Нередко нам приходится слышать нелепые слухи вокруг ученых ханафитского мазхаба, на них вешаются различные ярлыки и сыплются обвинения, мол, «ханафиты» умышленно не следуют за Сунной Пророка ﷺ и не любят имама аль-Бухарий.
Одно обвинение сквернее другого и откуда берутся подобные измышления? Однажды мне пришлось пообщаться с преподавателем из РИУ, и я был в недоумении, когда он мне сказал: «не нужно изучать «иснад» и «передатчиков», зачем это надо? Необходимо больше читать книги Абу Ханифы и следовать только его мазхабу!». Видимо из-за своих неглубоких религиозных познаний он и ему подобные «преподаватели» действительно не видят ощутимую связь между двумя науками «хадисоведением» и «фикхом», тем самым они усиливают «антиханафитские» настроения среди верующих.
Хадисы Пророка ﷺ служит источником знаний и по мнению Суннитских ученых самой достоверной книгой после Священного Корана является книга имама аль-Бухарий «аль-Джамиг ас-Сахих», т.е. свод достоверных хадисов.
Эта книга содержит в себе самую достоверную информацию о жизни нашего Посланника ﷺ. Согласитесь, его слова, деяния и наставления касаются всех нас. Неважно кто мы по убеждению, «матрудиты», «ашариты» или «саляфиты», неважно кто мы по мазхабу, «шафииты» или «ханбалиты», книга имама аль-Бухарий принадлежит всей исламской Умме.
Ханафитские ученые придали огромное значение книге «аль-Джамиг ас-Сахих», ими были составлены сотни трудов по разъяснению хадисов из вышеупомянутого сборника. Без комментариев и разъяснений очень трудно понять смысл хадисов, чтобы извлечь из них законы — «хукмы» нужно обладать сильными познаниями в области Священного Корана, арабского языка и «Усуль фикха» итд. Книга имама аль-Бухарий изучается в Исламских университетах несколько лет, так в мечети Пророка ﷺ в Лучезарной Медине уже сотни лет преподаются труды известных мухаддисов. На изучение сборника хадисов имама Шаукани «Нейлу аль-Автар» от начала до конца уходит в среднем 25-30 лет! В лекции досконально разбирается каждый хадис, каждое слово, приводится мнение основоположников четырех мазхабов и других богословов.
Ниже вы можете ознакомиться с 25 книгами-комментариями ханафитских ученых, к сборнику имама аль-Бухарий «аль-Джамиг ас-Сахих»:
1. «Абваб ва тараджим ли аль-Бухарий», — автор известный индийский хадисовед Мухаммед Закария аль-Кандахлавый (скончался 1402 по г.х.). В своем труде он разобрал каждый хадис сборника и посвятил свою жизнь преподаванию и изучению хадисов имама аль-Бухарий.
2. «Иршад аль-Карий шарх сахих аль-Бухарий» — автор муфтий, мухаддис Рашид Ахмад ад-Дихянавый (1420 г.х.).
3. «Ида ад-Дирарий шарх сахих аль-Бухарий» — автор Шихаб Ахмад Али аль-Мунейни, родился в Дамаске (скончался 1172 г.х.). Работал над сборником и дал комментарии до главы «Книга молитв».
4. «Игана аль-Карий фи шарх ас-Сулясият аль-Бухарий», — автор Яхья ибн Амин аль-Аббас Иля Абади (1044 г.х.). Он являлся виднейшим исламским ученым Индии.
5. «Имдад аль-Барий фи шарх сахих аль-Бухарий», — автор шейх абд аль-Джаббар аль-Агзами.
6. «Ингам аль-Барий шарх сахих аль-Бухарий», — автор шейх аль-Ислам, муфтий Мухаммед Такый аль-Усманий.
7. «Ингам аль-Бари фи шарх аль-Ашгар аль-Бухарий», — автор мухаддис Ашик Иляхий аль-Мадани. Шейх является видным ученым нашего века.
8. «Анвар аль-Бари фи шарх сахих аль-Бухарий», — автор мухаддис Ахмед Рида Баджнурий, один из кашмирских мусульманских богословов.
9. «Таглик аля ахадис мин сахих аль-Бухарий», — автор Ахмад ибн Махмуд ибн абд- аль-Карим абу аль-Аббас, был тюркского происхождения, жил и скончался в Тунисе (1315 г.х.), начал преподавать в университете аз-Зайтуна в 1265 г.х., возглавлял меджлис по фетвам с 1313 г.х.
10. «Таглик аля аль-Джамиг ас-Сахих лиль-Бухарий», — автор Ахмед ибн Сулейман ибн Камял Баша Шамсу ад-Дин (940 г.х). Один из знатоков хадисов и передатчиков, имеет множество трудов.
11. «Таглика аля аль-Джамиг ас-Сахих лиль-Бухарий», — автор Хусейн ибн Рустам Кафавый аль-Ханафи (1012 г.х.). Шейх являлся кадыем т.е. судьей г.Мекки.
12. «Таглика аля сахих аль-Бухарий» , — автор муфтий Мухаммед Юсуф ас-Сахаляви (1286 г.х.). Похоронен на кладбище аль-Бакиг.
13. «Талхыс шарх асма риджал аль-Бухарий», — автор мухаддис Тахир ибн Юсуф аль-Барханбури (1004 г.х), известный ханафитский мухаддис своего времени. Дал комментария именам передатчиков имама аль- Бухарий.
14. «Хашия аля аль-Джамиг ас-Сахих лиль-Бухарий», — автор Мухаммед ибн Мустафа ибн Хумейд (1174 г.х.), являлся судьей г.Мекки, там же и захоронен.
15. «Хашия аля сахих аль-Бухарий», — автор абд ас-Салям ибн Мухаммед Амин ибн шасу ад-Дин ад-Дагестани, (1202 г.х.), один из ханафитских ученых, работал над четырех томным трудом, который завершил в ар-Рауде, в мечети Пророка *.
16. . «Хашия аля сахих аль-Бухарий», — автор имам Мухаммед ибн Юсуф ибн Умар, еще его называли «аль-Хасаний», т.к. он вел свою родословную от внука Пророка * аль-Хасана ибн Али * (895 г.х.)
17. «Шарх аваиль сахих аль-Бухарий», — автор Мустафа ибн Мухаммед аль-Кастамуний ар-Руми аль-Ханафи. (1097 г.х.).
18. «Шарх аль-Джамиг ас-Сахих», — автор Мухаммед ин Умар ибн абд аль-Кадир, ханафитский богослов и хадисовед, родом из Дамаска. Книга состоит из шести томов.
19. «Шарх аль-Джамиг ас-Сахих лиль-Бухарий», — автор абд ар-Рахим ибн Махмуд ибн Ахмед ибн Муса аль-Айни аль-Кахири. Мухаддис, знаток исламского права, писатель. (864 г.х.)
20. «Шарх аль-Джамиг ас-Сахих аль-Бухарий», — автор Мустафа ибн Шагбан аль-Ханафи ар-Руми. Являлся муфассиром, мухаддисом, специалист в арабской грамматике. Владел арабским, персидским и латинским языками. (969 г.х.).
21. «Умдату аль-Кари фи шарх сахих аль-Бухарий», — автор Махмуд ибн Ахмед ибн Муса ибн Ахмед бадр ад-Дин аль-Айний, известный ханафитский мухаддис, автор множество трудов (855 г.х.)
22. «Каусар аль Жарий аля рияд аль-Бухарий», — автор шейх аль Ислам Шихаб ад-Дин Ахмед ибн Исмаиль ибн Усман аль-Каурани (893 г.х.).
23. «Нузха аль-Карий шарх сахих аль-Бухарий», — автор шейх Шариф аль-Хак Амжади. Комментарии к сборнику состоят из пяти томов.
24. «Нур аль-Карий шарх сахих аль-Бухарий», — автор Нур ад-Дин ибн Мухаммед Салих аль-Ахмед Абади (1155 г.х.).
25. «Нигмату аль-Барий фи шарх сахих аль-имам аль-Бухарий», — автор Абдулла ибн Дарвиш ар-Рикаби (1329 г.х.). Являлся потомком рода бани Шайба, ханафитский богослов, специализировался в хадисоведении.
Дорогие верующие, я привел вам всего лишь 25 трудов ханафитских ученых, их намного больше. Вы представляете, ханафитские богословы настолько считали важным изучение Сунны Пророка ﷺ , в частности сборника имама аль-Бухарий, что на протяжении столетий они написали более сотни многотомных трудов и трактатов. Субхан Аллах, и как не стыдно некоторым братьям клеветать на мусульманских ученых и обвинять их в разных грехах! Они посвятили свои жизни изучая хадисы благословенного Пророка ﷺ. Истинные ученые боролись за чистоту религии, за правильное понимание хадисов. Сегодня «умники» прочитав книгу имама аль-Бухарий на русском языке стали превозносить себя выше этих ученых. Не будьте из их числа, ученые всех мазхабов всегда следовали Сунне, изучали ее, и знающие люди всегда будут выше незнающих:
«Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?». (Сура «Аз-Зумар», аят 9).
Все мы мусульмане и нам не подобает делить авторитетных ученых на наших и чужих. Хвала Аллаху, и шафитский и маликитский и ханбалитские мазхабы являются Суннитскими, правильными течениями. Страшен не тот человек, который следует определенному мазхабу, а тот, кто вообще отрицает существование правовых богословских школ и следует за своими страстями!
Имам-мухтасиб Мунир Беюсов
Источник: dumrf.ru
Имам Анвар Шах аль-Кашмири (1292-1352 х/1875-1933 м) говорит в своем шархе на «Сахих аль-Бухари» в разделе «Китаб ат-Таухид» в главе «Слова Аллаха: «Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему» (70:4)»:
قوله: ({اسْتَوَى إِلَى السَّمَآء})... إلخ، أثبت تعالى العُلُوَ على ما يَلِيقُ بشأنه. قال الحافظُ ابن تَيْمِيَة: من أَنْكَرَ الجهَةَ تعالى، فهو كمن أَنْكَرَ وجودَه عزَّ برهانه. فإِنه وجودُ الممكن، كما لا يكون إلاَّ في جهةٍ، وإنكارُ الجهة له يَؤُول إلى إنكار وجوده. كذلك الله سبحانه، لا يكون إلاَّ في جهةٍ وهي العُلُو، وإنكارها يَنْجَرُّ إلى إنكار وجوده.
قلتُ: ويا للعجبَ ويا للأسف، كيف سوَّى أمرَ الممكن، والواجب؟ أَمَا كان له أن يَنْظُرَ أنَّ من أَخْرَجَ العالمَ كلَّه من كتم العدم إلى بقعة الوجود، كيف تكون علاقته معه كعلاقة سائر المخلوقات؟ فإنَّ اللَّهَ تعالى كان ولم يكن معه شيءٌ، فهو خالقٌ للجهات. وإذن كيف يكون استواؤه في جهةٍ كاستواء المخلوقات، بل استواؤه كمعيته تعالى بالممكنات، وكأقربيته. والغُلُو في هذا الباب يُشْبِهُ القولَ بالتجسيم، والعياذ بالله أن نتعدَّى حدودَ الشرع.
«Слово Всевышнего: «затем истава к небу…». Утвердил Всевышний возвышенность (улюв) подобающую Себе.
Хафиз Ибн Таймийя сказал: «Кто отрицает сторону в отношении Всевышнего, тот подобен отрицающему Его существование. Поистине существование возможного (не обязательного) также как не может быть кроме как в стороне — а отрицание стороны в его отношении (возможного) приводит к отрицанию его существования — также в отношении Аллаха, не бывает кроме как в стороне, а это возвышенность (улюв) и отрицание стороны тянет за собой отрицание Его существования».
Я скажу [Анвар Шах аль-Кашмири]: Удивительно и печально, как он (Ибн Таймия) сравнил то, существование которого возможно с Тем, существование которого обязательно. Не мог ли он поразмыслить, что Тот, кто вывел весь этот мир из небытия в существование, как может быть, что-то общее между Ним и его творениями!
Поистине Аллах был, и не было вместе с Ним ничего, и Он творец сторон. И как же может быть Его истава в стороне, подобно истава творений, напротив Его истава такое же как и Его существование с творениями и как Его близость с ними.
Чрезмерность в этом разделе подобна слову о телесности, и мы просим Аллаха уберечь нас от перехода границ Шариата».
[«Файдуль Бари фи шарх сахих аль-Бухари», том 4, китаб ат-Таухид]
بسم الله الرحمن الرحيم
Тафсир Суры аль-Бакара аят 29
Сказал Всевышний Аллах в Куране:
ثم استوى إلى السماء
«Затем истава к небу»
(Аль Бакара; 2:29)
Маликитский ученый, имам Абу Абдуллах аль-Куртуби (600-671 х/1204-1274 м) сказал комментируя 29 аят, суры аль-Бакара «затем истава к небу»:
الْخَامِسَةُ: قَوْلُهُ تَعَالَى:» ثُمَّ اسْتَوى «» ثُمَّ» لِتَرْتِيبِ الْإِخْبَارِ لَا لِتَرْتِيبِ الْأَمْرِ فِي نَفْسِهِ. وَالِاسْتِوَاءُ فِي اللُّغَةِ: الِارْتِفَاعُ وَالْعُلُوُّ عَلَى الشَّيْءِ، قَالَ اللَّهُ تَعَالَى:» فَإِذَا اسْتَوَيْتَ أَنْتَ وَمَنْ مَعَكَ عَلَى الْفُلْكِ» [المؤمنون: 28]، وقال» لِتَسْتَوُوا عَلى ظُهُورِهِ» [الزخرف: 13]، وَقَالَ الشَّاعِرُ: فَأَوْرَدْتُهُمْ مَاءً بِفَيْفَاءَ قَفْرَةٍ … وَقَدْ حَلَّقَ النَّجْمُ الْيَمَانِيُّ فَاسْتَوَى
أَيِ ارْتَفَعَ وَعَلَا، وَاسْتَوَتِ الشَّمْسُ عَلَى رَأْسِي وَاسْتَوَتِ الطَّيْرُ عَلَى قِمَّةِ رَأْسِي، بِمَعْنَى عَلَا.
وَهَذِهِ الْآيَةُ مِنَ الْمُشْكِلَاتِ، وَالنَّاسُ فِيهَا وَفِيمَا شَاكَلَهَا عَلَى ثَلَاثَةِ أَوْجُهٍ قَالَ بَعْضُهُمْ: نَقْرَؤُهَا وَنُؤْمِنُ بِهَا وَلَا نُفَسِّرُهَا، وَذَهَبَ إِلَيْهِ كَثِيرٌ مِنَ الْأَئِمَّةِ، وَهَذَا كَمَا رُوِيَ عَنْ مَالِكٍ رَحِمَهُ اللَّهُ أَنَّ رَجُلًا سَأَلَهُ عَنْ قَوْلِهِ تَعَالَى:» الرَّحْمنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوى » [طه: 5] قَالَ مَالِكٌ: الِاسْتِوَاءُ غَيْرُ مَجْهُولٍ، وَالْكَيْفُ غَيْرُ مَعْقُولٍ، وَالْإِيمَانُ بِهِ وَاجِبٌ، وَالسُّؤَالُ عَنْهُ بِدْعَةٌ، وَأَرَاكَ رَجُلَ سَوْءٍ! أَخْرِجُوهُ. وَقَالَ بَعْضُهُمْ: نَقْرَؤُهَا وَنُفَسِّرُهَا عَلَى مَا يَحْتَمِلُهُ ظَاهِرُ اللُّغَةِ. وَهَذَا قَوْلُ الْمُشَبِّهَةِ. وَقَالَ بَعْضُهُمْ: نَقْرَؤُهَا وَنَتَأَوَّلُهَا وَنُحِيلُ حَمْلَهَا عَلَى ظَاهِرِهَا.
Пятое: слово Всевышнего Аллаха «а затем истава»…
«истава» в языке: возвышение над чем то, Всевышний Аллах сказал: «…Когда и ты, и те, которые с тобой, На том ковчеге истава (обоснуетесь) ……» также Аллах сказал: «…Чтоб, на хребте их твердо истава (водворившись),…..» также сказал поэт:
«Я их привел к воде в пустынной местности. В то время когда «истава» и парила йеменская звезда».
То есть возвысилась и поднялась (иртафа`а и `улюв).
(также и примеры) ««истава» солнце над моей головой» и «истава» птица над макушкой моей головы» (здесь истава) в смысле «Возвышения».
Этот аят (является) из не ясных/тяжелых (мушкилят) аятов. Люди разделились на три мнения в этом и подобное этому:
1. Некоторые сказали: мы читаем эти аяты и верим в них и не толкуем их, этого мнения придерживаются большинство имамов. И это как передается от Малика, да смилуется над ним Аллах, его спросил один человек о словах Всевышнего Аллаха: «Милостивый истава над Троном» (сура «Та ха» 5). Имам Малик сказал: «То, что Он истава не является не известным, «как?» абсурдно/немыслимо, вера в это обязательна, а задавать вопросы об этом – ересь (бид`а)! И я думаю, что ты находишься в заблуждении! Выведите его».
2.Некоторые сказали: мы читаем их, и толкуем их как на это указывает его прямой (захир) смысл! – это говорят мушаббиха (уподобляющие Аллаха творению).
3.Некоторые сказали: мы читаем их, делаем толкование, и считаем невозможным отнести их к прямому (захир) смыслу.
وَقَالَ الْفَرَّاءُ فِي قَوْلِهِ عَزَّ وَجَلَّ:» ثُمَّ اسْتَوى إِلَى السَّماءِ فَسَوَّاهُنَّ» قَالَ: الِاسْتِوَاءُ فِي كَلَامِ الْعَرَبِ عَلَى وَجْهَيْنِ، أَحَدِهِمَا: أَنْ يَسْتَوِيَ الرَّجُلُ وَيَنْتَهِيَ شَبَابُهُ وَقُوَّتُهُ، أَوْ يَسْتَوِيَ عَنِ اعْوِجَاجٍ. فَهَذَانَ وَجْهَانِ. وَوَجْهٌ ثَالِثٌ أَنْ تَقُولَ: كَانَ فُلَانٌ مُقْبِلًا عَلَى فُلَانٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَيَّ وَإِلَيَّ يُشَاتِمُنِي. عَلَى مَعْنَى أَقْبَلَ إِلَيَّ وَعَلَيَّ. فَهَذَا مَعْنَى قَوْلِهِ:» ثُمَّ اسْتَوى إِلَى السَّماءِ» وَاللَّهُ أَعْلَمُ. قَالَ وَقَدْ قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ: ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاءِ صَعِدَ. وَهَذَا كَقَوْلِكَ: كَانَ قَاعِدًا فَاسْتَوَى قَائِمًا، وَكَانَ قَائِمًا فَاسْتَوَى قَاعِدًا، وَكُلُّ ذَلِكَ فِي كَلَامِ الْعَرَبِ جَائِزٌ.
وَقَالَ الْبَيْهَقِيُّ أَبُو بَكْرٍ أَحْمَدُ بْنُ عَلِيِّ بْنِ الْحُسَيْنِ: قَوْلُهُ: » اسْتَوى » بِمَعْنَى أَقْبَلَ صَحِيحٌ، لِأَنَّ الْإِقْبَالَ هُوَ الْقَصْدُ إِلَى خَلْقِ السَّمَاءِ، وَالْقَصْدُ هُوَ الْإِرَادَةُ، وَذَلِكَ جَائِزٌ فِي صِفَاتِ اللَّهِ تَعَالَى. وَلَفْظَةُ» ثُمَّ» تَتَعَلَّقُ بِالْخَلْقِ لَا بِالْإِرَادَةِ. وَأَمَّا مَا حُكِيَ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ فَإِنَّمَا أَخَذَهُ عَنْ تَفْسِيرِ الْكَلْبِيِّ، وَالْكَلْبِيُّ ضَعِيفٌ. وَقَالَ سُفْيَانُ بْنُ عُيَيْنَةَ وَابْنُ كَيْسَانَ فِي قَوْلِهِ» ثُمَّ اسْتَوى إِلَى السَّماءِ»: قَصَدَ إِلَيْهَا، أَيْ بِخَلْقِهِ وَاخْتِرَاعِهِ، فَهَذَا قَوْلٌ. وَقِيلَ: عَلَى دُونِ تَكْيِيفٍ وَلَا تَحْدِيدٍ، وَاخْتَارَهُ الطَّبَرِيُّ. وَيُذْكَرُ عَنْ أَبِي الْعَالِيَةِ الرِّيَاحِيِّ فِي هَذِهِ الْآيَةِ أَنَّهُ يُقَالُ: اسْتَوَى بِمَعْنَى أَنَّهُ ارْتَفَعَ. قَالَ الْبَيْهَقِيُّ: وَمُرَادُهُ مِنْ ذَلِكَ- وَاللَّهُ أَعْلَمُ- ارْتِفَاعُ أَمْرِهِ، وَهُوَ بُخَارُ الْمَاءِ الَّذِي وَقَعَ مِنْهُ خَلْقُ السَّمَاءِ. وَقِيلَ: إِنَّ الْمُسْتَوِيَ الدُّخَانُ. وَقَالَ ابْنُ عَطِيَّةَ: وَهَذَا يَأْبَاهُ وَصْفُ الْكَلَامِ.
وَقِيلَ: الْمَعْنَى اسْتَوْلَى، كَمَا قَالَ الشَّاعِرُ:
قَدِ اسْتَوَى بِشْرٌ عَلَى الْعِرَاقِ … مِنْ غَيْرِ سَيْفٍ وَدَمٍ مُهْرَاقِ
قَالَ ابْنُ عطية: وهذا إنما يجئ فِي قَوْلِهِ تَعَالَى:» الرَّحْمنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوى » [طه: 5]. قُلْتُ: قَدْ تَقَدَّمَ فِي قَوْلِ الْفَرَّاءِ عَلَيَّ وَإِلَيَّ بِمَعْنًى. وَسَيَأْتِي لِهَذَا الْبَابِ مَزِيدُ بَيَانٍ فِي سُورَةِ» الْأَعْرَافِ «2» » إِنْ شَاءَ اللَّهُ تَعَالَى. وَالْقَاعِدَةُ فِي هَذِهِ الْآيَةِ وَنَحْوِهَا مَنْعُ الْحَرَكَةِ وَالنَّقْلَةِ.
Сказал аль-Фарраъ об аяте: «а затем истава к небу и сделал его семью небесами» следующее: «Истава» в арабском языке делится на два вида, первый: когда человек созревает, достигает юношества и силы. Или выпрямляются искривления. Это два вида. Третий: когда ты говоришь: некий человек был направлен в сторону одного человека, затем направился – истава – ко мне оскорбляя. Истава здесь в смысле обернулся. Это и есть смысл слов Аллаха: «затем истава к небу», а Аллах знает лучше.
Ибн Аббас сказал: «Затем истава к небу, поднялся». Это подобно твоим словам: «Он сидел, и перешел в стоячее положение» и «Он стоял, и перешел в сидячее положение». Все это допустимо в арабском языке.
Сказал аль-Байхаки Абу Бакр Ахмад ибн Али ибн Хусейн: «Слово Всевышнего «истава» в смысле «обратился» является правильным/достоверным. Потому что обращение это направление сотворить небеса, и намерение – это воля, и это допустимо в качествах Аллаха. А частица «сумма» — потом связано со словом «сотворить» а не со словом воля. А то, что передается от ибн Аббаса, то это взято с тафсира аль-Кальби, а аль-Кальби является слабым».
Сказал Суфьян ибн Уяйна и ибн Кайсани о слове: «затем истава к небу» намерился к ним, то есть сотворить, и это одно из слов (мнение).
Некоторые сказали: без уподобления и ограничения. Это мнение выбрал ат-Табари.
В этом аяте упоминается от Абу Алия ар-Раяхин, что он сказал: «истава» в смысле, что Аллах возвысился (иртафа`а)». Сказал аль-Байхаки: и цель его от этих слов – и Аллах знает лучше — Возвышение его дела и это (дело) пар воды из которого и сотворили небеса. Некоторые сказали: что то, что возвысилось – это пар/дым.
Сказано, что её смысл: овладел, как сказал поэт:
«Овладел (истава) Бишр Ираком, Не прибегая к мечу и пролитию крови».
Сказал Ибн Атийя: этот смысл употребляется в аяте: «Милостивый истава над Троном».
Я скажу: ранее было упомянуто в слове аль-Фарраа, что частицы «аляя» и «иляя» имеют один смысл. Немного позже придет подробное разъяснение этому разделу в суре «аль-Аъраф» иншааЛлах.
И къаида (правило) в этом аяте и подобных этому: запрет (отказ) движений и переходов.
[Аль-Куртуби, «Аль-Джами ли-Ахкам аль-Куран», 1/254-255]
اسم الكتاب : فيض الباري شرح صحيح البخاري
اسم المؤلف : محمد أنور شاه الكشميري
نبذة عن الكتاب :
كتاب مهم شرح فيه المؤلف كتاب صحيح البخاري الذي يعد اهم كتب الحديث على الاطلاق وهذا الشرح عبارة عن امال املاها الشيخ على تلامذته وقد جاء الكتاب مقسما في كتب:كتاب الايمان، كتاب العلم…الخ
http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=697&mode=threaded&pid=4758 вот здесь много полезных высказываний ученых и пояснений на важные темы акыды.
https://laysajamil.wordpress.com/2011/01/30/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%B0-%D0%BC%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%B0-%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%83%D0%BB/