Краткая информация о великом мухаддисе современности – шейхе Мухаммаде Аувама (хафизахуллах), подготовленная его сыном, шейхом Мухъиддином.
Известный исламский ученый, шейх Мухаммад ибн Мухаммад Аувама родился 1 января 1940 года в Алеппо.
До начала своего обучения в 1953 году, он посещал уроки шейха Мухаммада Ас-Салькыни. С самого начала он стал учеником шейха Абдуллы Сиражуддина (рахимахуллаху Тагаля). В 1378 г.х. (1957 г.) он стал учеником шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды (рахимахуллаху Тагаля). В конечном счете он стал считаться самым блестящим учеником обоих великих шейхов.
В 1382 г.х. (1961 г.) он поступил на факультет исламского шариата. В том же году его назначили учителем и библиотекарем медресе «Ша’бания», учебного заведения его шейха и учителя Абдуллы Сиражуддина (рахимахуллаху Тагаля). Здесь он преподавал целый ряд предметов вплоть до 1400 г.х. (1979/80 гг.), когда он уехал из Сирии. Также некоторое время он руководил этим медресе.
В месяце Сафар 1379 г.х. (1958 г.) он съездил в Египет, где встретил многих великих и выдающихся алимов, в частности:
— шейха Ахмада ибн-ус-Сиддика аль-Гумари (рахимахуллаху Тагаля),
— шейха Абдуллу ибн-ус-Сиддика Аль-Гумари (рахимахуллаху Тагаля),
— шейха Абдуль-Ваххаба Абдуль-Лятифа (рахимахуллаху Тагаля),
— шейха Мухаммада Абу Захру (рахимахуллаху Тагаля).
Он одарен выдающимся аналитическим умом и обладает невероятными качествами. Жители Алеппо высоко ценили его и считали его равным по рангу его же учителям.
Еще юношей он был назначен на должность учителя в мечети «Ар-Рауда», которая на тот момент считалась центром обучения.
Его шейх и учитель, Абдуль-Фаттах Абу Гудда (рахимахуллаху Тагаля), говорил о нем так:
«Мой вчерашний ученик и сегодняшний товарищ».
Он также оценивал его следующим образом:
«Великий ученый и исследователь».
Шейх Аувама переехал в Лучезарную Медину в 1400 г.х. (1980 г.). Здесь он устроился в исламский университет, где основал факультет академических исследований, который в настоящее время носит следующее название: مركز خدمة ﺍلسنة ﻭ ﺍلسيرﺓ النبوية
«Центр службы Сунне и биографии Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)».
Его первое исследование было посвящено книге «ﺇتحاﻑ ﺍلمهرﺓ» (многотомному сборнику хадисов).
В 1406 г.х. (1986 г.) он основал отдел исследований исламской литературы.
В течение двенадцати лет он также служил издательскому дому «Дар-уль-Кибла».
Его можно охарактеризовать как внимательного обладателя блестящих идей, применяющего безупречные методики. Это отчетливо проявляется в следующих двух его книгах:
أثر الحديث الشريف في ﺍختلاﻑ ﺍلأئمة ﺍلفقهاﺀ «Асар-уль-хадис-иш-шариф фи ихтиляф-иль аиммат-иль-фукаха» («Роль хадиса в различиях между правоведами») и أدب ﺍلاختلاﻑ في مسائل ﺍلعلم ﻭ ﺍلدين «Адаб-уль-ихтиляф фи масаил-иль-‘ильм уад-дин» («Уважительное отношение при различии во мнениях по вопросам знаний и религии»).
Его методы в отношении науки ﺍلجرح ﻭ ﺍلتعديل (признания передатчиков хадисов) настолько уникальны, критичны и дальновидны, что они являются идеальными примерами, которым нам нужно следовать.
Он является бесспорным авторитетом в области исследований. Известный шейх и аллама Мухаммад Саид Ат-Тантави (рахимахуллаху Тагаля) говорил о нем так:
«Во всем мире я не знаю никого, кто превосходил бы его по знаниям в области исследований».
К его публикациям относятся:
1. أثر الحديث الشريف في ﺍختلاﻑ ﺍلأئمة ﺍلفقهاء («Асар-уль-хадис-иш-шариф фи ихтиляф-иль аиммат-иль-фукаха»).
2. أدب ﺍلاختلاﻑ في مسائل ﺍلعلم ﻭ ﺍلدين («Адаб-уль-ихтиляф фи масаил-иль-‘ильм уад-дин»).
Указанные две книги переведены также на другие языки и преподаются в различных университетах.
3. مسند عمر بن عبد ﺍلعزيز للباغندي Он прокомментировал и разъяснил хадисы, приведенные в данном сборнике, а также привел дополнительные повествования.
4. ﺍلأنساﺏ للسمعاني Он исследовал часть данного труда.
5. تقريب ﺍلتهذيب Хафиза ибн Хаджара (рахимахуллаху Тагаля) с подстрочными примечаниями алламы Абдуллы Аль-Басри (рахимахуллаху Тагаля) и его ученика Аль-Миргани (рахимахуллаху Тагаля).
6. الكاشف للذهبي включая подстрочные комментарии Сабта ибн А’джами (рахимахуллаху Тагаля) и детальное введение, а также критический анализ определенных моментов в пяти томах.
7. مجالس ﺍبن ناصر ﺍلدين Хафиза ибн Насирудина Ад-Димашки (рахимахуллаху Тагаля), где автор говорит о разъяснении одного-единственного аята священного Корана.
8. من صحاﺡ ﺍلأحاﺩيث ﺍلقدسية Данная книга содержит сто хадисов-кудси (хадисов, в которых Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) явно указывает на то, что это слова Всевышнего Аллаха) со ссылками и комментариями.
9. ﺍلمختار من فراﺍئد النقول و ﺍلأخبار Книга, содержащая большое количество вдохновляющих историй, служащих руководством для каждого студента.
10. القوﻝ ﺍلبديع алламы Ас-Сахави (рахимахуллаху Тагаля). Эта снабженная примечаниями версия считается наиболее полной и (надежной).
11. اﺍلسنن имама Абу Дауда (рахимахуллаху Тагаля) в шести томах. Он снабдил примечаниями этот прославленный сборник хадисов на основе восьми манускриптов, один из которых является личной копией Хафиза ибн Хаджара (рахимахуллаху Тагаля).
12. ﺍلشمائل ﺍلمحمدية имама Тирмизи (рахимахуллаху Тагаля) с комментариями алламы Аль-Баджури (рахимахуллаху Тагаля).
13. ﺍلمصنف Ибн Аби Шайбы (рахимахуллаху Тагаля). Многотомный и бесценный труд по хадисам, на создание которого ушло шестнадцать лет. Он исследовал все хадисы и определил их источники, а также дал к ним комментарии. Издано в двадцати шести томах.
14. ﺩﺭﺍسة حديثية подробное исследование с глубоким анализом великих ханафитских сборников хадисов «Насб-ур-раях» и «Фатх-уль-Кадир, шарх-уль-Хидая».
Многие из перечисленных книг неоднократно переиздавались. При этом новые издания были не просто копиями предыдущих, а он обычно улучшал их при переиздании.
При исследовании любой книги он старался получить доступ к личной копии ее автора. В большинстве случаев Аллах (джалля джалялях) сделал для него возможным осуществление такой задачи. Это тоже вносит вклад в уникальность его работ.
Шейх Мухаммад Аувама стал известен посредством написанных им введений к исследованным им книгам. Данные введения служили критичным, но при этом полезным и научным анализом представляемых книг.
Он служит знаниям и тем, кто к ним стремится, последние пятьдесят лет. Несмотря на имеющиеся болезни, он продолжает эту деятельность с поразительной преданностью в Лучезарной Медине.
Да дарует Аллах (джалля уа джалялях) уважаемому шейху хорошего здоровья, приятной долгой жизни и безопасности от всего зла и всех бед! И да продолжит Аллах одаривать умму его бесценной мудростью! Аминь.
P.S. В настоящее время шейх Мухаммад Аувама находится с визитом в ЮАР, где посещает основные города этой страны и проводит встречи с местными алимами (26 июня 2012 г.)
Хафизахуллах! На азан кз читал перевод книги шейха Мухаммада Аввамы ма шаа ллах прекрасная книга.
Хатиб Аль Багъдади (392-464 х/1002-1072 м) говорит об обязательности назначения Халифом заработной платы лицам, обучающих религии:
قلتُ : فواجبٌ على كلِّ أحدٍ طلَبُ ما يلزَمه معرفتُه ، مما فرَض اللهُ عليه ، على حَسَبِ ما يقدِر عليه مِن الاجتهادِ لنفسِه ، وكلُّ مسلمٍ بالغٍ عاقلٍ مِن ذكَرٍ أو أُنْثى ، حُرٍّ وعبدٍ ، تلزَمُه الطهارةُ والصلاةُ والصيامُ فرْضًا ، فيجبُ على كلِّ مسلمٍ تعرُّفُ علْمِ ذلك ، وهكذا يجبُ على كلِّ مسلمٍ ، أن يعرِفَ ما يَحِلُّ له وما يُحرَّم عليه ، مِن المَآكِلِ والمشارِبِ والملابِسِ والفُروجِ والدِّماءِ والأمْوالِ ، فجميعُ هذا لا يسَعُ أحدًا جهْلُه ، وفرْضُ عليهم أنْ يأخُذوا في تعلُّمِ ذلك ، حتى يبلُغون الحُلْمَ وهم مسلمونَ ، أو حينَ يُسلِمون بعد بلوغِ الحُلْمِ ، ويُجبِر الإمامُ أزواجَ النساءِ وساداتِ الإماءِ على تعليمِهنَّ ما ذكَرنا ، وفرْضٌ على الإمامِ أيضًا ، أن يأخُذ الناسَ بذلك ، ويرتِّبَ أقوامًا لتعليمِ الجُهَّال ، ويفرِضَ لهم الرزْقَ في بيتِ المالِ ، ويجب على العلماءِ تعليمُ الجاهلِ ، لِيتميَّزَ له
«Я (Баъдади) говорю: Каждый человек в пределах своих возможностей должен приобретать те необходимые знания, которым обязал его Аллах.
И для каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия — мужчины или женщины, свободного человека или раба – является фардзом тахарат, совершения намаза и соблюдения поста. Исходя из этого, каждый мусульманин обязан изучать знания об этом.
Также каждый мусульманин обязан быть осведомлён о запретных и дозволенных постановлениях, в вопросах, касающихся еды, питья, одежды, женщин, крови и имущества. Не дозволяется никому оставаться в неведении относительно каких-либо из этих вопросов.
Изучение этих наук является обязательным/фардзом при достижении зрелости кого-либо из мусульман; либо принятия человеком Ислама после достижение зрелости.
Имам (Халиф) обязан принудить мужа обучить этим наукам свою жену, а хозяев — обучить невольниц. Если же люди начнут пренебрегать этими обязательствами, то на Имама возлагается обязанность/фардз подвергать их наказанию; назначать преподавателей для обучения людей из числа невежд, и также назначать им заработную плату из казны.
И является обязанностью/ваджибом для ученых обучать невежд, чтобы они отличали истину от лжи».
Источник: Аль Хатиб Аль Багъдади: Аль Факих валь Мутафакких: 2/173-174
Дар Ибнуль Джавзи: 1417/1996
Вот перевод одной из книг этого великого ученого современности
http://azan.kz/article/show/id/7129.html
И вот очень хорошая книга
http://azan.kz/article/show/id/7627.html
Книга Сайида Сабика “Фикх ус-Сунна”
Ас-саламу ‘Алейкум Уа Рахматуллахи Уа Баракятух
Мы подтверждаем получение Вашего запроса(12/04/07) в отношении книги, названной “Фикх ус-Сунна”. Наш ответ приведён ниже.
В наше время, когда слепое следование своему пониманию превратилось в религию, мы приветствуем Ваше намерение обратиться к улемам в отношении как этого, так и других масаа’иль.
В предисловии этой книги, Сайид Сабик, подчеркивая свою цель, пишет:
«و يفتح للناس باب الفهم عن الله و رسوله, و يجمعهم على الكتاب و السنة, و يقضي على الخلاف و بدعة تعصب المذاهب كما يقضي على الخرافة القائلة : بأن باب الاجتهاد قد سدّ»
“Открыть людям дверь понимания от Аллаха и Его Посланника, объединить их на Книге и Сунне и положить конец разногласиям и нововведению мазхабного фанатизма, положить конец мифу о том, что врата иджтихада были закрыты”.
Может показаться, что в приведённой выше цитате нет ничего дурного или даже есть благо, однако, если над этим поразмыслить, становится ясной сомнительная природа такого утверждения. Само это утверждение указывает, что Сайид Сабик во многом разошёлся с нашими учёными. Фактически можно сказать, что целью Сайида Сабика является уничтожение всего того, чему посвятили свои жизни наши улема. Мы не будем рассматривать это заявление отдельно, сущность этого заблуждения будет разъяснена далее.
Один из наших великих учёных, родом из Сирии, в настоящий момент находящийся в Мадинат аль-Мунаввара, Факых, Мухаддис, Мауляна Мухаммад Аввамаأطال الله بقائه рассматривая эту книгу(как и книги, подобные этой) уже позиции её названия – “Фикх ус-Сунна” – дал исчерпывающее разъяснение.
Вот краткий итог того, что написано шейхом по этой теме:
“Главное заблуждение, ставшее распространённым, которому не придаётся никакого внимания с тем, чтобы исправить его — это злоупотребление названиями вроде ‘Фикх ус-Сунна’ или ‘Фикх ус-Суннати валь Китаб’ некоторыми неучёными, которые представляют их собственный “Фикх” или “понимание” для широких масс. “Фикх” – буквально означает понимание. Так чей же Фикх, чьё же понимание эти люди действительно представляют? Это “фикх” людей неучёных, с их незначительным статусом в области ‘Ильма, который они пытаются повысить, приписав свой “фикх” к “Ас-Суннати валь Китаб”. Они делают это, желая обмануть массы, внушив им, что они, эти люди, представляют Дин в его исконной и истинной форме. В этом они сильно преуспели, отдаляя людей от Фикха четырёх великих Имамов: Абу Ханифы, Малика, Шафи’и и Ахмада, да будет Аллах доволен ими. Затем эти люди задают вопросы, вроде: “Вы хотите следовать за “фикхом” Мухаммада, саляллаху ‘алейхи уа саллям, или за фикхом Абу Ханифы или Шафи’и?!”
Однажды, один из таких людей, выходя вперёд, намереваясь возглавить молитву, спросил: “Вы хотите чтобы я совершил молитву согласно Мухаммаду, саляллаху ‘алейхи уа саллям, или согласно Абу Ханифе?!” Какая дерзость и наглость!
Они способны лишь делать подобные смелые заявления, приписывая их Фикх — к “Ас-Суннати валь Китаб”, а Фикх “Четырёх Мазхабов” — к Четырём Имамам, но не к “Ас-Суннати валь Китаб”. Таким образом истинный “Фикх”(Фикх четырёх мазхабов), который является настоящим разъяснением “Ас-Суннати валь Китаб”, они подменили своим Фикхом — где-то он правилен, когда он исходит от Четырёх Великих Имамов, а где-то неверен, когда исходит от них самих — и вот эту смесь они приписали к “Ас-Суннати валь Китаб”.
[ Асар уль-Хадисис Шариф фи Ихтиляфиль А’имматиль Фукаха, стр. 121 ]
Также в предисловии Сайид Сабик пишет:
فهذا الكتاب يتناول مسائل من الفقه الاسلامي مقرونة بادلّتها من صريح الكتاب و السنّة و مما أجمعت عليه الأمة
Он заявляет, что Шариатские обоснования, приводимые в его книге, будут извлечены только из “Ясной Книги и Сунны, о также из Иджмы Уммы”. Само это его заявление противоречит сущности Ахль ус-Сунна валь Джама’а, Иджма(консенсус) которой гласит, что Шариатские доказательства не ограничиваются “Ясной Книгой и Сунной, а также Иджмой Уммы”.
Помимо этого, он противоречит Иджме Ахль ус-Сунна валь Джама’а в своих словах, что приведены выше, где он говорит, что желает “положить конец разногласиям и нововведению мазхабного фанатизма”, в то время как в отношении четырёх мазхабов существует Иджма.
Среди четырёх Мазхабов имеют место разногласия, которые основаны на Хадисах. Очень часто, из одного и того же хадиса Фукаха выводят разные масаа’иль, основываясь на их глубине понимания и различиях в Усуле(также выведенного из Корана и Хадисов).
Таким образом, утверждение Сайида Сабика о том, что он хочет “объединить людей на Книге и Сунне и положить конец разногласиям и нововведению мазхабного фанатизма”, указывает, чтоего истинным стремлением является объединить людей на его понимании Корана и Хадисов, после того, как Умма объединилась на принятии и следовании за пониманием Четырёх Великих Имамов.
Факых, Мухаддис, Мауляна Мухаммад Аввамаأطال الله بقائه доказывает законность мазхабов и правомочность их расхождений в своих книгах Асаруль-ХадисисШариффиИхтиляфильА’имматильФукаха и Адабуль-Ихтиляф.
Всёго, что написано выше, достаточно, что понять опасность этой книги. Пусть Аллах Та’аля даст нам возможность понимать.
И АЛЛАХ ТА’АЛЯ ЗНАЕТ ЛУЧШЕ