Вопрос:

Не могли бы вы подробно рассказать о саджда тилява (саджда при чтении определенных аятов Корана) – когда и как его нужно совершать?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

В Коране есть 14 аятов, после чтения которых необходимо совершить саджда-тилява. Они обозначены словом «ас-саджда» на полях Корана и специальным значком в самом аяте

(Примечание: Вторая саджда в суре Хадж совершается в шафиитском мазхабе, а саджда в суре Саад не является саджда-тилява для шафиитов. Для шафиитов это саджда-шукр, которая совершается только вне намаза).

1) Сура «Аль-А’раф» (7), аят 206.
2) Сура «Ар-Ра’д» (13), аят 15.
3) Сура «Ан-Нахль» (16), аят 50.
4) Сура «Аль-Исра» (17), аят 109.
5) Сура «Марьям», аят 58.
6) Сура «Аль-Хадж» (22), аят 18.
7) Сура «Аль-Фуркан» (25), аят 60.
8) Сура «Ан-Намль» (27), аят 26.
9) Сура «Ас-Саджда» (32), аят 15.
10) Сура «Саад» (38), аят 24.
11) Сура «Ха Мим» (41), аят 38.
12) Сура «Ан-Наджм» (53), аят 62.
13) Сура «Иншикак» (84), аят 21.
14) Сура «Аль-Аляк» (96), аят 19.

Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам существует 14 аятов, которые требуют совершения саджда-тилява. Ханбалиты считают, что таких аятов в Коране 15, а согласно мнению маликитов, существует 11 таких аятов в Священном Коране.

Когда человек читает Коран и доходит до этого аята или слышит, как кто-то в его присутствии читает это аят, для него является ваджибом совершить один земной поклон, согласно мнению ученых-ханафитов. Согласно мнению имама Шафии (рахимахуллах) это является Сунной.

Ученые-ханафиты считают, что совершение саджда при слышании или произнесении 14 аятов Корана обязательно. Остальные факихи – маликиты, шафииты и ханбалиты, считают, что это лишь желательно, а не обязательно. Если человек не в состоянии совершить саджда сразу же, он может отложить это на потом (но это остается за ним как долг). Саджда-тилява не обязательна для женщин в состоянии хайда и нифаса.

Если человек произносит один из этих аятов во время намаза, он должен совершить саджда непосредственно во время намаза.

Способ совершения саджда во время намаза:

Нужно завершить чтение аята и сразу опуститься в саджда, произнеся «Аллаху Акбар». После саджда вернуться в положение стоя, сказав «Аллаху Акбар», и продолжить чтение без произнесения «Бисмилля».

Если человек слышит или произносит несколько таких аятов, в то время как он сидит на одном и том же месте, для него является обязательным совершить саджда только один раз. Когда один такой аят читается в нескольких разных местах или несколько аятов читаются в нескольких местах, то нужно совершить соответствующее количество саджда. Небольшой дом или комната мечети рассматриваются как одно место. Является нежелательным читать Коран, сознательно пропуская аяты саджда, чтобы избежать выполнения саджда. Желательно читать аяты саджда не очень громко, чтобы на тех людей, которые находятся в пределах слышимости, не возлагалась бы обязанность совершения саджда.

Как совершается саджда тилява

Все правила относительно ритуальной чистоты (совершения полного и малого омовения и т.д.), которые применяются к намазу, необходимы и для совершения саджда тилява. Его запрещено совершать на восходе солнца, ровно в полдень и с того момента, как солнце изменяет свой цвет, до того момента, пока солнце полностью не сядет.

Желательно встать и произнести «Аллаху Акбар», не поднимая рук, затем надо сразу опуститься в земной поклон (саджда), произнести: «Субхана Раббияль-А’ля» три раза, подняться из саджда и, поднимаясь, произнести «Аллаху Акбар». После вставания давать салям не надо. Хотя лучше начинать и заканчивать саджда стоя, также будет правильным начать и завершить его сидя

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед


Источник