— «Я уважаю Абу Ханифу и его вклад в деле Ислама, но он тоже мог ошибаться и до него не могли дойти хадисы»
— «Ученые признали мазхаб Абу Ханифы самым слабым и «шейх Мукбиль» сильно высказался об Абу Ханифе»
— «Абу Ханифа знал 15 хадисов»
— «Абу Ханифа знал только 17 хадисов, потому что он был факихом и большую часть времени посвящал Фикху»
Лично приходилось сталкиваться с такими выражениями, читать и слышать. Наверное поэтому и переведена эта маленькая книжка. Помимо нее, альхамдулиллах, собрано множество высказывании великих имамов о достоинстве имама Абу Ханифы. Также, приходилось встречаться с резкой критикой и откровенным ругательством (вплоть до такфира) в адрес Имама. Также есть высказывание имама аль-Бухари, да и много чего в принципе. Есть и ответы на них, причины высказывания, выявления лживых из них и.т.д. Хвала Аллаху, в Ру-нет эта информация еще не просеклась. Если и появится то наверняка корни будут восходит к салафитам индийского суб-континента, потому что более вражбедных и ненавистных людей по отношению к Абу Ханифе я еще не встречал.
Данная книга имеет авторство ш. Абу Умара Ирфана Кабируддина. Возможно в ней есть высказывания со слабой цепью передачь, но это книга и ее перевод приводится «as is» («как есть»), поэтому далее перевод:
На самом деле, нет особой необходимости в освящении (разрешении) темы о знаниях имама Абу Ханифы вХадис-е т.к. существует единогласное мнение ученых (иджма) о том что он был Муджтахидом [Факих, формулирующий самостоятельное решение в юридических или богословских вопросах основанных на толковании и применении четырех Основ (Усуль) – Коран, Хадис, Иджма т.е. консенсус ученых и Къияс(пример по аналогии)] Абу Ханифа не был просто Муджтахидом, он был Муджтахидом высокого ранга («Муджтахид мутлак» — Абсолютный муджтахид). И человек не становится Муджтахидом пока не станет экспертом в таких науках как Коран, Хадис, Асар («традиция» сподвижников), Арабский язык, Къияс, Исламская история. Эти условия выставляемые перед Муджтахидом одни для всех ученых.1
Поэтому как мы видим, нет особой необходимости в разрешении такого вопроса как степень аль-Имама2 в науке Хадис. Однако, из-за незнания и отсутствия тщательного анализа на эту тему, некоторые люди начали высказываться против аль-Имама. Поэтому, первым делом мы приведем цитаты от выдающихсяМухаддисов (Экспертов в Науке Хадис) относительно степени Абу Ханифы в науке Хадис.
Абдуллах ибн аль-Мубарак (ра), известный ученый Хадис-а и имам первых поколении сказал «Если бы Аллах не помог мне с Абу Ханифой и Суфьяном, Я бы был как и все остальные люди » 3. В другом своем изречении, он благодарит Аллаха за возможность учится у Абу Ханифы и Суфьяна, таким образом поднимая его от обычной массы людей и делая его одним из великих ученых прошлого.
В другом месте, Абдуллах (ра) также говорит «Валлахи, аль-Имам был настолько твердым в своем стремлении к знаниям, в отстранений от запретного и следовании за Учеными его местности, беря только то что достоверно от Посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم ) и имел очень сильное признание (Шахид ул Ма’рифа) в вопросах Насих (отменяющий) и Мансух (отмененный) в Хадисе и искал повествования надежных передатчиков и последнюю практику Посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم ). Практика ученых Куфы в следовании истине – он взял это и сделал ее своей «Религией». Некоторые люди высказали резкие слова против него. Мы (лишь) сохраним молчание относительно этих людей. И мы ищем прощения у Аллаха от этого.» Из этой цитаты Абдуллаха ибн аль-Мубарака (ра) мы можем понять, что имам был знатоком не только в Хадис-е, но и в таком особом направлении Хадис-а как Насих и Мансух. 4
Яхья ибн Ма’ин (ра) передает от своего учителя Яхья ибн Са’иида аль-Каттана (ра) что он сказал «Мы не слышали лучших мнении чем мнении об Абу Ханифе и мы берем большинство из его мнении» 5.
Имам Джарха и Та’диля (Знание того, которое передается в отношении надежности отдельных передатчиков Хадис-ов) Яхья ибн Са’иид аль-Каттан также сказал «Клянусь Аллахом, Имам Абу Ханифа самый знающий человек из этой Уммы в том что пришло от Аллаха и Его посланника (صلى الله عليه و سلم)» 6.
Яхья ибн Са’иид аль-Каттан не только великий Мухаддис прошлого, но и один из первых Имамов в наукеДжарха и Та’диля 7. Его мнения берутся всеми учеными в вопросе передатчиков Хадис-ов. Чтобы продемонстрировать степень Яхья ибн Са’иид аль-Каттана, мы приведем такой пример:
Аль-Айни привел в своей книге «Умдатуль Кари» что после молитвы Аср Яхья ибн Са’иид сидел опираясь на столб в своей Мечети и люди как Яхья ибн Ма’ин, Ахмад ибн Ханбаль и Али ибн аль-Мадини стояли перед ним. Они стояли перед ним и спрашивали у него о Хадис-е до молитвы Магриб. Яхья ибн Са’иид отвечал на их вопросы и они из за уважения к тему в течении всего этого времени не даже и не присели и он не предлагал им присесть. 8
Эти три великих ученых (т.е. Яхья ибн Ма’ин, Ахмад ибн Ханбаль и Али ибн аль-Мадини), которые были учителями имама аль-Бухари 9 и к которым аль-Бухари отнес свой «Сахих», чтобы те могли проверить его после того как она была собрана 10, стояли перед Яхья аль-Каттаном как студенты, показывая тем самым статус Яхьи в Хадис-е. И это тот же Яхья ибн Са’иид который говорит что он не слышал лучших мнении о ком либо чем об Абу Ханифе и что он берет большинство Фетв Абу Ханифы и что аль-Имам самый знающий человек этой Уммы.
В 150 году хиджры, когда весть о кончине Абу Ханифы дошла до ибн Джурейджа 11, одного из известнейшихМухаддисов прошлого, он сказал «Ушли знания» 12. Когда весть о кончине имама Абу Ханифы дошла доШу’бы 13, он сказал «انا لله و انا اليه راجعون» и добавил «Нур (свет) ильма (знании) погашен для Куфы. Они не будут видеть кого либо на подобии него когда либо» 14. Помните, что Куфа тех дней была одной из цитаделей (крепость, оплот) Исламских знании. И когда ибн Джурейдж и Шу’ба сказали что знание ушло таким путем, они имели в виду знания Хадис-а. Доказательством этому служит то, что Шамсуддин аз-Захабиотметил в «Тадрикатуль Хуффаз» что «знания как аль-мантык (логика) и знание дебатов и философии не были представлены в Ильм-е (знании) Сподвижников или Табиинов, и (в том числе и) Авзаи и Саури и Малик и Абу Ханифа. Вместо этого их знанием были Коран и Хадис и.т.п.» 15 Следовательно вы можете видеть что из высказывании аз-Захаби становится ясным что когда говорили об «Ильм»-е в времена Абу Ханифы, то под этим подразумевались Коран и Хадис.
Другой известный Мухаддис прошлого Яхья ибн Харун (ра) сказал «Я (повстречал) 1000 человек и писал (взял) от многих из них и я никогда не видел кого либо более Афках (большой факих т.е. юрист [«исм аль-мубаляга» прим. переводчика]) ни Аура’ (великий в боязни Аллаха) ни А’лям (великий в знаниях Корана и Сунны) чем пять (из них): Первый из них Абу Ханифа» 16. Заметьте, что Язид ибн Харун – этовеликий Мухаддис прошлого и его высокий статус в Хадис-е хорошо известен среди ученых. Когда Язид ибн Харун говорит что он повстречал 1000 человек, этот вид разговора мухаддисов означает что он записал Хадис от большинства из них и из 1000 перечисленных он отметил пять и первым в этом списке отметил аль-Имама.
Яхья ибн Ма’ин сказал что Ваки’ ибн аль-Джаррах давал фетвы основанные на мнении Абу Ханифы и он запоминал все Хадис-ы от Абу Ханифы17. И он сам лично слышал много Хадис-ов от Абу Ханифы. Мы знаем что Яхья ибн Ма’ин и Ваки’ ибн аль-Джаррах – оба из числа великих Мухаддисов и Вакии ибн аль-Джарррах – из числа Шейхов Имама аш-Шафии и он дает фетвы на основе фетв Абу Ханифы и запоминает хадисы аль-Имама – все это также указывает на высокий статус Абу Ханифы в Хадис-е.
Аш-Ша’рани, великий ученый прошлого сказал «Аллах благославил меня тем что я (имел честь) взглянуть на три (3) Масанид-а (коллекции хадисов) имама Абу Ханифы с правильных копии. Среди них были хутуут от аль-Хуффаз (что означает записи Мухаддисов) и я видел что имам Абу Ханифа не передает ни откого как помимо от лучших из числа Табиинов, которые Удуль (справедливые) и Сикат (надежные) И они (табиины) из числа лучших из всех поколении (Хайруль Куруун) как аль-Асвад, Алькама, Ата, Икрима, Муджахид, Махуль, аль-Хасан аль-Басри и другие подобные им » 18 Каждый передатчик между аль-Имамом и Посланником Аллаха (صلى الله عليه و سلم) являются Удуль, Сикат, А’лям (обладающий высочайшим знанием), и Хияр (превосходные люди). И нет лжецов среди этих передатчиков или хотя бы один кто был обвинен во лжи. Мы можем видить из этого какими были достоверным Масанид-ы аль-Имама. Если Масанид-ы человека настолько достоверны, то что же говорить об его знании в Хадис-е?
Макки ибн Ибрахим сказал, что аль-Имам был самым знающим человеком его времени. 19 Мы должны отметить то что Макки ибн Ибрахим не только один из великих Мухаддисов прошлого, но и один из особых учителей имама аль-Бухари. В Мукаддиме в Фатхуль Бари, аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани отметил 5 разных категории шейхов в Хадис-е имама аль-Бухари 20. В первой высшей категории он отметил Макки ибн Ибрахима. Он так же тот самый устаз (учитель) имама аль-Бухари в 11-и из 22-х «Суласият»-ахимама аль-Бухари. Аль-Бухари обычно имеет 4 или 5 передатчиков между ним и Пророком (صلى الله عليه و سلم),но в 22 передачах он имеет 3 передатчика между ним и Пророком (صلى الله عليه و سلم). Эти 22 известны как «Суласият». Это самая высокая цепь у Бухари. Каждый человек, который изучал Хадис, знает что в Ильм-е Хадис-а чем выше цепь, тем лучше хадис (и сама цепочка). Из этих 22 «Суласият»-ах Макки ибн Ибрахим является учителем аль-Бухари в 11 из них. 21 Мы должны также отметить, кем были те ученые Мухаддисывремени имама Абу Ханифы когда Макки ибн Ибрахим говорит, что аль-Имам самый знающий человек своего времени. Просто чтобы отметить, некоторые: имам Малик, Аузаи, Суфьян, ибн Уейна, Абдуллах ибн аль-Мубарак и многие др. Ибн Хаджар говорит, что у вас не должно быть сомнении в том что (якобы) у Абу Ханифы не было знании кроме как в Фикхе, Хаашаа Аллах (Боже упаси), он был знающим в Шариате, в Тафсире, в Хадисе, Арабской речи, и чтобы не говорили против него люди (скорее всего) – это из за зависти» 22
Однажды, Абу Ханифа был вместе с Аль-А’машем. Некоторые вопросы были адресованы к аль-А’машу и он попросил Абу Ханифу ответить на них. И имам ответил на них. Аль-А’маш спросил откуда Абу Ханифа взял эти ответы. Аль-Имам сказал что взял из передач, «которые я взял от тебя»и он привел многие передачи с их цепью. И аль-А’маш сказал, что бы я не передал тебе в 100 дней, ты передал их мне в течении малого периода времени. Я не знал, что ты основывался на эти передачи. О Ма’шараль Фукаха(группа Факихов), вы все аль-Атиббаа (докторы) и мы (Мухаддисы) – Саяадила (формацевты). Ты, о человек (т.е. Абу Ханифа) взял обе эти стороны (Хадис и Фикх). Каждый знает статус аль-А’маша в Хадис-е и что он один из великих ученых в Хадис-е прошлого из числа Табиинов. Он тот человек, который говорит что аль-Имам взял две эти стороны, одна из них – Хадис, другая – Фикх. 23
Ибн аль-Каийм сказал что Яхья ибн Адам сказал что Ну’ман (т.е. аль-Имам) собрал все Хадисы города Куфы 24 Затем он смотрел на послдение действия Посланника Аллаха. Куфа была цитаделью знании Хадис-ов тех дней. Вот где большая часть ученых Хадис-а были на то время. Ученые как ибн Уейна, Суфьян ас-Саури, Хафс ибн Гияс, аль-А’маш, Ваки’, ибн аль-Мубарак, и др. Если аль-Имам собрал все хадисы Куфы. Тогда кто будет подобен ему в Хадисе? 25
Ма’мар сказал Я не видел человека более признанного, который говорит хорошо в Фикхе, умелый (одаренный) в Киясе, и в обьяснении Хадис-а чем Абу Ханифа. 26 Суфьн ас-Саури сказал что перед Абу Ханифой мы как маленькие птицы перед соколом и что Абу Ханифа Саидуль Уляма (Господин ученых)27.
Ас-Суюти передал от аль-Хасана ибн Сулеймана что он сказал в Тафсире Хадисов: «Са’а» (Время воскрешения) не придет до тех пор пока знание не будет явным (бесспорным)», что знание которое будет явным – это знание Абу Ханифы и его объяснения Асаров (традиции связанные с действиями, высказываниями Пророк и его сподвижников). 28 Ибн Халдун сказал что указывает на то что аль-Имам из числа великих Муджтахидов в науке Хадиса – надежность его Мазхаба среди ученых. 29
Он был не только великим ученым в Хадис-е, но также был Имамов в Джархе и Та’диле. Имам ат-Тирмизи цитирует Абу Ханифу, что имам сказал «Я не видел никого кто бы был большим лжецом чем Джабир аль-Джу’фи. И я не видел никого лучше чем Ата ибн аби Рабах». Имам ат-Тирмизи указал это в своем Китаб аль-Иллал аль-Кабир. То что Хафиз Хадис-а как имам ат-Тирмизи отметил цитату имама в своем Китабуль Иллал в отношении надежности передатчиков Хадиса указывает на то, что аль-Имам был имамом не только в Фикхе и Хадисе, но и в такой специализированной науке Хадиса как Джарх и Та’диль. 30
Аль-Байхаки передает что аль-Имам был спрошен может ли браться хадис от Суфьяна ас-Саури. Аль-Имам сказал что он надежный и что ты можешь записывать от него Хадис, кроме тех его передач которые относятся к Ишаак ибн аль-Харису и хадисы Джабира аль-Джу’фи.31 Это ясный довод на то что аль-Имам был имамом Джарха и Та’диля. В те дни когда люди приходили задавать такие вопросы, то они (те которые задают) не были простыми людьми. Скорее это были Уляма (Абу Саид в этом случае) которые спрашивали могут ли браться хадисы от Суфьяна. Суфьян ас-Саури – это Мухаддис и Муджтахид своего времени. Некоторые ученые даже отметили Суфьяна ас-Саури как Амируль Муминин вХадисе». Как может Имам Абу Ханифа быть слабым с Хадисе и при этом люди приходять спрашивать его о Суфьяне?
Суайд ибн Са’ид передает от Суфьяна ибн Уейны что он сказал что первым кто заставил меня сесть относительно Хадисов в Куфе был имам Абу Ханифа. Когда я пришел в Куфу он сказал людям, что этот человек (те. Суфьян) — самый знающий относительно Хадисов Амра ибн Динара. Он был не просто имамом Джарха и Тадилья, но тем человеком видя (знания) которого людям приходилось сесть чтобы учиться Хадис-ам. И имам Абу Ханифа говорил Уляма (ученым) вокруг него, что они могут брать хадисы Суфьяна ибн Уейны, потому что он самый знающий человек относительно Хадисов Амра ибн Динара. 32 Суфьян ибн Уейна из числа великих Мухаддисов прошлого. Из этого мы видим что Имам Абу Ханифа был не только Мухаддисом, но и человеком который делает людей Мухаддисами.
Аль-Мухаддис аль-Факих Мухаммад б Юсуф ас-Саалихи (умер в 942 году после хиджры) сказал что Абу Ханифа был из числа великих Хуффазов (те кто запомнили много хадисов наизусть с их цепью передачь) в Хадисе. 34 Он также собрал Катрах Хадисов с Абу Ханифой, что означает что имам Абу Ханифа имел с ним много передач. В одной из его книг (Укуудуль Джуман 35) о достоинствах Имама, Шейх сделал 2 отдельные главы по этим двум вопросам. 3
Аль-Имам аль-Хафиз Закария ибн Яхья аль-Ансари привел в своем Манакибе со своим иснадом (цепочка передатчиков) до Яхьи ибн Насра б Хааджиба, что он сказал Я слышал Имама Абу Ханифу говорящим У меня багаж полный хадисов, однако я не брал ничего кроме маленького количества из них, из которых может быть взята польза. 37
Аль-Имам аль-Хафиз Абу Абдиллах аз-Захаби один из величайших ученых Хадиса прошлого, написал книгу относительно степени хафизов (Табакат аль-Хуффаз). В этой книге, имам аз-Захаби сделал специальный раздел для имама Абу Ханифы и его двух учеников аль-Кади Абу Йусуф и Имам Мухаммад. Это указывает на то что аз-Захаби вполне отчетливо считает аль-Имама из числа Хуффазов (великих хафизов) Хадис-ов.38
Аль-Хаким Абу Абдиллах аль-Нишапури (ра) отметил в своем Маарифат аль-Улюм аль- Хадис в секции 49, которая об «Аль-Аимма ас-Сикат аль-Маш’урин» {Знаменитые надежные Имамы }: Этот раздел знании – знание известных надежных Имамов из числа Табиинов и тех то последовал за ними, чьи Хадисы были собраны для сохранения, просмотра и искания благословения через них и указания их от Востока до Запада. Среди людей куфы он отметил Имама Абу Ханифу (ра). Вот некоторые из тех кто был отмечен наряду с ним: Аамир аш_шааби, Саид ибн Джубейр, Ибрахим Нахаи, Абу Исхак ас-Саюии, Мансур ибн аль-Мутамир, аль-Амаш, Суфьян ас-Саури, и многие другие. Заметьте: Это указыват на то что аль-Хаким считает аль-Имама из числа надежных Мухаддисов прошлого.39
Смотрите также как ибн Раджаб отмечает аль-Имама на подобии с Макхуль, Аз-Зухри, Аюб ас-Сахтияни, Мансур б аль-Мутамир, Шарик, Ас-Саури, аль-Аузаи, Малик, Мисаар, аль-Лейс б Саад, ибн Уейна, аш-Шафии, Ахмад и другие из числа Мухаддисов в своей книге Шарх Илал ат-Тирмизи40 в отношении к Рухса филь Ард. Это особая тема в Хадисе, я не буду входить в детали этого потому что это будет очень долго, но тот кто знает науку Хадис, поймет о чем идет наша речь. Это ясно указывает на степень Имама в Хадисе потому что ибн Раджаб указывает только Мухаддисов в этой главе т.к. это относится к тому что относится к их полю (деятельности т.е. Хадис), которое даже не встречается в книгах Фикха.Смотрите страницу 515 этой же книги ибн Раджаба для более детального ознакомления.
Мы закончим этот раздел цитатой Яхья ибн Ма’ина еще раз. Яхья ибн Маин сказал что аль-Имам надежный,Сикат и он сазал что «Я не знаю никого кто бы сделал ему Та’дииф»41 это означает то что никто не обозначил Имама Абу Ханифу как слабым в Хадисе. Яхья ибн Маин – один из имамов в науке Джарх иТа’диль прошлого. Его имя повсюду в книгах по хадисам. Его слова принимаются в отношении достоверности передатчика. Яхья ибн Маин говорит что Я не знаю никого кто бы сделал Та’дииф на Абу Ханифу т.е. кто бы обозначил его слабым.
Яхья ибн Ма’ин не скажет эти слова не иначе как проведя исследование по этому вопросу. Это указывает на то что в тот период (времени) никто не делал Та’дииф на Имама. Поэтому если кто то придет позже и сделает Та’дииф на аль-Имама – эти мнения не будут надежными, потому что Яхья ибн М’аин и ученые подобные ему более знаюшие в Хадисе и их слова более надежнее относительно ар-Рууаат (передатчиков). Эти выдающиеся Мухаддисы ближе по временном периоде к аль-Имаму и они могут более правильно выражаться об аль-Имаме. Что касется Джарха и Та’дилья — это то что относится к Накъл-у (передача). Любой ученый который придет позже, будь то это ад-Даара Кутни или аль-Кади Ияд и Аль-Хатыб, они должны опираться на мнения Имамов прошлого таких Имамов как Яхья ибн Ма’ин и других имамов относительно ар-Рууат в Хадисе. Ученые которые появились после периода выдающихся Мухаддисов (Яхья и другие) не могут давать свои личные мнения. Если хоть кто либо знает что либо о Джархе и Та’диле, то он знает эти правила относяшиеся к науке по Хадисам. Поэтому если кто то пришел позже и сделал Та’дииф на аль-Имама, то эти слова не приемлемы (не считаются надежными).
В конечном разделе мы приведем список некоторых учеников аль-Имама из числа Мухаддисов. Аль-Хафиз Шамсуддин аз-Захаби сказал, что аль-Имам Абу Ханифа имел столько много учеников из числа Мухаддисов и Факихов что их даже и не счесть.42
Ахмад ибн Хаджар аль-Макки аш-Шафи’и сказал43 многие рание из Шейхов, которые были Имамами, Муджтахидами и признанными Учеными – были учениками аль-Имама, затем он указал некоторых великих из них как Абдуллах ибн аль-Мубарак, аль-Лейс ибн Саад и великий имам даруль Хиджры – Малик.Хафизуль Аср ас-Суюти указал некоторых из великих учеников аль-Имама в своей книге «Табиис ас-Сахиифа» (восемьдесят восемь 88)44, но на самом деле это число даже и близко не стоит к общему количеству его учеников. Некоторые из Имамов сказали что количество учеников которых мы обнаружили у Абу Ханифы… никогда еще такого числа учеников не было (не достигало) у какого бы ни было великого ученого Ислама45. Вот некоторые из имен с условием того что это были ученым Хадиса, учениками Абу Ханифы:
1 Ибрахим ибн Тахмаан. Имам Ахмад, Абу Хатим и Абу Дауд утвердили его надежность (Таусик). Ибрахим – учитель Абдуллаха ибн аль-Мубарака и других. Абу Зурга сказал что Я был с имамом Ахмадом и он сидел откинувшись назад когда было упомянуто имя Ибрахима и он поднялся и сказал что не пристало что будут упоминать благочестивых людей и он будет сидеть в таком положении.
2 Исхак б Юсуф аль-Азрак. Он учитель таких людей как имам Ахмад, ибн Аби Шейба и Яхья ибн Маин.
3 Джафаар б Аун. Он учитель имама Ахмада, имама Исхака и Абда бин Хумейда и других.
4 Хафс б Абдуррахман ан-Нишапури: Он учитель таких ученых как Абу Дауд ат-Тайялиси. Когда бы не посетил ибн аль-Мубарак Нишапур он обязательно посещал его.
5 Абу Мутиг аль-Хакам б Абдуллах. Он учитель великого учениго Хадиса прошлого Ахмада б Мании. Ибн аль-Мубарак очень уважал его из за его Дина и знании. Он также передатчик книги аль-Фикх аль-Акбар имама Абу Ханифы.
6. Хамза б Хабиб аз-Зайяат: Один из известных семи Чтецов Священного Корана.
- Хариджа б Мусааб ас-Сарахси. Он учитель Суфьяна ас-Саури и Абу Дауда ат-Тайялиси.
8. Дауд ат-Тайи. Учитель Суфьяна б Уейны, Вакиа и Абу Нуайма. Яхья б Маин утвердил его надежность. Сказано о Дауде, если бы он был среди прошлых общин, то Аллах бы сообщил нам его истории. Ибн аль-мубарак сказал что если Дауд будет читать Коран, то не иначе как услышит ответ от своего Господа
- Заид б аль-Хубааб. Учитель имама ахмада, Абу Кураиб, Ахмад б манее и другие. Имам Ахмад б Ханбаль хвалил его называя человеком Хадиса. Ибн Адий сказал для него (или за него), что он (Заид) полон Хадисов и является из числа надежных ученых Куфы, такой ученые, в правдивости таких людей как он вы не найдете сомнении.
10 Шуаиб б Исхак. Он учитель Исхака б Рахавейха, Абу Курайба, Хишама б Аммара и других. Яхья б Маин, Насаи и другие сказали что он Сикат (надежный).
11. Ад-Даххак Абу Асым ан-Набиль. Учитель имама Ахмада б Ханбаля. Имама Исхака б. Рахавейха, Али б Мадании, Яхья б Маин, и другие сказал что он Сикат. Аль-Бухари сказал что Я слышал Абу Асым сказал после того как я услышал что злословия является Харамом, я никогда более не злословил ни над кем. Он один из особых учителей аль-Бухари и он один из особых учителей аль-Бухари в 6-и из 22-х Суласиятах. Было сказано что его статус достиг степени ан-Набииль (благородный, величсественный), потому что однажды когда привели слона в Басру люди стали выходить наружу чтобы посмотреть, но Абу Асым не выходил для этого. Ибн Джурейдж (его учитель) спросил его полчему он не выходит наружу на что он ответил Я не вижу никакой пользы в этом (в том чтобы выходить и смотреть на слона), на что ибн Джурейдж сазал «Ты ан-Набииль».
12. Абдуллах ибн аль-Мубарак. Один из велиих имамов прошлого. Люди как Суфьян Саури, Маамар б Рашид, ибн Уейна, Фудейль, Мутамир б Сулейма, Исхак б Рахавейх, Яхья б Маин и другие передают Хадис(ы) от него. Шугба великий Мухаддис сказал о ибн аль-Мубараке что к нам не приходил никто подобный ему. Абу Исхак сказал что ибн аль-мубарак – Имам мусульман. Сказано об ибн аль-Мубараке что он выделял для бедных людей каждый год под 100 тысяч дирхамов. Некоторые даже сказали что он из числа аль-Абдааль. Он Муджаабуд Даауат. Абу Вахб сказал что Абдуллах проходил мимо слепого человека и этот человек попросил сделать дуа, на что Абдуллах сделал Дуа за него и Аллах вернул зрение этому человеку. Абу Вахб сказал и я видел это.
13 Абдурраззак аль-Хафиз Сахибуль Мусаннаф: Учитель имама Ахмада, Имама Исхака, ибн Маина и других.
14 Абдул Азиз ибн Халид: Абу Хатим сказал о нем, что он — Шейх.65
15 Абдул Карим ибн Мухаммад: Он учитель ибн Уейны, Имам Абу Юсуфа аль-Кади, Мухаммад б Идриса аш-Шафии аль-Имам, Кутейба б Саида и других67
16 Абдуль Варис ибн Са’ид: Он учитель таких ученых как: Суфьяна ас-Саури, Абу Асым ан-Набииль, Али б аль-Мадиини и др. Абу Зур’а, ан-Насаи, б. Саад и другие назвали его надежным.
17 Али ибн Мушир аль-Кураши Абу Хасан аль-Куфи аль-Хафиз. Он учитель таких ученых как: Абу Бакр б. Аби Шейба, Усман б. Аби Шейба, Ханнаад б. ас-Сарии и др.
18. Аль-Фадль ибн Дукайн Абу Ну’айм: Он не только учитель имама аль-Бухари, но и тот от кого аль-Бухари взял множество хадисов. Имам Ахмад высказался о нем как «Сикат» (надежный), он очень осторожный в Хадис-е и эксперт в этом.
19. Макки ибн Ибрахим: Один из особых учителей Амируль Муминин-а (Повелителя Правоверных) в Хадис-е аль-Бухари. Аль-Халили сказал что он надежный и это единогласное мнение. Он учитель таких людей как: Имам Ахмад, Яхья ибн Маин и др. Некоторые передали от него такие слова «Я совершил Хадж 60 раз». Он переселился в Куфу в 140 году Хиджры и оставался с Абу Ханифой и любил его великой любовью.
20. Ваки’ ибн аль-Джаррах Абу Суфьян аль-Куфи аль-Хафиз. Имам Ахмад сказал о нем, что я не видел никого лучше в знании запоминания (хизфа) чем Ваки’. Передано от Яхья ибн Ма’иина что он сказал «Я не видел никого лучше чем Ваки’», когда его спросили «даже ибн аль-Мубарак?», он ответил, что у ибн аль-Мубарака превосходство, но я не видел никого более надежного чем Ваки’. Он был очень праведным и бывало заканчивал весь Коран каждую ночь.
21. Язид ибн Зур’а аль-Хафиз74. Он учитель таких ученых как: ибн аль-Мубарак, ибн Махди, Мусаддад и Али ибн аль-Мадиини и др. Абу Хатим высказался о нем как «Сикат» и «Имам». Его отец оставил за собой 500 тысяч динаров, однако Язид не взял ничего из этого, потому что его отец был государственным служащим.75
22. Язид ибн Харун Абу Халид аль-Васаты76 Один из великих ученых Хадис-а прошлого. Он учитель таких ученых как: Ахмад ибн Ханбаль, Имам Исхак, Яхья ибн Маиин, ибн аль-Мадиини и многих др. Абу Бакр ибн Аби Шейба сказал Я не видел никого более превосходного в запоминании чем Язид. Абу Хатим сказал, что Язид надежный и что он Имам. Его превосходство не оспоримо77. Али ибн Шуаиб сказал Я слышал как Язид говорил «Я выучил двадцать четыре тысячи хадисов с его цепями передатчиков и я не говорю об этом из хвастовства»78
- Аль-Кади Абу Йусуф Йа’куб ибн Ибрахим79. Он учитель таких ученых как: Имам Мухаммад, Имам Ахмад ибн Ханбаль, Бишр ибн аль-Валид, Язья ибн Маиин и др. Его отец был бедным человеком, поэтому его учитель Господин Ученых аль-Имам аль-А’зам Абу Ханифа непрерывно обеспечивал его денежными средствами, для того чтобы Абу Йусуф мог продолжать учиться80. Яхья ибн Маин говорил что Абу Йусуф – Сахиб (Обладатель, Владелец) Хадис-а и «Сахиб» Сунны. Ибн Хиббан в книге Китаб аль-Сикат говорит об Абу Йусуфе, что он наш шейх и он превосходен. Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил, что первый человек на поиски которого я вышел (чтобы взять Хадис) был Абу Йусуф аль-Кади81. Дауд говорил, что если бы у Абу Ханифы не было других студентов кроме Абу Йусуфа, то и этого было бы достаточно как чести перед всем человечеством для Абу Ханифы82. Абу Йусуф совершал двести (200) ракаатов намаза каждый день после решения правовых вопросов (Абу Йусуф был Судьей столицы Халифата прим. переводчика).83
Как вы можете видеть это только некоторая часть Мухаддисов прошлого, которые были студентами Абу Ханифы, которые были не только учеными Хадис-а, но и некоторые из них даже достигли степени Муджтахидов и великих Имамов прошлого. Вы также можете видеть что все эти двадцать три (23) ученых также были учителями некоторых величайших ученых прошлого. Как может Абу Ханифы быть Шейхом стольких великих ученых прошлого в Хадис-е и сам быть слабым в науке Хадис? Это ничто иное как ложные претензий относительно аль-Имама Абу Ханифы.
Мы закончим словами аль-Хафиза ибн Хаджара аль-Аскалани:
«Оставить такого рода обсуждения (говорить об имамах прошлого) лучше, потому что аль-Имам и подобные ему пересекли черту. Мнение некоторых по отношению к другим не эффективны. Вместо этого, они на том ранге и положении на которую возвысил их Аллах, да в такой степени, что стали они лидерами за которыми следуют и этого должно быть достаточно как довода».84
Да защитит нас Аллах от того, чтобы высказываться плохо о великих ученых прошлого, и даст нам возможность следовать по стопам этих великих личностей, да так чтобы мы могли преуспеть. Амин.
_______________________________
1 See Muqaddimah of Aujaz al-Maasalik: Sharh of Al- Muwatta for Imam Malik, page 58, by Shaikhul
Hadith Maulana Zakariyyah (died 1402).
2 Al-Imam in this article refers to Imam Abu Hanifah (May the mercy of Allah be upon him).
3 See Tabyeed-us-Saheefah fi Manaqib il-Imam Abi Hanifah An-Nu‟maan, p. 113, by Shaikh ul Mashaaikh
Jalaalud-din As-Suyuti;see also Tareekh Baghdad 337/13.
4 See the Muqaddimah (Introduction) of Aujaz ul-Masaalik, p. 58; see also Ma’rifah ‘Uloom il Hadeeth for
Al Hakim to see that this is a separate field in Hadith p. 141-145.
5See Muqaddimah of I‟laa us Sunan, Vol. 21, p. 14; Tabyeed us Saheefah p. 116; Al-Khairaat ul-Hisaan p.
69.
6 Abu Hanifah An-Nu‟man: Imamul Aimmat-il-fuquha, by Wahbi Sulaiman, pg. 183.
7 Al-Jarh and At-T‟adeel simply means that the „Ulama of Hadith speak about the narrators of Hadith
whether they are reliable or not.This is just a brief explanation for the general readers to understand.See for
more information M‟arifah „Uloom il-Hadith for Al-Hakim pg.99-106
8 See „Umdatul Qaari, Vol. 1, p. 140.
9 See Hadyus Saari, p. 665.
10 See Fath-ul-Baari‟s Muqaddimah (Introduction) Hadyus Saari, p. 677.
11 Ibn Juraij is one of the greatest Muhaddith of the past,he is also the teacher of Yahya Ibn Sa‟eed Al-
Qattaan.See „Umdatul Qaari Sharh of Al-Bukhari‟s Saheeh by Al-Hafidh Badrud-Deen Abu Muhammad
Mahmood Ibn Ahmad famous as Al-Badrul ul „Aini pg.140 Vol.1.
12 See Tabyeed us Saheefah, p. 114.
13 Imam Ahmad ibn Hambal said that Shu‟bah is a Ummah(nation) alone in this field, meaning in regards
to Ruwaat(narraroters) of Hadith Shu‟bah is in a department and rank of his own.Sufyan Ath-Thauri said
that Shu‟bah is Ameerul Mumineen in Hadith. See „Umdatul Qaari Vol.1pg.130.
14 See Al Khayraat ul Hisaan p. 127 by Ibn Hajr Al- Haitami.
15 See muqaddimah of I‟laa us Sunan, Vol. 21, p. 12.
16 See Al-Intiqaa, Yusuf ibn Abdul Barr; Also see Abu Hanifah al-Nu‟man: Imamul-Aimmat-il-fuquha, by
Wahbi Sulaiman pp. 182-183.
17 See Muqaddimah of I‟laa us Sunan, Vol. 21, p. 16.
18 See Muqaddamah (Introduction) to Aujaz al-Masaalik, p. 59.
19 See Al Khairaat ul Hisaan, p. 69.
20 See Hadyus Saari, p. 665.
21 See Muqaddimah of Laami‟ ud-Daraarii, p. 29-30.
22 A summary of what he said can be found in Muqaddimah Aujaz, p. 58.
23 See Al Khairaat ul Hisaan, p. 124.
24 Al Koofah one of the center points of Hadith at that time,how can it not be? when fourty nine Sahabah
entered it like Al- Hakim said in Ma‟rifah „Uloom il-Hadith pg.269 and Al-Hakim said that most of them
are buried there.
25 See Muqaddimah of I‟laa us Sunan Vol.21 Pg.16
26 See for the rest of the quote Al-Khairaat ul-Hisaan pg.69 and Tabyeedh us Saheefah pg. 124
27 See Muqaddimah of I‟laa us Sunan Vol.21 pg.28
28 See Tabyeedus Saheefah pg.122
29 See Muqaddimah of Aujazul Masaalik pg59
30 See „Ilal At-Tirmidhi Al-Kabeer vol.2 pg.966 Also see Sharh “Ilal At-Tirmidhi for Ibn Rajab Vol.1
pg.369
31 See pg.180 of Wahbi Sulaiman‟s book on Abu Hanifah(Abu Hanifah An-Nu‟maan)
32 See pg. 180-181 of Wahbi Sulaiman‟s book on Abu Hanifah
33 See Muqaddimah of I‟laa us Sunan Vol 21 pg17
34 See pg 174 of Wahbi Sulaiman‟s book on Abu Hanifah(the book has been mentioned before with its full
name in this article)
35 The full name of this book is like this „Uqoodul Jumaan fi Manaaqibil Imamim A‟dham Abi Hanifah An-
N‟umaan.
36 See Muqaddimah of Aujazul Masaalik pg.59
37 Abu Hanifah An-Nu‟maan pg.168
38 Abu Hanifah An-Nu‟maan pg.181-182
39 See Ma‟rifah „Uloom il-Hadith for Al-Hakim pg.323,326-329
40 Sharh of „Ilal At-Tirmidhi for Ibn Rajab Vol.1 pg.508
41 See Al-Khairaat ul-Hisaan pg.71
39 See Ma‟rifah „Uloom il-Hadith for Al-Hakim pg.323,326-329
40 Sharh of „Ilal At-Tirmidhi for Ibn Rajab Vol.1 pg.508
41 See Al-Khairaat ul-Hisaan pg.71
53 See Tabyeedus Saheefah with its Ta‟leeq pg 91
54 See Tabyeedus Saheefah with its Ta‟leeq pg 91-92
55 He has a lot of Hadith with him
56 See Tabyeedus Saheefah with its Ta‟leeq pg 93
57 See above book pg 94
58 See above book pg 94-95
59 Ath-Thulaathiyaat are those 22 narations in which Al-Bukhari has only three people between him and the
Prophet ( صلى الله عليه و سلم ).More details about it has already passed on pg.4 of this article.
60 Ibn Juraij said this in happiness that this student is so dedicated that useless, worldly things do not excite
him.
61 Al-Abdaal- That group of the pious people that this world has never been empty of them. It is said that
whenever one from them dies another comes in his place.
62 Someone whose Du‟a is always excepted immediately.
63 See Tabyeedus Saheefah with its Ta‟leeq pg 95-96
64 See above book pg 96
65 See above book pg 96-97
66 In this section teachers and students mean that when someone has narrated a Hadith from someone else
so the narrator becomes the student in this manner.
67 See above book Pg 97
68 See above reference pg 97
69 See above reference pg 98
70 See above reference pg 98-99
71 Detail about Makki Ibn Ibraheem has already passed on pg 4 of this article.
72 See Tabyeedus Saheefah with its Ta‟leeq pg 103
73 See the above reference pg 105
74 See the above reference pg 106
75 Doubt comes into this type of wealth because in a high position like being a governor sometimes people
except a lot of things in a manner of bribe. Other things are there also that can bring doubt in the wealth
like this.
76 See Tabyeedus Saheefah with its Ta‟leeq pg 106-107
77 In other words, you do not have to ask if he is reliable or not because he is so reliable.
78 I am saying it because it is the reality not to showoff or boast.
79 See Tabyeedus Saheefah with its Ta‟leeq pg 108-109
80 How Al-Imam Abu Hanifah spent for the sake of Allah and how he showed kindness to his student. May
Allah reward him for all of these.
81 Imam Ahmad‟s status in Hadith is famous, and he is going to Abu Yusuf for Hadith in the beginning.
82 Just Imam Abu Yusuf as a student is enough for any teacher.
83 Increasing one‟s A‟maal in situations like this is established from the Salaf.
84 See Al-Jawaahir wad-Durar fi tarjamah Shaikh Al-Islam Ibn Hajar pg.946-947 by Shamsud Deen
Muhammad Ibn Abdur-Rahman As-Sakhaawi died 902AH
Ма шаа Аллах
Первая цитата это все что знают несчастные безмазхабники об Абу Ханифе. Скудные познания относительно такой большой личности в исламских науках. Как только упоминается в их присутствии Имам Аъзам сразу слышишь что до него хадисы не дошли, хотя как мы знаем что он жил в Куфе а Куфа была центром знаний, здесь жили тысячи сахабов сподвижников пророка мир ему и благословение Аллаха и Абу Ханифа знал все что они передавали. Там жил например Абдуллах ибн Масъуд, Абу Хурайра, Али и многие другие.
На дуа Аминь!
Также приходится замечать некоторых братьев, которые готовы час (1 час) говорить о достоинствах шейха ибн Теймии (рахматуллахи алейх) и следующие 2 часа порицать и опровергать тех кто его поносит. Однако, когда дело доходит до таких выдающихся имамов как Абу Ханифа Ну’ман бин Сабит аль-Куфи ограничиваются лишь несколькими скудными цитатами из его достоинств и следующие два (2) часа готовы разбирать его «ошибки» и порицаемые высказывания некоторых ученых относительно него.
Это не правильно, братья. Мы не должны путать приоритеты.
Конечно, нам известны некоторые острые высказывания ученых относительно Абу Ханифы, но опять же как приводится от Ибн Абдуль Бара аль-Малики:
«Тех, кто передает от Абу Ханифы и признает его как надежным (передатчиком) намного больше тех, кто критикует его. И те кто критикуют его из ученых Хадис-а делают это в основном из за ар-рай и киясов; но это уже то, что мы прошли и это не являетяс дефектом.» (Джами баян аль-Ильм уа фадлихи, 2\149)