Мы знаем, что Ислам является религией, которая предписывает милостивое отношение к людям и животным. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) был послан не только в качестве милости к людям, но ко всему живому, как сказано в Коране:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ
«Мы послали тебя только как милость для миров» (Коран, 21, 107).
Если посмотреть на хадисы Пророка (мир ему и благословение), то мы увидим, что он всегда говорил о необходимости проявления милости к созданиям Аллаха, в том числе и к животным.
Госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) сообщает:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يضع لها الإناء فتشرب، ثم يتوضأ بفضلها
«Пророк Аллаха (мир ему и благословение) обычно наклонял сосуд с водой, чтобы из него могла попить кошка, а потом делал вуду (омовение) этой водой» (Аль-Муджам аль-Аусат, Табрани, хадис 7949).
В другом хадисе сказано:
إذا سافرتم في الخصب، فأعطوا الإبل حظها من الأرض
«Когда вы путешествуете по обильным (плодородным) землям, отпускайте ваших верблюдов пастись, чтобы они могли насытиться» (Сахих Муслим, хадис 1926).
В некоторых хадисах подчеркивается необходимость милосердия к животным даже во время забоя. Сподвижник Шаддад ибн Аус (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن الله كتب الإحسان على كل شيء، فإذا قتلتم فأحسنوا القتلة، وإذا ذبحتم فأحسنوا الذبح، وليحد أحدكم شفرته، فليرح ذبيحته
«Поистине, Аллах предписал вам доброту во всем. Поэтому, когда вы забиваете животное, делайте это как можно менее болезненным способом. Наточите нож и облегчайте (страдания) вашего животного» (Сахих Муслим, хадис 1955).
В следующем хадисе Пророк Аллаха (мир ему и благословение) предостерегал свою общину от жестокого обращения с животными, рассказав историю женщины, которая жестоко обращалась со своей кошкой – они не кормила ее и не отпускала ее добыть себе пропитание. Сказано было, что за это она оказалась в Аду (Сахих аль-Бухари, хадис 3318, передал Ибн Умар).
دخلت امرأة النار في هرة ربطتها، فلم تطعمها، ولم تدعها تأكل من خشاش الأرض
В другом хадисе рассказывается о проявлении жалости к собаке:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) рассказал своим сподвижникам такую историю:
بينما كلب يطيف بركية، كاد يقتله العطش، إذ رأته بغي من بغايا بني إسرائيل، فنزعت موقها فسقته فغفر لها به
«Однажды блудница из иудеев увидела собаку, которая кружила вокруг колодца, страдая от жажды. Женщина сжалилась над ней, сняла туфлю, достала воды и напоила из нее собаку. За это Аллах простил ее грехи» (Сахих аль-Бухари, хадис 3467).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Пророк (мир ему и благословение) подчеркивал необходимость проявления доброты ко всем живым существам.
Пророк салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный День»
Этот хадис передали ан-Насаи 7/239 и Ахмад 4/389. Достоверность хадиса подтвердили имамы ан-Насаи, Ибн Хиббан, аль-Мунзири и Ибн Касир.
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):
«Однажды муравей укусил одного из пророков, тогда он велел сжечь муравейник, и внушил ему Аллах в Откровении: „Неужели из-за того, что тебя укусил один муравей, ты погубил целую общину, которая прославляла Аллаха?!”» Передал Муслим.
Брать на попечение брошенных сирот, вдов и нищих
Это является одной из обязанностей, возложенных на плечи мусульман. Учёные относили эти деяния к обязательствам, построенным на принципе взаимопомощи в благих делах, о котором упоминается в некоторых аятах.
К примеру, по поводу брошенных на улицу и беспризорных детей Шамсуддин Аш Ширбини (ум. 977 х/1570 м) говорит:
والأصل فيه مع ما يأتي قوله تعالى {وتعاوَنوا على البرّ والتقوى} وقوله تعالى {وافعلوا الخير} التِقاطُ أي أخذُ المنبوذ فرضُ كفايةٍ لقوله تعالى {ومَن أحياها فكأنما أحيا الناسَ جميعاً} إذ بإحيائها يسقُط الحرَجُ عن الناس فإحياؤهم بالنجاة مِن العذاب
ولأنه آدمي محترمٌ فوجَب حفظُه كالمضْطَرِّ إلى طعام غيره ، بل أولى ، المجنون كالصبي
ولو التقطَ صبيٌ أو مجنونٌ أو فاسقٌ أو محجورٌ عليه بسَفهٍ أو كافرٌ مسلماً اُنتزِع منه لعدم أهليةِ الصبي والمجنون وتهمةِ الفاسقِ والمحجورِ عليه بسَفَهٍ وعدمِ ولاية الكافر على المسلم
«Доводом (для взятия на попечительство брошенных детей) служат следующие аяты:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности». (Аль Маида: 5/2); «Совершайте благие деяния». (Аль Хадж: 22/77)
Взятие на попечение брошенных детей является из категории фардзуль-кифая. Так как Всевышний Аллах говорит: «Кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям». (Аль Маида: 5/32)
Также взятие ребёнка на попечение и забота о нём становится причиной избавления остальных людей от греха и страданий, так как этот ребёнок относится к почетному человеческому роду. Подобно тому, как кормить голодного человека является ваджибом, оберегать этого ребёнка также является ваджибом. По своей значимости это деяние даже опережает кормление голодных. В данном случае, душевнобольные люди также подпадают под хукм детей.
Если брошенного ребёнка на попечение возьмёт другой ребёнок, или сумасшедший, либо нечестивец; либо человек, на которого по причине опрометчивости наложены ограничения; либо, если мусульманина возьмёт на попечение кяфир, то его отберут у них.
Ибо ребёнок и сумасшедший не являются правоспособными, а нечестивец и человек, на которого наложены ограничения по причине своей опрометчивости, под подозрением. Что же касается неверующего, то он не имеет валийства над мусульманином».
Источник: Шамсуддин Аш Ширбини; Мугъниль Мухтадж: 3/597
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1415/1994
Также, Всевышний Аллах говорит:
وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالْجَنْبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы». (Сура Ан Ниса: 4/36).
وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْيَتَامَى قُلْ إِصْلَاحٌ لَهُمْ خَيْرٌ وَإِنْ تُخَالِطُوهُمْ فَإِخْوَانُكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ الْمُفْسِدَ مِنَ الْمُصْلِحِ
«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро – хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они – ваши братья. Аллах отличает нечестивца от творящего добро»». (Сура Аль Бакара: 2/220).
Всевышний Аллах во многих аятах Своего Писания пожелал, чтобы люди оказывали заботу сиротам и бедным. Читающий Писание внимательно, осознает факт того, насколько великая значимость придаётся этому поступку.
Также в хадисе, переданном Бухари, Посланник Аллаха, салляЛлаху аляйхи ва саллям, говорит:
أَنا وكافِلُ اليَتِيمِ فِي الجَنَّةِ هاكَذَا ، وأشارَ بالسَّبَّايَةِ والوُسْطَى
«Я и опекающий сироту будем в Раю вот так же (близки), и, сказав это, он сделал знак (для указания на степень приближённости) указательным и средним пальцами».
Вновь, в ином хадисе, переданным Бухари, Посланник Аллаха, салляЛлаху аляйхи ва саллям, говорит:
السَّاعِى عَلَى الأرْمَلَةِ وَالْمِسْكِينِ كَالْمُجَاهِدِ فِى سَبِيلِ اللَّهِ، أَوِ كالْقَائِمِ اللَّيْلَ ، الصَّائِمِ النَّهَارَ
«Хлопочущий ради вдов и бедных подобен сражающемуся на пути Аллаха муджахиду, либо тому, кто выстаивает намаз ночами и соблюдает пост днями».
Все эти вышеприведённые аяты и хадисы ставят перед Исламской общиной абсолютные требования:
Берите на попечение сирот, вдов, душевнобольных и остальных людей, оставленных без призора. Община несёт ответственность за организацию всего того, что связано с благотворительной деятельностью.
Каждая местность несёт обязательство за организацию помощи сиротам, вдовам и беспризорным. В противном случае, все местные жители этой области за невыполнение этого обязательства будут считаться грешниками.
Фардзы, с рассматриваемой нами точки зрения, подразделяются на два вида:
1. Фардзуль-айн — это действия, являющиеся индивидуальной обязанностью. При выполнении этих обязанностей одной группой людей, с других обязанность не снимается. Например: Намаз, Пост, Закят и т.п.
2. Фардзуль-кифая — это действия, выполнения которых требуется не от личности в отдельности, а от группы людей. При совершении этих обязанностей некоторыми людьми, снимается ответственность с других, а при их невыполнении, грех ложится на плечи всей общины или мусульман какой-то области.
Например: Проведение обрядов джаназы, обучение некоторым видам наук и т.д.
Великий ученый по усулю Абу Исхак Аш Шатыби (ум. 790 х/1388 м) говорит в своей книге о правиле, которое мы разъяснили выше:
فبعضُهم هو قادرٌ عليها مُباشرةً ، وذلك مَن كان أهلاً لها ، والباقون وإن لم يقدِروا عليها , قادرون على إقامةِ القادرين ، فمَن كان قادراً على الولايةِ ؛ فهو مطلوبٌ بإقامتِها ، ومَن لا يقدِر عليها ؛ مطلوبٌ بأمرٍ آخرَ ، وهو إقامةُ ذلك القادرِ وإجبارُه على القيامِ بها ؛ فالقادر إذًا مطلوب بإقامةِ الفرْضِ ، وغيرُ القادر مطلوبٌ بتقديم ذلك القادر ؛ إذ لا يُتوصَّل إلى قيامِ القادر إلا بالإقامةِ مِن باب ما لا يتم الواجب إلا به
«Некоторые люди, способны самостоятельно выполнить деяния (относящиеся к фардзуль-кифая) и они те, кто компетентны в этом деле. Что же касается остальных, то в случае, если они не способны на выполнение этого дела, то они должны помочь компетентным.
Кто способен на вилаят/управление, то от него требуется выполнение этого дела. Кто не способен, то от него требуется взяться за другое дело. То есть он должен поддерживать компетентного человека и принудить его к выполнению этого дела.
Таким образом, от способного требуется выполнить фардз, а от неспособного требуется выдвинуть способного на первый план/поддерживать.
Ибо назначение способного на должность компетентного человека будет осуществлено только принципом: «то, посредством чего становится выполненным ваджиб, будет также являться ваджибом»».
Источник: Абу Исхак Аш Шатыби: Аль Мувафакъат: 1/283-284
Дару Ибни Аффан: 1417/1997
Шафиитский ученый Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) говорит о коллективной обязанности/фардзуль-кифая мусульман в вопросе вынесения фетвы:
الإفتاءُ فرضُ كفايةٍ , فإذا اْستُفتِي وليس في الناحيةِ غيرُه تعيَّن عليه الجوابُ , فإن كان فيها غيرُه وحضَرا فالجواب في حقِّهما فرضُ كفايةٍ
«Вынесение фатв является фардзуль кифая. Если в местности проживает всего лишь один человек, который, при испрашивании фатвы способен ответить, то для него вынесение фатвы является фардзуль-айном.
Однако, если в той местности проживают лишь двое людей, с которыми можно поддерживать связь, то для этих двоих, вынесение фатвы будет фардзуль кифая/коллективной обязанностью».
Источник: Мухйиддин Ан Навави: Аль Маджму: 1/45
Идаратут Тибаатиль Мунирийя
Шафиитский факих Ибн Хаджар Аль Хайтами (909-974 х/1505-1567 м), разъясняя слова имама Ан Навави относительно того, что судейство является коллективной обязанностью, говорит:
بل هو أسنى فروضِ الكفايات , حتى قال الغزالي : إنه أفضلُ مِن الجهادِ , وذلك للإجماعِ مع الاضطرار إليه ؛ لأنَّ طِباعَ البشَرِ مَجبولةٌ على التَظالُم , وقلَّ مَن يُنصِف مِن نفْسِه ، والإمامُ مشغولٌ بما هو أهمُّ منه , فوجب من يقوم به , فإن امتنَع الصالحون له منه أثِموا وأجبَر الإمامُ أحدَهم
«Среди деяний, относящихся к категории фардзуль-кифая, судейство является самым достойным.
Более того, согласно мнению Аль-Гъазали, это деяние заключает в себе больше достоинства, нежели джихад, так как, согласно единогласному мнению учёных, это относится к крайней необходимости.
Человеческая природа сформирована таким образом, что люди чинят несправедливость в отношении друг друга. Людей же, поступающих самостоятельно по справедливости мало. Что же касается Халифа, то он занят более важными делами. Таким образом, наличие людей, которые бы могли заняться судейством является ваджибом.
Если же люди, способные заняться делами судейства, будут уклоняться от выполнения этой обязанности, то понесут на себе бремя греха. Имам обязует одного из них стать къадием».
Источник: Ибн Хаджар Аль Хайтами: Тухфатуль Мухтадж: 10/106
Каир: Аль Мактабатут Тиджарийятуль Кубра: 1357/1938
Шафиитский ученый Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) говорит о коллективной обязанности всего этого:
وغُسْلُ الميِّتِ فرضُ كفايةٍ بإجماعِ المسلمينَ , ومعنى فرضِ الكفاية أنه إذا فعَله مَن فيه كفايةٌ سقَط الحرَج عن الباقِين , وإن ترَكوه كلُّهم أثِموا كلُّهم
واعلَمْ أنَّ غُسْلَ الميِّتِ وتكفينَه والصلاةَ عليه ودفْنَه فروضُ كفايةٍ بلا خلافٍ
«Согласно единогласному мнению мусульман, омывание тела покойника является деянием, относящимся к фардзуль-кифая. Смысл фардзуль-кифая заключается в том, что при её выполнении определённой группой людей, другие не понесут бремя греха. Если же все оставят совершение этой обязанности, то бремя греха ляжет на всех.
Знай, что омывание тела покойника, заворачивание его в саван, совершение погребальной молитвы и похороны относятся к коллективной обязанности. В этом вопросе нет никаких разногласий».
Источник: Мухйиддин Ан Навави: Аль Маджму: 5/128
Идаратут Тибаатиль Мунирийя
По поводу предоставления доказательств, подтверждающих истинность религии, и решения религиозных проблем имам Ан Навави и имам Аш Ширбини говорят:
ومِن فروضِ الكفايةِ القيامُ بإقامةِ الحُجَجِ وحلُّ المشْكِلاتِ في الدين
فقال ( ومِن فروضِ الكفايةِ القيامُ بإقامةِ الحجَجِ ) العلميةِ ، وهي البَراهينُ القاطعةُ على إثباتِ الصانعِ سبحانه وتعالى وما يجِب له مِن الصفاتِ وما يستحِيل عليه منها , وعلى إثباتِ النبوَّاتِ وصدْقِ الرسُلِ ، وما ورَد الشرعُ به مِن الحِسابِ والمَعادِ والمِيزانِ وغيرِ ذلك ، وكما أنه لا بدَّ مِن إقامة الحجَج القهْرِية بالسيْف لا بدَّ مِمَّن يُقِيم البراهينَ ويُظهِر الحجَجَ ويدفَع الشبهاتِ ويَحِلُّ المشكِلاتِ كما نبَّه عليه بقوله : القيامُ بإقامةِ
وحلُّ المشكلاتِ في الدين — ودفعُ الشبْهة , ويتعيَّن على المكلَّف دفْعُ شبهةٍ أدْخلَها بقلْبه
«Имам Навави сказал: «Донесение довода и решение религиозных проблем относятся к коллективной обязанности/фардзуль-кифая.
Аль Хатыб Аш Ширбини, разъясняя слова имама Навави, говорит:
Под словами: «донесение довода относится к коллективной обязанности», имам подразумевал научное доказательство. К ним же относятся категоричные/къати доказательства, подтверждающие, существование Всевышнего Аллаха, субханаху ва таъаля; сифаты, которые в обязательном порядке присущи Ему и сифаты, которые ни в коей мере не могут быть Ему присущи; пророческую миссию; правдивость Посланников; расчёт людей в Судный День; последнюю жизнь, весы, а также другие аспекты, имеющие отношение к Шариату.
Подобно тому, как существует необходимость предоставить убедительные доводы посредством меча, эта необходимость также проявляется в наличии людей, которые будут предоставлять научные доказательства, разъяснять аргументы, опровергать сомнения и решать связанные с религией вопросы.
Что же касается разъяснения слов Навави — «решение религиозных проблем», то под ними подразумевается опровержение различного рода сомнений.
Отведение же возникших в сердце сомнений мукаллифом относится к индивидуальной обязанности/фардзуль-айн».
Источник: Шамсуддин Аш Ширбини: Мугъниль-Мухтадж: 4/277
Бейрут: Даруль Марифа: 1418/1997
Шафиитский ученый Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) говорит в своей книге «Равдатут Талибин»:
ومنها : ما يتعلَّق بمصالحِ المَعايِش وانتظامِ أمورِ الناس ، كدفْعِ الضرَرِ عن المسلمين ، وإزالةِ فاقتِهم ، كستْرِ العَورة ، وإطعامِ الجائعين ، وإغاثةِ المستغِيثين في النائبات ، فكلُّ ذلك فرض كفايةٍ في حق أصحابِ الثرْوة والقُدْرة إذا لمْ تَفِ الصدقاتُ الواجبةُ بسدِّ حاجاتهم ، ولم يكن في بيت المال ما يُصرَف إليها
«Есть вещи из бытовых маслахатов и регулирования людских дел, которые являются фардзуль-кифая.
Например, избавлять мусульман от всякого вреда, давать одежды не имеющим одежд, с помощью которых они смогут закрыть свой аврат, накормить голодных, помогать людям, которые просят помощи в решении своих проблем.
Если закяты и деньги от байтуль-мала/госбюджет не будут хватать для этих дел, то для всех состоятельных людей это будет фарздзуль-кифая».
Источник: Мухйиддин Ан Навави: Равдатут Талибин: 7/474
Саудийя: Дару Алямиль Кутуб: 1423/2003
Хатиб Аль Багъдади (392-464 х/1002-1072 м) говорит об обязательности назначения Халифом заработной платы лицам, обучающих религии:
قلتُ : فواجبٌ على كلِّ أحدٍ طلَبُ ما يلزَمه معرفتُه ، مما فرَض اللهُ عليه ، على حَسَبِ ما يقدِر عليه مِن الاجتهادِ لنفسِه ، وكلُّ مسلمٍ بالغٍ عاقلٍ مِن ذكَرٍ أو أُنْثى ، حُرٍّ وعبدٍ ، تلزَمُه الطهارةُ والصلاةُ والصيامُ فرْضًا ، فيجبُ على كلِّ مسلمٍ تعرُّفُ علْمِ ذلك ، وهكذا يجبُ على كلِّ مسلمٍ ، أن يعرِفَ ما يَحِلُّ له وما يُحرَّم عليه ، مِن المَآكِلِ والمشارِبِ والملابِسِ والفُروجِ والدِّماءِ والأمْوالِ ، فجميعُ هذا لا يسَعُ أحدًا جهْلُه ، وفرْضُ عليهم أنْ يأخُذوا في تعلُّمِ ذلك ، حتى يبلُغون الحُلْمَ وهم مسلمونَ ، أو حينَ يُسلِمون بعد بلوغِ الحُلْمِ ، ويُجبِر الإمامُ أزواجَ النساءِ وساداتِ الإماءِ على تعليمِهنَّ ما ذكَرنا ، وفرْضٌ على الإمامِ أيضًا ، أن يأخُذ الناسَ بذلك ، ويرتِّبَ أقوامًا لتعليمِ الجُهَّال ، ويفرِضَ لهم الرزْقَ في بيتِ المالِ ، ويجب على العلماءِ تعليمُ الجاهلِ ، لِيتميَّزَ له
«Я (Баъдади) говорю: Каждый человек в пределах своих возможностей должен приобретать те необходимые знания, которым обязал его Аллах.
И для каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия — мужчины или женщины, свободного человека или раба – является фардзом тахарат, совершения намаза и соблюдения поста. Исходя из этого, каждый мусульманин обязан изучать знания об этом.
Также каждый мусульманин обязан быть осведомлён о запретных и дозволенных постановлениях, в вопросах, касающихся еды, питья, одежды, женщин, крови и имущества. Не дозволяется никому оставаться в неведении относительно каких-либо из этих вопросов.
Изучение этих наук является обязательным/фардзом при достижении зрелости кого-либо из мусульман; либо принятия человеком Ислама после достижение зрелости.
Имам (Халиф) обязан принудить мужа обучить этим наукам свою жену, а хозяев — обучить невольниц. Если же люди начнут пренебрегать этими обязательствами, то на Имама возлагается обязанность/фардз подвергать их наказанию; назначать преподавателей для обучения людей из числа невежд, и также назначать им заработную плату из казны.
И является обязанностью/ваджибом для ученых обучать невежд, чтобы они отличали истину от лжи».
Источник: Аль Хатиб Аль Багъдади: Аль Факих валь Мутафакких: 2/173-174
Дар Ибнуль Джавзи: 1417/1996
Шарафуддин Аль Хаджджави и Мансур Аль Бухути говорят о том, что строительство мечетей в достаточном для мусульман количестве относится к категории фардзуль-кифая:
يجِب بناءُ المساجِد في الأمْصار والقُرى والمحالِّ ونحوِها حَسْبَ الحاجة , فهو فرضُ كفايةٍ
«Хаджави сказал: «Строительство необходимого количества мечетей в городах, деревнях и посёлках является ваджибом».
Шарх Бухути: «Это является фардзуль-кифая!».
Источник: Мансур Аль Бухути: Кашшафуль Къина ан Матниль Икъна: 2/364.
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя
Одним словом, присоединение мусульман к подобным организациям и принятия в них участия, как минимум, является фардзуль-кифая. А исходя из внешнего смысла слов учёных, это деяние относится даже к категории индивидуальной обязанности/фардзуль-‘айн.
Учёный из числа ханафитов, Абу Бакр Ас Сархаси (ум. 483 х/1090 м) в своём труде именуемым «Шархус Сияриль Кябир» передаёт предание от ученика Имама Абу Ханифы, Мухаммада:
لا يجوز ترْكُ المسلمينَ سُدًى ليس عليهم مَن يُدبِّر أمورَهم في دارِ الإسلام ولا في دارِ الحرْب
«Ни в даруль Исламе, ни в даруль харбе не дозволено оставлять без присмотра мусульман, не имеющих над собою главенствующего, который бы управлял их делами».
Источник: Абу Бакр Ас Сархаси: Шархус Сияриль Кябир: 2/258
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя
Основываясь на чувствительность этой темы, я хочу затронуть один очень важный момент. На данном этапе, большинство лиц, которые призывают к джамаатизации в Исламском мире, и набирающие в своё окружение множество людей, являются крайне некомпетентными в выполнении данной работы и не владеют достаточными знаниями и опытом ни в области мирских наук, ни в религиозных науках. Более того, некоторые джамааты больше напоминают не Исламские группы, а бандитские группировки…
Естественно, несущими ответственность за подобное положение, являются те люди, которые, будучи компетентными в этих вопросах, позволяют выходить на арену этим бандитам.
Исходя из всего этого, в подобных случаях мусульмане должны проявлять бдительность и прежде чем принять решение и создавать джамааты или влиться в уже созданные, надо семь раз отмерить и один раз отрезать.