Вопрос:

Люди, привозя с Мекки замзам-воду, разбавляют ее с обычной водой для увеличения количества. Имеет ли это смысл, и не теряет ли она свои чудесные свойства? Если да, можно ли разбавить эту же разбавленную воду еще раз? То есть чистый замзам уже закончился, а разбавленная вода осталось. (Нальчик, Кабардино-Балкария)

Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

В идеале замзам-воду следует употреблять в ее чистом виде без разбавления с обычной водой. Наибольшая благость в этом.

Если же говорить о дозволенности смешивания замзама с обычной водой, то это разрешается, если при этом не происходит никакого обмана. Например, нельзя смешивать замзам с обычной водой, а потом продавать или распространять его под видом чистого замзама, это обман.

Если говорить о том, будет ли замзам все еще содержать благость после смешивания с обычной водой с целью увеличения объема, то, конечно, замзам обладает огромной благостью, и от его разбавления частицы замзама не утратят своей благости.

Но остается вопрос: в какой степени остается благость? Будет ли благость лишь в частицах самого замзама, или же весь объем воды станет благостным?

Некоторые теологи полагали, что благость будет лишь в частицах замзама. Это следует из слов имама Касани (милость ему Аллаха) в его книге «Бадаи санаи», где он писал, что замзам при смешивании с обычной водой сохраняет свой изначальный вид. (Касани. Бадаи санаи. – Том 3, стр. 63)

وَلَوْ حَلَفَ عَلَى مَاءٍ مِنْ مَاءِ زَمْزَمَ لَا يَشْرَبُ مِنْهُ شَيْئًا فَصُبَّ عَلَيْهِ مَاءٌ مِنْ غَيْرِهِ كَثِيرًا حَتَّى صَارَ مَغْلُوبًا فَشَرِبَهُ يَحْنَثُ

Согласно мнению других теологов, смешивание замзама с обычной водой приведет к тому, что даже обычная вода станет благостной, даже если впоследствии она будет разбавляться вновь и вновь. Мнение основано на повествовании господина Талька ибн Али (да будет доволен им Аллах), согласно которому пророк (саллялллаху алейхи уа саллям) передал группе людей воду, использованную им в омовении, и сказал им использовать ее для благословения своей земли. Они сказали ему, что эта благословенная вода в итоге закончится, на что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил:

مدوه من الماء ، فإنه لا يزيده إلا طيبا

Добавьте (обычной) воды к ней, ведь она лишь увеличит ее в качестве благостной. (Насаи. Сунан. – № 701)

Комментируя данное сообщение, шейх Ибн Хаджар Аскалани (милость ему Аллаха) говорил, что замзам схож в этом отношении как разновидность благостной воды. (Миркат мафатих. – Том 2, стр. 603)

قال ابن حجر: وفيه التبرك بفضله — عليه السلام -، ونقله إلى البلاد، ونظيره: ماء زمزم فإنه — عليه السلام — كان يستهديه من أمير مكة ليتبرك به أهل المدينة، ويؤخذ من ذلك أن فضلة وارثيه من العلماء والصالحين كذلك

На основе этого делается вывод, что замзам не утратит благости при смешивании с обычной водой. Но, как уже говорилось, при этом не должно быть обмана, то есть не следует выдавать такую воду за чистый замзам.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв
Отдел фетв Совета алимов
Q623

Источник