Вопрос:
Кто такие мунафики (лицемеры) и каковы их признаки?
Ответ:
Мунафиками (лицемерами) называют тех, кто старается казаться мусульманином, не являясь таковым на самом деле. У этих людей есть определенные признаки, по которым их можно узнать. Но если у человека есть один из этих признаков, его нельзя называть лицемером. О таком человеке говорят, что он обладает одним из признаков лицемерия.
Например, ложь – это один из признаков лицемерия, однако солгав, он не становится лицемером.
В одном из хадисов говорится: «Лицемерам присущи три признака: когда он говорит, то говорит ложь; когда дает обещание, то не держит его; когда ему дают что-то на хранение, то он проявляет вероломство по отношению к этому» (Бухари).
В следующих хадисах так же упоминаются некоторые из этих признаков:
«Болезнь для верующего является искуплением грехов. Выздоровев, он извлекает из этого урок. Что же касается мунафика, то он похож на отвязавшегося верблюда. Так же как верблюд не знает, для чего он был привязан, а затем отпущен, так и лицемер излечившись от болезни, не извлекает никакого урока из этого» (Абу Давуд).
«Лицемеры изучают Коран, а затем спорят с алимами (учеными)» (Таберани).
«Разница между нами и лицемерами состоит в коллективном совершении утреннего и ночного намаза. Они не участвуют в коллективном совершении этих намазов» (Байхаки).
Неучастие в коллективном совершении утреннего и ночного намазов, является признаком лицемерия. Однако это не означает, что человек, не принимающий участия в коллективных намазах, обязательно является лицемером. Это лишь означает, что этот человек обладает одним из признаков лицемерия, так как участие в коллективном намазе очень важно.
В хадисах по этому поводу говорится следующее:
«Для лицемеров очень тяжело принимать участие в коллективном совершении утреннего и ночного намаза. Если бы они знали о том, какое вознаграждение уготовано за это, то приползли бы ползком в мечеть» (Бухари).
«Клянусь, мне пришла в голову мысль поджечь дома тех, кто не приходит в мечеть на утренний и ночной намаз» (Муслим).
Ибн Хаджар аль-Аскалани говорил: «Лицемерие – это несоответствие внутреннего состояния внешним проявлениям. Лицемерие в вопросах вероубеждений, является неверием. Лицемерие в делах и словах является харамом. Лицемерие в вопросах вероубеждений, хуже, чем любые другие проявления неверия».