европе, Америке и Австралии.
Шейх Дидат родился в индийском городе Тадкешвар в 1918 году. Вскоре после этого его семья эмигрировала в Южную Африку, где молодой Ахмед вырос и получил начальное образование. Юноша проявлял усердие в учебе, но уже в 16 лет из-за финансовых трудностей был вынужден начать работать. Интерес к богословской литературе и тяжелое положение мусульман в Южной Африке побудили будущего проповедника заняться сравнительным анализом религий. Начав свою миссионерскую деятельность в 1942 году в городе Дурбан, шейх Дидат спустя пятнадцать лет основал Международный центр исламского призыва, ориентированного на проповедь среди христиан и обучение новообращенных мусульман. Несмотря на скромные финансовые возможности и ограниченный доступ к средствам массовой информации, Центр объединил десятки тысяч мусульман, а шейх Дидат обрел мировую известность.
Начиная с середины 80-х годов шейх Дидат неоднократно принимал участие в диспутах с известными христианскими проповедниками, а книги и видеозаписи с его выступлениями были переведены на десятки языков и разлетелись по всему миру. Последние девять лет жизни он был парализован и прикован к постели, общаясь с окружающими только посредством движений глаз. Поистине, Всевышний Аллах посылает самые тяжелые испытания только избранным среди верующих, чтобы очистить их перед главной встречей в день воскрешения. Ахмед Дидат скончался 8 августа 2005 года в южноафриканском городке Верулам и был похоронен на местном кладбище.
Книга «Мухаммад — естественный преемник Христа» адресована главным образом христианам, знакомым с евангелическими текстами. Порой кажется, что автор слишком резок по отношению к своим оппонентам, но ведь он жил в непростое время и в непростой стране, где христианство эксплуатировалось африканерами для оправдания расового превосходства белого населения. Эти обстоятельства не могли не отразиться на стиле и характере проповедей шейха Дидата, посвятившего свою жизнь борьбе с несправедливостью и распространению Истины. Перевод этой книги на русский язык был выполнен мной в 1998 году, и с тех пор ни разу не подвергался тщательной редакторской правке. Тем не менее, я верю, что эта книга поможет читателю понять глубинную связь между христианством и исламом и способствует укреплению диалога между последователями двух мировых религий.