Вследствие всевозрастающего интереса молодых людей к традиционному исламскому образованию, предлагаем вашему вниманию перевод интервью с преподавателем традиционной исламской школы Деобанди (Даруль-улюм) в ЮАР.

Краткая история происхождения термина и понятия «Даруль улюм»

Значение термина «даруль улюм»: «дар» буквально означает «дом», «место обитания» и «улюм» — это множественное число от слова «ильм», «знание», то есть, «даруль улюм» — это дом знаний, место обитания знаний, традиционный исламский институт как мы его знаем сегодня. Что касается истории традиционных исламских учебных заведений, то мусульманские ученые говорят, что их история началась в самые первые дни возникновения Ислама.

О первом исламском институте, разумеется, не в том виде, в каком он существует сегодня, мы можем прочесть в сире Пророка (мир ему и благословение), он располагался в доме Зайда ибн Аркама (да будет доволен им Аллах) вблизи горы Сафа в Мекке. Учителем в нем был сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), а учениками были его благословенные сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах). После хиждры (переселения в Медину) мы также находим упоминание о таком учебном заведении в сире – это была т.н. мадраса Суффа, находившаяся в мечети Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), где опять-таки, сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был преподавателем, а студентами были его сахабы. И эта цепочка – передачи знаний от учителя к ученику  — продолжается на протяжении всей истории Ислама.

Например, во время правления халифа Али (да будет доволен им Аллах), когда столица исламского государства была перенесена в Ирак, многие сахабы также переселились в Ирак, и так продолжалась система распространения и обучения религии от сердца к сердцу, когда сподвижники передавали знания следующим поколениям мусульман. Оттуда знания по религии распространялись в различные части мира, в Марокко, в Каир, в страны Азии, если мы продвинемся дальше по истории времени. Самарканд и Бухара (древние города Средней Азии) были знаменитыми местами, откуда распространялось исламское знание. Подобная система передачи знаний продолжалась во времена Османского халифата и распространялась на Индийском субконтиненте.

Даруль-улюм, традиционные исламские школы играют огромную роль в исламском мире, поскольку являются центрами распространения религиозного знания в традиционной форме, от учителя к ученику. У этих школ много характерных особенностей, который сохранились до сегодняшнего дня: к примеру, устаз (учитель) и ученики сидят на полу во время занятий и тому подобное.

Даруль-улюм индийской школы Деобанд очень известны в мире – многие ее выпускники основывали мадрасы деобанди по всему миру. Даруль-улюм в нашей стране (ЮАР) также является филиалом других подобных учебных заведений. Первый Даруль-улюм в Южной Африке был создан хазратом мауляной Касимом из мадрасы Ньюкасла (Великобритания). После этого в нашей стране появились другие исламские школы. В настоящее время к нам приезжают изучать религию молодые люди со всего мира, так что это большая милость Аллаха к нам.
Даруль-улюм в Южной Африке учатся по одному и тому же учебному плану или эти ученые планы различаются?
Краеугольным камнем учебной программы нашей школы является, в первую очередь, Коран, Сунна и исламское право (фикх). Если брать эти предметы в широком смысле, то, безусловно, они будут однородными, поскольку предметом изучения будет Коран, Сунна и фикх. Такое же единообразие будет в вопросах содержания предметов. В различных мадрасах могут быть незначительные различия в отношении книг, по которым ведется преподавание этих предметов.

Однако, очевидно, что прежде чем студент сможет изучать Коран, Сунну и фикх, он сначала должен выучить арабский язык. Для этого он должен изучить арабскую грамматику, морфологию, синтаксис и другие науки, которые помогут ему в понимании Корана, Сунны и фикха. Эти предметы также однородны, но учебники, по которым их преподают, могут отличаться в разных учебных заведениях. Следует отметить еще один важный момент, здесь, в ЮАР, и некоторых других странах, где есть Даруль-улюм Деобанди, как Великобритания и некоторые города США, у нас существуют два типа Даруль-улюм.

Один тип, где языками обучения и общения являются урду и арабский язык, и второй вид – где языками общения и обучения являются английский и арабский язык. Так что у студента, который хочет стать ученым, есть выбор. Альхамдулиллях, многие из наших алимов учились на Индийском субконтиненте, так что студенты, которые обучаются на языке урду, могут получать пользу непосредственно из знаний и книг, написанных великими учеными Индо-пакистанского субконтинента.

Какое имя носит учебная программа Даруль-улюм?
Программа называется Дарс Низами, и это очень старый учебный план. Некоторые ученые считают, что это название идет еще со времен халифата Аббасидов, когда один из правителей по имени Низам уль-Мульк, основал один из первых крупных исламских школ, известную как Мадраса Низамийя. До этого система обучения исламским знаниям представляла собой неформальные собрания и встречи  в мечетях больших исламских городов, где большие шейхи, специалисты по акыде, тафсиру, хадису, фикху, арабскому языку, проводили уроки. На основании этой системы – передачи знаний от учителей к ученикам – началась история традиционных даруль-улюм, исламских школ. Именно поэтому наш учебный план известен как Дарс-Низами. В широком контексте его содержания мы находим большинство его аспектов в мадрасах по сей день. Это один из уникальных признаков Даруль-улюм – что наши студенты учатся по классическим произведениям, написанным большими учеными в золотые века Ислама. Возьмите классический труд по фикху под названием Аль-Хидая, он был написан в 6-м веке, и на протяжении более, чем 10 веков мы изучаем эту книгу.

Опишите обычный день в мадраса Даруль-улюм
Хвала Аллаху, здесь, в ЮАР, у нас множество религиозных школ. Обычно при наших школах есть общежитие, когда учащиеся размещаются в кампусе Даруль-улюм. Мы опишем обычный день в Даруль-улюм, где учатся множество студентов из разных стран мира, которые оставили свои дома, чтобы приобрести знания по религии. Как сказано в хадисе Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), что тот, кто покидает свой дом, чтобы приобрести знания, считается вышедшим на путь Аллаха, пока он не вернется. У нас учатся тысячи иностранных студентов. Разумеется, климатические, бытовые и иные условия в нашей стране отличаются от тех, к которым они привыкли у себя дома – это тоже часть жертвы, которую они приносят ради знаний.

Обычно в наших общежитиях студенты встают еще до фаджра. Особенно это касается студентов, которые приезжают, чтобы выучить Коран – их учебный день, особенно зимой, начинается задолго до намаза фаджр. Они начинают читать Коран до фаджра и после намаза, как правило, заканчивают чтение суры Ясин или иной суры Корана. Затем они завтракают. В зависимости от времени года, примерно в 7 или в 7.30, а затем продолжают учиться до полудня. Затем делается перерыв на совершение зухр-намаза и обед.

Альхамдулиллях, в большинстве наших школ практикуется сунна дневного сна – студентам и преподавателям дается время на послеобеденный сон. После этого, примерно с двух часов дня они занимаются до аср-намаза. После намаза аср кто-то из учителей проводит консультацию для студентов. После этого они ужинают. После намаза магриб и до 9 часов вечера, в течение примерно двух часов, студенты должны повторить то, что они прошли за день, а также подготовиться к урокам следующего дня. Вот такая программа. Студентам также предоставляется время для занятий спортом и отдыха.
В Южной Африке есть такие школы, где учебная неделя начинается в субботу и продолжается до аср-намаза четверга, а выходной начинается с аср-намаза четверга и продолжаются до аср-намаза пятницы. И есть другие школы, где неделя имеет такой же вид, как и в светских школах, когда занятия продолжаются с понедельника по субботу.

Какова продолжительность курса?
Длительность курса тахфизуль-Куран (заучивание Корана, хифз Корана) не имеет определенной продолжительности. Его длительность зависит от способностей ученика – за какое время он сможет выучить Коран. Некоторые студенты учат Коран два или три года, некоторые способны выучить его за год или полтора. Курс алима (ученого) занимает шесть или семь лет – в зависимости от школы. У нас есть также учебные заведения для девушек – что позволяет нашим молодым мусульманкам также приобрести знания по религии, изучить арабский язык, приобрести знания по хадису, тафсиру, фикху. Они учатся от четырех до пяти лет.

Какие знания необходимы, чтобы поступить в ваши учебные заведения?
Наши учебные заведения мы рассматриваем как высшие учебные заведения для получения исламских знаний. Так что желающие поступить сюда должны быть знакомы с основами Ислама – уметь свободно читать Коран, знать основные религиозные обязанности (тахарат, намаз и тому подо

бное). Так что нашим студентам мы рекомендуем до поступления пройти т.н. фазу мактаба – начальных учебных заведений. Мы считаем, что поступающим должно исполниться, по крайней мере, 14 или 15 лет, особенно, если им придется жить в общежитии, так что молодые люди должны быть совершеннолетними (в шариатском смысле), понимать свое предназначение и цель в жизни, и иметь приоритеты (отличать важное от неважного).

Какие предметы преподаются в течение срока обучения?
Курс подготовки алимов начинается с изучения арабского языка. В тех Даруль-улюм, где преподавание ведется на языке урду, учащиеся изучают два эти языка. Очень важно, чтобы студенты знали арабский язык настолько, чтобы понимать Коран, хадисы, фикх. Как мы уже говорили, центральные предметы наших школ – это Коран, Сунна и фикх, разумеется, для этого учащиеся должны хорошо изучить арабский язык, его грамматику, также они немного изучают литературу, логику и философию. Студенты начинают с чтения основных книг по фикху, затем переходят к тафсиру Корана, подробно изучают хадисы, их толкование, фикх и его принципы, известные как усуль-фикх. Другая важная тема – это акыда (убеждения). Учащиеся учатся исполнять обязанности религиозного лидера – имама или учителя мадрасы. Последний год завершается изучением хадисов, когда студенты изучают шесть основных сборников хадисов. После этого выпускник считается алимом.

Есть ли какая-то дополнительная специализация после основного курса обучения?
Если студент желает специализироваться в области фикха или выдаче фетв, чтобы стать муфтием, он может учиться еще два года дополнительно. Также студенты могут специализироваться в науках таджвида и кыраа (чтении Корана), в науках хадиса или акыды.

_______________________________

Перевод azan.kz

Источник