Имам Абу Джаъфар Ахмад ибн Мухаммад ибн Саляма аль-Азди аль-Хаджри ат-Тахави аль-Мисри аль-Ханафи.
Имам ат-Тахави родился в деревне Таха в Египте. Его предки, родом из Йемена, переселились в Египет после того, как он стал частью халифата. Есть разные мнения насчет даты рождения имама – 229/843, 230/ 844, 238/852 и 239/853 года упоминаются у разных биографов. Имам ас-Сам’ани утверждает, что он родился в 229 и это – верное мнение. Он умер в Египте в 321/933.
Его кормилицей была супруга великого мухаддиса Абу Мусы аль-Мисри – одного из учителей Абу Давуда и ан-Насаи. Первым его учителем была мать. Она была знающей, непосредственно училась у имама аш-Шафии, да будет доволен им Аллах. Ее брат, имам аль-Музани известен как самый влиятельный сторонник шафиитского мазхаба в Египте и лучший ученик имама аш-Шафии, поэтому в книгах она фигурирует либо как ухт-Музани, либо как умм-Тахави. Так же, как и ее брат, она посещала уроки имама аш-Шафии и даже стала всесторонне образованным ученым определенной значимости в шафиитском мазхабе.
Имам ас-Суюти пишет о ней: «Она посещала кружок имама аш-Шафии и на нее ссылается имам ар-Рафи’и в разделе закят. Также о ней упоминают ас-Субки и аль-Иснави в сборнике биографий ученых-шафиитов».
Не удивительно, что, окруженный такими людьми, имам ат-Тахави, да будет доволен им Аллах, был склонен к изучению религиозных наук еще в детстве. Он ребенком заучил весь Коран наизусть и посещал уроки своего отца, а затем и других ученых.
Имам ат-Тахави глубоко изучал хадис и фикх, его считали одним из величайших мухаддисов и факихов своего времени. Абу Исхак аш-Ширази пишет, что он был последним лидером ханафитского фикха в Египте. Он начал изучение шафиитского фикха под руководством дяди (брата матери) имама аль-Музани, затем он принялся за изучение ханафитского мазхаба под руководством шейха Абу Джа’фара Ахмада ибн Аби Имрана, который впоследствии стал главным кади (судья) Египта в 270/883.
В 268 (882) году ат-Тахави направляется в Сирию для дальнейшего изучения ханафитского фикха и становится учеником Кади Абу Хазима Абдуль-Хамида ибн Джа’фара, который на тот момент был главным судьей Сирии. Он брал хадис у большого числа шейхов, особенно тех, кто посещал Египет в то время. У него также было много видных учеников.
Он автор многих значимых трудов, некоторые из которых мы упомянем: Шарх Ма’ани аль-Асар, Мушкиль аль-Асар, Ахкям уль Коран, Ихтиляф уль уляма, Ан-Навадир аль Фикхиййя, Китаб аш-Шурут аль-Кабир, Аш-Шурут аль-Авсат, Шарх аль-Джами ас-Сагир, Шарх аль-Джами аль-Кабир, Аль-Мухтасар, Манакиб Аби Ханифа, Тарих аль-кабир, Ар-Радд аля Китаб аль-Мудаллисин, Ар-Радд аля Аби Убайд, Ар-Радд аля Иса бин Аббан, Хукм ‘Аради Мака и другие труды.
Имам ат-Тахави посвятил всю свою жизнь преподаванию и написанию книг. Только недавно была найдена часть его огромного труда по тафсиру. Лишь его работы по ихтиляфу, по сообщению его биографов, составляют 130 томов. К сожалению, они не дошли до наших дней. Однако часть этого труда в сокращенном варианте, которую сделал великий ученый-ханафит и муфассир Абу Бакр аль-Джассас (ум. 370/981), сохранились в рукописном виде в Стамбуле.
Он написал труд по классификации хадисов, а также сборник хадисов, которые он заучил от своего дяди – имама аль-Музани — под названием «Сунан аш-Шафии». Он также автор известного «Шарх ма’ани аль-Асар» — комментария ко всем хадисам, относящихся к вопросам фикха.
Самая важная из его работ по фикху — это, пожалуй, «Мухтасар», на которую ученые-ханафиты написали несколько подробных шархов.
Самым же известным из его трудов стала работа по акыде «Баян ас-Сунна валь-Джама’а» – известная как «Акыда ат-Тахавийя». Небольшой по объему, но огромный по важности текст на все времена, перечисляющий все то, что должен знать и во что должен верить каждый мусульманин.
Акыда ат-Тахавийя содержит положения, насчет которых нет разногласий ни среди сподвижников, ни среди табиинов, ни среди великих ученых Исламского мира, таких как имамы четырех мазхабов и их значимые последователи. Принципы, которые перечисляет имам ат-Тахави, целиком и полностью взяты из первоисточников Религии: Священного Корана и достоверных хадисов.
Во введении имам говорит, что собрал положения веры Ахлю-Сунна валь Джама’а на основе взглядов имамов Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, да будет доволен ими Аллах – всем известных факихов ханафитского мазхаба. Имам ат-Тахави не делал попыток объяснить эти положения или попыток разрешить старые теологические проблемы.
Простота этого текста сделала очевидной нужду в более сложном толковании положений веры для того, чтобы дать отпор философам и всяким сектам, таким как антропоморфисты, детерминисты и рационалисты.
Высказывания ученых о нем:
Ибн Йунус, как это сообщает Ибн Асакир в своем «Тарих ад-Димашк» (т.7, стр. 368), сказал:
وكان ثقة ثبتاً فقيهاً عاقلاً، لم يخلف مثله«Он был достойным доверия в передаче хадисов, обладал хорошей памятью, умом и знанием фикха, и не оставил себе равных».
В своей книге «ас-Сила» Маслама ибн аль-Касим, как это передает Ибн Хаджар в своей книге «аль-Лисан» (т. 1, стр. 276), сказал:
كان ثقة جليل القدر، فقيه البدن، عالما باختلاف العلماء، بصيرا بالتصنيف، وكان يذهب مذهب أبي حنيفة، وكان شديد العصبية فيه.«Он был достойным доверия, очень уважаемым и видным человеком, знал различные мнения и разбирался в трудах ученых».
Ибн Надим в «аль-Фихристе», стр. 260, сказал:
«Он был одним из тех, кто в то время отличался умом и аскетическим образом жизни».
Имам Ибн Абдиль-Барр, как это говорится в «аль-Лжавахир аль-мудыййа», сказал:
كانَ مِنْ أعلمِ النَّاسِ بِسِيَرِ الكُوْفِيِّيْنَ وأخْبَارِهِمْ ، معَ مُشَارَكَتِه فِيْ جَمِيْعِ مَذَاهِبِ الْفُقَهَاءِ.«Он был одним из знатоков биографий ученых Куфы, историй о них, и их знания фикха, вместе с тем он имел познания в области правовых школ — мазхабов».
Имам Абу Са’д ас-Сам’ани в книге «аль-Ансаб», т. 8, стр. 218, говорит:
وكان ثقة ثبتا فقيها عالما لم يخلف مثله.«Он был имамом, достойным доверия в передаче хадисов, знатоком фикха, не оставившим себе равных».
Хафиз Абуль-Фаррадж ибн аль-Джаузи в книге «аль-Мунтазам», т. 6, стр. 250, говорит:
كان الطَّحَاوي ثَبْتا ، فَهِما ، فَقِيْها ، عَاقِلا ، مِنْ طَحا ، قرية فِيْ صعِيدِ مِصر ، وكذا قَالَ سِبْطه فِيْ ”مرآة الزمان“ ، ثُمَّ قَالَ: ”واتَّفَقُوا عَلى فَضْلِه و صِدْقِه وزهدِه وورعِه.«Он обладал проницательностью и умом, знанием фикха, был достойным доверия в передаче хадисов, красиво сложен, и все говорили о его достоинствах, правдивости, довольстве малым и скромности».
Хафиз Ибн аль-Асир в «аль-Лубаб», т. 2, стр. 276, пишет:
كان إمام، فقيه، من الحنفيين، وكان ثقة ثبت«Он был имамом, факихом ханафитского мазхаба, и был достоин доверия (в передаче хадисов)».
Хафиз аз-Захаби в «Сияр а’лам ан-нубала», т. 15, стр. 27, пишет:
الطحاوي الإمام العلامة الحافظ الكبير , محدث الديار المصرية وفقيهها … من نظر في تواليف هذا الإمام علم محله من العلم , وسعة معارفه«Великий ученый, имам, великий хафиз, известный в Египте знаток хадисов и факих… и каждый, кто знаком с трудами этого имама, увидит степень его учености и широту познаний».
В другой своей книге «ат-Тарих аль-кабир» в статье о 33-ем поколении он говорит:
الفقيه المحدث الْحَافِظ أحد الأعلامِ ، وكان ثقةً ، ثبتاً ، فقيهاً ، عاقلاً«Факих, знаток и передатчик хадисов, один из известнейших ученых, он был достоин доверия, был хафизом и обладал знаниями и отличался умом».
Имам ас-Сафади в «Аль-вафи биль-вафийат», т. 8, стр. 9, пишет:
كان ثقة نبيلاً، ثبتاً، فقيهاً، عاقلاً لم يخلف بعده مثله«Он был достоин доверия в передаче хадисов, был благородного происхождения, отличался умом и знанием фикха, подобных которому больше не было».
Имам аль-Йафии сказал:
بَرَعَ فِيْ الْفِقْهِ والحَدِيثِ ، وصَنَّفَ التَّصَانِيْفَ المُفِيْدَةَ«Он был знатоком хадисов и фикха, и написал ряд полезных произведений».
Хафиз Ибн Касир в «Аль-Бидайа», т. 11, стр. 187, говорит о нем:
الفقيه الحنفي صاحب المصنفات المفيدة والفوائد، وهو أحد الثقات الأثبات، والحفاظ الجهابذة«Факих ханафитского мазхаба, автор ряда полезных произведений, один из точнейших передатчиков хадисов, обладал исключительной памятью».
Имам Джалалуддин ас-Суюти в «Табакат аль-хуффаз», стр. 337, пишет:
الإمام العلامة الحافظ صاحب التَّصَانِيْفِ البديعة، وكان ثَقَةً ثبْتًا فقيهاً لم يخلف بعده«Имам, авторитетный ученый и знаток хадисов, автор уникальных трудов, факих, подобных которому больше не было».
Ад-Давуди в «Табакат аль-муфассирин», т. 1, стр. 74, сказал о нем:
«Имам, видный ученый и знал наизусть много хадисов».
Махмуд Сулейман аль-Кафави в своей книге «Ат-табакат», как это передает аль-Лакнави в «Аль-фаваид аль-бахийа», стр. 31, писал:
«Авторитетнейший имам, он был широко известен, прекрасными отзывами о котором были полны многие страницы… Он был имамом в знании хадисов и преданий… автор величайших и авторитетнейших произведений».
Имам Бадруддин аль-Айни (762-855 х/1361-1451 м) в книге «Нахбуль афкар» сказал:
أما الطحاوي فإنه مجمع عليه في ثقَتهِ وأمانته وفضيلته التامة ويده الطُّوْلَى في الحديث وَعَلِلِهْ وناسخة ومنسوخه، ولقد أثنَي عليه السلف والخلف«Что касается имама ат-Тахави, то поистине ученые единогласны в его доверенности и полноценном достоинстве, в его таланте в области хадисов, в тех причинах которые он приводил (о не достоверности того или иного хадиса), в тех хадисах, которые он считал насихами(отменяющими решение другого хадиса) и мансухах (отмененных хадисов другим хадисом). Его хвалили как саляфы, так и халяфы».
Имам Ибн Тагриберди (813-874 х/1410-1470 м) сказал в «Ан-Нуджум аз-Захира»:
إمام عصره بلا مدافعة فى الفقه والحديث واختلاف العلماء، والأحكام، واللغة والنحو، وصنف المصنفات الحسان«Имам своего века без сомнений, в фикхе, хадисах, хиляфах ученых, ахкамах, в арабском языке и грамматике и один из прекраснейших авторов».
Источник: al-fatava.com
Имам ат-Тахауи сказал: “Ученые из числа первых и последующих поколений являются обладателями блага, следующими по прямому пути, понимающими фикъх и разбирающимися в разногласиях. И мы не упоминаем о них, кроме как с хорошей стороны, а тот, кто отзывается о них плохо, тот не на прямом пути”. См. «‘Акъидату-Ттахауия» 24.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая знающих, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фатуа, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» аль-Бухари 100, Муслим 3/737.
Он автор многих значимых трудов, некоторые из
которых мы упомянем:
1. Шарх Ма`ани аль-Асар
2. Мушкиль аль-Асар
3. Ахкям уль Коран
4. Ихтиляф уль уляма
5. Ан-Навадир аль Фикхиййя
6. Китаб аш-Шурут аль-Кабир.
7. Аш-Шурут аль-Авсат.
8. Шарх аль-Джами ас-Сагир.
9. Шарх аль-Джами аль-Кабир.
10. Аль-Мухтасар.
11. Манакиб Аби Ханифа
12. Тарих аль-кабир
13. Ар-Радд аля Китаб аль-Мудаллисин
14. Ар-Радд аля Аби Убайд
15. Ар-Радд аля Иса бин Аббан.
16. Хукм `Аради Мака
и другие труды.