Виды тафсиров

Изначально тафсиры состояли из хадисов, собранных в виде разъяснений к аятам. Со временем с зарождением таких областей науки шариата как фикх,[1] хадис и т.п. появилась потребность составления терминов к ним на основе Священного Корана. И как результат начали составлятся тафсиры относящиеся к различным видам религиозных наук. Например, тафсир в котором рассматриваются в основном языковая, лингвистическая сторона[2] текста Священного Корана. Такой тафсир называется «ат-тафсируль-люгауи», то есть «языковой тафсир». В качестве примера можно привести тафсиры Аз-Зуджжяжа, Аль-Уахиди, Абу Хаййана. В этих тафсирах для разъяснения структуры и смысла аятов и отдельных слов используются стихотворные и прозаические произведения.[3]

Следующий вид это «ат-тафсируль-аклий». В тафсирах этого типа на основе аятов рассматриваются различные философские взгляды и теории, а также расскрываются их ошибочные и необоснованные стороны. В качестве примера можно привести тафсир Имама Ар-Рази под названием «Мафатихуль-Гойб».[4]
«Ат-Тафсируль-Мубтада`а», такие как тафсир Ар-Руммани, тафсир Аль-Джаббаи, тафсир Аль-Кади Абдул-Джаббара. Эти тафсиры относятся к тафсирам му`тазилитского толка. Му`тазилитский толк является противоречием сунны. По этой причине ученные «ахлюс-сунны уаль-джама`а» относят му`тазилитский толк к неверному течению. В качестве примера можно привести тафсиры вышеуказанных ученных му`тазилитского толка, в которых аннулируются многие истины Священного Корана, а также высказывания сподвижников Пророка (мир Ему и благословение Всевышнего Аллаха) и таби`инов.[5]
«Ат-Тафсируль-Фикхий». В этом виде тафсира, относящегося к области фикха,[6] в основном рассматриваются вопросы связанные с ибада (поклонением), таких как намаз, тахарат, пост и т.п. В качестве примера можно привести тафсир Имама Аль-Джассаса Аль-Ханафи «Ахкамуль-Кур`ан», тафсир Имама Аль-Куртуби «Аль-Жями`у ли ахкамиль-Кур`ан», который является самым объемным среди тафсиров данного вида и охватывает вопросы связанные с фикхом и разногласиями между ученными.[7]
«Ат-Тафсирут-Тарихий». Это вид тафсира относящийся к области истории. В тафсире этого вида в основном рассматриваются вопросы связанные с историей различных народов, цивилизаций. В качестве примера можно привести тафсир Имама Ас-Са`ляби и Имама Аль-Хазина.[8]
«Ат-Тафсиру биль-Ма`асур». В тафсире этого вида смысл аята разясняется на основе высказываний ученных. Для примера можно привести тафсир Имама Ат-Табари, Имама Ибн Аби Хатима, Имама Ибн Аль-Джаузи, Имама Ибн Касира и Имама Ас-Суютый.[9]
«Ат-Тафсируль-Мутасаууаф». В тафсирах этого вида рассматриваются вопросы связанные с вероубеждением, богобоязненностью и духовностью. Для примера можно привести тафсир Имама Ибн `Араби, Имама Абу Абдур-Рохмана Ас-Сальми.[10]

[1]шариат, законодательство.
[2]то есть, грамматика, риторика.
[3]«Аль-Жамиъу ли ахкамиль-Кур`ан».
[4]«Аль-Жамиъу ли ахкамиль-Кур`ан».
[5]«Аль-Жамиъу ли ахкамиль-Кур`ан».
[6]фикх — шариат, законодательство.
[7]«Аль-Жамиъу ли ахкамиль-Кур`ан».
[8]«Аль-Жамиъу ли ахкамиль-Кур`ан».
[9]«Аль-Жамиъу ли ахкамиль-Кур`ан».
[10]«Аль-Жамиъу ли ахкамиль-Кур`ан».

Источник: qari.kz