Аль-Кадр
Мекканская сура, состоит из 5 аятов.
بِّسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ ﴿١﴾ وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ ﴿٢﴾ لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ ﴿٣﴾ تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْرٍ ﴿٤﴾ سَلَامٌ هِيَ حَتَّىٰ مَطْلَعِ الْفَجْرِ ﴿٥﴾
Перевод смысла:
(1) Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения.
(2) И что позволило тебе узнать, что такое Ночь Предопределения?
(3) Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.
(4) Ангелы и дух (ангел Джибриль) нисходят во время нее с дозволения Господа для всяких повелений.
(5) Она – мир до восхода зари.
Комментарий
Обстоятельства ниспослания
Ибн Хатим передает от Муджахида (как хадис мурсаль), что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал о муджахиде (воине на пути религии) из числа детей Исраиля (бану Исраил), который носил свое вооружение на плечах в течение тысячи месяцев, во время которых он ни разу не складывал свое оружие. Сподвижники были поражены, когда услышали это. В связи с этим событием и была ниспослана данная сура, где сказано, что поклонение в Ночь Предопределения, дарованное этой умме, превышает тысячу месяцев джихада, в котором участвовал этот воин. Согласно другому повествованию от Муджахида, приведенному у Ибн Джабира, поклоняющийся среди бану Исраил имел обыкновение совершать поклонение каждую ночь, а как только наступал рассвет, он вооружался и сражался целый день. Это продолжалось на протяжении тысячи месяцев. Таким образом была ниспослана эта сура. Она показывает превосходство общины Пророка Мухаммада да благословит его Аллах и да приветствует, и что Ночь Предопределения является особым качеством (достоинством) этой уммы (Мазхари).
Значение Ночи Предопределения
Одно из значений слова «кадр» — это величие, почет или достоинство. Зухри и другие ученые отнесли это значение к данной ночи. Эта ночь названа Ночью Предопределения, потому что это ночь величия, почета и достоинства.
Абу Бакр Варрак утверждал, что эта ночь названа таким образом, потому что человек может приобрести данные качества (стать человеком чести и достоинства) вследствие раскаяния, обращаясь за прощением и совершая праведные действия в эту ночь, поскольку до этого ему, возможно, не хватало чести и достоинства и он вел неправедную жизнь.
Другое значение слова «кадр» — это предопределение. Согласно этой точке зрения, эта ночь была названа так, поскольку судьба каждого человека и целых народов, которая была предписана им в вечности, осуществляется через особых ангелов, ответственных за вселенское планирование. Срок жизни каждого человека, его смерть, его пропитание, дожди и другие вещи отмеряются этим ангелам, чтобы осуществиться в течение года, от одного месяца Рамадан до другого. Если человеку предопределено совершить хадж в предстоящем году, он будет ему предписан. Согласно Ибн Аббасу, есть четыре ангела, ответственных за подобные вещи: Исрафиль, Микаиль, Израиль и Джибриль, мир ему.
Это ясно показано в следующих аятах (смысл):
«Мы ниспослали его в благословенную ночь, поскольку Мы увещеваем людей. В эту ночь каждая мудрая вещь решается (разделяется) через Наше повеление. Мы являемся посылающими (пророков и посланников)» (44:3-5).
Название «Ляйлятун Мубарака», или «благословенная», относится, согласно большинству ученых по Корану, к Ночи Предопределения. Ангелы записывают и спускаются с тем, что Аллах предопределил и повелел на предстоящий год. Некоторые ученые полагали, что слова «благословенная ночь» в аяте 44:3 относятся к 15-й ночи месяца Ша`бан, так называемой «Ляйлятуль-Бараа», или «Ночи неприкосновенности (защиты)». Эта точка зрения может быть согласована с предыдущей, так что начальное божественное предопределение решается в Ночь Бараа, а подробности записываются и передаются соответствующим ангелам в Ночь Предопределения. Это подтверждается повествованием от Ибн Аббаса, которое приводит Багави от Абуд-Духа, который утверждал, что в Ночь Бараа Аллах устанавливает Своим повелением все вселенские предписания, но они передаются соответствующим ангелам только в Ночь Кадр (Мазхари).
Дата Ночи Предопределения
В Коране ясно говорится, что эта ночь приходится на благословенный или благоприятный месяц Рамадан, но ее точная дата не сообщается. Вследствие этого ее дата была предметом для дискуссий среди ученых. Известно примерно сорок мнений на этот счет. Мазхари утверждает, что самое сильное мнение – это то, что Ночь Кадр приходится на последние десять ночей месяца Рамадан, но точная дата ее не установлена. Это может быть любая из десяти нечетных ночей, которые могут меняться из года в год. Согласно достоверной традиции (Сунне), это может быть одна из следующих ночей – 21, 23, 25, 27 и 29. Таким образом, все явно противоречивые предания, связанные с нечетными ночами, согласованы. Все хадисы (предания), связанные с датой этой ночи, подлинные, поэтому нет никакой необходимости в сложной интерпретации. Большинство выдающихся правоведов, таких как Аба Киляба, Имам Малик, Имам Ахмад ибн Ханбаль, Суфьян Саури, Исхак ибн Рахваи, Абу Саур, Музани, Ибн Хузайма и другие согласны, что эта ночь приходится на последние десять нечетных ночей попеременно. Имам Шафии имел два мнения. С одной стороны, он соглашался с большинством, с другой – считал, что дата этой ночи фиксированная и не меняется (Ибн Касир).
Есть передача от Аиши, да будет доволен ею Аллах, записанное в «Сахихе» Бухари, согласно которому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять ночей Рамадана» (Мазхари).
Ценность и важность этой Ночи и особые дуа этой Ночи
Самое большое достоинство этой Ночи упоминается в самой суре, то есть поклонение, совершенное этой ночью, лучше, чем поклонение в течение тысячи месяцев, что составляет восемьдесят три года и четыре месяца. В данном случае этот оборот, как и везде в Коране, не подразумевает точного числа, но обозначает какое-то большое число. Один Аллах знает, насколько (она) больше или лучше.
Передается у Бухари и Муслима от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто проводит Ночь Кадр в поклонении Аллаху, будут прощены все прошлые грехи». Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Все ангелы, находящиеся у Лотоса Крайнего предела, спускаются под предводительством Джибриля, мир ему, и приветствуют каждого верующего, мужчину или женщину, кроме тех, кто пьет вино и ест свинину». В другом хадисе сообщается, что, кто лишится благ Ночи Кадр, лишился всего хорошего. В Ночь Предопределения некоторые люди чувствуют особый свет и свидетельствуют об этом.
Однако, нужно отметить, что подобные переживания или свидетельства от одного или нескольких не являются частью благословений или вознаграждений этой ночи. Поэтому люди не должны беспокоиться об этом.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды спросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, какие дуа ей следует читать, если она застанет эту ночь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, посоветовал ей произносить следующее дуа:
(Аллахумма иннака `афуввун тухиббуль-`афва фа`фу `анни)
«О Аллах, поистине, Ты Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня» (Куртуби).
Ниспослание Благородного Корана
Смысл первого аята:
(1) “Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения”.
Из этого аята ясно, что Благородный Коран был ниспослан в Ночь Кадр. Он (этот аят) может иметь два значения: 1) весь Коран был ниспослан этой Ночью из Хранимой Скрижали. Затем Джибриль, мир ему, передавал его Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, по частям по мере необходимости в разные моменты времени в течение двадцати трех лет; 2) первое откровение, заключающее в себе начальные аяты 96-й суры, произошло в месяце Рамадан, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал поклонение в пещере Хира. Остальная часть Корана была ниспослана постепенно, по необходимости в различных обстоятельствах.
Все небесные книги были ниспосланы во время Рамадана
Абу Зарр Гифари, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Свитки пророка Ибрахима (мир ему) были ниспосланы 3-го Рамадана, Тора была ниспослана 6-го Рамадана, Инджиль был ниспослан 13-го Рамадана, Забур был ниспослан 18-го Рамадана, и Коран был ниспослан 24-го Рамадана» (Мазхари).
Нисхождение ангелов и духа с решениями Аллаха
Смысл четвертого аята:
«Ангелы и дух (ангел Джибриль) нисходят во время нее с дозволения Господа для всяких повелений».
Анас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда наступает Ночь Предопределения, Джибриль спускается на землю с огромным множеством ангелов, и все они молятся за каждого раба Аллаха, мужчину или женщину, занятых молитвой или поминанием Аллаха, чтобы получить благословение Аллаха» (Мазхари).
Во фразе «мин кулли амрин» предлог «мин» используется в значении предлога «с» так же, как в аяте 13:11.
Поэтому аят, согласно комментариям, будет иметь смысл, что ангелы спускаются в течение всей ночи с повелениями относительно того, что должно произойти в наступающем году. Некоторые комментаторы, такие как Муджахид и другие, говорят, что фраза «мин кулли амрин» синтаксически связана с «салям» и слово «амр» означает «все». Таким образом, они понимают эту фразу так: «Эта Ночь безопасна от всякого зла и вреда» (Ибн Касир).
Смысл пятого аята:
«Она – мир до наступления рассвета».
Слово «салям» (мир) дополняет полный смысл предложения «вся эта ночь – мир, спокойствие и полная благость, лишенная всякого зла» (Куртуби).
Некоторые ученые рассматривают слово салям как определяющее предложение «мин кулли амрин» — «ангелы спускаются с каждой вещью, которая является мирной и благостной» (Мазхари).
Заключительная часть аята означает, что благословения этой Ночи не ограничены никакой отдельной ее частью. Она начинают ниспосылаться в начале ночи и продолжаются до рассвета.
Особые примечания
В аяте сказано: «Ночь Предопределения лучше, чем тысяча месяцев». Каждая тысяча месяцев равняется восьмидесяти трем годам и четырем месяцам. Очевидно, каждый год включает в себя Ляйлятуль Кадр, которая лучше тысячи месяцев.
В результате, Ночь Предопределения возвратится к бесконечности, то есть будет повторяться без конца. По этой причине некоторые комментаторы говорят, что выражение «больше, чем тысяча месяцев» не включает в себя Ночи Предопределения. Таким образом, это не представляет собой проблему (Ибн Касир со ссылкой на Муджахида).
Вследствие географического положения разных стран, время этой ночи меняется в различных местах. В результате Ночь Предопределения не происходит везде одновременно. Это не является проблемой, поскольку люди в каждой местности должны вычислить эту ночь, и провести ее в поклонении, и получить ее благословения согласно своему географическому положению.
Аллах, Пречистый и Великий, знает лучше.
Правило
Если человек исполнит ночной и утренний намазы в джамаате, он получит благословения и награду Ночи Кадр. Чем больше поклонения он совершит ночью, тем больше получит благодати этой ночи. В «Сахихе» Муслима говорится, что наш господин Усман, д будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если человек совершит ночной (иша) намаз в джамаате, он получит столько благословений, будто провел половину этой ночи в поклонении. И, если он совершит утренний (фаджр) намаз в джамаате, он получит благословения [будто] за целую ночь, проведенную в поклонении».
АльхамдулиЛлях
Окончание комментария к суре «Аль-Кадр»
Автор: Муфтий Мухаммад Шафи Усмани
Книга: Ма’арифуль-Кур’ан
Сообщается, что ‘Аиша спросила пророка (мир ему и благословение Аллаха):
“О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи предопределения, что мне следует говорить?”
Он сказал: «Говори:
اللهم إنك عفو تحب العفو فاعف عني
/Аллахумма иннака ‘афуун, тухиббуль-‘афуа фа‘фу‘анни/.
«О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!»»
ат-Тирмизи, Ибн Маджах, аль-Хаким. Имам Абу Иса ат-Тирмизи и аль-Хаким назвали хадис достоверным.