Шейхуль Ислам, Хафиз Абу Бакр, Ахмад ибн Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хусравджарди аль-Хурасани аль-Байхаки, родился в 384-м году по Хиджре в месяц Шаабан в местечке Байхак, что в 12 километрах от Нишапура. С тех пор он стал известен как аль-Байхаки.
Крупный ученый шафиитского мазхаба, видный богослов-ашарит, автор множества трудов, он обладал проницательным умом, глубочайшими знаниями, благочестивым нравом и редкой богобоязненностью.
Он был учеником известного хафиза аль-Хакима Абу Абдуллаха (автор «Аль-Мустадрака») и Абуль-Хасана Мухаммада ибн аль-Хусейна аль-Алави, ученика Абу Хамида аш-Шарки.
Его известные учителя:
Абу Тахир ибн Махмиш аль-Зийади,
Абдуллах ибн Юсуф аль-Асбахани,
Абу Али ар-Рузбари,
Абу Абдуррахман ас-Сулями,
Аль-Хаким,
Абу Бакр ибн Фурак аль-Асбахани,
Хамза ибн Абдуль-Азиз аль-Мухаллаби,
Абу Бакр аль-Хаййири, Кади,
Яхья ибн Ибрахим аль-Музакки,
Абу Саид ас-Сайрафи,
Али ибн Мухаммад ибн ас-Сакка,
Абу Саид Ахмад ибн Мухаммад аль-Малини,
Абу ат-Таййиб ас-Са’люки,
Хилал аль-Хаффар,
Абуль-Хусейн ибн Бишра
И другие ученые из Табарана, Навкана, Багдада, Мекки, Куфы, а также сподвижники известного суфия Хатима Аль-Ассамма. Имам Таджуддин ас-Субки пишет в «Табакат», что аль-Байхаки получал знания в общей сложности у более сотни учителей.
Его известные ученики и те, кто передавал от него:
Абу Исма’ил аль-Ансари,
Его сын Исма’ил ибн Ахмад аль-Байхаки,
Его внук Убайдулла ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Байхаки,
Хафиз Абу Закариййа Яхья ибн Мандах,
Абу Абдулла Мухаммад ибн аль-Фадл аль-Фурави,
Захир ибн Тахир аш-Шахамий,
Абуль-Ма’али Мухаммад ибн Исма’ил аль-Фариси,
Абдуль-Джаббар ибн Абдуль-Ваххаб ад-Дах’хан,
Абдуль-Джаббар ибн Мухаммад аль-Хувари и его брат,
Абдуль-Хамид ибн Мухаммад аль-Хувари,
Абу Бакр Абдуррахман ибн Абдулла ибн ‘Абдуррахман аль-Бухайри ан-Нисабури.
Труды имама аль-Байхаки:
Сунан аль-Кабир [Большой сборник хадисов]. В десяти томах. Это его главный труд. Никому не удалось еще составить книгу хадисов, подобную этой по организации, классификации и превосходстве.
Аль-Маарифату с-Сунан валь-Асар [Знание хадисов и асаров]. В четырех томах. Этот труд обязателен для каждого факиха-шафиита. Такиюддин ас-Субки говорит, что этой книгой аль-Байхаки хотел показать широту знаний имама аш-Шафии в области хадиса.
Аль-Асмау ва ас-Сыфат [Имена Аллаха и Его атрибуты]. В двух томах. Таджуддин ас-Субки сказал об этом труде: «Я не видел ничего подобного этому». Книга издана в наши дни с предисловием и примечаниями имама аль-Кавсари.
Аль-И’тикад [Книга о вероубеждении],
Аль-Ба’ас ва ан-Нушур [Воскрешение и Судный День].
Ат-Таргиб ва ат-Тархиб [Призыв к благому и предостережение от дурного].
Ад-Да’уат аль-Кабир [Большая молитвенная книга].
Ад-Да’уат уас-Сагир [Малая молитвенная книга].
Аз-Зухд [Аскетизм].
Аль-Хиляфият [Различные мнения]. В трёх томах. О разночтениях или разных мнениях факихов. Ас-Субки пишет, что такая работа не под силу никому, кроме того, кто владеет глубочайшими знаниями в области фикха и хадиса.
Аль-Мабсут фи нусус аш-Шафи’и [Подробное изложение текстов-доказательств, использованных имамом аш-Шафии]. В двух томах. Обоснования шафиитского мазхаба – первая книга такого рода.
Далаиль ан-Нубувах [Доказательства Пророчества]. В четырех томах.
Ас-Сунан ас-Сагир [Малый сборник хадисов]. Один большой том.
Шу’аб аль-Иман [Ветви веры].
Аль-Мадхал иля-с-Сунан [Введение в Сунну].
Аль-Адаб [Книга по этике].
Фада’иль аль-Авкат [Достоинство отдельных периодов времени для поклонения, две брошюры].
Аль-Арба’ин аль-Кубра [Большой сборник сорока хадисов].
Аль-Арба’ин ас-Сугра [Малый сборник сорока хадисов].
Ар-Ру’йа [Книга снов].
Аль-Асра’а [Книга о перенесении Пророка в Байтуль Мукаддас].
Манакъиб аш-Шафи’и [Безграничные достоинства имама аш-Шафи’и].
Манакъиб Ахмад [Безграничные достоинства имама Ахмада ибн Ханбаля].
Фада’иль ас-Сахабах [Достоинства сподвижников].
Он отошел в мир иной в возрасте 74-х лет в Нишапуре 10-го Джумадуль-Уля в 458 году по хиджре (1055). Его тело перевезли в Байхак (в то время это занимало около двух дней пути), где он и был похоронен. Да смилостивится над ним Аллах и да будет Он им доволен. Амин.
Его вероубеждение:
Имам аль-Байхаки, как и практически все великие имамы из числа факихов, мухаддисов и муфассиров был ашаритом, т.е. придерживался вероубеждения Ахлю Сунна валь-Джама’а.
Имам Таджуддин ас-Субки сказал в его биографии:
وقرأ علم الكلام على مذهب الأشعري«Аль-Байхаки изучал ильм аль-калам (акыду) по мазхабу аль-Ашари».
Шейхуль Ислам аль-Байхаки был учеником величайшего ашарита, имама Абу Бакра ибн Фурака, который в свою очередь был учеником учеников имама Абуль-Хасана аль-Ашари. Две свои книги по акыде «аль-И’тикад» и «аль-Асмау ва с-Сифат» аль-Байхаки написал по велению своего учителя Ибн Фурака. Эти две книги содержат убеждения ашаритов, изложенные на основе Корана и Сунны.
Об имаме Абуль-Хасане аль-Ашари, имам аль-Байхаки отозвался следующим образом:
إلى أن بلغت النوبة إلى شيخنا أبي الحسن الأشعري رحمه الله فلم يحدث في دين الله حَدَثاً، ولم يأت فيه ببدعة، بل أخذ أقاويل الصحابة والتابعين ومن بعدهم من الأئمة في أصول الدين فنصرها بزيادة شرح وتبيين، وأن ما قالوا وجاء به الشرع في الأصول صحيح في العقول، بخلاف ما زعم أهل الأهواء من أن بعضه لا يستقيم في الآراء، فكان في بيانه تقوية ما لم يدلَّ عليه من أهل السنة والجماعة، ونصرة أقاويل من مضى من الأئمة كأبي حنيفة وسفيان الثوري من أهل الكوفة، والأوزاعي وغيره من أهل الشام، ومالك والشافعي من أهل الحرمين، ومن نحا نحوهما من الحجاز وغيرها من سائر البلاد، وكأحمد بن حنبل وغيره من أهل الحديث، والليث بن سعد وغيره وأبي عبدالله محمد بن إسماعيل البخاري وأبي الحسين مسلم بن الحجاج النيسابوري إمامي أهل الآثار وحفاظ السنن التي عليها مدار الشرع رضي الله عنهم أجمعين«И очередь [в защите убеждений саляфов] дошла до нашего шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари. Он не вводил никаких новшеств в религию, а лишь разделял убеждения сподвижников, табиинов и других имамов саляфов касательно основ религии и объяснял их. Всё, что они исповедовали, соответствовало Шариату и не противоречило разуму, несмотря на то, что некоторые заблудшие утверждали, что, мол, убеждения саляфов противоречили разуму. В своих разъяснениях имам использовал сильные доводы. Он отстаивал убеждения имамов Куфы, таких, как Абу Ханифа и Суфьян Саври, имамов Шама, таких, как аль-Авзаи, имамов Хиджаза, таких, как Малик и Шафии, и имамов других исламских земель. [Он отстаивал] убеждения имама Ахмада и других ахлю-хадис: Лейса ибн Саада, Абу Абдуллы Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари и Абу аль-Хусейна Муслима ибн аль-Худжаджа ан-Несайбури (двух великих имамов ахлю-хадис) – а также прочих хранителей Сунны. Именно на этих ученых зиждется Шариат, да будет доволен Аллах ими всеми».
[Ибн Асакир, «Табйин казиб аль-Муфтари», стр. 103; Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/397]
Высказывания ученых о нем:
Хафиз Абдул-Гъафир ибн Исмаил аль-Фариси (451-529 х/1059-1135 м) сказал о нем в своей работе «Тарих ан-Найсабур»:
قال الحافظ عبد الغافر بن إسماعيل في «تاريخه» : كان البيهقي على سيرة العلماء ، قانعا باليسير ، متجملا في زهده وورعه . وقال أيضا : هو أبو بكر الفقيه ، الحافظ الأصولي ، الدين الورع ، واحد زمانه في الحفظ ، وفرد أقرانه في الإتقان والضبط ، من كبار أصحاب الحاكم ، ويزيد على الحاكم بأنواع من العلوم ، كتب الحديث ، وحفظه من صباه ، وتفقه وبرع ، وأخذ فن الأصول ، وارتحل إلى العراق والجبال والحجاز ، ثم صنف ، وتواليفه تقارب ألف جزء مما لم يسبقه إليه أحد ، جمع بين علم الحديث والفقه ، وبيان علل الحديث ، ووجه الجمع بين الأحاديث ، طلب منه الأئمة الانتقال من بيهق إلى نيسابور ، لسماع الكتب ، فأتى في سنة إحدى وأربعين وأربع مائة ، وعقدوا له المجلس لسماع كتاب «المعرفة» وحضره الأئمة«Аль-Байхаки был образцовым ученым, он довольствовался малым, был очень богобоязненным, его украшала простота…
Он — факих, хафиз, знаток усуля, ревностный, скрупулезный в науках, непревзойденный в своем знании, выдающийся в своем мастерстве. Он был одним из самых лучших студентов аль-Хакима, но превзошел аль-Хакима, овладев многими другими науками. С раннего возраста аль-Байхаки записывал и заучивал хадисы. Затем он обратился к фикху и овладел им. В поисках знаний он ездил в Ирак (аль-Джибаль и аль-Хиджаз), затем начал писать. В общей сложности ему принадлежит почти тысяча трудов, многие из которых стали первопроходческими (проложили дорогу для новых исследований), а многие – лучшими в своем роде. Он обладал глубокими знаниями в хадисе и фикхе; в проверке достоверности хадиса (‘иляль) и согласовании внешне противоречащих друг другу хадисов. Имамы просили его переехать в Нишапур из Байхака, чтобы получать знания из его трудов. Поэтому в 441-м году он переселился в Нишапур и стал читать уроки по своей книге «аль-Ма’рифа», эти уроки посещали многие имамы».
[аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 17/167]
Сказал имам Абу Са’д ас-Сам’ани (506-562 х/1113-1167 м) в книге «аль-Ансаб»:
كان إماما فقيها حافظا، جمع بين معرفة الحديث وفقهه، وكان يتتبع نصوص الشافعي وجمع كتابا فيها سماه كتاب المبسوط وكان أستاذه الحاكم الحافظ، وتفقه على أبي الفتح ناصر بن محمد العمري المروزي، وسمع الحديث الكثير وصنف فيه التصانيف اللتي لم يسبق إليها، وهي مشهورة موجودة بين أيدي الناس«Он был имамом, факихом, хафизом, в нем сочетались науки хадис и фикх, и следовал словам аш-Шафии, и написал книгу и назвал её «Китаб аль-Мабсут». Его учителем был хафиз аль-Хаким, а фикх он изучал у Абуль-Фатха Насир ибн Мухаммада аль-Амари аль-Марвази. Он слушал много хадисов и составил по ним труды, подобных которым не было до него и это известно и находится перед людьми».
[ас-Сам’ани, «аль-Ансаб», 1/438]
Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в книге «Сияр а’лям ан-нубаля» сказал об имаме аль-Байхаки:
هو الحافظ العلامة ، الثبت ، الفقيه ، شيخ الإسلام أبو بكر ، أحمد بن الحسين بن علي بن موسى الخسروجردي الخراساني . وبيهق«Он хафиз, великий ученый, надежный, факих, шейхуль Ислам Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хусравджарди аль-Хурасани из села Байхак».
Также аз-Захаби сказал:
وبلغنا عن إمام الحرمين أبي المعالي الجويني قال : ما من فقيه شافعي إلا وللشافعي عليه منة إلا أبا بكر البيهقي ، فإن المنة له على الشافعي لتصانيفه في نصرة مذهبه . قلت : أصاب أبو المعالي ، هكذا هو ، ولو شاء البيهقي أن يعمل لنفسه مذهبا يجتهد فيه ، لكان قادرا على ذلك ، لسعة علومه ، ومعرفته بالاختلاف«До нас дошло от имама аль-Харамайн Абуль-Ма’али аль-Джувайни (419-478 х/1028-1185 м), что он сказал: «Любой факих-шафиит обязан имаму аш-Шафии, кроме Абу Бакра аль-Байхаки, который, напротив, сам оказал ему услугу, написав книги, которые поддерживают шафиитский мазхаб и утверждают его подлинность»».
Я (аз-Захаби) скажу: «То, что сказал Абуль-Ма’али — истина. Ведь, если бы аль-Байхаки захотел создать свой собственный мазхаб, ему бы это было под силу, так как он владел всеми необходимыми для этого качествами и знаниями, включая всеобъемлющее знание в области различающихся мнений (ихтиляф)»».
Хафиз аз-Захаби передал три сна связанные с имамом аль-Байхаки:
قال شيخ القضاة أبو علي إسماعيل بن البيهقي : حدثنا أبي قال : حين ابتدأت بتصنيف هذا الكتاب -يعني كتاب «المعرفة في السنن والآثار»- وفرغت من تهذيب أجزاء منه ، سمعت الفقيه محمد بن أحمد -وهو من صالحي أصحابي وأكثرهم تلاوة وأصدقهم لهجمة- يقول : رأيت الشافعي -رحمه الله — في النوم ، وبيده أجزاء من هذا الكتاب ، وهو يقول : قد كتبت اليوم من كتاب الفقيه أحمد سبعة أجزاء . قال : وفي صباح ذلك اليوم رأى فقيهٌ آخرُ من إخواني الشافعيَّ قاعدا في الجامع على سرير وهو يقول : قد استفدت اليوم من كتاب الفقيه حديث كذا وكذا .وأخبرنا أبي قال : سمعت الفقيه أبا محمد الحسن بن أحمد السمرقندي الحافظ يقول : سمعت الفقيه محمد بن عبد العزيز المروزي يقول : رأيت في المنام كأن تابوتا علا في السماء يعلوه نور ، فقلت : ما هذا ؟ قال : هذه تصنيفات أحمد البيهقي .قلت : هذه رؤيا حق ، فتصانيف البيهقي عظيمة القدر ، غزيرة الفوائد ، قل من جوَّد تواليفه مثل الإمام أبي بكر ، فينبغي للعالم أن يعتني بهؤلاء سيما «سننه الكبير
«Сказал шейх кадиев Абу Али Исмаил ибн аль-Байхаки, что ему рассказал отец (аль-Байхаки), что когда он писал свою книгу «Аль-Ма’рифа фи ас-сунан валь-Асар», когда он освободился от расставления джузов, он услышал, что факих Мухаммад ибн Ахмад, ученый, известный своей набожностью, увидел сон, в котором имам аш-Шафии держал в руках эту книгу и говорил: «Сегодня я переписал 7 листов из книги факиха Ахмада».
Другой ученый тоже увидел во сне имама аш-Шафии, который находился в мечети и сказал: «Сегодня я использовал такой-то и такой-то хадис, упомянутый в книге факиха Ахмада».
Другой ученый, Мухаммад ибн Абдуль Азиз аль-Марвазий, сказал: «Я видел ларец, поднятый в небо, и от него шло свечение. Я спросил: «Что это?». И голос ответил: «Это книги Ахмада аль-Байхаки». Все три сна переданы сыном имама аль-Байхаки, Исмаилом ибн аль-Байхаки.
Я (аз-Захаби) скажу: «Это достоверные сны. Труды хафиза аль-Байхаки действительно имеют огромную ценность, они — достояние уммы. Мало кто достиг такого уровня в знаниях и ясности изложения. Каждому ученому необходимо ознакомиться с его книгами, особенно с «Сунан аль-Кабир»».
[аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 17/164-170; биография аль-Байхаки]
Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал:
كان الإمام البيهقي أحد أئمة المسلمين ، وهداة المؤمنين ، والدعاة إلى حبل الله المتين ، فقيه جليل ، حافظ كبير ، اصولي نحرير ، زاهد ورع ، قانت لله ، قائم بنصرة المذهب اصولاً وفروعاً ، جبلاً من جبال العلم … صار واحد زمانه ، وفارس ميدانه ، وأحذق المحدّثين ذهناً ، وأسرعهم فهماً وأجودهم قريحةً. وبلغت تصانيفه ألف جزء ، ولم يتهيّأ لأحدٍ مثلها ، أمّا السنن الكبير ، فما صنّف في علم الحديث مثله تهذيباً وترتيباً وجودةً ، وأمّا المعرفة معرفة السنن والآثار ، فلا يستغني عنه فقيه شافعي … وكلّها مصنّفات لطاف ، مليحة الترتيب والتهذيب ، كثيرة الفائدة ، يشهد من يراها من العارفين بأنّها لم يتهيّأ لأحدٍ من السابقين«Имам аль-Байхаки был одним из имамов мусульман, наставником верующих, и призывал к пути Аллаха. Величественный факих, крупный хафиз, знаток усуля, богобоязненный аскет, набожный, оказывал помощь мазхабу, его основам и ответвлениям. Был горой из гор знаний.
Стал единственным своего времени, был путешественником, и самым проницательным из мухаддисов, с быстрым пониманием, и самым гениальным. Колличество его книг дошло до тысячи, и никто не способен на такое.
Что касается его книги «Сунан аль-Кабир», то никому не удалось еще составить книгу хадисов, подобную этой по организации, классификации и превосходству.
Что касается книги «Аль-Маарифату Сунаниль Асар», этот труд обязателен для каждого факиха-шафиита. И все его труды интересны, с прекрасной классификацией и организацией, в них много пользы. Тот, кто знаком с ними из познавших Аллаха, свидетельствует, что никому из прежних не удавалось составить подобное».
[«Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 4/8]
Хафиз Ибн Касир (701-774 х/1301-1373) сказал:
قال ابن كثير:كان أوحد أهل زمانه في الإتقان والحديث والفقه والتصنيف، وكان فقيها، محدثا، أصوليا«Был единственным среди людей своего времени в точности передачи знаний, в хадисе, в фикхе, составлении книг. И был он факихом, мухаддисом, и знатоком усуля».
[«Аль-Бидаят ва ан-Нихая»]
Великий исламский историк Ибн Халикан (608-681 х/1211-1282 м) сказал:
الفقيه الشافعي ، الحافظ الكبير المشهور ، واحد زمانه وفرد أقرانه في الفنون ، من كبار أصحاب الحاكم أبي عبدالله ابن البيّع في الحديث ، ثمّ الزائد عليه في أنواع العلوم … وهو أوّل من جمع نصوص الإمام الشافعي رضي الله تعالى عنه في عشر مجلّدات … وكان قانعاً من الدنيا بالقليل«Шафиитский факих, крупный и известный хафиз, единственный своего времени, единственный среди сверстников в науках. Был из больших учеников Аль-Хакима Абу Абдуллаха в науке хадиса, затем превзошел его в разных областях знаний… Он первый кто собрал высказывания имама аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в 10-ти томах… Он довольствовался малым в этом мире».
[Вафаятуль А’ян, 1/57]
Сказал имам Якъут аль-Хамави (574-626 х/1178-1225 м):
ومن أشهر أئمّتهم الإمام أبو بكر أحمد بن الحسين بن عبدالله بن موسى البيهقي … صاحب التصانيف المشهورة ، وهو الإمام الحافظ ، الفقيه الأصولي ، الدين الورع…«Из известных имамов является имам Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн ибн Абдуллах ибн Муса аль-Байхаки, автор известных книг. Он был имамом, хафизом, факихом, знатоком усуля, религиозным, богобоязненным».
[«Муъджамуль Бульдан», 1/538]
Хафиз Ибн аль-Асир (555-630 х/1160-1233 м) сказал:
كان إماما في الحديث، وتفقه على مذهب الشافعي«Он был имамов в хадисе, и изучал шафиитский фикх».
[«Аль-Камиль», 8/104]
Имам Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи (508-597 х/1115-1201 м) сказал:
كان واحد زمانه في الحفظ والإتقان وحسن التصنيف، وجمع علم الحديث والفقه والأصول«Был единственным в свое время в запоминании, уточнении и составлении книг. Он собрал сборники хадисов, и книги по фикху и усулю».
Имам Афиф аль-Яфии (698-768 х/1298-1366 м) сказал:
الإمام الكبير ، الحافظ النحرير ، أحمد بن الحسين ، البيهقي ، الفقيه الشافعي ، واحد زمانه وفرد أقرانه في الفنون ، من كبار أصحاب الحاكم أبي عبدالله ابن البيع في الحديث ، الزائد عليه في أنواع العلوم ، له مناقب شهيرة ، وتصانيف كثيرة بلغت ألف جزء …«Большой имам, выдающийся хафиз, Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки, шафиитский факих, единственный своего времени среди сверстников в науках. Был одним из больших учеников аль-Хакима Абу Абдуллаха в науке хадис, и превосходил его в нескольких науках. У него есть известные достоинства, много книг, количество которых доходит до тысячи».
[«Миръатуль Джинан», события 458 года]
Имам Ибн аль-Варди (691-749 х/1292-1349 м) сказал о нем:
إمام في الحديث والفقه … رحل في طلب الحديث إلى العراق والجبال والحجاز ، وهو أول من جمع نصوص الشافعي في عشر مجلّدات ، ومن تصانيفه … قال إمام الحرمين … وكان قانعا من الدنيا بالقليل«Имам в хадисе и фикхе… путешествовал в поисках хадисов в Ирак, Джибаль, и земли Хиджаза. Аль-Байхаки первый, кто собрал высказывания имама аш-Шафии в 10-ти томах…Он довольствовался малым в этом мире».
[«Татиматуль Мухтасар фи ахбариль Башар», 1/559]
Имам Ибн Къади Шубха (779-851 м/1377-1448 х) сказал:
الإمام الحافظ الكبير أبو بكر البيهقي ، الخسروجردي ، سمع الكثير ورحل وجمع وحصّل وصنّف … وكان كثير التحقيق والإنصاف ، حسن التصنيف«Имам, крупный хафиз, Абу Бакр аль-Байхаки, аль-Хусраваджради. Он слышал от многих ученых, и отправлялся в разные страны, и составил книги… Был большим исследователем книг, и сам был прекрасным составителем книг»
[«Табакат аш-Шафиийя», 1/226]
Имам Джамалуддин аль-Иснави (704-772 х/1306-1370 м) сказал:
الحافظ الفقيه الأصولي ، الزاهد الورع ، القائم في نصرة المذهب«Хафиз, факих, знаток усуля, набожный аскет, занимался помощью мазхабу [аш-Шафии]»
[«Табакат аш-Шафиийя», 1/198]
Имам аль-Хатиб ат-Табризи (ум. 502 х/1109 м) сказал:
كان أوحد دهره في الحديث والتصانيف ومعرفة الفقه ، وهو من كبار أصحاب الحاكم أبي عبداللهقالوا : سبعة من الحفاظ أحسنوا التصنيف ، وعظم الانتفاع بتصانيفهم : أبو الحسن علي بن عمر الدارقطني ، ثمّ الحاكم أبو عبدالله النيسابوري ، ثمّ أبو محمّد عبد الغني الأزدي حافظ مصر ، ثمّ أبو نعيم أحمد بن عبدالله الإصفهاني ، ثمّ أبو عمرو ابن عبدالبر النمري حافظ أهل المغرب ، ثمّ أبو بكر أحمد بن حسين البيهقي ، ثمّ أبو بكر أحمد الخطيب البغدادي …«Был единственным своего времени в хадисе, составлении книги и в знании фикха. И он их больших учеников аль-Хакима Абу Абдуллаха.
Сказали: 7 хафизов составили прекрасные книги, в которых много пользы: Абуль-Хасан Али ибн Умар ад-Даракутни, затем Аль-Хаким Абу Абдуллах ан-Найсабури, затем Абу Мухаммад Абдул-Гани аль-Азади, хафиз Египта, затем Абу Нуайм Ахмад ибн Абдуллах аль-Исфахани, затем Абу Умар ибн Абдиль Барр ан-Намри, хафиз Магрба, затем Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн аль-байхаки, затем Абу Бакр Ахмад Аль-Хатиб аль-Багдади».
[«Аль-Икмалю фи Асмаи риджаль»]
Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) сказал:
البيهقي الإمام الحافظ العلامة ، شيخ خراسان … لزم الحاكم وتخرج به ، وأكثر منه جدّاً ، وهو من كبار أصحابه ، بل زاد عليه بأنواعٍ من العلوم ، كثير الحديث وحفظه من صباه ، برع وأخذ في الأصول وانفرد بالإتقان والضبط والحفظ ، ورحل … وعمل كتباً لم يسبق إليها … وبورك له في علمه ، لحسن قصده وقوّة فهمه وحفظه ، وكان على سيرة العلماء ، قانعاً باليسير ، مات في عاشر جمادى الأولى ٤٥٥ بنيسابور ، ونقل في تابوت إلى بيهق مسيرة يومين«Аль-Байхаки, имам, великий ученый, шейх Хурасана… он постоянно находился с аль-Хакимом и является его студентом и был усерднее чем он, и из его больших учеников. Даже он превзошел его в нескольких науках, знал много хадисов и учил их с детства. Был искусным, изучал усуль.
Он составил много книг, и никто не мог опередить его в этом дело… Его знаниях была благодать, из-за хорошего намерения и глубокого понимания и запоминания. Он соблюдал образ жизни ученых, и довольствовался малым. Умер 10-го числа Джумадуль Уля, 455 году в Найсабуре».
[«Табакатуль Хуффаз», стр. 433]
Источник: al-fatava.com
Прекрасно о достоинствах знания сказал имам аш-Шафи’и: “Достаточно знанию достоинства в том, что его приписывает себе даже тот, кто им не обладает, и радуется, когда его приписывают ему. И достаточно позора невежеству, что от него пытается отречься даже тот, кому оно присуще, и гневается, когда его приписывают ему!” аль-Байхакъи в “Манакъибу-Шшафи’и” 155.