Не будет преувеличением, если скажем, что этот крупный сборник с названием «Олтин силсила» (досл. «золотая цепь, серия»; на русский язык название этой большой серии переведена как «Золотая сокровищница хадисов») посвященный узбекскому смысловому переводу благородных хадисов, являющихся вторым основным источником религии Ислам, стал одним из важных событий в истории Узбекистана. Его также можно назвать новой энциклопедией хадисов на узбекском языке. Посредством изучения этого сборника – девяти собраний хадисов, считающихся самыми авторитетными в исламском мире, Вы, познакомитесь с большинством и основной частью хадисов, переданных от последнего Пророка Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам. Прочитав на родном нам языке о его алайхисcалам жизни, его сийрате и о его указаниях, Вы словно перенесетесь в Век счастья. Вместе с этим Вы близко познакомитесь с большей частью великого, веками бережно хранимого научного наследия, оставленного нашими великими предками.
«Олтин силсила», помимо перевода значений хадисов, еще считается и их достоверным источником, потому как внесенные в него арабские тексты из книг хадисов представлены на основе признанных специалистами экземпляров преданий. В отдельных случаях эти тексты исправлены и дополнены с помощью дополнительных источников.
Перевод, будучи выполненный научно-академическим методом, приспособлен для пользования широкой аудитории посредством толкования и дополнительной поясняющей информации. В толковании хадисов предоставлены необходимые сведения о неизвестных узбекскому читателю исламских терминах, понятиях из области науки о хадисах, названии мест и изделий, а также о некоторых взглядах с точки зрения фикха.
Данный проект в этой области осуществляется в нашей Родине впервые и является величайшим научным трудом, имеющим мировое значение. Такое большое собрание считается большой новостью не только для узбекского народа, но и для всего исламского мира. Мы надеемся, что это собрание станет гордостью узбекского народа, предоставившего миру выдающихся великих улемов-предводителей.
«Сахих Бухари»
Автор: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Мугийра ал-Джуъфи ал-Бухари. Родился в месяце Шаввал 194 года хиджры (810 г.) в городе Бухаре и умер в ночь месяца Рамадан 256 года хиджры (870 г.) в Самарканде, в поселке Хартанг. Свои первые знания имам Бухари получил в Бухаре, затем, в поисках знаний некоторое время жил в Хорасане, Шаме, Египте, Джазийре и Хиджазе, а также в городах Басре, Багдаде и Куфе. Там он передал хадисы от более чем тысячи шейхов. Достиг звания «Амирул-муъминийн фил хадис» («предводитель мусульман в области хадисов») — самого высочайшего по мнению улемов звания в области хадисоведения.
Имам Бухари составил и закончил свою книгу «Сахих» за 16 лет. В нем он привел самые достоверные хадисы из числа сотни тысяч хадисов, которых он знал наизусть. По подсчету Ибн Хаджара, потратившего на изучение «Сахих Бухари» более 25 лет, количество хадисов в нем достигает 7397 единиц, из них 2761 хадисов не повторяются. Имам Бухари написал «Сахих Бухари» в новом для того времени стиле, разделив на книги (разделы) и главы фикха. Этот сборник всего состоит из 98 книг (разделов) и примерно 3400 глав. Имам Бухари отразил свои взгляды по фикху именно в этих главах. Каждый раз, перед тем как записать новый хадис, имам Бухари совершал гусл, возводил два ракъата намаза и только после этого включал его в свою книгу. Будучи первым сборником, вобравшем в себя только достоверные хадисы, «Сахих Бухари» является по мнению большинства улемов самой достоверной книгой, после Книги Всевышнего Аллаха. Поэтому улемы говорили «Книгой, услужившей умме больше всего после Священного Куръана, является «Сахих Бухари»». Мухаммад Исам Аррар в своей книге «Итхафул карий», написанной о выказанном улемами внимании к «Сахих Бухари» и заслугах этого сборника, перечислил 370 книг, связанных в этом отношении с книгой «Сахих Бухари».
«Сахих Муслим»
Автор: Абу Хусайн Муслим ибн Хаджжадж ибн Муслим ал-Кушайри. Родился в 206 году хиджры (821 г.) в Нишапуре и умер в 261 году хиджры (870 г.) в Нишапуре. Имам Муслим получал образования в Хорасане, Ираке, Хиджазе, Египте и Шаме.
«Сахих Муслим» является самой достоверной книгой после «Сахих Бухари». Вместе эти два сборника называются «Сахихайн» («две достоверные книги»). Имам Муслим написал свою книгу за 15 лет. Если Ахмад ибн Салама говорил, что количество хадисов в нем составляют 12000 вместе с повторяющимися, то Ибн Салах отмечал, что неповторяющихся хадисов в нем 4000, а по подсчетам его современника Мухаммада Фуад Абдулбакийа, число таких хадисов достигает 3033 единиц. Имам Муслим говорил: «Я написал этот достоверный сборник, избрав их из трехсот тысяч хадисов. Если все население мира соберется и будет писать хадисы двести лет, то все равно будет нуждаться в этом моем собрании». Абу Али Нишапури сказал: «Нет более достоверной книги под небосводом, чем книга имама Муслима». В силу того, что в «Сахих Муслим» приведены все хадисы определенной тематики в одном месте с точностью до тончайших деталей и со всей тщательностью, то некоторые улемы Магриба считали «Сахих Муслим» преобладающим над «Сахих Бухари».
«Сунан Абу Давуда»
Автор: Абу Давуд Сулайман ибн Ашъас ибн Исхак ал-Азди ас‑Сиджистани. Родился в 202 году хиджры (817 г.) в Сиджистане и умер в 275 году хиджры (889 г.) в Басре.
Имам Абу Давуд записал пятьсот тысяч хадисов и выбрал из них 4800, затем включил их в книгу «Сунан», разделив их на 35 книг (разделов) и 1871 главы. Абу Давуд сказал: «Я внес в свою книгу достоверные, похожие на них и близкие к ним хадисы. Я не упомянул ни одного хадиса, о котором улемы совершили иджмаъ оставить его. Если были слабые хадисы, то я об этом изложил».
Один из равиев (лица в цепи передачи хадиса) «Сунан Абу Давуда» Ибн Аърабий сказал: «Если при ком-либо из книг знаний будут Мусхаф и книга Абу Давуда, то он не будет нуждаться ни в чем другом».
«Сунан Тирмизи»
Автор: Абу Ийса Мухаммад ибн Ийса ибн Савра ас-Сулами ал-Буги ат-Тирмизи. Родился в 209 году хиджры (824 г.) в поселке Буг вблизи Термеза и умер в 279 году хиджры (882 г.) в Термезе.
В «Сунан Тирмизи» насчитывается около 4000 хадисов. Автор разделил их на 42 главы. Имам Тирмизи сказал: «Написав эту книгу, я показал ее улемам Ирака, они выразили доброжелательность по отношению к ней, показал ее улемам Хорасана, они также выразили доброжелательность. У кого дома будет эта книга, дома у него словно будет говорить сам Пророк». Имам Тирмизи в своем «Сунане» не ставил перед собой цель приводить только достоверные хадисы, поэтому наряду с хадисами сахих и хасан, он упомянул хадисы слабые и обладающие изъяном, указав причины по которым они считаются слабыми. Ибн Асир в своей книге «Джамиъул усул» сказал: «Книга имама Тирмизи, будучи самой лучшей из книг, имеет много пользы, упорядочена красиво и в ней мало повторений. В ней имеются сведения, которых не найти в других книгах, и в которых нашли отражение взгляды мазхабов фикха, причины приведения доводов, излагаются качества хадисов сахих, хасан и слабых (гариб). Также в нем есть джарх и таъдил (наука различения надежных и слабых равиев)».
«Сунан Насаи» («Сунан сугра» или «Муджтаба»)
Автор: Абу Абдуррахман Ахмад ибн Шуъайб ибн Али ан-Насаи. Родился в 215 году хиджры (831 г.) в Хорасане, городе Насо и умер в 303 году хиджры (915 г.) в Мекке (по некоторым преданиям — в Рамле).
После завершения книги «Сунан кубра», имам Насаи подарил ее эмиру Рамлы. Эмир спросил: «Все ли хадисы в ней являются достоверными?» Насаи ответил: «Здесь есть и сахих, и хасан, и близкие к ним хадисы». Тогда эмир сказал «Отделите мне только хадисы сахих». Тогда Насаи написал для него «Сунан сугра» и назвал его «Муджтаба минас Сунан». Количестов хадисов в «Сунан Насаи» составляет 5758 единиц. Эта книга, как и другие книги сунан, упорядочена на основе разделения по главам фикха. Улемы отмечали: ««Сунан Насаи» по уровню стоит после «Сахихайн», потому как среди книг «Сунан» он является книгой, имеющей наименьшее количество слабых хадисов».
«Сунан Ибн Маджа»
Автор: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Язид ибн Абдуллах ибн Маджа ар-Рибъи ал-Казвини. Родился в 209 году хиджры (824 г.) в Казвине и умер в 273 году хиджры (882 г.).
Количество хадисов в книге «Сунан Ибн Маджа» составляет 4341 единицу. Они разделены на 37 книг (разделов) и 1515 глав фикха. Имам Маджа в своем «Сунане» не ставил цель обязательно приводить только хадисы сахих. 3002 хадиса из «Сунан Ибн Маджа» привели также вышеперечисленные пять авторов книг, остальные 1339 хадисов передал только сам Ибн Маджа, из них 428 единиц являются сахих, 199 — хасан и остальные делятся на слабые и мункар хадисы.
«Муватта Малик»
Автор: Абу Абдуллах Малик ибн Анас ибн Малик ал-Асхаби. Знаменитый мухаддис, имам-муджтахид, основатель маликитского мазхаба. Родился в 93 году хиджры (712 г.) в Медине и умер в 179 году хиджры (795 г.) в Медине. «Муватта» это книга, вобравшая в себя наряду с хадисами Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, высказывания сподвижников и фатвы табиъинов. Их имам Малик отобрал из тех ста тысяч хадисов, которых передал он сам. Имам Малик сказал: “Я показал эту книгу семидесяти факихам Медины. Все они одобрили ее, и я назвал ее «Муватта»». Из-за того, что имам Малик писал и упорядочивал эту книгу на протяжении сорока лет и количество передавших ее от автора было очень много, нет окончательного мнения о количестве хадисов в этой книге. К примеру, если в некоторых преданиях их число достигает 1270 хадисов, то в других это число достигает 1843 единиц. Имам Шафиъи говорил: «Я не видел более достоверной книги после книги Всевышнего Аллаха, чем книга Малика». Кази Абу Бакр ибн ал-Араби сказал: ««Муватта» является первым подлинным в этой области, а Бухари вторым подлинным. Все, что было после них, включая Муслима и Тирмизи, составили свои книги основываясь на эти два источника».
«Сунан Дарими»
Автор: Абу Мухаммад Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Фазл ибн Бахрам ад-Дарими ас-Самарканди. Родился в 181 году хиджры (797 г.) в Самарканде и умер в 255 году по Хиждре (870 г.) в Самарканде.
Имам Дарими разделил 3465 хадисов в своем «Сунане» на 23 книги (раздела) и главы фикха. Шейх Алаи сказал: «Было бы подобающе, если бы вместо Сунана Ибн Маджи на шестом месте из шести книг была книга Дарими». Потому как в «Сунан Дарими» мало слабых передатчиков, а шазз и мункар хадисов встречаются очень мало. Кроме того его санад намного выше.
«Сахих Ибн Хиббан»
Автор: Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан ибн Ахмад ат-Тамими ал-Бусти. Родился в 270 году хиджры (884 г.) в Бусте и умер в 354 году хиджры (965 г.) в Сиджистане.
Ибн Хиббан в своей книге привел 7096 хадисов, их он по главам фикха не распределил, но упорядочил по несколько иному, своеобразному способу. Об этом он сам выразил следующее мнение: «Для того, чтобы обучающимся было легко заучивать, а цитирующим не трудно было запоминать, поразмыслив, я постиг, что сахих хадисы делятся на пять частей:
1. Повеления Всевышнего Аллаха своим рабам.
2. Отвращения Всевышнего Аллаха.
3. Извещение Всевышним Аллахом рабов о том, что им необходимо знать.
4. Изложение о мубах деяниях, которых можно совершать.
5. Изложение о деяниях, свойственных только Пророку саллаллаху алайхи васаллам.
Затем каждая из этих частей были разделены на несколько видов и согласно упомянутого нами порядка вся сунна составила четыреста видов”.
Именно поэтому Ибн Хиббан назвал эту книгу «ат-Такасим вал Анваъ». Сегодня имеющаяся у нас книга Ибн Хиббана называется «ал-Ихсан фи тартиби Сахихи Ибн Хиббан». Амир Алауддин Абулхасан Али ибн Балбан ал-Ханафи разделил ее на главы фикха. Ввиду того, что в отличие от трудов преобладающего большинства хадисоведов, выдвинутые Ибн Хиббаном к сахих хадисам условия являются несколько упрощенными, не все хадисы в его книге были признаны улемами как достоверные, среди них существуют и слабые хадисы.

Источник:islam.uz