بسم الله الرحمن الرحيم



Имам ан-Навави(631-676 х/1233-1277 м)



Шейхуль Ислам, Мухйиддин, Абу Закарийя, Яхья ибн Шараф ибн Мари ибн Хасан ибн Хусейн ибн Хизам ибн Мухаммад ибн Джумъата ан-Навави ад-Димашки аш-Шафии.

Имам Мухийддин Абу Закарийя Яхья бин Шараф ан-Навави был последователем шафиитской богословско-правовой школы (мазхаба) Ислама, знатоком хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и имамом, который удостоился высокого звания Шейхуль-Ислам.

Он родился в месяце Мухаррам 631-го года по хиджре в Сирии, в деревне Нава. Еще с детских лет он отличался от сверстников любовью к знаниям и к религии Аллаха. Его отец рассказывал, что однажды, в 27-ю ночь месяца Рамадан, в середине ночи сын разбудил его и сказал: «Отец, что это за свет наполнил наш дом?» Вся семья проснулась , но никто этого света не увидел. И тогда отец понял, что это ночь Ляйлятуль-Кадр – ночь могущества и предопределения, которая лучше, чем тысячи месяцев. Будущему имаму в то время было семь лет. По достижении десятилетнего возраста он начал заучивать Коран наизусть и читать книги по фикху.

Рассказывают, что когда Мухийддину было десять лет, шейх Ясин аль-Мараккиши, под духовное воспитание которого он впоследствии вступил, увидел, как дети принуждали Мухийддина играть с ними в подвижные игры, а он, не желая играть, плача, убегал от них и посвящал всё свое время чтению Благородного Корана. Шейх встретился с учителем Мухийддина и сказал ему, что мальчика ожидает великое будущее, что он будет самым известным учёным и аскетом своего времени и много людей получат от него пользу. Учитель спросил шейха: «Не астролог ли ты?». Тот ответил: «Нет, Всевышний даровал мне эти знания». После того, как учитель рассказал эту историю отцу имама ан-Навави, тот стал придавать большое значение обучению сына.

Маленькое село, в котором вырос имам ан-Навави, не могло удовлетворить его потребности в знаниях, и тогда отец решил продолжить образование сына в Дамаске, который в то время был одним из центров исламской цивилизации. Одних только высших учебных заведений в Дамаске было более трехсот. Люди со всего света стекались в этот город в поисках знаний. В 649-м году, когда имаму Навави исполнилось 19 лет, он переселился в Дамаск, в медресе Равахия, которое находилось рядом с известной Омеядской мечетью.

Один из ученых рассказал, что увидел во сне Пророка (мир ему и благословение) и Пророк сказал ему: «Если ты найдешь разные мнения в каком либо вопросе у имама аль-Газали, Абу Исхака Ширази (автора книги «Мухазаб») и Ан-Навави, то придерживайся мнения ан-Навави, так как он из наиболее знающих Сунну. Также этот ученый передает, что во второй раз увидел во сне Пророка (мир ему и благословение) и спросил об имаме Ан-Навави. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Он — возродитель (оживитель) религии (Мухйиддин)».

С самого начала обучения Мухийддин отличался огромным стремлением к знаниям и удивительной способностью к запоминанию. Во время обучения он не тратил впустую практически ни минуты свободного времени и даже в дороге занимался изучением того или иного предмета. Имам говорил, что первые два года обучения он ни разу не ложился в постель — до такой степени был увлечён изучением наук. Если его одолевал сон, он засыпал ненадолго прямо за книгами, когда просыпался, продолжал учебу дальше. Обладая феноменальной памятью, каждый день он брал по двенадцать уроков, запоминая целые книги. В первый же год обучения в Дамаске за четыре с половиной месяца он выучил наизусть книгу «Танбих» и в том же году – первый том книги «аль-Мухаззаб». Благодаря настойчивости, усердию и любви к знаниям он обрёл благосклонность и любовь своих учителей, которые в скором времени начали поручать ему разъяснять уроки сверстникам.

В 651-м году имам Навави со своим отцом совершил хадж. По дороге он сильно заболел и выздоровел только по возвращении из паломничества.

Отучившись в Дамаске шесть лет, в 655-м году он начал преподавать в медресе Ашрафия и писать книги. За свою короткую жизнь он написал более шестидесяти произведений, посвященных различным областям исламских наук. Вряд ли найдётся человек, обучающийся исламским наукам, который не читал бы книги, принадлежащие перу этого известного ученого.

Среди его сочинений отметим следующие:

1. «Аль-Арба’ун» («Сорок хадисов»). Эта книга получила очень широкое распространение среди мусульман и стала их настольной книгой. Хотя имеется множество книг, где собрано по сорок хадисов, ни одна из них не пользуется таким авторитетом и известностью как «Сорок хадисов» ан-Навави.
2. «Риязу ссалихин» («Сады праведных»). Этот сборник хадисов также можно встретить во многих домах мусульман.
3. «Аль-Азкар». Эта книга получила широкую популярность. В ней собраны различные поминания Всевышнего и славословия, взятые из хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
4. «аль-Минхадж». Книга посвящена описанию основ мусульманской юриспруденции согласно шафиитскому мазхабу. Хотя сама книга небольшая, она получила широкое применение среди обучающихся исламскому праву и стала основной книгой, откуда они черпают знания. Многие ученые составили многотомные комментарии к ней.
5. «Шарх Сахиху Муслим» – комментарий к одному из самых авторитетных в мусульманском мире сборников достоверных хадисов, составленному имамом Муслимом.
6. «Бустануль-’арифин» — отдельная книга о пути познания Всевышнего Аллаха – суфизме.
7. «Аль-Макасид» — краткий, но очень ценный труд по основам Ислама.

Кроме вышеназванных работ, перу Имама Навави принадлежит ещё множество прекрасных книг. Перечисленных произведений достаточно, чтобы осмыслить глубину познаний корифея исламских наук. По мнению ученых, такое распространение и известность книг имама ан-Навави среди мусульман свидетельствует об искренности его намерений.

Его известные книги:

Хадис:
Шарх Сахих Муслима бин аль-Хаджадж, самое большое из его трудов.
Шарх Сунан Абу Давуда,
Шарх Сахих аль-Бухари (не завершен).
Мухтасар Сунан ат-Тирмизи.
Хуласат-уль-Ахкам мин Мухиммати-с-Сунани ва Каваиди Ислям.
Хулят-уль-Абрар ва Шиар-уль-Ахяр, Фи талхиси-д-Даават валь-Азкар аль-Мустахаббату фи Лайли ва Нахар,
Риязу Салихин (Сады праведных).
Азкар аль-Мунтахибату мин Калями Саййиди Абрар,
Такриб ва Тайсир ли Маърифати сунани Аль-Башир Ан-Назир.
Иршаду-т-Туляб-уль-Хакаик иля маърифатиль Хакки мин Худа Хайри Халаики.
Ма тамассака иляйхи Хаджатуль Карии ли Сахихи аль-Бухари.

Фикх:
Минхаджу-т-Талибин ва умдатуль Муфтийин.
Равзату-т-Талибин ва Умдатуль Муфтийин.
Матн аль-Изах фи Манасик.
Адабуль Фатва валь Муфти валь Мустафта.
Фикхуль Мукаран.
Аль-Маджмуъ шарх аль-Мухаззаб,

Коран:
Тибьян фи Адаби Хамалятиль Куръан.

Другие книги:
Тахзибуль Асмаи ва Люгат, о биографиях и сияре.
Табакатуль Фукаха, о биографиях и сияре.
Тахриру танбих, о языке.
Тархис Биль-Киями Лизавиль Фазли валь Мазияти мин Ахлиль Ислям.
Табакату Шифаят
Бустануль Ари
Вирду миналь Азкар, называется «Вирдом Навави»

Имам Мухийддин ан-Навави известен не только своими глубокими познаниями, но и своей отрешенностью от мирского, набожностью, богобоязненностью и усердием в поклонении. Он был учёным, чьи знания не расходятся с деяниями, и, не зная страха, делал наставления правителям. В его жизни можно найти очень много ярких свидетельств этому. Вот некоторые из них:

Несмотря на то, что он достиг великих высот в науках и за короткое время стал общепризнанным ученым, что открывало перед ним большие возможности для обретения мирских благ, он не придавал никакого значения мирским усладам и даже отказался от женитьбы.

Всё время проживания и работы в Дамаске он жил в комнате при медресе Ашрафия, в которой поселился, когда переехал в Дамаск. В то время Дамаск являлся одним из центров исламской культуры, и работа преподавателя была одной из самых престижных и высокооплачиваемых, но тем не менее имам ан-Навави не использовал эти деньги для своих нужд, а тратил их на пути Аллаха. Он оставлял свою заработную плату у смотрителя медресе и по истечении года на накопленную сумму покупал для медресе имущество и книги, ни от кого не принимал подарков, кроме близких ему людей, и то при крайней необходимости. Мать посылала ему одежду, а отец — еду, и он довольствовался этим.

В еде он был крайне сдержан и довольствовался самой простой пищей, ел всего один раз в сутки после ночного намаза и один раз пил воду перед утренним намазом. Все дни, кроме тех, когда запрещено поститься, имам ан-Навави проводил в постах и даже отказывался отведать фрукты, которыми славился Дамаск. Он говорил, что фрукты вызывают тягу ко сну и леность.

Шейх Ибн Фарх говорил о нем так: «Шейх Мухийддин обладал тремя степенями: знаниями, отрешенностью от мирского и призывом совершать благое и отказаться от порицаемого. Будь хоть одна из этих степеней у кого-либо другого, люди стали бы стекаться к нему из различных уголков земли».

Когда он видел, что кто-либо совершает запретное деяние, ничто не могло помешать ему выразить недовольство и воспрепятствовать.

Однажды, когда Захир Бейбарс, правитель Египта и Сирии, разбивший войска непобедимых доселе татаро-монголов, посетил Дамаск, казначей убедил его, что большинство садов Дамаска принадлежат государству, и султан Бейбарс издал указ, который требовал от каждого, кто пользовался этими угодьями, предоставить доказательства на право владения ими. Люди обратились к имаму с просьбой о помощи. Имам ан-Навави написал письмо к правителю, в котором высказал своё несогласие с решением султана и указал, что его действия противоречат Шариату. Прочитав это письмо, султан разгневался и приказал лишить имама платы и должностей, но ему ответили, что имам не обладает должностями и не берёт плату. Когда имам убедился в том, что его письмо не возымело должного действия, он решил посетить султана, выказать ему своё недовольство и указать на запретность его действий по Шариату. Услышав его речь, султан пришёл в ярость и хотел наказать имама, но Всевышний охладил его пыл и оградил великого имама от его гнева. Султан отменил свой приказ, и люди избавились от гнёта.

Непобедимый воин и герой многих сражений, султан Бейбарс говорил про него: «Этот человек наводит на меня страх». Неверующему может быть непонятно, как бесстрашный воин, обладающий огромной властью, может бояться простого учёного, но для мусульманина в этом нет ничего удивительного, ибо Аллах вселяет в сердца людей страх перед тем, кто боится Его.

В конце своей недолгой жизни имам Мухийддин Абу Закария Яхья бин Шараф ан-Навави побывал на родине, посетил дорогие святыни своих покойных учителей и любимцев, а также Иерусалим и Аль-Халиль (Хеврон). Он заболел и скончался в месяце Раджаб 676-го года по хиджре в своей родной деревне Нава, где и был похоронен.

Его известные учителя:

Таджуддин Абдур-Рахман бин Ибрахим бин Саббаг аль-Казари, известен как «Фирках», умер в 690 году.
Исхак бин Ахмад аль-Магриби, аль-Каммал Абу Ибрахим, мухаддис медресе ар-Равахия, умер в 650 году.
Абу Мухаммад Абду-р-Рахман бин Нух бин Мухаммад бин Ибрахим бин Муса аль-Макдиси ад-Димашки, муфтий Дамаска, умер в 670 году.
Салляр бин Хасан аль-Ирбили аль-Халяби ад-Димашки, имам шафиитского мазхаба в свое время, умер в 670 году.
Имам Абу Шама аль-Макдиси,
Абуль Фатх Умар бин Биндар бин Умар бин Али бин Мухаммад ат-Тифлиси аш-Шафии, умер в 672 году.
Шейх Абуль Аббас Ахмад бин Салим аль-Мисри ан-Нахви аль-Люгави, умер в 664 году.
Аль-Фахру аль-Малики,
Шейх Ахмад бин Салим аль-Мисри,
Ибрахим бин Иса аль-Муради аль-Андалуси аль-Мисри, потом ад-Димашки, имам хафиз, умер в 668 году.
Зайнуддин Абу Бакаъ Халид бин Юсуф бин Саъд ан-Наблиси, имам от которого получили пользы, Мухаддис, Хафиз, умер в 663 году.
Абдуль Азиз бин Мухаммад бин Абдуль-Мухсин аль-Ансари аль-Хамви аш-Шафии, шейх шейхов, умер в 662 году.
Абуль Фарадж Абдурахман бин Абу Умар Мухаммад бин Мухаммад бин Ахмад бин Мухаммад бин Куддама аль-Макдиси, из имамов Хадиса в его время, умер в 682 году.
Имадуддин Абу Фазаиль Абдуль-Карим бин бин Абдуссамад бин Мухаммад аль-Харистани, Кади кадиев, и проповедник Дамаска, умер в 662 году.
Джамалуддин Абдур-Рахман бин Салим бин Яхья аль-Анбари ад-Димашки аль-Ханбали, муфтий, умер в 661 году,
Ридза бин аль-Бурхан,
Зайнуддин Абуль-Аббас бин Абду-д-Даим аль-Макдиси,
Джамалуддин Абу Закария Яхья бин Абуль Фатх ас-Сайрафи аль-Харрани,
Абуль Фазл Мухаммад бин Мухаммад бин Мухаммад аль-Бакри, Хафиз,
Зияъ бин Тамам аль-Ханафи,
Шамсуддин бин Абу Амр, и другие из этого поколения.



Его известные ученики:

Аляуддин бин Аттар,
Шамсуддин бин Такиб,
Шамсуддин Джаъван,
Шамсуддин бин Каммах,

Хафиз Джамалуддин аль-Миззи,
Кади Кадиев Бадруддин бин Джама’а,
Рашидуддин аль-Ханафи,
Абуль Аббас Ахмад бин Фарадж аль-Ишбили.

Его вероубеждение:

Имам ан-Навави как и все великие имамы был на вероубеждение Ахлю Сунна валь-Джамаа, т.е. был ашаритом. Он считал имама Абуль-Хасана аль-Ашари своим имамом в акыде.

Так, в частности, в своей книге «Бустан аль-арифин» (стр. 79) он говорил:

قلت: ومن المشهورين بكثرة التصنيف إمامنا الإمام أبو عبد الله محمد بن إدريس الشافعي، والإمام أبو الحسن الأشعري رضي الله تعالى عنهما

«Я говорю: из числа людей, которые прославились большим количеством написанных книг, это двое наших имамов, имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и имам Абуль-Хасан аль-Аш`ари, да будет Аллах доволен ими обоими».



Имам ан-Навави о великих имамах мутакаллимах 2-го поколения ашаритов в разделе биографии устаза Абу Исхака аль-Исфарайини (ум. 418 х/1027 м) сказал:

وكان الأستاذ أحد الثلاثة الذين اجتمعوا في عصر واحد على نصر مذهب الحديث والسنة في المسائل الكلامية , القائمين بنصر مذهب الشيخ أبي الحسن الأشعري , وهم الأستاذ أبو إسحاق الإسفراييني والقاضي أبو بكر الباقلاني والإمام أبو بكر بن فورك

«Устаз был одним из трех, которые объединились в одном веке на помощь пути хадиса и сунны в вопросах вероубеждения, и которые помогали мазхабу шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари. И они – устаз Абу Исхак аль-Исфарайини (Аль-Аш’ари) (ум. 418 х/1027 м), кади Абу Бакр аль-Бакъиляни (Аль-Аш’ари) (328-402 х/950-1013 м), и имам Абу Бакр ибн Фурак (Аль-Аш’ари) (ум. 406 х/1015 м)».

[Ан-Навави, «Тахзиб аль-Асмау вал-Люгъат»]



Оценка возрений ан-Навави имамом аз-Захаби, который в своей книге «Тарихуль-Ислам» (том 15, стр. 332) охарактеризовал его следующим образом:

وكان مذهبه في الصفات السمعية السكوت و إمرارها كما جاءت وربما تأول قليلا، و النووي رجل أشعري العقيدة معروف بذلك يبدّع من خالفه ويبالغ في التغليظ عليه

«Его мазхабом относительно сифатов «сам`ият» молчание и оставлять так, как было передано, и иногда делать немного таъвиль. Ан-Навави ашарит в акиде, он известен этим. Он считает мубтади’ами (вводящими нововведение) тех, кто противоречит им (ашаритам), и чрезмерно груб по отношению к ним».



Также имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х) в своем «Табакат» (2/19) сказал:

وقد وصل حال بعض المجسمة فى زماننا إلى أن كتب شرح صحيح مسلم للشيخ محيى الدين النووى وحذف من كلام النووى ما تكلم به على أحاديث الصفات فإن النووى أشعرى العقيدة فلم تحمل قوى هذا الكاتب أن يكتب الكتاب على الوضع الذى صنفه مصنفه. وهذا عندى من كبائر الذنوب فإنه تحريف للشريعة وفتح باب لا يؤمن معه بكتب الناس وما فى أيديهم من المصنفات فقبح الله فاعله وأخزاه

«Некоторые антропоморфисты (муджасима) в наше время (8 век по хиджре) зашли так далеко, что написали копию «Шарха» ан-Навави на «Сахих» Муслима, убрав оттуда все части, где ан-Навави говорит о хадисах, указывающих на атрибуты (сифаты). Поскольку нет сомнений в том, что имам ан-Навави был ашаритом в акыде, этот писарь не нашел в себе силы оставить книгу в том виде, как она была написана. Он совершил невероятный грех, так как это извращение религии, он подрывает доверие людей к тому, что пишут ученые, и тому, что люди получают из книг. Так пусть Аллах унизит того, кто делает подобное и сделает его уродливым».



Сказал хафиз Шамсуддин ас-Сахави (831-902 х/1427-1497 м):

وصرح اليافعي والتاج السُّبكي رحمهما الله أنه أشعري

«Аль-Яфии и Таджуддин ас-Субки ясно сказали, что он [ан-Навави] был ашаритом».

[«аль-Манхалу азбу ррави фи таржамати кутбул авлия ан-Навави», стр. 49]

Имам ан-Навави и суфизм

Имам ан-Навави в своей книге «Макасид» сказал:

أصول طريق التصوف خمسة: 1. تقوى الله في السر والعلانية 2. اتباع السنة في الأقوال والأفعال 3. الإعراض عن الخلق في الإقبال والإدبار 4. الرضى عن الله في القليل والكثير 5. الرجوع إلى الله في السراء والضراء

«Суфизм имеет пять основ: 1. богобоязненность скрытая и явная; 2. следование Сунне словами и делом; 3. непривязанность к людям при встречах и разлуках; 4. довольство Аллахом в малом и большом; 5. обращение к Аллаху в радостях и бедах».

[«Макасид фи ат-таухид ва аль-ибадат ва усуль ат-тасаввуф», стр. 20»]

Сказал Хафиз ас-Сахави сказал:

أن شيخه في الطريق: الشيخ ياسين المراكشي، الماضي، ويشهد له ما أسلفناه عن الذهبي في ترجمته: أن الشيخ كان يخرج إليه ويتأدب معه ويزوره، ويرجو بركته ويستشيره في أمور

Его [ан-Навави] шейхом в тарикате был Шейх Ясин аль-Маракиши вышеупомянутый. И свидетельствует этому то, что мы упомянули выше от аз-Захаби в его биографии, что шейх [ан-Навави] посещал его [Ясин аль-Маракиши], относился к нему с большим почтением, надеялся получить от него благодать (баракат) и советовался с ним в своих делах.

[«аль-Манхалу ррави фи таржамати кутбул авлия ан-Навави», стр. 5]

Хафиз ас-Сахави в книге «Аль-Манхалу азбу ррави фи таржимати кутбул авлия Ан-Навави» перечисляя книги ан-Навави, пишет: «Книга «Бустанул арифин» об аскетизме и суфизме — превосходнейшая книга». 

Здесь Ан-Навави дает разъяснение таким душевных состояниям, как искренность. Объясняет, что необходимо добиваться чистоты помыслов и искренности в служении. Рассказывает о скрытых порицаемых качествах и о том, как очиститься от них. Также в книге говорится о караматах (чудесах) праведников и приводятся различные истории из жизни праведников. Читая книгу, мы видим, с каким уважением относится ан-Навави к имамам суфизма. Его книга полна цитат таких известных имамов суфизма, как Сахл бин Абдулла ат-Тустари, Ас-Сири ас-Сакати, Зу-Нун аль-Мисри, Джунайд аль-Багдади, Харис аль-Мухасиби, Абуль Касим аль-Кушайри, Абу Якуб ас-Сусий, Абу Усман аль-Магриби, Хузайфа аль-Мараиши, Фузайл ибн Ияз, Абу Сулейман ад-Дарани, Абу Язид аль-Бастами, Абу Абду-Рахман ас-Сулами, Шихабудин Сахраварди и многих других известных суфиев. Книга изобилует такими эпитетами по отношению к этим суфийским учителям, как «ас-саййду л-джалил» (почтенный господин), «аль-имам аль-ариф» (имам, познавший Аллаха).

Нет сомнения, что прочитавший эту книгу проникнется уважением и любовью к суфизму и к имамам суфизма. Кто хочет познать истину о суфизме, пусть читает эту книгу.

Более того, имам ан-Навави был не просто суфием, а был кутбом своего времени.

Сказал Хафиз ас-Сахави в книге «аль-Манхалу ррави фи таржамати кутбул авлия ан-Навави»:

وذكر لي صاحب الشيخ أبو العباس أحمد بن محمد بن سالم بن الحسن الشافعي غير مرة، قال: ذكر لي الشيخ الصالح الصدوق المعمَّر أبو القاسم ابن عمير المزّي «وكان من الأخيار» إنه رأى فيما يرى النائم رايات كثيرة، قال وسمعت نوبة تضرب، فعجبت من ذلك فقلت: ما هذا؟ فقيل لي: الليلة قطِّب يحيى النووي رحمه الله، فاستيقضت من منامي ولم أكن أعرف الشيخ ولا سمعت به قبل ذلك، واتفق إني دخلت المدينة «يعني في حاجة» فذكرت ذلك الشخص، فقال: هو شيخ دار الحديث الأشرفية، وهو الآن جالس فيها بميعادها، فاستدللت عليها ودخلتها، فوجدته جالساً فيها وحوله جماعة، فوقع بصره علي، فنهض إلى جهتي وترك الجماعة، ومشى إلى طرف أبواب إيوانها ولم يتركني أكلمه، وقال: اكتم ما معك ولا تحدث به أحداً، ثم رجع إلى موضعه ولم يزد على ذلك، ولم أكن رأيته قبلها ولم أجتمع به بعدها.قلت: ونحوه قول العثماني قاضي صفد في «طبقاته»: وأهل الكشف يقولون: إنه لم يمت حتى قُطِّب. وكذا قال التقي الحسني «كما سيأتي»: وناهيك به أنه قطب الوقت، انتهى

«Передал мне шейх Абуль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Салим ибн аль-Хасан аш-Шафии не раз: передал мне шейх, праведник, правдивый, долгожитель, Абуль-Касим ибн Умайр аль-Муззи – он был благородным – он видел во сне множество знамен, и говорит: Я услышал бой барабанов. Я удивился этому и спросил, что это? Мне ответили: В эту ночь Яхья ан-Навави стал къутбом. После этого я проснулся. Я не знал, кто такой ан-Навави и никогда раньше не слышал о нем. Случилось так, что через некоторое время я попал в Дамаск и спросил о нем. Мне сказали, что он шейх в «Дарул-хадис аль-ашрафия» и что его в данное время можно найти там. Я посетил этот центр знаний и увидел его сидящим в кругу учеников. Заметив меня, он поспешил в мою сторону. Приблизившись ко мне, прежде чем я успел что-либо сказать, он сказал: «Скрой то, что ты видел и не рассказывай об этом никому». Не сказав более ничего, он возвратился на свое место. Я не видел его никогда до этого и никогда уже после этого».

Я (ас-Сахави) говорю: Такое же передал аль-Усмани, кадий города Сафад в своем «Табакат»: «Ахлю аль-Кашф говорят: Он не умер, пока не стал къутбом». Также сказал Такъиюддин аль-Хисни (752-829 х/1351-1426 м) как далее будет сказано: «Достаточно для тебя то, что он был кутбом своего времени».

[«аль-Манхалу ррави фи таржамати кутбул авлия ан-Навави», стр. 46]

Высказывания ученых о нем:

Имам Аляуддин ибн аль-Атар (654-724 х) сказал:

هو أبو زكريا يحيى بن الشيخ الزاهد الورع ولى الله أبى يحيى شرف بن مري، بن حسن بن حسين، بن محمد، بن جمعة، بن حزام «بالحاء المهملة والزاي المعجمة» الحزامي، ذو التصانيف المفيدة، والمؤلفات الحميدة، أوحد دهره وفريد عصره، الصوام القوام، الزاهد في، الدنيا الراغب في الآخرة، صاحب الأخلاق المرضية والمحاسن السنية، العالم الرباني، المتفق على علمه، وإمامته وجلالته، وزهده، وورعه، وعبادته، وصيانته في أقواله وأفعاله، وحالته، له الكرامات الطافحة والمكرمات الواضحة، المؤثر بنفسه وماله للمسلمين، والقائم بحقوقهم وحقوق ولاة أمورهم بالنصح والدعاء في العالمين، وكان كثير التلاوة والذكرلله تعالى حشرنا الله تعالى في زمرته، وجمع بيننا وبينه في دار كرامته مع من اصطفاه من خليقته أهل الصفا والوفا والود، العاملين بكتاب الله تعالى وسنة محمد صلى الله عليه وسلم وشريعته.

«Абу Закария Яхья бин шейх, захид, набожный, вали Аллаха, Абу Яхья Шараф бин Мари бин Хасан бин Хусейн бин Мухаммад бин Джумат бин Хазам аль-Хазами, автор полезных составлений и похвальных произведений, единственный в своей эпохе, аскет в земной жизни, желавший загробную жизнь, человек положительных нравов и красивых, хороших дел, ученый познавший Аллаха. (Ученые) согласились в его знании, предводительстве, величии, аскетизме, богобоязненности, поклонении, сдержанности в словах, действиях и в ситуациях. Ему принадлежат полные караматы и явные заслуги. Он помогающий собой и своим имуществом мусульманам, исполняющий их права и права их предводителей, наставляя их и молясь за них, он был много читающим Коран и упоминающим Аллаха, да соберет Аллах нас вместе с ним в его компании, и да соберет нас Аллах в его доме благородства вместе с тем, кого он выбрал из своих чистых творений…».

[Ибн аль-Аттар, «Тухфату-т-Талибин, стр. 3]

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал:

يحيى بن شرف بن مري بن حسن بن حسين بن حزام بن محمد بن جمعة النووي الشيخ العلامة محيي الدين أبو زكريا : شيخ الإسلام ، أستاذ المتأخرين ، وحجة الله على اللاحقين ، والداعي إلى سبيل السالفين. كان يحيى ، رحمه الله ، سيدا وحصورا ، وليثا على النفس هصورا ، وزاهدا لم يبال بخراب الدنيا إذا صير دينه ربعا معمورا ، له الزهد والقناعة ، ومتابعة السالفين من أهل السنة والجماعة ، والمصابرة على أنواع الخير ، لا يصرف ساعة في غير طاعة ، هذا مع التفنن في أصناف العلوم ؛ فقها ، ومتون أحاديث ، وأسماء رجال ، ولغة ، وتصوفا ، وغير ذلك

«Яхъя ибн Шараф ибн Мари ибн Хасан ибн Хусейн ибн Хизам ибн Мухаммад ибн Джумъата ан-Навави, шейх, великий ученый, Мухйиддин Абу Закарийя.

Он шейхуль Ислам, наставник поздних, довод Аллаха для последующих, призывающий на путь салафов. Яхья, да будет доволен им Аллах был господином и подобный горе, который был не сломим для своего нафса, аскетом, которому было безразлично разорение в мирском, в то время как его религия была совершенной. Он обладал аскетизмом, умеренностью, последовательностью за салафами из Ахлю-Сунна валь-Джама’а и терпением для хороших дел. Не расходовал время на другое, кроме как поклонение. Это вместе с его профессионализмом в категориях знаний, как: фикх, матны хадисов, имена передатчиков, грамматика, суфизм и т.д».

[«Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 8/395]

Хафиз Шамсуддин ас-Сахави (831-902 х/1427-1497 м), ученик хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни, написал целую книгу о жизни шейхуль Ислама ан-Навави под названием «Аль-Манхалу азбу ррави фи таржимати кутбул авлия Ан-Навави» (Обильный, утоляющий жажду, чистый источник о жизнеописании кутба авлия ан-Навави). И в конце книги он привел многочисленные похвалы ученых в адрес имама ан-Навави.

Приведем часть их них. И так ас-Сахави пишет:

والشيخ قطب الدين موسى اليونيني، الحنبلي، قال في ذيله على » المرآة » لسبط ابن الجوزي.المحدث الزاهد، العابد الورع، المتبحر في العلوم، صاحب التصانيف المفيدة، كان أوحد زمانه في الورع والعبادة، والتقلل من الدنيا والاكباب على الإفادة والتصنيف، مع شدة التواضع، وخشونة الملبس والمأكل، والأمر بالمعروف والنهي عن المنكر.

Ось религии, шейх, Муса аль-Юнини аль-Ханбали (640-726 х/1242-1326 м) в дополнении на «Миръат» принадлежащий Ибн аль-Джаузи, сказал: «Мухаддис, аскет, богобоязненный, служитель, глубоко изучивший знания, автор полезных произведений, единственный своего времени в богобоязненности и поклонении, ограничивший себя в мирском, склонный к помощи людям и составлению произведений, все это вместе со смиренностью, с грубостью в пище и одежде, повелением благим и запретом на порицаемое».

والتاج الفاكهاني المالكي. وصفه في خطبة » شرح الأربعين » بالشيخ الإمام، العلامة الزاهد، محيي الدين رحمه الله.

Таджуддин аль-Факихани аль-Малики (654-734 х/1256-1334 м) описал его в предисловии книги «Шархуль-Арбаин», что он: «Шейх, имам, великий ученый, аскет Мухйиддин, да будет доволен им Аллах».

والحافظ العلم البرزالي. وصفه في تاريخه المسمى » المقتفي لتاريخ أبي شامة » ، الذي افتتحه من أول سنة خمس وستين، بالشيخ الإمام، الحافظ الزاهد، وقال: كان ورعا متعبدا، متقللا من الدنيا، يصوم الدهر.

Хафизуль-Ильм аль-Барзали (665-739 х) описал ан-Навави в его биографии под названием «аль-Муктафи ли тарихи Аби Шамат» которую он открыл в начале 65-ого года, что он: «шейх, имам, хафиз, аскет».

Также сказал: «он был богобоязненным, религиозным, с малым интересом к мирскому, постящимся целый год».

والكمال جعفر الإدفوي. وصفه في كتابه » البدر السافر » بالزاهد الورع. وقال: إنه صنف تصانيف مفيدة وحصل النفع بها، ودارت عليه الفتوى بدمشق، ومآثر غزيرة، ومضى على جميل وسداد.وقضى ما كتبت عليه خطيئة … من يوم حل بساحه التكليف

قال: وكان فقده من أعظم المصائب، وعدمه بلية رمت العباد بسهم من البلاء، صائب، رحمه الله ونفعنا ببركته، وحشرنا معه في آخرته في دار كرامته

Аль-Камал Джа’фар аль-Идфави (685-748 х/1286-1347 м) описал его в своей книге «аль-Бадр ас-Сафир», что он: «Богобоязненный и аскет».

Также сказал: «Он составитель полезных произведений, которые принесли пользу. К нему обращались за фетвами в Дамаске. Он человек больших поступков, проживший жизнь в благодарности и здравости.

Сказал: «Потеря его была из самых больших бед, отсутствие его это несчастье, словно выпушенное в служителей стрелами бед, да будет доволен им Аллах и пусть принесет нам пользы от его бараката, и соберет нас с ним в ахирате в дар-уль карамате [Раю]».

والحافظ الشمس الذهبي. قال في » سير النبلاء » : الشيخ الإمام القدوة الحافظ، الزاهد العابد، الفقيه المجتهد، الرباني، شيخ الإسلام، حسنة الأيام، محيي الدين، صاحب التصانيف التي سارت بها الركبان، واشتهرت بأقاصي البلدان. إلى أن قال: لازم الاشتغال والتصنيف، محتسبا في ذلك، مبتغيا وجه الله تعالى، مع التعبد، والصوم والتمجد، والذكر والأوراد، وحفظ الجوارح، وذم النفس، والصبر على العيش الخشن، ملازمة كلية لا مزيد عليها، وكان مع ملازمته التامة للعلم، ومواظبته لدقائق العمل، وتزكية النفس من شوائب الهوى وسيء الأخلاق، ومحقها من أغراضها: عارفا بالحديث، قائما على أكثر فنونه، عارفا رجاله، رأسا في نقل المذهب متضلعا من علوم الإسلام.

Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в «Сияр ан-нубаля» сказал: «Шейх, имам, образец, хафиз, аскет, служитель Аллаха, факих, муджтахид, раббаний, шейхуль ислам, хасанат-уль аям, Мухйиддин, автор произведений за которыми следовали караваны и которые распространились в дальних уголках городов…

Он усердствовал в составлении книг ради Аллаха, желая довольства Всевышнего. Все это вместе с поклонением, постом, восхвалением, зикром, вирдами, остереганием тела от запретного, упрекая свой нафс, проявляя терпение на грубости жизни, полным усердием в котором нету места превышению. Он был вместе с его полным усердием в знаниях, устойчивостью в тонкостях поступков, воспитанием своего эго от пороков страстей и плохого нрава, истребляющий с корней все перечисленное, знающий хадисы, разбирающий во многих его науках, знающим передатчиков, главным в передаче мазхаба, владея исламскими знаниями».

وقال في » تاريخ الإسلام » : مفتي الأمة، شيخ الإسلام، الحافظ النبيه الزاهد، أحد الأعلام، علم الأولياء.وقال في » طبقات الحفاظ » في الطبقة الحادية والعشرين منها: شيخ الإسلام محيي الدين، هو سيد أهل هذه الطبقة، وإنما ذكرته في الطبقة العشرين لتقدم موته رحمة الله تعالى عليه.

Сказал аз-Захаби в «Тарихуль Ислам»: «Муфтий Уммы, шейхуль ислам, хафиз Пророка, аскет, один из выдаюшихся, ильм-уль авлияъ».

Сказал аз-Захаби в «Табакат-уль-Хуффаз» в 21-ом табакате: «Шейхуль ислам, Мухйиддин, он господин народа этого табаката, его упомянули в 20-ом табакате из-за предшествия его смерти.

والعلامة الزين أبو حفص ابن الوردي. قال في » تاريخه » : شيخ الإسلام، العالم الرباني الزاهد إلى أن قال: وله سيرة مفردة في علومه وتصانيفه، ودينه وتفننه، وورعه، وزهده، وقناعته وتعبده وتهجده، وخوفه من الله تعالى. إلى أن قال: وقبره ظاهر يزار بنوى.

Великий ученый, Зайнуддин Абу Хафс Ибн аль-Варди (691-749 х/1292-1349 м) сказал в его «Тарихе»: «Он шейхуль ислам, познавший Аллаха, раббани, аскет… его могила на окраине, посещаемая в Наве».

والصلاح خليل بن أبيك الصفدي، وصفه في تاريخه المسمى ب » الوافي بالوفيات » بمفتي الأمة، شيخ الإسلام، الحافظ الفقيه الزاهد، أحد الأعلام.

Салахуддин Халил ибн Абик ас-Сафади (696-764 х/1296-1363 м) описал его в его тарихе под названием «аль-Вафи биль-Вафият»: «Он муфтий уммы, шейхуль ислам, хафиз, факих, аскет, один из выдающихся».

وولي الله تعالى: العفيف اليافعي. قال في » تاريخه » : شيخ الإسلام، مفتي الأنام، المحدث المتقن، المحقق المدقق، النجيب الحبر، المفيد القريب والبعيد، محرر المذهب وضابطه ومرتبه، أحد العباد، الورعين الزهاد، العالم العامل، المحقق الفاضل، الولي الكبير، السيد الشهير، ذو المحاسن العديدة، والسير الحميدة، والتصانيف المفيدة، الذي فاق جميع الأقران، وسارت بمحاسنه الركبان، واشتهرت فضائله في سائر البلدان، وشوهدت منه الكرامات، وارتقى في أعلى المقامات، ناصر السنة، ومعتمد الفتاوى. ذو الورع الذي لم يبلغنا مثله عن أحد في زمانه ولا قبله.ولقد بلغني أنه كان يجري دمعه في الليل ويقول:

لئن كان هذا الدمع يجري صبابة … على غير ليلى فهو دمع مضيع

وقد رأيت له منامات تدل على عظم شأنه، ودوام ذكره لله تعالى، وحضوره، وعمارة أوقاته، وشدة هيبته، وتعظيم وعده ووعيده، وحياته بعد موته، وكلمني ودعا لي، وغير ذلك مما لا تضبطه العبارة، مما تميز به العلماء والعباد.

Вали Всевышнего Аллаха, Афиф аль-Яфи’и (698-768 х/1298-1366 м) сказал в своем «Тарихе»: «Шейхуль ислам, муфтий всего живого, совершенный мухаддис, подробно изучающий, внимательный, знатного происхождения, ученый муж, приносящий пользу близким и дальним, отредактировавший мазхаб [мухаррар-уль мазхаб], установивший его правила и порядок, один из поклоняющихся, набожных и аскетов, следующий своим знаниям, превосходный исследователь, большой вали (любимец Аллаха), известный господин, человек многочисленных достоинств, похвального поведения и полезных произведений, который опередил всех своих сверстников. Его достоинства распространились и в других городах, от него видели караматы, он поднялся на самую высокую степень, он был поддерживающий Сунну, на фетвы которого полагались, обладающий богобоязненностью, которую мы не слышали ни от одного похожего на него в его время и до него.

До нас дошло, что он был проливающий слезы в ночи и говорящий:

«Если бы эта проливающая слеза была желающая другое кроме ночи, то эти слезы были бы напрасными».

Иногда я (аль-Яфии) видел сны об имаме ан-Навави, указывающие на его большое значение, на его непрерывность в поминании Аллаха и пребывании с ним, на использование им времени, на его сильный почтительный страх, на возвеличивание слов и угроз, на его жизнь после смерти.

Он говорил со мной и сделал мне дуа и т.д. из того, что невозможно представить, из того, что выделяют ученые и служители.

وقال في » الإرشاد » : رأيته في النوم وعليه هيئة عظيمة تزلزل الجبال، كأنما القيامة قامت، وهو يذكر الله ويمجده، ويعظم وعده ووعيده، ثم دعا لي وقال: ثبتك الله بالقول الثابت في الحياة الدنيا وفي الآخرة.

Сказал аль-Яфии в «аль-Иршаде»: «Я увидел его во сне и у него был величественный образ содрагающий горы, как будто судный день настал, а он был поминающим Аллаха и восхваляющего его, возвеличивающий его слово и угрозы, после он сделал мне дуа и сказал: «Пусть Аллах укрепит тебя твердым словом, в земной и в вечной жизни».

وقال التاج أيضا في » الطبقات الوسطى » : الشيخ الإمام، شيخ الإسلام، أستاذ المتأخرين، حجة الله على اللاحقين، ما رأت العين أزهد منه في يقظة ولا منام، ولا عاينت اكثر اتباعا منه لطرق السالفين، من أمة محمد عليه أفضل الصلاة والسلام…إلى أن قال: فكان قطب زمانه، وسيد وقته، وسر الله في خلقه، والتطويل في ذكر كراماته تطويل في مشهور، وسهاب في معروف غير منكور. ولقد سافرت لزيارة قبره في نوى وزرته، أعاد الله علينا وعلى المسلمين من بركاته.

Сказал Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) в «Табакатуль Васити»: «Он шейх, имам, шейхуль ислам, наставник поздних, довод Аллаха для последующих, ни один глаз не видел набожного, чем он во сне и на яву, также не видел больше следующего чем он за путем салафов, из общины Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует…

Он был выдающимся человеком своего времени, господином своего времени, тайной Аллаха в его творении, удлинение рассказов о его караматах это удлинение об известном. Я вышел в путь для зиярата к его могиле, которая находиться в Наве, и сделал посетил его, пусть Аллах нам и всем мусульманам воздаст из его бараката.

وقال في » الصغرى » : الشيخ محيي الدين أبو زكريا، أستاذ المتأخرين، الجامع بين العلم والدين، والسالك سبيل الأقدمين، ذو التصانيف المشهورة

Сказал в «Сугра»: «Шейх Мухйиддин Абу Закария, наставник поздних, объединивший между знанием и религией, вступивший на путь прежних, автор известных произведений». 

وقال الجمال الإسنوي في » الطبقات » » فيما أنبئت عنه » هو محرر المذهب وهذبه، ومنقحه ومرتبه، ومنقحه ومرتبه. سار في الآفاق ذكره وعلا في العالم علمه وقدره، صاحب التصانيف المشهورة، المباركة النافعة.وقال نحوه في » المهمات » ، وفي » شرحه على المنهاج »

Сказал Джамалуддин аль-Иснави (704-772 х/1306-1370 м) в «Табакат»: «Он отредактировавший мазхаб, улучшивший, исправивший и приведший его в порядок. На горизонте пошли разговоры о нем, возвысилось в народе его знание и достоинство, собственник известных, благословенных и полезных произведений».

Сказал он похожее на это в «Мухиммате» и в его шархе на «Минхаж».

وقال الحافظ العماد ابن كثير في » تاريخه » : الشيخ الإمام العالم العلامة، شيخ المذهب وكبير الفقهاء في زمانه، ومن حاز قصبة السبق دون أقرانه. كان من الزهادة والعبادة والتحري والورع والانجماع عن الناس والتخلي لطلب العلم والتحلي به: على جانب لا يقدر عليه غيره، ولا يضيع شيئا من أوقاته.وقال في » طبقات الشافعية » : الشيخ الإمام، العلامة الحافظ، الفقيه النبيل، محرر المذهب ومهذبه، وضابطه ومرتبه، أحد العباد والعلماء الزهاد. كان على جانب كبير من العلم والعمل والزهد، والتقشف والاقتصاد في العيش، والصبر على خشونته، والتورع الذي لم يبلغنا عن أحد، في زمانه ولا قبله بدهر طويل.

Сказал Хафиз Имадуддин ибн Касир (701-774 х/1301-1373) в его «Тарихе»: «Он шейх, имам, великий ученый, шейх-уль мазхаб, из больших факихов его времени… Он был из аскетов, поклоняющихся, исследователей, богобоязненных, отсутствовавший ради получения знаний и украсившийся этим, таким образом, которым не смог бы другой, не расходовавший ничего зря из времени».

Сказал Ибн Касир в «Табакат аш-Шафиият»: «Он шейх, имам, великий ученый, хафиз, факих, благородный, отредактировавший мазхаб, также исправивший и установивший его порядок, один из поклоняющихся, ученых и аскетов. Он был большим в знаниях, деяниях, аскетизме, суровости и умеренности в жизни, проявлением терпения на ее грубости, в благочестии о котором мы не слышали ни от одного в его время и до него длительное время».

وقال قاضي صفد محمد بن عبد الرحمن العثماني في ترجمته من » طبقاته الكبرى » : شيخ الإسلام، بركة الطائفة الشافعية، محيي المذهب ومنقحه، ومن استقر العمل بين الفقهاء فيه على ما يرجحه، ولي الله العارف القطب الزاهد المتقشف، الورع المتعفف، المعرض عن الدنيا ولذتها، وأهلها وزينتها، الباذل نفسه لنصرة دين الله، المجانب للهوى، أحد العلماء العارفين وعباد الله الصالحين، الجامعين بين العلم والعبادة والعمل والزهادة، صاحب المصنفات العظيمة، الشائعة الذائعة، المباركة النافعة، المتفق عليها بين جميع الموافقين والمخالفين من أئمة الدين. قال: وهو أحد مشائخ المذهب وأئمته، وتصانيفه العمدة فيه، واتفق على زهده وورعه وأنه من الأولياء. قال: ورأيته بمنامي كرتين، إحداهما قرأت عليه في » المنهاج » ، والثانية مشيت خلفه زمانا، فالتفت فرآني فأكرمني. إلى أن قال: وكان من التقلل والورع على أكمل الأحوال.وقال في » الطبقات الصغرى » : شيخ الإسلام، المجمع على إمانته وولايته، واستقر العمل في المذهب على ما يرجحه.

Сказал Кади Сафад Мухаммад бин Абдуррахман аль-Усмани (ум. 780 х) в его биографии из «Табакатуль Кубра»: «Шейхуль ислам, благодать шафиитов, ожививший и исправивший мазхаб, тот, чье действие утвердилось среди факихов на счет его в том, что он посчитал достоверным, вали Аллаха, познавший Его, выдающийся, аскет, воздержанный, богобоязненный, скромный, отвернувшийся от мирского и ее наслаждений, народа и красоты, жертвующий собой ради религии… один из ученых познавших Аллаха и праведных рабов Аллаха, который объединил между знанием, поклонением, поступками и аскетизмом. Автор больших произведений, распространившихся, известных, благодатных, полезных и согласных по поводу них между всеми одобряющими и противоречащими из имамов религии».

Сказал также: «Он один из шейхов и имамов мазхаба, его произведения на которые опираются. Согласны [ученые] о его аскетизме, богобоязненности и в том, что он из авлияов (любимцев Аллаха).

Сказал также: Я видел его дважды во сне, в первый раз я ему прочитал «Минхадж», во второй я шел за ним некоторое время после чего он повернулся увидел меня и затем уважил меня… Он был из ограничивающих и богобоязненных совершенным образом».

Сказал в «Табакатуль Сугра»: «Шейхуль ислам, на котором согласны [ученые] о его имане и в том, что он вали. Установлено следование в мазхабе тому, что он посчитал правильным».

وقال الصدر سليمان بن يوسف الياسوفي، الشافعي، الحافظ: كنت إذا سمعت شخصا يقول: أخطأ النووي، أعتقد أنه كفر، حكاه في ترجمة الياسوفي جماعة منهم شيخنا.

Сказал хафиз Садруддин Сулейман бин Юсуф аль-Ясуфи аш-Шафии (739-789 м): «Когда я слышал человека говорящего, что ан-Навави ошибся, я был убежден, что он попал в неверие (куфр)». Это рассказали в биографии аль-Ясуфия одна группа, и из них и наш шейх.

وقال السراج أبو حفص ابن الملقن في » العمدة في شرح المنهاج » : هو الشيخ الأمام، العالم المحقق، المدقق المتقن، ذو الفنون من العلوم المتكاثرات، والتصانيف النافعة المستجادات، الزاهد العابد، الورع المعرض عن الدنيا، المقبل بقلبه على الآخرة، الباذل نفسه في نصرة دين الله، المجانب للهوى، أحد العلماء الصالحين، وعباد الله العارفين، الجامعين بين العبادة والورع والزهادة، المواظبين على وظائف الدين، واتباع هدي سيد المرسلين، محيي السنة والدين.ووصفه في أول » شرح الأربعين » بالعلامة الحافظ أبي زكريا، قدس الله روحه، ونور ضريحه.

وأما في » الطبقات » فلم يذكر شيئا، بل قال: ذكرت أحواله موضحة في » شرح المنهاج »

Сказал Сираджуддин Абу Хафс ибн аль-Мулкин (723-804 х/1323-1401 м) в «аль-Умдат фи шарх аль-Минхадж»: «Он шейх, имам, алим, исследователь, подробно изучающий, совершенный, обладающий отраслями из разных знаний, автор полезных и превосходных произведений, аскет, поклоняющийся, богобоязненный, отвернувшийся от мирского, повернувшийся своим сердцем к ахирату, жертвующий собой для помощи религии Аллаха, отдаленный от страстей, один из праведных ученых и рабов Аллаха познавших Его, который объединил между поклонением, богобоязненностью и аскетизмом, усердный в деяниях религии и следовании правильному пути — пути нашего Господина Посланников — ожививший Сунну и Религию».

Также его описал в начале «Шархуль Арбаин», что он великий ученый, хафиз Абу Закарийя, да осветит Аллах его душу и могилу.

А что касается того, что в «Табакате» он не упомянул ничего, однако он сказал: «Я подробно упомянул его состояние в «Шархуль Минхадж»».

وقال الكمال الدميري في » شرحه للمنهاج » : الحبر الإمام، العلامة شيخ الإسلام، قطب دائرة العلماء الأعلام، محرر المذهب المتفق على إمامته وديانته، وسؤدده وسيادته، وورعه وزهادته، كان ذا كرامات ظاهرة، وآيات باهرة، وسطوات قاهرة، فلذلك أحيى الله ذكره بعد مماته، واعترف أهل العلم بتعظيم بركاته، ونفع الله بتصانيفه في حياته وبعد وفاته، فلا يكاد يستغني عنها أحد من أصحاب المذاهب المختلفة، ولا تزال القلوب على محبة ما ألفه مؤتلفة.إلى أن قال: حتى فاق على أهل زمانه، ودعا إلى الله في سره وإعلانه، وكان يديم الصيام، ولا تزال مقلته ساهرة، ولا يأكل من فواكه دمشق، لما في ضمانها من الشبهة الظاهرة، ولا يدخل الحمام تنعما، وانخرط في سلك: (إنما يخشى الله من عباده العلماء)، وكان يقتات مما يأتيه من قبل أبويه كفافا، ويؤثر على نفسه الذين لا يسألون الناس إلحافا، ولذلك لم يتزوج إلى أن خرج من الدنيا معافى، وحج حجتين مبرورتين لا رياء فيهما ولا سمعة، وطهر الله من الفواحش قلبه ولسانه وسمعته.

Сказал Камалуддин ад-Дамири (742-808 х/1341-1405 м) в своем шархе на «Минхадж»: «Ученый муж, имам, великий ученый, шейхуль ислам, ось кругов выдающихся ученых, отредактировавший мазхаб. Согласные [ученые] на его имамстве, религиозности, главенстве, руководстве, богобоязненности и аскетизме. Он был человеком с явными караматами, превосходными признаками и неодолимой силой, из-за этого Аллах возродил упоминание о нем после его смерти, община знающих призналась в его благодати, Аллах дал пользу от его произведений в его жизни и после смерти, и ни один из приверженцев разных мазхабов не обходится без его трудов, и не перестают сердца любить его произведения».

…Он опередил всех своего времени, молил Аллаха скрыто и явно, постоянствовал в посте, не перестают его высказывания быть бодрствующими, не кушал он яблоки Дамаска, так как в них есть явное сомнение, и просто так он не ходил в баню, и вступил он в ряды тех, о ком сказано: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием». Он кушал то, что он получал от родителей, и предпочитал он себе тех, кто не просили настойчиво, и поэтому он так и не женился пока не ушел из этого мира освобожденным. Два раза совершил хадж ради Всевышнего Аллаха, а не для показухи и не для репутации, и очистил Аллах его сердце, язык и слух от непристойных вещей».

وقال المؤرخ صارم الدين إبراهيم بن دقماق الحنفي في تاريخه » نزهة الأنام » : الشيخ الإمام القدوة، العلامة الزاهد العابد، الناسك الخاشع، شيخ الوقت، فريد العصر، بركة الزمان، لم يكن في زمانه مثله في دينه وعلمه وعمله، وزهده وورعه، وكانت مقاصده جميلة، وأفعاله لله تعالى

Сказал историк Саримуддин Ибрахим бин Дакмак аль-Ханафи (750-809 х/1349-1407 м) в его биографии «Нузхат-уль Анам: «Шейх, имам, образец, великий ученый, аскет, поклоняющийся, отшельник, покорный, шейх своего времени, единственный в эпохе, благодать времени, не было похожего на него в его время в религии, знании, поступках, аскетизме и богобоязненности. Его намерения были красивыми и поступки его были ради Всевышнего Аллаха».

وقال الشهاب أبو العباس ابن الهائم في » البحر العجاج شرح المنهاج » : الشيخ الإمام، العلامة الحافظ، الفقيه النبيل، محرر المذهب ومهذبه، وضابطه ومرتبه. أستاذ المتأخرين، الجامع بين العلم والدين، والسالك سبيل الأقدمين في العبادة، والورع والزهادة، والاقتداء بسيد المرسلين. ذو التصانيف الجامعة، المباركة النافعة

Сказал Шихабуддин Абуль Аббас ибн аль-Хаим (753-815 х/1352-1412 м) в «аль-Бахр аль-‘аджадж шарх аль-Минхадж»: «Шейх, имам, великий ученый, хафиз, факих, благородный, отредактировавший, исправивший, приведший в порядок и установивший правила мазхаба, наставник поздних, объединивший междузнанием и религией, идущий по пути прежних в поклонении, аскетизме, богобоязненности и следовании за господином посланников, автор общностных, полезных и благодатных произведений».

وقال التقي أبو بكر الحصني في » شرحه للمنهاج » : الإمام العلامة، محرر المذهب وضابطه، أستاذ المتأخرين، الجامع بين العلم والدين، سلك سبيل الأولين في الزهد والعبادة، تصانيفه تذهب دنس القلب وعناده، إلى أن قال: وعليه سكينة ووقار، وهيبة من العليم الجبار، الذي اصطفاه وجعله من الخيار. إلى أن قال: وناهيك به أنه قطب الوقت

Сказал Такиюддин Абу Бакр аль-Хисни (752-829 х/1351-1425 м) в его шархе на «Минхадж»: «Имам, великий ученый, отредактировавший и приведший в порядок мазхаб, наставник поздних, объединивший между знанием и религией, последовавший пути прежних в аскетизме и поклонении. Его произведения очищают от грязи и упрямства сердца… Он обладал спокойствием, серьезностью и боязнью от Всевышнего Аллаха, который выбрал Его… Тебе хватит о нем то, что он кутбу его времени».

وقال الحافظ الشمس ابن ناصر الدين الدمشقي، في » التبيان لبديعة الزمان » له: الحافظ القدوة الإمام، شيخ الإسلام، صاحب التصانيف السديدة، والمؤلفات النافعة المفيدة. كان فقه الأمة، وعلم الأمة، وأوحد زمانه تبحرا في علوم جمة، مع شدة الورع والزهادة، وكثرة الصلاح والعبادة، والقناعة بالعيش الأشخن، واللباس الأدثر، والقيام بالأمر المعروف والنهي عن المنكر. وكانت عليه هيبة ووقار باهر، حتى كان يخاف منه الملك بيبرس الظاهر.

Сказал Хафиз Шамсуддин ибн Насируддин ад-Димашки (777-842 х/1375-1438 м) в его «ат-Тибъяну бадиати аз-Заман»: «Хафиз, образец, имам, шейхуль ислам, автор правильных и поучительных произведений, и полезных составлений. Он был факихом времени, знанием уммы, единственным в его времени углубившимся в многочисленных знаниях, вместе с сильной богобоязненностью, аскетизмом, множеством хороших дел, поклонением, довольством грубой жизнью… и выполнением повеления благим и запретом от порицаемого. У него была боязнь и превосходная величавость, даже было, что его боялся правитель Бейбарс аз-Захир».

وقال التقي ابن قاضي شهبة في » طبقات الشافعية » له: الفقيه الحافظ الزاهد، أحد الأعلام شيخ الإسلام، محيي الدين أبو زكريا، ولخص ترجمته من ابن العطار، وزاد يسيرا
وقال في الألقاب: منها عمدة المتأخرين.
واستيفاء الكلام في هذا يعسر، وما تقدم فيه كفا

Сказал Такиюддин ибн Кади Шубха (779-851 м/1377-1448 х) в своем «Табакат аш-Шафиият»: «Факих, хафиз, аскет, один из самых знающих, шейхуль ислам, Мухйиддин Абу Закарийя», укоротил его биографию чем ибн аль-Аттар и удлинил немного.

Сказал в аль-Алькаб: «Также он был опорой поздних».

(ас-Сахави сказал): Будет трудно довести этот разговор до конца, достаточно и того, что было упомянуто раньше.

[Ас-Сахави, «Аль-Манхалу азбу ррави фи таржимати кутбул авлия Ан-Навави»]

Шафиитский ученый ад-Димьяти аль-Бакри (ум. 1300 х/1883 м) пишет об имаме ан-Навави:

عد عمره ومؤلفاته فجاء لكل يوم كراس من يوم الولادة

«Подсчитав сколько лет прожил имам ан-Навави и все что он написал — выяснилось, что на каждый день его жизни, со дня рождения, хватило по части [ 8-16 страниц ] из его трудов [имам прожил 46 лет, 630 (1233)- 676 (1277)]»

[«Иъанату т-Талибин», 1/26]

Хафиз Шамсуддин ас-Сахави (831-902 х/1427-1497 м) пишет в своей книге посвященной жизни имама ан-Навави следующее:

وقال لي الشيخ العارف المحقق المكاشف: أبو عبد الرحيم محمد الأخميمي «قدس الله روحه»: كان الشيخ سالكاً منهاج الصحابة رضي الله تعالى عنهم، ولا أعلم أحداً في عصره سالكاً على منهاجهم غيره.
قلت: ونقل التاج السبكي في «التوشيح» عن والده: أنه قال: ما اجتمع بعد التابعين الجموع الذي اجتمع بالنووي، ولا التيسير الذي يسّر له

«Сказал мне шейх, познавший Аллаха, мухаккык – Абу Абдуррахим Мухаммад аль-Ахмими, да будет свята его душа: «Воистину шейх (т.е. имам ан-Навави) следовал пути сахабов, да будет доволен Аллах всеми ими, и подобного ему в этом я никого не видел».

Я (ас-Сахави) говорю: «Шейх Таджуддин ас-Субки в своей книге «ат-Тавших» передает от своего отца (Такыюддина ас-Субки) следующее: «Не собирались после (времени) табиинов собрания (огромное количество людей) как вокруг Ан-Навави и не было такого облегчения как было облегчено для него»

[Ас-Сахави, «Аль-Манхалу азбу ррави фи таржимати кутбул авлия Ан-Навави»]

Хафиз Исмаил Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м) дал следующую оценку одной из книги имама ан-Навави:

ومما لم يتممه — ولو كمل لم يكن له نظير في بابه — » شرح المهذب » الذي سماه » المجموع » وصل فيه إلى كتاب الربا ولا أعرف في كتب الفقه أحسن منه

«Аль-Маджму’ шархуль-Мухаззаб» — это книга, которую имам ан-Навави не завершил, дойдя до главы «ар-Риба», и если бы он ее завершил, то не было бы ей равной в своем роде и я не знаю — в области фикха — книги лучше, чем эта книга». 

[Ибн Касир, «аль-Бидаят ва ан-Нихаят», 13/326]

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) сказал:

أخبرني الجمال المصري محمد بن أبي بكر بزبيد أنه شاهده عند وفاته وقد اندلع لسانه وأسود فكانوا يرون أن ذلك بسبب كثرة وقيعته فى الشيخ محى الدين النووي رحمه الله تعالى

«Мне рассказал Джамаль аль-Мисри Мухаммад ибн Абу Бакр, что он присутствовал во время его (ар-Райми) смерти и, что (при смерти) его язык высунулся и почернел. И они (ученые) считали, что это произошло по причине множества злословия его в отношении Шейха Мухйиддина ан-Навави, да смилуется над ним Всевышний Аллах».

[«Дурар аль-Камина», 5/234]

 

Источник: al-fatava.com