Наши праведные предшественники (салаф) очень почитали имама Абу Ханифа. Однажды, когда у выдающегося учёно­го Суфьяна ас-Саври скончался брат, Абу Ханифа отправился к нему, чтобы выразить соболезнования. Увидев его, Суфьян встал и пошёл ему навстречу. В знак уважения он усадил имама на своё место, а сам сел рядом. Когда люди разошлись по домам, друзья и род­ные сказали Суфьяну ас-Саври: «Ты проявил удивитель­ное уважение тому человеку». Суфьян ответил: «Этот человек – обладатель высоких знаний. Если я встал не ради его знаний, то сделал это ради его возраста, если же встал не ради его возраста, то ради его знаний в области фикха, а если я встал не ради фикха, то я сделал это ради его набожности, тщательности в соблюдении предписа­ний Всевышнего».

* * *

Учёный Хасан бин Зияд рассказывал, что Абу Ханифа никогда не принимал подарков или плату от правителей и власть имущих.

* * *

Как-то халиф Харун ар-Рашид обратился к ученику Абу Ханифы муфтию Абу Юсуфу с просьбой: «Расскажи, каким был Абу Ханифа». И Абу Юсуф отве­тил: «Абу Ханифа всецело защищался от запретного (харам) и отличался высокой степенью набожности, скрупулезности в соблюдении норм Шариата. Он подо­лгу молчал и неустанно размышлял. Абу Ханифа никог­да не рассуждал в религии без знания и любил Всевышнего. Он сам зарабатывал, чтобы ни от кого не зависеть и был очень щедрым человеком. Когда ему задавали вопрос, ответ на который он знал, то тут же отвечал, в других случаях действовал по аналогии (кыяс) с другим шариатским решением. Никогда не упоминал людей, кроме как благим, хорошим словом». «Таковы качества праведников!» – воскликнул халиф и повелел писцу записать всё услышанное, а свиток передал на хранение своему сыну, дабы это служило ему наставле­нием.

* * *

Однажды утром в куфийскую мечеть к Абу Ханифе пришли крупные учёные-теологи – Суфьян ас-Саври, Джафар Сиддик, Мукатиль бин Хайян, Хаммад бин Салама и другие. Дискуссия, которая возникла у них, продолжилась до обеда. Имам Абу Ханифа рассказал им о своем видении и сказал: «В первую очередь я следую Корану, затем – хадисам, затем – отдаю предпочтение тому, в чем единодушны сподвижники Пророка (мир ему и благословение), а о том, по поводу чего среди них возникли разногласия, я сужу по аналогии – кыяс». Все встали и, поцеловав его руку, сказали: «Ты – предводитель учёных-богословов. Просим простить нас, ибо мы говорили о тебе, не зная истины». «Да простит Аллах и вас, и меня», – сказал имам.

* * *

Имам аш-Шафии говорил: «Все люди подобны чле­нам семьи Абу Ханифы, которых содержат его знания».

Яхья ибн Маин, передает от своего учителя Яхья ибн Саида аль-Каттана, что он говорил: «Мы не слышали лучших мнений, чем мнения Абу Ханифы и мы берем большинство из его мнений».

Имам Джарха и Тагдиля в науке по хадисам, то есть знание того, что передается в отношении надежности отдельных передатчиков хадисов Яхья ибн Саид аль-Каттан говорил: «Клянусь Аллахом, Имам Абу Ханифа самый знающий человек из этой Уммы в том что пришло от Аллаха и Его посланника».

Чтобы понять вес мнений, которые мы привели выше, обратимся к истории и узнаем кем был Яхья ибн Саид аль-Каттан. Три великих ученых ислама — Яхья ибн Маин, Ахмад ибн Ханбаль и Али ибн аль-Мадини), которые были учителями имама аль-Бухари стояли перед Яхья аль-Каттаном как студенты, пытаясь получить знания у этого великого человека. Именно к ним имам аль-Бухари относил свой «Сахих», чтобы они могли его проверить, после того, как книга по хадисам была собрана.

Абдуллах ибн аль-Мубарак, известный ученый по хадисам и имам первых поколений мусульман говорил: «Если бы Аллах не помог бы мне в знакомстве с Абу Ханифой и Суфьяном, я бы был как и все остальные люди». В другом своем изречении, он благодарит Аллаха за возможность учится у Абу Ханифы и Суфьяна ас-Саури, таким образом, он поднимает имама Агзама от обычной массы людей, делая его одним из великих ученых прошлого.

 Абдуллах ибн Мубарактак сказал: «Когда прибыл в Куфу, то спросил у местных учёных-теологов, кто самый автори­тетный ученый этих краев. Все ответили, что это Абу Ханифа. Я спросил, кто самый богобоязненный человек, и все опять указали на Абу Ханифу. А когда же я спросил, кто в их городе самый щедрый, отважный и искренний человек, то все в один голос ответили – Абу Ханифа».

Абдуллах ибн Мубарак так же сказал: «Клянусь Аллахом, Абу Ханифа не был похож на тех учёных, которых мы знали. Они стремились обрести мирское, но оно убегало от них. А имам старался избегать мирского, но оно при­ходило к нему. Я не встречал человека, обладающего большими знаниями мусульманского права и более муд­рого, чем Абу Ханифа. Он был красив лицом и одеждой».

Выдающийся учёный своего времени Ми’сар подоб­но маленькому ученику, соблюдая этику и проявляя ува­жение, учился у Абу Ханифы. Он говорил: «У меня было около тысячи учителей. Однако, если бы я не встретил Абу Ханифу, то утонул бы в болоте философских деба­тов».

Абу Юсуф: «Я не встречал человека, более знающего науку хадисоведения, чем Абу Ханифа. Не было никого, кто бы мог растолковать хадисы и разъяснять их людям так, как это делал он».

Суфьян ас-Саври: «Около Абу Ханифы мы были словно вороны возле орла. Не было в мире человека, более сведущего в науках, чем он. Он – предводитель мусульманских учёных-теологов».

Али ибн Асим: «Если бы на одну чашу весов поста­вить знания Абу Ханифы, а на другую – знания всех учё­ных его времени, то чаша со знаниями имама перевеси­ла бы».

Зуфар ибн Хузайль: «Кто был лучше Абу Ханифы? Он был очень богобоязненным человеком. Никогда не сплетничал, был далек от хулы. А в терпеливости и кро­тости его уровня не достичь никому».

Абу Мукатиль: «В свое время Абу Ханифа был има­мом всего мира по фикху и другим религиозным наукам. И даже тогда, когда его высекли плетью, заставляя при­нять мирское, он был непреклонен».

Яхья бин Сайд: «Мы проводили много времени вме­сте с Абу Ханифой. Клянусь Аллахом, на его лице всегда был след страха перед Всевышным Аллахом».

В 150 году хиджры, когда весть о кончине Абу Ханифы дошла до Ибн Джурейджа, одного из известнейших мухаддисов (учёного по хадисам) прошлого, он сказал: «Ушли знания». Когда весть о кончине имама Абу Ханифы дошла до другого учёного Шугбы, то он сказал: «Все мы от Аллаха и к Нему наше возвращение» и добавил: «Свет знаний погашен для Куфы. Теперь они не смогут увидеть кого-либо на подобии его когда-либо». Надо понимать, что Куфа тех дней была одной из цитаделей исламских знаний. И когда ибн Джурейдж и Шугба высказали своё мнение об Абу Ханифе, то они хотели сказать, что таким путем ушли знания, имея ввиду знания в хадисах. 

Таким было  мнение величайших ученых Ислама о нашем имаме Абу Ханифе и подобных слов можно привести еще великое множество,  слова же тех, кто пытается ругать или наговаривать на имама не должны приниматься в расчет здравомыслящим мусульманином, как сказал однажды Абдуллах ибн Мубарак, человеку который пришел к нему и начал ругать Абу Ханифу:«Знаешь, твой пример похож на пример барана, который бодается рогами против горы. Его рога сломаются, но с горой ничего не произойдет. Так вот ты этот баран, а Абу Ханифа — эта гора».