Почему необходимо следовать за имамом одного из четырех мазхабов? Разве не лучше будет обратиться непосредственно к хадисам?

Ответ:

В наше время часто приходится слышать вопросы о необходимости следовать тому или иному имаму мазхаба. Призыв «напрямую следовать Корану и хадису» мы слышим все чаще. Ответ на такие вопросы содержится в следующем поучительном инциденте, который приводится имамом Ахмадом ибн Ханбалем и имамом Тахави.

Однажды Урва бин Зубайр (рахимахуллах) обратился к известному сподвижнику Абдулле ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах) со следующими словами:

«Ты вводишь людей в заблуждение, о Ибн Аббас!»

Когда Ибн Аббас спросил о причине такого обвинения, Урва упомянул фетву, выданную Ибн Аббасом относительно совершения некоторых обрядов хаджа, которая противоречила ранее выданным фетвам Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах).

На это Ибн Аббас возразил, что его решение было основано на высказываниях Посланника Аллаха (мир ему и благословение) на эту тему — «Я передаю то, что передано от Пророка (мир ему и благословение), а ты говоришь о том, что делали Абу Бакр и Умар».

На что Урва ответил:

«Абу Бакр и Умар были более осведомлены о Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение), чем ты» (Муснад Ахмад, т.4, с. 132, № 2277).

В повествовании, которое приводит Табрани, тот же случай был передан с небольшой разницей. Согласно этой версии Ибн Аббас сказал в ответ на слова Урвы: «Горе вам, вы отдаете предпочтение словам Абу Бакра и Умара перед Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника (мир ему и благословение)!» На что Урва возразил: «Абу Бакр и Умар были лучше осведомлены о Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (мир ему и благословение), чем ты или я».

Ибну Абу Мулайка, передатчик этого сообщения, комментирует: «Ибн Аббас ничего не ответил на данное возражение» (Аль-Аусат Муджамуль, т.1, с. 42, №21).

В словах Урвы содержится точный ответ тем людям, который говорят: «Зачем вы следуете имамам мазхабов? Что лучше – следовать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) или следовать за Абу Ханифой, Маликом, Шафии и Ахмадом?»

В ответ на эти возражения шейх Мухаммад Аввама пишет: «Мы отвечаем таким людям — мы следуем имамам, потому что они были более осведомленными о Сунне Пророка (мир ему и благословение), чем вы. Когда мы говорим «более осведомленные» мы вовсе не подразумеваем сравнение в знаниях, потому что между нашими знаниями и знаниями великих имамов не может быть никакого сравнения. Именно наше искреннее желание следовать пути Пророка (мир ему и благословение) и побуждает нас следовать их пониманию пречистой Сунны».

Суть этого ответа заключается в том, что мы вовсе не противопоставляем решение имама Корану и Сунне. Наоборот, наше следование за имамом основано исключительно на желании следовать Корану и Сунне, поскольку эти ученые были более осведомленными о Коране и Сунне, чем кто-либо другой.

Чтобы окончательно пояснить ответ, приведем простой пример. Допустим, вашему близкому родственнику требуется сложная операция. Можете ли вы представить ситуацию, что кто-то из вас самостоятельно исследует данную болезнь, все процедуры данной операции и возьмется делать ее самостоятельно? Ответ очевиден. Разумеется, вы прибегнете к услугам крупнейшего специалиста в данной области. Отчего? Оттого, что вы беспокоитесь о благополучии вашего близкого человека. Так если наша религия является самой дорогой для нас, то разве не должны мы использовать данный способ (обращаться к специалисту) в отношении религии?

Источник: Jamiatul Ulama