Хадиджа — первая мусульманка
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) глубоко осознал возложенную на негов пещере Хира священную миссию. Этот тяжелый и важный долг предполагал выполнение особых задач, связанных с проповедью истинного Единобожия. Конечно же Пророк понимал, что в обществе, в котором он жил, это будет не так легко сделать. Ведь в то время Пророк Мухаммад был как бы по одну сторону, а мир — по другую сторону понимания миропорядка. Он должен был проповедовать всему миру заповеди, полученные от Всевышнего. Посланник Господа очень хорошо понимал, что он должен сделать в первую очередь для исполнения своей пророческой миссии.
Сначала он рассказал обо всем случившемся находившейся рядом супруге Хадидже (да будет доволен ею Аллах). Она без всякого колебания уверовала в его пророческую миссию и, протянув ему руку преданности, стала первой мусульманкой.
После этого Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) показал жене порядок совершения омовения и прочел с ней молитву в качестве имама, точно так, как научил его ангел Гавриил.
Это была первая совместная молитва, которую Пророк возглавил в качестве предстоятеля (имама). /1/
‘Али становится мусульманином
Принятие Хадиджей Ислама очень обрадовало и воодушевило Пророка. Отныне на земле появился человек, который подтвердили признал его миссию.
Вторым человеком, которого Пророк призвал уверовать в Господа, был его двоюродный брат ‘Али (да будет доволен им Аллах). С четырех-пятилетнего возраста он воспитывался у Пророка и в результате этого несравненного воспитания отличался от своих сверстников сообразительностью и высокой нравственностью.
Однажды ‘Али увидел Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и его супругу, читающими совместно молитву. Он удивленно наблюдал за ними, а по окончании молитвы спросил: «Что это значит?»
Пророк ответил: «О ‘Али! Это религия, которой доволен Господь и котораяизбрана Им. Я призываю тебя уверовать в Единственного Создателя и сторониться поклонения тем, кто не приносит ни вреда, ни пользы — ал-Лату и аль-‘Уззе». /2/
‘Али потупил свой милый детский взор и задумался на некоторое время. Затем произнес: «Я никогда не видел и не слышал такого и не могучто-либо сказать, не посоветовавшись с отцом Абу Талибом».
Однако Посланник Господа пока еще не получил веления Всевышнего открыто объявить о своей миссии. Поэтому он предупредил ‘Али: «Послушай, ‘Али! Если ты хочешь следовать сказанному мною, то выполняй заповеди Господа. Если же не хочешь, то храни в тайне увиденное и услышанное здесь. Никому ничего не говори».
После этого предостережения ‘Али дал слово хранить все в тайне. Всю последующую ночь он провел в размышлениях. С утренней зарей в душе у него появилось просветление. Отправившись к Пророку, он сказал ему: «Всевышнему не требовалось согласия Абу Талиба, когда Он сотворил меня. Почему же я должен идти к Абу Талибу и спрашивать о том, поклоняться мне Создателю моему или нет?» После этих слов он принял Ислам. ‘Али было тогда десять лет.
Предусмотрительность всегда полезна, особенно в эпоху глобальных перемен в мировоззрении людей. Предупреждение, которое сделал Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) молодому ‘Али, является для нас примером последовательности и мудрости Пророка, которые играли важную роль в его жизни.
После признания веры в Единство Господа Хадиджей и ‘Али (да будет доволен ими Аллах) за ними последовал и приемныйсын Мухаммада Зейд ибн Хариса. Теперь они втроем совершали молитвы и время от времени поклонялись Господу у Каабы, что вызывало недовольство многобожников, не понимающих смысла непривычных для них ритуалов. Гонения и насмешки со стороны язычников вынудили Пророка Мухаммада и его последователей уединяться для совершения молитв.
Абу Талиб одобряет выбор ‘Али
Родители ‘Али, заметив, что их сын неотлучно следует за Мухаммадом, забеспокоились. Мать мальчика, Фатима, с волнением сказала мужу: «Будь внимателен, твой сын очень часто бывает с Мухаммадом, не вышло бы чего плохого».
Абу Талиб сразу же решил прояснить ситуацию, откровенно поговорив с сыном. Однажды он последовал за сыном и Мухаммадом и стал свидетелем их молитвы в долине. Подойдя, он спросил у Пророка: «О племянник /3/! Что это за вера?» Пророк ответил: «Дядя, ты стоишь во главе тех, кого я должен призывать к прямому пути, и ты, больше чем кто-либо, достоин этого! Откажись от поклонения идолам и уверуй в Единого Бога!»
Подумав, Абу Талиб сказал: «Я не могу отказаться от веры отцов. Ты же продолжай следовать религии, в которой пребываешь. Клянусь, что, пока буду жив, никто не посмеет тронуть тебя, нанести тебе вред, пока ты не завершишь то, что должен сделать».
Затем он обратился к сыну: «Сын мой, какую веру ты исповедуешь?» ‘Али ответил: «Отец, я уверовал в Единого Господа и в то, что Мухаммад — ПосланникГоспода. Я верую в переданное им от Господа. Я повиновался ему и совершал с ним молитвы».
Тогда Абу Талиб продолжил: «Сын мой, тебе желательно принять веру твоего двоюродного брата, который не призовет тебя к чему-то иному, кроме как к благому. Повинуйся ему!» Мухаммад и ‘Али очень обрадовались услышанному.
Дома Абу Талиба встретила с расспросами Фатима: «Где твой сын? Слуга наш видел его в долине вместе с молящимся Мухаммадом. Как ты смотришь на то, что твой сын поменял свою веру?»
«Замолчи! Бог свидетель, его двоюродному брату (Мухаммаду) как никому другому следует быть опорой и помощником нашего сына. Если бы мое тщеславие позволило мне оставить веру моего отца (‘Абдуль-Мутталиба), я бы тоже последовал вере Мухаммада. Ибо он чист, мягок и честен», — сказал Абу Талиб.
Абу Бакр принимает Ислам
С давних времен Абу Бакр (да будет доволен им Аллах)был одним из самых близких друзей Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Они часто встречались и проводили время в дружеских беседах. Самым важными примечательным качеством Абу Бакра было то, что он не погряз в традициях, низкой нравственности и образе жизни людей периода невежества. Его сердце, душа и рассудок были чисты от многобожия. Это был прославленный торговец, имевший авторитет среди соплеменников. Именно он разрешал клановые споры, пользуясь отличным знанием родословных всех семей, их положительных и отрицательных качеств.
Мухаммад все еще не объявил открыто о своей миссии, но до старейшин курайшитов доходили слухи о проповедуемой им религии.
Когда Абу Бакр вернулся из путешествия в Йемен, Укба ибн Му‘ат и другие курайшиты во главе с Абу Джахлем пришли к нему, чтобы поздравить с благополучным возвращением. Абу Бакр спросил их: «Что нового произошло в Мекке за период моего отсутствия? Есть ли какая важная новость?» Ему рассказали, что сирота Абу Талиба заявлял о своей пророческой миссии. Курайшиты стали просить его, чтобы он пошел и поговорил со своим другом. Абу Бакр, не откладывая, отправился к дому Пророка.
«Правда ли то, что ты отделился от общины и отвергаешь веру твоих отцов?» — спросил он. Пророк Мухаммад улыбнулся в ответ и призвал своего друга, с которым был вместе с самого детства, принять веру в Единого Бога.
Слова близкого друга, которого Абу Бакр знал с детства как очень честного человека, до глубины души поразили его. Без тени сомнения он тут же произнес свидетельство Единобожия и веры в истинность пророческой миссии Мухаммада.
Вот что сказал Пророк по этому поводу: «Все, кого я призывал к вере, не торопились принять ее, были в раздумьях, а иногда и в сомнениях. Только Абу Бакр после объяснения ему верного пути сразу и без единого сомнения принял его» /4/.
Пророка Мухаммада очень обрадовалоэто событие. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) по этому поводу передает: «Не было ничего, что бы так обрадовало Пророка Мухаммада, как принятие Ислама Абу Бакром».
Данное событие явилось подтверждением сна, который незадолго до этого увидел Абу Бакр. Ему приснилось, как полный месяц опустился в районе Мекки и, распавшись на мелкие части, оказался в доме каждого из мекканцев, после чего все они собрались в его доме. О смысле этого вещего сна он спросил у ученых из людей Писания. Они сказали ему о том, что увиденный им сон указывает на появление в ближайшее время в Мекке давно ожидаемого Пророка, а сам Абу Бакр займет одно из почетных мест возле Посланника Божьего.
Абу Бакр не скрывал того, что стал мусульманином, поэтому принятие им Ислама очень сильно обеспокоило курайшитов. Они знали его как очень уважаемого, правдивого и надежного человека. Мягкость его и добродушие снискали ему всеобщую любовь.
Абу Бакр был первым мусульманином из числа свободных и уважаемых курайшитов. С его помощью эфиопский раб Билял также стал мусульманином.
Ряды мусульман пополняются
После принятия Абу Бакром (да будет доволен им Аллах)Ислама еще больше людей уверовали в Единого Бога и в свою очередь старались донести истину до своих родственников. Среди тех, кто стал мусульманином, были ‘Усман ибн ‘Аффан, Зубейр ибн ‘Аввам, ‘Абдурахман ибн ‘Авф, Са‘д ибн Абу Ваккас, Талха ибн ‘Убейдулла. Эти пять человек в последующем стали одними из тех десяти, которым еще при этой жизни было объявлено об их вечном пребывании в Раю.
Ряды мусульман пополнялись не только за счет мужчин, но и за счет женщин, среди которых были: Умму Фадль — супруга ‘Аббаса, дяди Пророка; Асма’ — дочь Абу Бакра; Фатима — сестра ‘Умара и др. Женщины были более восприимчивы к вере и с большим старанием распространяли ее.
Многобожники тоже не оставались безучастными наблюдателями. Они использовали различные формы клеветы и оскорблений, чтобы поколебать убеждения тех, кто еще не окреп в истинной вере. Однако эти усилия не дали ожидаемых ими результатов. Сердца мусульман, наполненные верой, не знали страха, а их умы, увлеченные мыслями о Едином Боге, не ведали сомнений. Единственным страхом, который они испытывали, был страх перед Господом.
Билял — первый муаззин
Одним из первых страдальцев за веру был эфиопский раб Билял, сын Рабаха. Его обратил в Ислам Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Вера придала Билялу такую силу духа, что он безбоязненно, открыто объявил о принятии Единобожия своему хозяину Умейе ибн Халяфу, который был одним из злостных врагов мусульман. Хозяин подверг Биляла жестоким мучениям: сутками не давал ему еды и питья, нанимал людей, которые водили Биляла целыми днями по улицам города, привязав за шею. Однако ничто не смогло сломить Биляла, который не переставал повторять: «Бог Един!»
Однажды хозяин придумал для своего раба очередную пытку: продолжительное время проволочив Биляла по раскаленным песку и камням, Умейя ибн Халяф велел положить на грудь раба огромный камень. Он кричал: «Клянусь! Я буду мучить тебя до самой смерти, если ты не откажешься от Мухаммада и веры его и не начнешь поклоняться нашим богам — ал-Лату и аль-‘Уззе!» Билял мужественно переносил все истязания, не переставаяповторять: «Я не буду поклоняться ни ал-Лату, ни аль-‘Уззе! Господь Един, Господь Един!» После таких слов его снова продолжали мучить до бессознательного состояния.
Во все эти трудные дни Биляла поддерживала его вера, которая стала ему непоколебимой опорой. Таким героическим поведением он бросал вызов своим угнетателям: «Иман (вера) — это свет и сила! Кто станет обладателем истинной веры, тот сможет встать против своих угнетателей, даже если на их стороне будет все человечество, сможет донести истину до всех людей!»
Однажды, когда Умейя ибн Халяф публично издевался над Билялом, мимо проходил Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Увидев эти издевательства, он воскликнул:
— Умейя! Неужели ты не боишься Бога?! Сколько ты еще можешь мучить этого несчастного?
— Это ты изменил его убеждения! Если хочешь спасти, то выкупи его у меня, — отвечал Умейя.
Абу Бакр предложил ему: «У меня есть раб твоей веры, намного сильнее и моложе Биляла. Я могу обменять его».
Умейя согласился и с ухмылкой добавил: «В придачу тебе нужно будет отдать мне и жену твоего раба». Абу Бакр согласился. Умейя со смехом добавил: «В придачу ты мне дашь и их дочь». Абу Бакр согласился и с этим, однако Умейя, стремясь хорошенько нагреть руки в торге, потребовал: «Клянусь Богом! Я не соглашусь до тех пор, пока ты ко всему упомянутому не добавишь еще 200 золотых динаров!»
Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) стало стыдно за него: «Эх, какой-же ты бесстыдник! Стоишь предо мною и слово за словом лжешь». На этот раз Умейя сказал: «Нет! Клянусь ал-Латом и аль-‘Уззой! Если ты мне дашь то, что я потребовал, исполню обещанное мною». Отдав все, что требовал ненасытный Умейя, Абу Бакр освободил своего единоверца Биляла от тяжких мучений.
После этого случая Пророк спросил у Абу Бакра: «Билял тебе что-то должен?» Абу Бакр ответил: «Нет, о Посланник Господа, я его освобождаю». Через некоторое время после этого Абу Бакр выкупил и освободил также мать Биляла Хамаму.
После освобождения Билял стал первым муаззином — человеком, исполняющим азан (призыв к молитве).
После смерти Посланника Божьего, к которому он был очень привязан и всегда старался неотлучно быть рядом, Билял уже не смог оставаться в Медине и покинул ее. Абу Бакр, избранный халифом, попросил его остаться при нем в Медине. Билял ответил: «Если ты выкупил меня для себя, то, пожалуйста, я буду рядом с тобой. Если же ты освободил меня ради того, чтобы Господь был доволен тобою, не ограничивай меня в передвижении. Я хочу распространять Ислам по всему миру на пути Господнем». Абу Бакр был вынужден уступить его желанию.
Так, свыше 1400 лет назад начиналась славная летопись Ислама, летопись того, как вера в Единого Господа после периода невежества и язычества вновь утверждалась в сердцах людей. Это лишь некоторые эпизоды из жизни первых мусульман, людей уверовавших в Бога Единого, Который обращался к человечеству через Своих Посланников, последним из которых был Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует).
Духовной опорой, позволявшей им мужественно выносить все трудности и испытания тернистого пути к Истине, была их непоколебимая вера в Единого и Единственного Бога. Их жизнь и духовные подвиги стали наглядным подтверждениемтого, что иман (вера) есть великая сила, а обладатели истинной веры могут зажечь ею сердца миллионов людей…
Сегодня в мире насчитывается уже свыше миллиарда мусульман…
/1/ В первый период исламского благовестия обязательной являлась двукратная молитвав два ракяата, в утреннее и вечернее время. Позже к этому прибавилась ночная молитва «Тахаджуд». После Ми‘раджа — Вознесения Пророка к Господу — обязательной стала пятикратная молитва. Ночная молитва «Тахаджуд» стала для мусульман дополнительной, но для самого Пророка она оставалась обязательной.
/2/ Ал-Лат и аль-‘Узза — одни из главных богов арабского языческого пантеона.
/3/ Отец Пророка ‘Абдулла был родным братом Абу Талиба.
/4/ Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1, с. 269.