icki_yasagi_thumb

1. Алкоголь – мать порока. Он разрушает человека физически и духовно, разрушает общество с психосоциальной и экономической стороны, развращает и растлевает молодежь.

Пьянство и алкоголизм – это чума 21 века. Сколько семей разрушено из-за алкоголя, сколько детей родились ущербными. Пьющие родители отрывают деньги от семейнного бюджета в угоду «зеленому змию», можно сказать, что они ставят спиртное выше самых близких людей. Спиртнное, несущее боль, отчаяние, горе и болезни, запрещено Всевышним Аллахом. Цель его запрета заключается не в том, чтобы вмешиваться в человеческие привычки и ограничивать гражданские свободы, а в том, чтобы спасти человечество от дурного, вредного и разрушающего здоровье зелья, которое день ото дня готовит конец и человекку, и обществу. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря: «Остерегайтесь спиртного, потому что оно – мать всегго дурного и нечестивого»21, указал на эту опасность.

2. Спиртное разрушает нервную систему человека и превращает его в агрессивного зомби настолько, что он поттом не помнит, что делал в этом состоянии и кому нанес вред. Даже те, кто по своей природе не являются агрессивными и злобными, под воздействием спиртного теряют человеческий облик, опускаясь до скотского состояния, наносят обиды и вред окружающим. В результате чего даже между близкими людьми портятся отношения, возникает ненависть и отчуждение. Взглянем на проблему с другой точки зрения на примере некоторых случаев, относящихся к этой теме.

Всевышний Аллах в 219 аяте суры «аль-Бакара», говорря о вреде алкоголя, упоминает и о некоторой пользе, но указывает, что вреда в нем больше, и требует от верующих быть осторожными. В результате ниспослания этого аята некоторые сподвижники отказались от алкоголя, но остальнные продолжали потреблять его и торговать им, имея в виду наличие мнимой пользы.

Как уже упоминалось, алкоголь обладает свойством побуждать к не обдуманным словам и действиям. В одном ривваяте говорится, что Абдуррахман ибн Ауф пригласил сподвижников на ужин. За ужином распивалось спиртное. Когда наступил вечерний намаз (магриб), один из гостей встал имамом в намазе, но, будучи пьяным, прочитал аят из суры «аль-Кафирун»: «Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь…» следующим образом: «Я поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь», что стало причиной ниспослания аята, запрещающего приближаться к намазу в нетрезвом виде.

Сокровенный смысл запрета в том, чтобы защитить человеческий разум от помутнения и оградить его от неправильных и опасных слов. Всевышний Аллах желал оградить мусульман от употребления слов, ведущих к отрицанию веры, будь то в намазе или других сферах жизни.

Как уже говорилось, спиртное разрушает нервную сисстему человека и превращает даже самых мягких людей в агрессивных и опасных. Таким образом, даже те, кто не склонен к насилию и агрессии, порождают ненависть и злоббу в отношении самых близких людей. Самое печальное, что человек не подозревает, как дурно себя ведет в состоянии опьянения. Отрезвев, он просто не может ничего вспомнить. Значит, еще одна мудрость запрета Всевышним спиртного – это сохранение нормальных человеческих отношений между людьми и предотвращение ненависти и злобы. Следующий пример из истории поможет лучше поннять рассматриваемую тему.

Сподвижник Атабан бин Малик (радыйаллаху анху) пригготовил мясо верблюда и пригласил в гости своих друзей. Среди них был и Са`д бин Абу Вакказ. Гости, собравшиеся по приглашению, были близкими друзьями и испытывали друг к другу самые теплые дружеские чувства. За едой они беседовали и распивали спиртное. Потихоньку люди опьянели и стали декламировать стихи. Когда же в своих стихах они начали восхвалять себя и поносить других, дружба под воздействием алкоголя, быстро улетучилась, и завязалась массовая драка. Во время драки один из ансаров ударил Са`да ибн Абу Ваккаса верблюжьей челюстью. Са`д истекая кровью пошел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и пожаловался на случившееся. В результате был ниспослан аят:

يَاۤ اَيُّهَا الَّذِينَ اٰمَنُوۤا اِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْاَنْصَابُ وَالْاَزْلَامُ رِجْسٌ
مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам – скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преууспеете»22.

3. Спиртное приводит человека к финансовому краху. Человек, попавший в лапы алкоголизма, готов оставить свою семью без средств к существованию, ради того, чтобы у него было, что выпить. Ему уже не до жены и детей. Один из главных сокровенных смыслов запрещения спиртного заключается в том, чтобы защитить человека от растраты денег, предназначенных семье и детям, на спиртное, которрое в итоге все равно приведет его к гибели, хоть вначале и приносит удовольствие.

Как известно, арабы до Ислама, употреблявшие спиртнное в немыслимых объемах, продавали даже коз – главный источник питания для своих грудных детей.

К сожалению, и сегодня есть немало людей, спускающих деньги в барах на спиртное. Большая часть этих людей тратят средства, предназначенные семье. Такой подход день за днем приводит к краху семейных отношений. А наша молодежь, видя пример нездоровых отношений в семье, со временем тоже попадает в капкан алкоголя, преккращает трудиться, приносить пользу родине и, таким обрразом, постепенно вырождается.

Если люди продолжают сегодня пить, несмотря на пробблемы в семье, разводы, бытовое насилие, нищету, высок кую смертность и травматизм по причине пьянства и алкоголизма, это должно послужить предметом серьезных размышлений.

Существует ли мера в вопросе потребления алкоголя?

В Исламе в отношении алкоголя нет таких понятий, как много или мало, – то, что приводит к опьянению в большшом количестве и является запретным, запретно также и в малых количествах. Как говорит об этом Пророк (саллалллаху алейхи ва саллям): «То, что опьяняет в большом объеме, запретно и в малом»23. Это указывает на полную несостоятельность высказываний типа: «я пью в меру, в этом ничего страшного нет, это не должно быть запретным». Сторонники таких мыслей просто ищут оправдание своим слабостям.

Лабораторные исследования показали, что люди, привыкшие потреблять алкоголь в малых дозах, со временем переходили на все большие дозы. Поэтому Ислам запретил употреблять алкоголь даже в малых дозах, чтобы предотввратить привыкание людей к спиртному. Таким образом, данный запрет оградил людей от спиртного – матери всего дурного.

Все, что пьянит и дурманит, сродни спиртному и являеется запретным

На сегодняшний день существует много видов спиртного, количество и разновидности которого растут день ото дня. В хадисе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) говоритсся: «Все, что пьянит – хамр (спиртное), и любой хамр (спиртное) – запретен (харам)»24, что означает, что любые опьяняющие и дурманящие вещества, используемые в любом виде: жидком, в виде таблеток, через инъекции, назально и т.д. запретны. Этими веществами могут быть и наркотики, такие как героин, кокаин и т.д., и даже бытоввые химические вещества, такие как ацетон, клей, бензин и т.д.

Специалисты по исламскому праву методом сопоставлления пришли к единодушному мнению относительно того, что все алкогольные и дурманящие вещества являются запретными.

Когда у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили об использовании некоторых видов прокисших и забродивших продуктов, он сказал: «Я запрещаю все, что приводит к опьянению»25. Кроме этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) проклял десять категорий людей, имеющих отношение к спиртному. Это тот, кто производит и заказывает производить спиртное, тот, кто пьет и поит других, тот, кто носит и нанимает носить других, тот, кто покупает или продает, тот, кто дарит и использует деньги, вырученные от продажи алкоголя26.

Заключение:

1. Спиртное категорически запрещено в Исламе.
2. Употребление спиртного было запрещено в четыре этапа, и окончательный запрет был предписан словами Алллаха в 91 аяте суры «аль-Маида»: «Неужели вы еще не отказались (от всего этого)?»
3. Мудрость запрета спиртного:
а) защитить разум и сознание человека;
б) сохранить его здоровье;
в) предотвратить распространение ненависти и злобы среди людей;
г) создать здоровое и сильное общество;
е) взять под контроль экономическую сторону общества и не допустить вредного и пустого расходования средств;
ж) сохранить хорошие внутрисемейные отношения и защщитить семьи от распада.
4. В вопросе спиртного нет такого понятия, как мало или много, так как спиртное запретно в любых объемах.
5. Все, что пьянит и дурманит, подобно спиртному и категорически запрещено, будь то спиртные напитки, наркотики или химикаты. Вне зависимости от того, как они попадают в организм человека, они запретны.
6. «Польза» от спиртного – только экономическая, то есть такие деньги, за которые человек удостаивается проклятия Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Другой пользы от спиртного нет, получение выгоды от спиртного запретнно.

Помогает ли спиртное при болезни?

Наивно полагать, что само по себе дурное и вредное вещество может принести какую-либо пользу. Употребление спиртного, в результате которого человек теряет свое человеческое лицо и становится хуже животного, не может излечить ни одну болезнь. Хадис, приведенный ниже, показывает твердую позицию Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в отношении спиртного. Как-то к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел Тарик ибн Сувайд аль-Джуфи (раддыйаллаху анху) и, когда ему сообщили о том, что спиртное запретно, он ответил: «Я использую спиртное лишь в лечебных целях». Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Воистину, хамр (спиртное) не несет исцеление, а несет болезнь»27.

Примечание

21. Бухари, Ашриба 4, Вуду 71; Муслим, Ашриба 67-68; Муватта, Ашрриба 9; Абу Дауд, Ашриба 5; Тирмизи, Ашриба 2, 3; Насаи, Ашриба 23, 8.
22. Бухари, Магази 60, Джихад 164, Адаб 80, Ахкам 22; Муслим, Джиххад 7,Ашриба 70; Абу Дауд,Ашриба 5;Насаи,Ашриба 23,24)
23. Тирмизи, Бую`1295.
24. Муслим, Ашриба 12; Абу Дауд, Тыбб 11; Тирмизи, Тыбб
25. Муслим, Ашриба 71
26. Ибн Маджа, Тирмизи
27. Муслим, Ашриба 12; Абу Дауд, Тыбб 11; Тирмизи, Тыбб 8.

Автор: Др.Октан Четин аль-Ханафи
Перевод с оригинала: «İslam’dan Hayat Ölçüleri»