Сказал великий мухаддис и факих, имам, хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) в своей книге «Тадриб ар-рави» которая является шархом на книгу «ат-Такриб ва ат-тайсир» имама ан-Навави:

وفي الكامل لابن عدي من جهة النفيلي ، قال : سمعت هشيما يقول : من لم يحفظ الحديث فليس هو من أصحاب الحديث . والحق أن الحافظ أخص ، وقال التاج السبكي في كتابه معيد النعم : من الناس فرقة ادعت الحديث فكان قصارى أمرها النظر في مشارق الأنوار للصاغاني . فإن ترفعت [ ارتقت ] إلى مصابيح البغوي ، وظنت أنها بهذا القدر تصل إلى درجة المحدثين ، وما ذلك إلا بجهلها بالحديث ، فلو حفظ من ذكرناه هذين الكتابين عن ظهر قلب وضم إليهما من المتون مثليهما لم يكن محدثا ، ولا يصير بذلك محدثا حتى يلج الجمل في سم الخياط ، فإن رامت بلوغ الغاية في الحديث على زعمها اشتغلت بجامع الأصول لابن الأثير ، فإن ضمت إليه » علوم الحديث » لابن الصلاح أو مختصره المسمى » بالتقريب والتيسير للنووي » ونحو ذلك ، وحينئذ ينادى من انتهى إلى هذا المقام : بمحدث المحدثين وبخاري العصر ، وما ناسب هذه الألفاظ الكاذبة ، فإن من ذكرناه لا يعد محدثا بهذا القدر

وإنما المحدث من عرف الأسانيد والعلل ، وأسماء الرجال والعالي والنازل ، وحفظ مع ذلك جملة مستكثرة من المتون ، وسمع الكتب الستة ، ومسند أحمد بن حنبل ، وسنن البيهقي ، ومعجم الطبراني ، وضم إلى هذا القدر ألف جزء من الأجزاء الحديثية . هذا أقل درجاته ، فإذا سمع ما ذكرناه وكتب الطباق ودار على الشيوخ وتكلم في العلل والوفيات والمسانيد كان في أول درجات المحدثين ، ثم يزيد الله من يشاء ما يشاء .

وقال في موضع آخر منه : ومن أهل العلم طائفة طلبت الحديث وجعلت دأبها السماع على المشايخ ومعرفة العالي من المسموع والنازل . وهؤلاء هم المحدثون على الحقيقة ، إلا أن كثيرا منهم يجهد نفسه في تهجي الأسماء والمتون وكثرة السماع من غير فهم لما يقرؤه ، ولا تتعلق فكرته بأكثر من أني حصلت جزء ابن عرفة عن سبعين شيخا ، وجزء الأنصاري عن كذا كذا شيخا . [ وجزء ابن الفيل ] وجزء البطاقة ، ونسخة أبي مسهر ، وأنحاء ذلك ، وإنما كان السلف يستمعون فيقرءون فيرحلون فيفسرون ، ويحفظون فيعملون. اهـ . تدريب الراوي في شرح تقريب النواوي

В книге «аль-Камиль» у Ибн Удда передается от ан-Нафили, что он сказал: «Я слышал Хашима, как он говорил: «Кто не знает наизусть хадисы, тот не из обладателей хадиса (ученых хадиса). И истина в том, что (степень) хафиз является особой».

Таджуддин ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) сказал в своей книге «Му’иду ан-на’им»: «Среди людей есть группа которая претендует на знания в науке хадиса, но они в крайнем случае просмотрели книгу ас-Сан’ани «Машарик аль-анвар», а в лучшем случае они поднялись до книги аль-Багъави «Массабих». И они подумали, что с таким количеством знаний они достигли уровня мухаддисов, но это является наоборот их невежеством в хадисоведении. Если они выучат наизусть эти две книги и еще вдобавок несколько подобных книг они не будут мухаддисами. Таким способом никто не может стать мухаддисом, даже если верблюд может пройти через ушко иглы.

А когда они хотят достичь какой-то цели в хадисоведении, как они говорят, то они занимаются книгой аль-Асира «Джамиу аль-усуль», а если еще и вдобавок читают «Улум аль-хадис» Ибн ас-Салаха или же мухтассар этой книги, который называется «ат-Такриб ва ат-тайсир», автор ан-Навави, или им подобные книги, то того, кто достиг такого уровня они называют мухаддисом мухаддисов или же аль-Бухари современности или другими подобными ложными именами. Но тот, кто достиг такого «уровня» с таким количеством знаний не считается мухаддисом.

Мухадисом же считается тот человек, который знает иснады (цепи передатчиков) и причины, а также имена передатчиков, кто выше и кто ниже, а также он должен знать наизусть большое количество матнов хадиса и слушать от учителя все шесть сборников хадиса («Кутуб ас-ситта» — «Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслим, «Сунаны» ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджах), «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, «Сунан» аль-Байхаки», «Му’джам» ат-Табарани» и еще вдобавок к этому он должен знать тысячу джузов (частей) из «Аль-Аджза уль-хадисиййя». Вот это и есть самый нижний уровень мухаддисов. А когда он выслушает (изучит у учителя) все, что мы перечислили выше и напишет антитезы (сравнения) и обойдет всех шейхов и выскажется о причинах, о том кто, когда умер и об иснадах, он и будет на начальном уровне мухаддисов. А дальше Аллах поднимает кого желает и как пожелает.

Он (Ас-Субки) также в другом месте этой книги сказал: «Среди ученых есть группа, которые ищут хадисы, и их основное занятие это слушать хадисы от разных шейхов и различать из услышанного, что выше и что ниже. На самом деле они и есть мухаддисы, но многие из них прилагают большие усилия к правильному произношению имен передатчиков и матнов и к многократному слушанию хадисов от разных шейхов без понимания того, что сами читают и они не думают ни о чем кроме того, что они прошли Джуз Ибн Арафата у семидесяти шейхов и Джуз Аль-Ансари у столько-то шейха и Джуз Ибн аль-Фииль и Джуз аль-битака и нусха Абу Масхара и т.п.

А саляфы же сперва слушали, потом читали, потом уходили, потом разъясняли, потом запоминали (выучивали наизусть), а затем учили и других.

[Джалалуддин ас-Суюти, «Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-Навави», стр. 13-14. Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1417/1992