Имам Абу Ханифа (80 — 150 г.х.) был из поколения табиинов и жил в эпоху сахабов, и он видел Анаса ибн Малика (ум. 93 г.х.), но не является достоверным, что он передавал от других сахабов. Имам ас-Суйути упоминает в «Табийд аль-Сахифа» (под ред. Махмуда Мухаммада Махмуда Хасана Нассара, стр. 34), что Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни сказал: «Ибн Саад передал с санадом, в котором нет никакого изъяна, что Абу Ханифа видел Анаса». И Ибн Хаджар продолжил, сказав, что это отличает Абу Ханифу от всех других имамов крупных городов из его современников, таких как аль-Аузаи, Хаммада ибн Зайд, Хаммада ибн Салама, ас-Саури, Малика, Муслима ибн Халид и аль-Лейса ибн Сад.
Авторитет Имама Абу Ханифы в фикхе принимается всеми из Ахлю-Сунна: как его сторонниками, так и его противниками. Тем не менее, некоторые до сих пор настойчиво ставят под сомнение его надежность в передачи хадисов. Имам Абу Ханифа не передавал много хадисов из-за его занятости фикхом и составлением фетв, но его знание хадисов и асаров видно из его решений, и в этом смысле он из числа муксирин — тех, кто передал большое количество хадисов (см. «Абу Ханифа ва асхабихи аль-мухаддисин», стр. 19-23).
Аль-Хатиб аль-Багдади передает в своем «Тарих Багдад» (по ред. доктора Башшара ‘Аввада Маруфа 15: 473) с достоверным иснадом [в котором все рассказчики: аль-Халляль, аль-Харири, аль-Нахаи и Мухаммад ибн Исмаил аль-Фариси являются сика (надежный)] от Макки ибн Ибрагима (126 — 214 г.х.), который является учеником Абу Ханифы и одним из старейших шейхов Имама Бухари, и рассказчиком в шести знаменитых сборниках хадисов. Он описан Ибн Хаджаром как «сика забт» в «аль-Taкриб», это одна из самых высоких степеней надежности, что он сказал об Абу Ханифе:
«Он был самым знающим из людей в свое время (кана аляма ахли замани)».
Надежность Имама Абу Ханифа в передаче хадисов передается от следующих пяти имамов науки Джарх ва Тадиль:
1. Абу Дауд аль-Сиджистани (202 — 275 г.х.), автор сборника «Сунан».
Абу Умар ибн Абдаль-Барр (368 — 463 г.х.) рассказывает в своей «аль-Интика фи фада’иль аль-а’иммати ил-саласат аль-фукаха) (ред. Абд аль-Фаттах Абу Гудда, стр 66-67.. ): «АбдАллах ибн Мухаммад ибн Абдаль-Мумин ибн Яхья (аль-Куртуби), пусть Аллах смилостивится над ним, рассказал нам: Абу Бакр Мухаммад ибн Бакр ибн Абд аль-Раззак, известный как Ибн Дасах, рассказал нам: Я слышал как Абу Дауд Сулейман ибн аль-Исхак аль-Сиджистани, пусть Аллах смилостивится над ним, сказал:
«Пусть Аллах смилостивится над Маликом, он был имамом, пусть Аллах смилостивится над аш-Шафии, он был имамом, пусть Аллах смилостивится над Абу Ханифой, он был имамом».
АбдАллах ибн Мухаммад ибн Абдаль-Мумин аль-Куртуби является надежным (садук), как указано в «Лисан аль-Мизан» (4: 587), о котором также известно, что он из старейших шейхов Абу Умара (Ибн ‘Абдаль-Барра). Ибн Дасах (ум. 346 г.хх.) является надежным (сика) и передатчик в «Сунан» Абу Дауда аль-Сиджистани (Сийар A’лям аль-Нубаля). Таким образом, иснад сообщения хороший (хасан).
Термин «Имам» имеет различные значения, но при использовании в контексте науки хадиса и критики передатчиков, он находится на одном уровне с «надежный» (сика) и «довод» (худжа) и «с крепкой памятью» (забт), как об этом сказал аль-Сахави в его «Шарх аль-Aльфийат ‘Ираки» (стр. 75-76). Хафиз Ибн Хаджар аль-‘Aскаляни также применял термин «имама», оценивая надежность имама Абу Ханифу в «Такриб аль-Тахзиб», показывая этим, что этого достаточно для установления его правдивости.
2. Али ибн АбдАллах аль-Мадини (161 — 235 г.х.), великий имам науки Джарх ва Тадиль
Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн Ахмад ибн аль-Хусейн Абул-Фатх аль-Азди аль-Maвсили (ум. 374 г.х.) упомянул в своей книге «аль-Ду’aфa» (цитирует Ибн Абдаль-Барр в книге «Джами Байан ‘аль -Ильм ва Фaдлих», ред. Аль-Зухайри, стр 1083) , что ‘Али ибн аль- Мадини сказал:
«Ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, Хаммад ибн Зайд, Хушайм, Ваки’ ибн Джаррах, Аббад ибн аль-‘Aвaм и Джафар ибн ‘Аун передавали от Абу Ханифы. Он заслуживает доверия (сика), нет никакого изъяна в нем».
Абул-Фатх аль-Азди аль-Maвсили передал это сообщение без иснада, но его манера повествования (с помощью сигат аль-джазм) указывает на то, что оно является сахих по его критериям.
3. Шу’бa ибн Хаджжадж (85 — 160 г.х.), основатель науки Джарх ва Тадиль
Ибн Абдаль-Барр передал в «аль-Интика» стр. 197 от Хакама ибн аль-Мунзира от Абу Якуба Юсуфа ибн Ахмада ибн Юсуфа ибн аль-Дахиля от Ахмада ибн аль-Хасана аль-Хафиза от АбдАллаха ибн Ахмад ибн Ибрагима аль-Даураки, что он слышал как Яхья ибн Маина спросили об Абу Ханифы и он сказал:
«[Он] надежный (сика), я не слышал, чтобы кто-то ослаблял его. Вот Шу’бa ибн Хаджжадж писал ему и советовал, чтобы он передавал хадисы. А Шу’бa это Шу’бa! (т.е. его великий статус известен)».
Аль- Даураки заслуживает доверия (сика) в соответствии с ад-Даракутни и надежной (садук) в соответствии с Ибн Аби Хатимом (Мисбах аль-Ариб 2: 133). Остальные рассказчики известны как хафизы и мухаддисы, но их надежность не ясна. Таким образом, это сообщение можно расценивать, как и даиф, так и хасан, в зависимости от используемых принципов.
Известно, что Шу’бa ибн аль-Хаджжадж передавал только от достоверных передатчиков, так что, если это сообщение хасан, то это означает, что Шу’бa считал Абу Ханифу надежным.
Автор: Муфтий Замилур Рахман
Оригинал: darulmaarif.com