Он – Имам, Хафиз, Шейх уль-Ислам – Абу Бакр Ахмад ибн Ибрахим ибн Исмаил ибн Аббас аль-Исмаили аль-Джурджани аш-Шафии. Один из ранних шафиитских факихов, авторитетный мухаддис, саляф. Годы жизни — 277-371 гг. по хиджре.

Его известные учителя:

Усман аль-Макабири аль-Джурджани, Ибрахим ибн Зубейр аль-Хальвани, Ахмад ибн Мухаммад ибн Масрукъ,Мухаммад ибн Яхья аль-Марувази, Яхья ибн Мухаммад аль-Джинани, Абдуллах аль-Фирьйяби, Мухаммад ибн Абдуллах аль-Хадрами, Мухаммад ибн Усман Ибн Абу Шейба, Мухаммад ибн Хасан ибн Саммаат, Абу Халифа аль-Джумхи, Бахлюл ибн Исхак ат-Танухи, и др. 

Его известные ученики:

Аль-Хаким, Абу Бакр аль-Баркани, Хамза ас-Сахми, Абу Хазим аль-Абдави, Абу Бакр Мухаммад ибн Идрис аль-Джарджараийи, Хусейн ибн Мухаммад аль-Баашаани, Абу Саид ан-Накъаш,Абуль-Хасан Мухаммад ибн Али ат-Табари, Абдуссамад ибн Мунир аль-Адль, Абу Амр Абдуррахман ибн Мухаммад аль-Фариси, и др.

Его труды:

«Мустахрадж аля Сахих аль-Бухари», «Мадхаль аля Сахих аль-Бухари», «аль-Муснад аль-Кабир», «аль-Фауваид», «Му`джам ас-Сахаба», «Китабун фи-ль-Фикх», «И’тикъад Ахлю ас-Сунна» и др.

 

Высказывания ученых о нем:

 

Хафиз Шамсуддин аз-Захаби (673-748 гг. по хиджре) писал о нем: 

الإسماعيلي الإمام الحافظ الحجة الفقيه , شيخ الإسلام, أبو بكر , أحمد بن إبراهيم بن إسماعيل بن العباس الجرجاني الإسماعيلي الشافعي , صاحب » الصحيح » , وشيخ الشافعية . مولده في سنة سبع وسبعين ومائتين . وكتب الحديث بخطه وهو صبي مميز , وطلب في سنة تسع وثمانين وبعدها .

وصنف تصانيف تشهد له بالإمامة في الفقه والحديث , عمل » مسند عمر» رضي الله عنه في مجلدتين , و » المستخرج على الصحيح » أربع مجلدات , وغير ذلك , و » معجمه » في مجيليد يكون عن نحو ثلاث مائة شيخ .

قال حمزة بن يوسف : سمعت الدارقطني يقول : قد كنت عزمت غير مرة أن أرحل إلى أبي بكر الإسماعيلي فلم أرزق .

قلت : إنما كان يرحل إليه لعلمه لا لعلو بالنسبة إلى أبي الحسن .

قال حمزة : سمعت الحسن بن علي الحافظ بالبصرة يقول : كان الواجب للشيخ أبي بكر أن يصنف لنفسه سننا ويختار ويجتهد , فإنه كان يقدر عليه لكثرة ما كتب , ولغزارة علمه وفهمه وجلالته , وما كان ينبغي له أن يتقيد بكتاب محمد بن إسماعيل البخاري فإنه كان أجل من أن يتبع غيره , أو كما قال .

قلت : من جلالة الإسماعيلي أن عرف قدر » صحيح البخاري » وتقيد به .

قال الحاكم : كان الإسماعيلي واحد عصره , وشيخ المحدثين والفقهاء , وأجلهم في الرئاسة والمروءة والسخاء , ولا خلاف بين العلماء من الفريقين وعقلائهم في أبي بكر .

قال حمزة السهمي : سألني الوزير أبو الفضل جعفر بن الفضل بن الفرات بمصر عن الإسماعيلي وسيرته وتصانيفه , فكنت أخبره بما صنف من الكتب , وبما جمع من المسانيد والمقلين , وتخريجه على » صحيح البخاري » , وجميع سيرته , فتعجب من ذلك , وقال : لقد كان رزق من العلم والجاه والصيت الحسن  

«Аль-Исмаили – имам, хафиз, довод, факих, шейх уль-Ислам, Абу Бакр Ахмад ибн Ибрагим ибн Исмаил ибн Аббас, аль-Джурджани, аль-Исмаили, аш-Шафии. Автор книги “Сахих мустахрадж аля Сахих аль-Бухари”. Он был шейхом шафиитов. Родился в 277 г., начал изучение хадисов еще в детстве и писал их своей рукою. Был автором многих работ, которые свидетельствуют ему о достоинстве и главенстве в фикхе и хадисе. Он составил “Муснад” Умара, да будет доволен им Аллах, в 2 томах, “Мустахрадж аля сахих” в 4 томах, и другое. Его “Муджам” в 2 томах повествует примерно о 300 шейхах.

Сказал Хамза ибн Юсуф: “Я слышал, как ад-Даракутни говорил: “Сколько раз я намеревался отправиться к Абу Бакру аль-Исмаили, но, к сожалению так и не смог””.

Я скажу: Он отправлялся к аль-Исмаили для получения знаний, а не из-за его высокого положения относительно Абуль-Хасана ад-Даракутни.

Сказал Хамза: Я слышал Хасана ибн Али аль-Хафиза: “Было обязательным для аль-Исмаили собрать сборник хадисов для себя и выбирать то, что соответствовало его иджтихаду. Он был способен на это из-за многочисленности того, что он написал и из-за обилия его знаний, мышления и величия. Ему не подобало следовать книге Мухаммада ибн Исмаила, он был более величественней, чем то, чтобы следовать за другим”.

Я скажу: Из величия аль-Исмаили, что он знал степень “Сахих” аль-Бухари и руководствовался им.

Сказал аль-Хаким: “Аль-Исмаили был уникальным ученым своего времени. Шейх мухаддисов и факихов, самый достойнейший из них. Никто не разногласил о нем среди ученых”.

Сказал Хамза ас-Сахми: “Меня спросил Абу Фадль Джафар ибн Фадль ибн Фурат в Египте об аль-Исмаили, его жизни и книгах. Я рассказывал ему о том, что он написал из книг и, что собрал из “муснадов”, и его “тахридже” на “Сахих” аль-Бухари, а также о его жизни. Он восхищался этому”. Также он сказал: “Он был наделен знанием, авторитетом и хорошей славой”.

 

 قال حمزة : وسمعت جماعة منهم الحافظ ابن المظفر يحكون جودة قراءة أبي بكر , وقالوا : كان مقدما في جميع المجالس , كان إذا حضر مجلسا لا يقرأ غيره .

قال الإسماعيلي في » معجمه » : كتبت في صغري الإملاء بخطي في سنة ثلاث وثمانين ومائتين , ولي يومئذ ست سنين . فهذا يدلك على أن أبا بكر حرص عليه أهله في الصغر .

وقد حمل عنه الفقه ولده أبو سعد , وعلماء جرجان .

قال القاضي أبو الطيب الطبري : دخلت جرجان قاصدا إلى أبي بكر الإسماعيلي وهو حي , فمات قبل أن ألقاه .

قال حمزة : وسمعت أبا بكر الإسماعيلي يقول : لما ورد نعي محمد ابن أيوب الرازي , بكيت وصرخت , ومزقت القميص , ووضعت التراب على رأسي , فاجتمع علي أهلي , وقالوا : ما أصابك ؟ قلت : نعي إلي محمد بن أيوب , منعتموني الارتحال إليه , فسلوني وأذنوا لي في الخروج إلى نسا إلى الحسن بن سفيان , ولم يكن هاهنا شعرة , وأشار إلى وجهه .

قلت : مات ابن أيوب سنة أربع وتسعين , وليس الحسن بن سفيان في طبقته في العلو .

قال : وخرجت إلى العراق في سنة ست وتسعين في صحبة أقربائي .

قال حمزة السهمي : سمعت الإسماعيلي يقول : كتبت بخطي عن أحمد بن خالد الدامغاني إملاء في سنة ثلاث وثمانين , ولا أذكر صورته . قال حمزة : مات أبو بكر في غرة رجب سنة إحدى وسبعين وثلاث مائة عن أربع وتسعين سنة . 

Сказал Хамза: “Я слышал группу людей, из них аль-Хафиз ибн аль-Музаффар, которые рассказывали о превосходстве кираата Абу Бакра”. Они сказали: “Он был передовым во всех собраниях. Когда он присутствовал на собрании, никто кроме него не читал Коран”.

Сказал аль-Исмаили в своем “Му’джам”: “Я писал под диктовку в детстве своим почерком в 283 г. Мне тогда было 6 лет”.

Это указывает тебе на то, что об Абу Бакре сильно заботилась его семья в детстве. От него взял фикх его сын Абу Са’д и ученые Джурджана.

Сказал аль-Кади Абу ат-Тайиб ат-Табари: “Я вошел в Джурджан с целью встретиться с Абу Бакром аль-Исмаили, когда он был еще живым. Но он умер до того как я его встретил”.

Сказал Хамза: “Я слышал его, как он говорил: “Когда пришла весть о смерти Мухаммада ибн Айюба ар-Рази, я вошел в дом и стал плакать, кричать, порвал на себе рубашку и положил землю себе на голову. Вокруг меня собралась моя семья и домочадцы, и сказали: “Что случилось?” Я сказал: “Ко мне пришла весть о смерти Мухаммада ибн Айюба ар-Рази, вы препятствуете мне пойти к нему. Тогда они утешили меня и разрешили мне выйти в Наса к Хасану ибн Суфьяну. И не было здесь даже одной волосинки” и он указал на свое лицо”. (т.е. он был слишком молод).

Я скажу: Ибн Айюб умер в 94 г. и Хасан ибн Суфьян не находится рядом с ним на его возвышенной степени.

Он сказал: “Я вышел в Багдад в 96 г., и меня сопровождали некоторые мои близкие”.

Сказал Хамза ас-Сахми: “Я слышал аль-Исмаили, как он говорил: “Я записывал хадисы под диктовку от Ахмада ибн Халида ад-Дамагани в 83 г. и я не помню его внешность”. Сказал Хамза: “Абу Бакр умер в начале Раджаба 371 г., в возрасте 94 г.”».

[Аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 12/314]

Также аз-Захаби писал о нем в другой книге:

وكان ثقة حجة كثير العلم. وقال أبو نعيم، ليس به بأس في روايته.

«Он был надежным передатчиком, доводом во многих науках. Абу Нуайм сказал: “Нет, ничего плохого в его риваятах”».

[Аз-Захаби, «Аль-‘Абр фи хабр мин Гъабр», 2/137]

 

Хафиз Ибн Касир (701-774 гг. по хиджре) писал о нем:

أبو بكر الإسماعيلي الجرجاني الفقيه الإمام الحافظ، أحد كبراء الشافعية فقها، وحديثا، وتصنيفا

«Абу Бакр аль-Исмаили аль-Джурджани, факих, имам, хафиз, один из великих шафиитов в фикхе, хадисе и написании книг».

[Ибн Касир, «Табакат Шафиийин», стр. 305]

 

Имам Таджуддин ас-Субки (727-771 гг. по хиджре) писал о нем: 

أَبُو بكر الإسماعيلى إِمَام أهل جرجان والمرجوع إِلَيْهِ فى الْفِقْه والْحَدِيث وَصَاحب التصانيف

قَالَ الشَّيْخ أَبُو إِسْحَاق جمع يعْنى الإسماعيلى بَين الْفِقْه والْحَدِيث ورياسة الدّين وَالدُّنْيَا

وَقَالَ الدارقطنى كنت عزمت غير مرّة أَن أرحل إِلَى أَبى بكر الإسماعيلى فَلم أرزق

وَقَالَ أَبُو عبد الله الْحَاكِم كَانَ أَبُو بكر وَاحِد عصره وَشَيخ الْمُحدثين وَالْفُقَهَاء وأجلهم فى الرياسة والمروءة والسخاء وَلَا خلاف بَين عقلاء الْفَرِيقَيْنِ من أهل الْعلم فِيهِ 

«Абу Бакр аль-Исмаили, имам в местности Джурджан. Все обращались к нему за знаниями в фикхе и хадисе.

Шейх Абу Исхак [аш-Ширази] сказал: “Аль-Исмаили вобрал в себя науки фикха и хадиса, и главенствовал в религии и мирском”.

Ад-Даракутни говорил: “Сколько раз я намеревался отправиться к Абу Бакру аль-Исмаили, но, к сожалению так и не смог”.

Абу Абдуллах аль-Хаким сказал: “Аль-Исмаили был уникальным (ученым) своего времени. Шейх мухаддисов и факихов, самый достойнейший из них. Никто не разногласил о нем среди ученых”».

[Ибн ас-Субки, «Табакат шафиийя аль-кубра», 3/7]

 

Имам Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 гг. по хиджре) писал:

الإمام الإسماعيلي، أحمد بن إبراهيم بن إسماعيل بن العبّاس، أبو بكر، الجرجاني ، أحد الحفاظ الأعيان. كان شيخ المحدّثين والفقهاء، وأجلّهم في المروءة والسخاء.

«Имам аль-Исмаили, Ахмад ибн Ибрахим ибн Исмаил ибн Аббас, Абу Бакр аль-Джурджани, один из видных хафизов. Был шейхом мухаддисов и факихов, и величайшим из них в порядочности и шедрости».

[Ибн аль-Имад, «Шазарат аз-Захаб», 4/379]

Источник:

Даруль-Фикр.Ру