Джеральд Дёркс (Jerald Dirks) бывший христианский диакон принявший ислам, в своей книге «Крест и полумесяц» заметил:

«…Несомненно, есть другие пункты, которые отличают и отделяют исламскую веру от христианской, в особенности христианская доктрина троицы. Тем не менее, доктрина троицы настолько эфемерна и настолько запутана, что простой христианин даже не начинает понимать эту доктрину. Если вы попросите объяснить ее, то он, вероятно, даст вам определение троицы, которое церковь давно уже провозгласила ересью».

Можно с уверенностью сказать, что доктор Дёркс будучи бывшим христианским священнослужителем, который общался со многими прихожанами своей церкви, на собственном опыте убедился, что христиане очень плохо понимают, что такое Троица. Недавний опрос среди американских христиан-евангеликов проведенный онлайн журналом www.christianitytoday.com подтвердил слова доктора Дёркса. На самом деле, многие христиане, считая себя ортодоксами, тем не менее, неосознанно придерживаются той или иной ереси.

Из моего опыта общения с христианами, могу также сказать, что и простые православные с большим трудом объяснят вам, что такое Троица. Задав вопрос о Троице, кем является Иисус и Св. Дух, вы вероятно услышите, что Иисус — это Сын Бога, но сам он не Бог. Или, что Иисус был создан, рожден (т.е. когда-то его не существовало) ; что Иисус Бог, но ниже Бога; Иисус был создан, но он стал равен Богу; или даже, что есть два отдельных Бога — Бог Отец и Бог Сын; или — Бог это Бог, а Иисус это человек и посредник между людьми и Богом (молишься Иисусу, молитвы через него быстрей достигнут Бога) и т.д. С вопросом о Св. Духе и его роли в Троице дела обстоят еще хуже. Просто задайте эти вопросы простым верующим, и я гарантирую, вы услышите массу разных вариантов ответа, и многие из них будут той или иной христианской ересью.

Немного иначе дело обстоит при общении по интернету. В сети вам скорее всего просто скинут ссылку на какой-нибудь христианский сайт, где объясняется эта доктрина. При этом очень часто даже не прочитав толкование самостоятельно.

Чем ниже уровень знаний вашего собеседника, тем громче он будет кричать, что якобы вся Библия, как Новый, так и Ветхий Заветы насквозь пропитаны «триединством» Бога, и стихи о Троице встречаются чуть ли не в каждом абзаце. И что якобы Троица — это абсолютно ясный и понятный догмат. И наоборот, чем выше уровень знаний у христианского собеседника, апологета или богослова, тем аккуратнее он будет подбирать слова. Например, игумен Иларион (Алфеев) в своем труде — «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие», в третьей главе — «Троица. Тайна Троицы», пишет следующее:

«Христианин приобщается к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа (греческое слово «покаяние» – metanoia – буквально означает «перемена ума»). Невозможно приобщиться к Троице, пока ум не сделается просветленным и преображенным.»

Говоря о Троице в Ветхом Завете, игумен Иларион пишет:

«Однако уже в Ветхом Завете мы встречаем некие намеки на множественность Лиц в Боге», «Приведенные библейские тексты, однако, лишь предуказывают тайну Троицы, но не говорят о ней прямо».

Стоит обратить внимание, как тщательно и аккуратно Иларион подбирает слова, ведь он же не может открытым текстом просто сказать, что догмат о Троице — абсурден. Он признается, что понять рассудком Троицу невозможно (ведь никак не может три, быть одним), если только ты не являешься «просветленным», ну и Троица — это «тайна». Считает ли игумен Иларион просветленным самого себя, нам не сообщается, и остается лишь догадываться понимает ли сам игумен, что такое Троица? Также, говоря о Троице уже в Ветхом Завете, игумен признает, что ничего подобного в нем нет, но, в то же время, он неуверенно замечает, что в ВЗ можно встретить «некие намеки» на нее. В данной статье я не буду разбирать эти самые «намеки», но просто скажу, что никаких намеков на Троицу в ВЗ нет (можете проконсультироваться с евреями, они прекрасно это объяснят). Это такие же “намеки”, вроде христианских утверждений, что якобы и в Коране есть Троица, а доказательство то, что иногда Аллах говорит о себе «Мы».

Как мы видим, рационально объяснить и понять Троицу невозможно, тем более, когда само Писание не содержит ни одного ясного стиха об этом догмате. Так, архимандрит Никифор сказал: «Слово Троица, в священном писании собственно не встречается», и, что в Троицу нужно просто верить — «Хотя мы не постигаем внутренней тайны троичности Божества, но веруем ей…» Естественно полностью познать Бога невозможно, но и понятие о Боге не должно быть абсурдным и противоречащим здравому смыслу!

Но что думал о догмате Троицы сам Иисус (мир ему)? И был ли он строгим единобожником, как об этом говорит Коран, а также свидетельствуют многие библеисты и историки, изучающие исторического Иисуса? Несмотря на то, что в НЗ информация об Иисусе представлена в искаженном виде, я считаю, что и там можно найти ясное свидетельство, что Иисус учил именно единобожию, а не «триединству». Давайте прочитаем следующие строки из Нового Завета:

» Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть ГОСПОДЬ ЕДИНЫЙ; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что ОДИН есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его» (Марк 12:28-34)

В этом отрывке к Иисусу с вопросом подходит один из «книжников» и спрашивает о самой главной заповеди. Книжниками назывались священнослужители, учителя и толкователи еврейского Закона. Они следовали буквальному толкованию Писания и естественно были евреями, которые придерживались общепринятого еврейского понимания единобожия, т.е. что Бог — Один, Един и т.д., другого толкования они просто не знали, и «триединство» посчитали бы богохульством, как и евреи живущие сегодня. Один из этих книжников задал Иисусу вопрос, и в ответ Иисус процитировал ему стихи из Ветхого Завета, которые прекрасно знали, как книжник, так и Иисус:

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Второзаконие 6:4-5)

Это часть литургического текста, который евреи называют — «шема», он состоит из 4 цитат Пятикнижия. Что-то наподобие «шахады», т.е. свидетельство Единобожия. Евреи повторяют эти слова несколько раз в день, так же как мусульмане повторяют слова шахады много раз в течение дня. Иисус назвал это самой первой заповедью, соответственно и самой главной. Далее Иисус процитировал часть еще одного отрывка из Ветхого Завета:

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя…» (Левит 19:18)

И хотя многие христиане думают, что заповедь “любить ближнего своего, как самого себя” является исключительно христианской, и что именно Иисус в первый раз произнес эти слова, на самом деле, как мы видим, Иисус просто процитировал стихи из Ветхого Завета. Не более и не менее. Но нас больше интересует озвученная Иисусом первая заповедь, упомянутые стихи из Второзакония 6:4-5.

Что же сказал книжник? Книжник согласился с Иисусом, так как он услышал от него то, что знал раньше, что Бог Един и любить надо не только Бога, но и ближнего своего. Иисусу также очень понравились слова книжника (“Иисус, видя, что он разумно отвечал”) и он поспешил обрадовать того Царствием Божьим. Такой вот диалог.

А теперь давайте проанализируем — книжник, будучи типичным евреем, понимал слова Иисуса о Едином Боге так, как их понимали и понимают абсолютно все евреи, т.е. без какого-либо намека на «триединство». Книжник даже и представить себе не мог, что есть такое понятие, как «триединство» или «Троица». И что самое важное, Иисус, зная, что книжник понимает его слова о Единстве Бога именно так, как их понимают все евреи, похвалил его!

Почему же Иисус не исправил книжника, если говоря о первой заповеди, на самом деле имел в виду, что Бог совсем не такой, как на протяжении всего времени думали о Нем евреи? Почему же, прежде чем похвалить книжника, Иисус не объяснил ему, что Бог на самом деле — триедин? Ведь иначе получается, что Иисус ввел книжника в глубокое заблуждение, похвалив и одобрив его. Разве мог Иисус сделать такое? Разве он не учитель, который должен учить людей правильному пониманию Бога? Ответ прост — Иисус говорил именно о Едином Боге, о том Боге, о котором знают и в которого верят все евреи. О Боге Адама, Ноя, Авраама, Моисея и Мухаммада (мир им всем). И Иисус вовсе не подразумевал какую-то Троицу (абсолютно новую и неизвестную для евреев концепцию Бога). И именно поэтому Иисус остался доволен словами книжника.

Как мы убедились, Иисус ничего не знал о Троице. Он был единобожником и призывал евреев любить, и поклонятся Единому Богу. Думать иначе, означает обвинить Иисуса в лукавстве и в том, что говоря о Едином Боге, он умышленно вводил людей в заблуждение, на самом деле подразумевая что-то другое. Говорит всевышний Аллах в Коране:

«…Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (Коран 4:171)

И я также призываю всех искренних христиан, задуматься. Отбросить все сомнительное и ложное, и верить в Единого Бога, в Бога которому рыдая молился сам Иисус (мир ему). И я призываю всех честных христиан принять ислам. Ведь в Судный День Бог не примет ни одной другой религии, кроме ислама!