jndtn-djghjc

Хвала Аллаху, который, после стольких лет атеизма, вернул нам нашу религию. Не нарадуемся тому, как наша молодёжь читает намаз, ходит в мечети и приобретает знания. Но, к сожалению, всё же возникают кое-какие преграды. Если одни преграды создают противники Ислама, то другие создают наши братья по вере. Вместо того, чтобы объединять — они разделяют общество мусульман. Если было четыре мазхаба, то сейчас их как будто сотни. Каждая группа утверждает, что только она владеет истиной и, что другие в заблуждении. Одни обвиняют других в неверии и ширке. Но задавались ли мы вопросом: «А может, всё-таки, это я неправ?»; «Может истина на их стороне?»; «Может, это я заблуждаюсь?». Задумываемся ли мы над этим? Ведь, поистине, каждому человеку свойственно ошибаться. Можно привести множество примеров из истории, когда даже сподвижники и табиины, не говоря о простых людях, совершали ошибки.
Я не вправе судить, но, всё-таки, для достижения истины мне придётся привести некоторые примеры из их жизни. Для начала следует уяснить, что нашим злейшим врагом является шайтан, так как всячески старается нас запутать. У шайтана есть два пути, посредством которых он искушает и вводит в заблуждение мусульман. К одному из этих путей он подталкивает тех, кто склонен к грехам, подвержен упущениям и халатному отношению к религии. Такому мусульманину он приукрашивает грехи и ублажение похоти, отдаляя его от послушания Аллаху и посланнику Его (мир ему и благословение Аллаха). К другому же пути шайтан подталкивает тех, кто усерден в поклонении и подчинении Аллаху. Для такого человека он приукрашивает чрезмерность и толкает к излишеству в религии, дабы испортить ее.
Аллах – Свят Он и Велик – сказал: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду…». (Ан-Ниса, 4: 171).
Всевышний также сказал: «Скажи: “О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение и ввели в заблуждение многих других, сбившись с прямого пути!”». (Аль-Маида 5: 77).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Остерегайтесь излишества в религии! Поистине тех, которые были до вас, погубило излишество в религии…». Этот хадис является достоверным. Его приводят имам ан-Насаи и другие. Этот хадис из тех, что Пророк (с.а.с.) произносил во время прощального хаджа.
Из числа козней шайтана в отношении тех, кто проявляет чрезмерность и излишествует – это то, что он приукрашивает для них следование за своими страстями и неправильное понимание религии. Он отдаляет их от обращения к ученым, чтобы им не могли разъяснить истину и указать на прямой путь, и чтобы оставить их обольщенными в своем заблуждении. Всевышний Аллах сказал: «И не следуй за страстью, не то она сведет тебя с пути Аллаха!». (Сад 38: 26).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Того, кому Аллах желает блага, Он делает разбирающимся в религии». (Аль-Бухари, 71, Муслим, 1037).
В этом хадисе указывается на то, что одним из признаков пожелания блага для Своего раба, является то, что Создатель делает его правильно понимающим религию. Также следует, что того, кому Аллах не желает блага, Он не приводит к пониманию религии. Более того, Он поражает его искаженным пониманием религии. Примером искаженного понимания религии является понимание хариджитов, вышедших войной против ‘Али, а впоследствии, и убивших его, да будет доволен им Аллах. Поистине, они поняли тексты шариата неверно, противореча пониманию сподвижников. Вот почему, когда Ибн ‘Аббас разъяснил им тексты Корана и Сунны, и указал на правильное их понимание, часть из хариджитов покаялась и отказалась от своих прошлых воззрений. Эта история приводится в «аль-Мустадрак» имама аль-Хакима (2/150-152) с достоверным иснадом, соответствующим условиям имама Муслима.
В этой истории говорится о том, что группа хариджитов численностью в шесть тысяч человек откололась от ‘Али ибн Абу Талиба, являвшегося халифом, и поселилась в местности, называемой «Харура», и люди не переставали приходить к ‘Али, и говорить: “О повелитель правоверных, люди выступили против тебя!” На что он отвечал: “Оставьте их, ибо я не буду с ними воевать до тех пор, пока они сами не начнут, и я думаю, что они скоро это сделают”. И когда все было в таком положении, Ибн ‘Аббас пришел к ‘Али после обеденного (зухр) намаза и сказал: “Разреши мне, о повелитель правоверных, пойти к этим людям и поговорить с ними”. ‘Али сказал: “Я опасаюсь, что они причинят тебе зло”.
Ибн ‘Аббас сказал: “Я буду проявлять мягкость и не буду оскорблять никого из них!” После этого ‘Али разрешил ему и сказал: “Но не спорь с ними посредством Корана, а спорь с ними посредством Сунны”. Ибн ‘Аббас ответил: “Я знаю Книгу Аллаха лучше них!” ‘Али сказал: “Верно, однако, Коран можно истолковать по-разному”.
Он пришел к ним после полудня и застал их за обедом. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Придя к ним, я увидел людей, усердней которых я никогда не видел в поклонении.
Увидев меня, они сказали: “Приветствуем тебя, о Ибн ‘Аббас. Что привело тебя к нам?” Он сказал: “Я пришел к вам от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди. Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них! Я передам вам то, что говорят они, и сообщу им о том, что говорите вы”.
Некоторые из них стали кричать: “Не разговаривайте с ним!”, тогда встал Ибн аль-Кауа, который в это время еще был хариджитом, и обратился к людям, предостерегая их от Ибн ‘Аббаса, со словами: “О последователи Корана! Поистине, если кто-либо и не знает этого Ибн ‘Аббаса, то я знаю его, это о его народе Аллах сказал: «Они являются людьми препирающимися» (аз-Зухруф 43: 58). Верните его к его хозяину (‘Али), верните его к его хозяину и не отходите от Книги Аллаха!”
Другие же сказали: “Говори, мы послушаем тебя”. И тогда Ибн ‘Аббас передал им следующие условия ‘Али: “Вы не будете проливать запретную кровь, не будете совершать разбой на дорогах, и не будете притеснять зиммий (зиммий – неверный, который проживает на мусульманских территориях и платит джизью (налог). Джизья не взимается с детей, женщин, стариков, нищих, умалишенных и больных.) И если вы совершите что-либо из этого, то мы пойдем на вас войной!”
Также Ибн ‘Аббас сказал им: “Мне сообщили, что вы в чем-то упрекаете двоюродного брата посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который к тому же является мужем его дочери. Он был первым, кто уверовал в пророка (мир ему и благословение Аллаха), а вы недовольны им?! Неужели это так?!” Они сказали: “Мы очень недовольны им из-за трех вещей“. “Каких?” – спросил Ибн ‘Аббас. Они ответили: “Во-первых, он назначил людей судьями в религии Аллаха, тогда как Аллах говорит: «Суд принадлежит только Аллаху» (аль-Ан’ам 6: 57).
Во-вторых, когда он воевал с Му’ауией и ‘Аишей, то не брал трофеев и пленных. Если они были неверными, то это было дозволено, а если же они были верующими, то не дозволено было ни брать пленных, ни сражаться с ними!
В-третьих, он снял с себя титул повелителя правоверных (амируль-муминин), хотя мусульмане присягнули ему и назначили его своим правителем, и если он не повелитель правоверных, то тогда он является повелителем неверных!”
‘Абдулла спросил: “Есть еще какие-либо вопросы?” Они сказали: “Нет, этого достаточно!”
Ибн ‘Аббас сказал: “Если я опровергну ваши взгляды с помощью Книги Аллаха и Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), вы откажетесь от своего мнения?” “Да”, – ответили они.
‘Абдулла сказал: “По поводу того, что он назначил людей судьями в религии Аллаха, то ведь Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу во время паломничества. Но, если кто из вас убьет ее намеренно, в искупление за это он должен принести в жертву животное, подобное тому, которое он убил, по установлению двух справедливых людей среди вас» (аль-Маида 5: 95).
Всевышний Аллах также сказал о разногласиях между мужем и женой: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им» (ан-Ниса 4: 35).
Заклинаю вас Аллахом! Скажите, а разве суд людей относительно того, что касается людской крови, жизни и их примирения не важнее?!» Они ответили: «Конечно же, важнее!».
Ибн ‘Аббас спросил: “Ну как, с первым делом покончено?” “Да, клянемся Аллахом”, — ответили они.
‘Абдулла продолжил: “Вы сказали, что ‘Али сражался, но не брал, ни пленных, ни трофеев, как это делал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Неужели же вы хотели взять наложницей вашу мать ‘Аишу и распоряжаться ею, как распоряжаются невольницами?! Если вы скажете “Да”, то станете неверными. Если же вы скажете, что ‘Айша не ваша мать, то так же впадете в неверие, ибо Всевышний Аллах, хвала Ему, говорит: «Пророк ближе к верующим, чем они сами к себе, а его жены – их матери» (аль-Ахзаб 33: 6).
Затем ‘Абдулла сказал: “Ну что, с этим тоже покончено?” “Да, клянемся Аллахом”, – ответили они.
‘Абдулла продолжил: “Вы также сказали, что ‘Али отказался от титула повелителя правоверных. Хочу напомнить, что в день худайбийского перемирия, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) хотел в мирном договоре с многобожниками написать: “Мухаммад – посланник Аллаха”, язычники возразили: “Если бы мы верили, что ты посланник Аллаха, то не изгоняли бы тебя и не воевали бы с тобой. Напиши: “Мухаммад ибн ‘Абдулла”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уступил их требованию, сказав: «Сотри это, о ‘Али, и напиши “Мухаммад сын ‘Абдуллы”, а Аллах знает, что я посланник Аллаха».
Ибн ‘Аббас спросил: “Ну как, и с этим покончено?” Они сказали: “Клянемся Аллахом, да”.
Ибн ‘Аббас сказал: “Вернулись из них (хариджитов) две тысячи человек, и были убиты оставшиеся на заблуждении. И убили их мухаджиры и ансары”.
Из этой истории мы видим, что эти самые шесть тысяч людей тоже считали себя приверженцами истинного пути. Алхамдулиллях, одна третья часть из них, признав свои ошибки, покаялась и вернулась в ряды мусульман. Остальные же погибли в заблуждении. Неужели это не прискорбно. Да, они утверждали, что именно они на истинном пути. Они думали, что они действуют на основе Корана и Сунны.
Возьмём сражения Сыффин и Жамаль. Сколько сподвижников и их последователей полегло на поле боя?! Если вспомним, в своё время, еретики убили праведного халифа Усмана. Один из сподвижников отвёз его окровавленную рубаху Муавии. И тогда, перед тысячами людей Муавия поклялся отомстить убийцам Усмана. Но халиф Али решил, что ещё не время мстить. В процессе, из-за недопонимания, между ними возникло противостояние. Достопочтенная Айша, р.а., как и некоторые сподвижники, приняла сторону Муавии.
И вот, перед последним сражением, где численность войска каждого из сторон составляла сто тысяч, состоялась встреча Али и Муавии. Халиф объяснил ему ситуацию, что сейчас не время, и что позже он расправится с врагами. К тому же здесь решалась судьба войска мусульман. Так как, случись сражение, мусульманская армия намного ослабела бы. В итоге обе стороны пришли к соглашению. Но это было не в угоду врагам Ислама. Поэтому еретики не дали погаснуть искре ереси и разожгли огонь смуты между мусульманами. Разделившись на два лагеря, они начали стрелять. Два войска, обвинив друг друга в предательстве, подняли мечи. Завязалось сражение. Такие сподвижники как Али, Муавия, Талха, Аззубейр (р.а.) молили прекратить кровопролитие, но было безрезультатно. Гибли сподвижники и табиины. Сообщается, что Али направил для защиты стана Айши (р.а.) группу, которая погибла, охраняя её. После этого события, страдая и обвиняя себя за случившееся, она не выходила из дома. Али тоже обвинил себя в этом. Но это был их иджтихад. Муавия тоже действовал на основе иджтихада. Ведь право мести ему давала родственная связь с Усманом, т.е. он имел полное право расправиться с убийцами Усмана.
Каждая сторона утверждала, что она на истине. Но на истине был Али. Как на это указывают пророческие высказывания нашего Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Однако, как было сказано выше, мы не вправе судить их. Мы должны извлекать урок. Недаром Всевышний Аллах приводит нам в назидание примеры из истории предыдущих народов и поколений.
Вспомним смерть самого Али (р.а.) после того, как огонь фитны погас, еретики не остановились на этом. Они задумали убить Али и Муавию. Один из убийц поклялся: «Я убью врага Аллаха Али». Да, он точно так и сказал «врага Аллаха Али». Этот несчастный думал, что он на истинном пути. Как показывает история, он сам оказался врагом Аллаха. Упаси Аллах нас от этого.
Среди нас есть и такие, которые обвиняют других в неверии и ширке. По этому поводу Хузайфа передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, боюсь я для вас человека, который читает Коран, и красота его отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом, обвиняя его в многобожии (ширке)». Хузайфа спросил: “О пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?” Он ответил: «Нет. Тот, кто обвиняет…». (Аль-Бухари в “ат-Тарих”, 297. Ибн Хиббан, 81). Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хайсами, хафиз Ибн Касир.
Разве обвинение это наша задача? Ведь Аллах не спросит нас, почему мы не обвиняли кого-то, напротив, он спросит нас, за что мы обвиняли других. Ведь в изречениях говорится, что если тот, кого обвинили в неверии, не окажется таковым, то неверным окажется обвинивший.
Следует каждому задуматься: на самом ли деле то, что делает большое количество мусульман — заблуждение? Ведь Пророк сказал: «Не соберётся моя умма на заблуждении…»; в следующей версии «на ошибочном». В другом же изречении говорится: «То, что мусульмане принимают за хорошее, то это и у Аллаха хорошее…». Установление мазхабов — общепринятое явление. Оно практикуется испокон веков и принято мусульманами. Отказываясь от одного, мы принимаем сотни, что в итоге к добру не ведёт. Не лучше ли следовать за теми, кто прошёл проверку временем и пространством? Ведь Абу Ханифа, как и другие общеизвестные имамы, и их ученики выводили постановления на основе Корана и Сунны. Утверждая, что мы не следуем мазхабам, а следуем Корану и Сунне мы как-будто имеем в виду, что наши имамы не следовали Корану и Сунне. В том, что они были на великой истине, понимает и принимает вся умма. Отказываясь от этого, мы принимаем мнения сотен сомнительных. Поэтому, брат, подумай и будь осторожен!

Канат Алшимбаев,
наиб-имам центральной мечети
им. Науана хазрета,
г. Кокшетау