Нередко нам приходится слышать нелепые слухи вокруг ученых ханафитского мазхаба,  на них  вешаются различные ярлыки и сыплются обвинения, мол, «ханафиты» умышленно не следуют за Сунной Пророка   и не любят имама аль-Бухарий.

Одно обвинение сквернее другого и откуда берутся подобные измышления? Однажды мне пришлось пообщаться с преподавателем из РИУ, и я был в недоумении, когда он мне сказал: «не нужно изучать «иснад» и «передатчиков», зачем это надо? Необходимо больше читать книги Абу Ханифы и следовать только его мазхабу!». Видимо из-за своих неглубоких религиозных познаний он и ему подобные «преподаватели» действительно не видят ощутимую связь между двумя науками «хадисоведением» и «фикхом», тем самым они усиливают «антиханафитские» настроения среди верующих.

Хадисы Пророка  служит источником знаний и по мнению Суннитских ученых самой достоверной книгой после Священного Корана является книга имама аль-Бухарий «аль-Джамиг ас-Сахих», т.е. свод достоверных хадисов.

Эта книга содержит в себе самую достоверную информацию о жизни нашего Посланника . Согласитесь, его слова, деяния и наставления касаются всех нас. Неважно кто мы по убеждению, «матрудиты», «ашариты» или «саляфиты»,  неважно кто мы по мазхабу, «шафииты» или «ханбалиты», книга имама аль-Бухарий  принадлежит всей исламской Умме.

Ханафитские ученые придали огромное значение книге «аль-Джамиг ас-Сахих», ими были составлены сотни трудов по разъяснению хадисов из вышеупомянутого сборника. Без комментариев и разъяснений очень трудно понять смысл хадисов, чтобы извлечь из них законы — «хукмы» нужно обладать сильными познаниями в области Священного Корана, арабского языка и «Усуль фикха» итд. Книга имама аль-Бухарий изучается в Исламских университетах несколько лет, так в мечети Пророка  в Лучезарной Медине уже сотни лет преподаются труды известных мухаддисов. На изучение сборника хадисов имама Шаукани «Нейлу аль-Автар» от начала до конца уходит в среднем 25-30 лет! В лекции досконально разбирается каждый хадис, каждое слово, приводится мнение основоположников четырех мазхабов и других богословов.

Ниже вы можете ознакомиться с 25 книгами-комментариями ханафитских ученых, к сборнику имама аль-Бухарий «аль-Джамиг ас-Сахих»:

1. «Абваб ва тараджим ли аль-Бухарий», — автор известный индийский хадисовед Мухаммед Закария аль-Кандахлавый (скончался 1402 по г.х.). В своем труде он разобрал каждый хадис сборника и посвятил свою жизнь преподаванию и изучению хадисов  имама аль-Бухарий.

2. «Иршад аль-Карий шарх сахих аль-Бухарий» — автор муфтий, мухаддис Рашид Ахмад ад-Дихянавый (1420 г.х.).

3. «Ида ад-Дирарий шарх сахих аль-Бухарий» — автор Шихаб Ахмад Али аль-Мунейни, родился в Дамаске (скончался 1172 г.х.). Работал над сборником и дал комментарии до главы «Книга молитв».

4. «Игана аль-Карий фи шарх ас-Сулясият аль-Бухарий», — автор Яхья ибн Амин аль-Аббас Иля Абади (1044 г.х.). Он являлся виднейшим исламским ученым Индии.

5. «Имдад аль-Барий фи шарх сахих аль-Бухарий», — автор шейх абд аль-Джаббар аль-Агзами.

6. «Ингам аль-Барий шарх сахих аль-Бухарий», — автор шейх аль-Ислам, муфтий Мухаммед Такый аль-Усманий.

7. «Ингам аль-Бари фи шарх аль-Ашгар аль-Бухарий», — автор мухаддис Ашик Иляхий аль-Мадани. Шейх является видным ученым нашего века.

8. «Анвар аль-Бари фи шарх сахих аль-Бухарий», — автор мухаддис Ахмед Рида Баджнурий, один из кашмирских мусульманских богословов.

9. «Таглик аля ахадис мин сахих аль-Бухарий», — автор Ахмад ибн Махмуд ибн абд- аль-Карим абу аль-Аббас, был тюркского происхождения, жил и скончался в Тунисе (1315 г.х.), начал преподавать в университете аз-Зайтуна в 1265 г.х., возглавлял меджлис по фетвам с 1313 г.х.

10. «Таглик аля аль-Джамиг ас-Сахих лиль-Бухарий», — автор Ахмед ибн Сулейман ибн Камял Баша Шамсу ад-Дин (940 г.х). Один из знатоков хадисов и передатчиков, имеет множество трудов.

11. «Таглика аля аль-Джамиг ас-Сахих лиль-Бухарий», — автор Хусейн ибн Рустам Кафавый аль-Ханафи (1012 г.х.). Шейх являлся кадыем т.е. судьей г.Мекки.

12. «Таглика аля сахих аль-Бухарий» , — автор муфтий Мухаммед Юсуф ас-Сахаляви (1286 г.х.). Похоронен на кладбище аль-Бакиг.

13. «Талхыс шарх асма риджал аль-Бухарий», — автор мухаддис Тахир ибн Юсуф аль-Барханбури (1004 г.х), известный ханафитский мухаддис своего времени. Дал комментария именам передатчиков имама аль- Бухарий.

14. «Хашия аля аль-Джамиг ас-Сахих лиль-Бухарий», — автор Мухаммед ибн Мустафа ибн Хумейд (1174 г.х.), являлся судьей г.Мекки, там же и захоронен.

15. «Хашия аля сахих аль-Бухарий», — автор абд ас-Салям ибн Мухаммед Амин ибн шасу ад-Дин ад-Дагестани, (1202 г.х.), один из ханафитских ученых, работал над четырех томным трудом, который завершил в ар-Рауде, в мечети Пророка *.

16. . «Хашия аля сахих аль-Бухарий», — автор имам Мухаммед ибн Юсуф ибн Умар, еще его называли «аль-Хасаний», т.к. он вел свою родословную от внука Пророка * аль-Хасана ибн Али * (895 г.х.)

17. «Шарх аваиль сахих аль-Бухарий», — автор Мустафа ибн Мухаммед аль-Кастамуний ар-Руми аль-Ханафи. (1097 г.х.).

18. «Шарх аль-Джамиг ас-Сахих», — автор Мухаммед ин Умар ибн абд аль-Кадир, ханафитский богослов и хадисовед, родом из Дамаска. Книга состоит из шести томов.

19. «Шарх аль-Джамиг ас-Сахих лиль-Бухарий», — автор абд ар-Рахим ибн Махмуд ибн Ахмед ибн Муса аль-Айни аль-Кахири. Мухаддис, знаток исламского права, писатель. (864 г.х.)

20. «Шарх аль-Джамиг ас-Сахих аль-Бухарий», — автор Мустафа ибн Шагбан аль-Ханафи ар-Руми. Являлся муфассиром, мухаддисом, специалист в арабской грамматике. Владел арабским, персидским и латинским языками. (969 г.х.).

21. «Умдату аль-Кари фи шарх сахих аль-Бухарий», — автор Махмуд ибн Ахмед ибн Муса ибн Ахмед бадр ад-Дин аль-Айний, известный ханафитский мухаддис, автор множество трудов (855 г.х.)

22. «Каусар аль Жарий аля рияд аль-Бухарий», — автор шейх аль Ислам Шихаб ад-Дин Ахмед ибн Исмаиль ибн Усман аль-Каурани (893 г.х.).

23. «Нузха аль-Карий шарх сахих аль-Бухарий», — автор шейх Шариф аль-Хак Амжади. Комментарии к сборнику состоят из пяти томов.

24. «Нур аль-Карий шарх сахих аль-Бухарий», — автор Нур ад-Дин ибн Мухаммед Салих аль-Ахмед Абади (1155 г.х.).

25. «Нигмату аль-Барий фи шарх сахих аль-имам аль-Бухарий», — автор Абдулла ибн Дарвиш ар-Рикаби (1329 г.х.). Являлся потомком рода бани Шайба, ханафитский богослов, специализировался в хадисоведении.

Дорогие верующие, я привел вам всего лишь 25 трудов ханафитских ученых, их намного больше. Вы представляете, ханафитские богословы настолько  считали важным изучение Сунны Пророка  , в частности сборника имама аль-Бухарий, что на протяжении столетий они написали более сотни многотомных трудов и трактатов. Субхан Аллах, и как не стыдно некоторым братьям клеветать на мусульманских ученых и обвинять их в разных грехах! Они посвятили свои жизни изучая хадисы благословенного Пророка . Истинные ученые боролись за чистоту религии, за правильное понимание хадисов. Сегодня  «умники» прочитав книгу имама аль-Бухарий на русском языке стали превозносить себя выше этих ученых. Не будьте из их числа, ученые всех мазхабов всегда следовали Сунне, изучали ее, и знающие люди всегда будут выше незнающих:

«Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?». (Сура «Аз-Зумар», аят 9).

Все мы мусульмане и нам не подобает делить авторитетных ученых на наших и чужих. Хвала Аллаху, и шафитский и маликитский и ханбалитские мазхабы являются Суннитскими, правильными  течениями. Страшен не тот человек, который следует определенному мазхабу, а тот, кто вообще отрицает существование правовых богословских школ и следует за своими страстями!

 

Имам-мухтасиб  Мунир  Беюсов

Источник: dumrf.ru