Худжатуль Ислам (Довод Ислама), Имам Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад Аль Газали Ат Туси Ан Найсабури Аш Шафии
Аль-Газали (полное имя Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси аш-Шафии) родился в 5 веке по хиджре, является шейхом, имамом, редкой личностью своего времени, большим авторитетом в Исламе. Он — совершенный духовный руководитель ученых. Будучи муджтахидом своего времени, он является автором многих полезных изданий, искусно разбирающийся в мазхабах, основах Ислама, разногласиях и спорах и логике.
Брал уроки Аль Газали у многочисленных ученых, из них:
Ахмад Ар Разкани, он брал у него фикх в городе Тус (Иран)
Абу Наср Аль Исмаили
Абуль Маали Аль Джувейни, бралу него фикх, усулюль фикх, ильмуль калям, мантык.
Фазл ибн Мухаммад Аль Фарамизи, ученик Абуль Касима Аль Кушайри. Поистине от него взял Аль Газали тасаввуф.
Юсуф Ан Насадж, поистине взял от него тасаввуф.
Его ученики:
Абу Джильд ибн Ар-Разар
Абу Гайс Аль Джайли
Аль Барбабази
Абуль Байих Аль Бакраджи
Абуль Аббас Аль Аклиши
Абу Бакр ибн Аль Араби
Абдуль Кадир Аль Джиляни
Мухаммад ибн Яхья Аш Шафии
Высказывания ученых о нем:
Великий мухаддис, имам, Хафиз Ибн Асакир ад-Димашки (499-571 х/1105-1176 м) в своей книге «Табйин казиб аль-муфтари» пишет в биографии имама Абу Хамида аль-Газали (450-505 х/1111-1058 м):
Сообщил нам шейх Абуль-Хасан Абдуль-Гафар бин Исмаиль аль-Фариси (451-529 х/1059-1135 м) в своей книге, сказав: Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абу Хамид аль-Газали – «Довод Ислама и мусульман», имам имамов. Не видели глаза подобного ему в языке, красноречии, произношении, находчивости, остроумии. Обладая исключительным характером, он учился фикху в юности у Имама Ахмада ар-Разикани в Тусе. Затем он приехал в Нисабур для учебы у Имама аль-Харамайн с группой ребят из Туса. Он, проявив усердие и старание, за короткий период закончил учебу. Превзойдя своих сверстников, изучив Коран, он стал самым видным человеком своего времени и одним из равных (соперников) Имама аль-Харамайн. Учащиеся извлекали от него пользу, он их обучал, наставлял и сам также усердствовал над собой пока не начал писать свои труды. Имам аль-Харамайн, имея высокую степень и красноречие, беглое произношение и речь, не обращал внимание на аль-Гъазали, скрывая свое восхищение им, быстротой в речи и силой его натуры. Ему не хотелось вмешиваться в его сочинения, несмотря на то, что он обучался у него и был связан с ним, а это присуще человеческой натуре.
Далее Абдуль-Гафар аль-Фариси говорил: После смерти имама (аль-Харамайн) он направился из Нисабура в аль-Муаснар, где получил признание в маджлисе Низама аль-Мулька. Тот приблизил его к себе ввиду его высокой степени, известности имени, умении хорошо дискутировать и бегло выражаться. Это было местом, куда съезжались ученые, стремились имамы, ораторы. Аль-Газали представилась хорошая возможность для трений с имамами, встреч с заклятыми противниками, дискуссий с выдающимися, пререканий с крупными учеными.
Его имя стало известно в разных местах, он извлек огромную пользу, достигнув такого состояния, что посчитал необходимым отправиться в Багдад, для того, чтобы приступить к обучению в медресе «Маймуна ан-Низамийя». Всем нравилось, как он обучал и дискутировал и он не встретил там равного себе. После того, как он был имамом Хорасана, он стал имамом Ирака. Потом он обратил внимание на науку «основ» (усуль), овладев ею в совершенстве, написав ряд сочинений по этой теме, обновив мазхаб в фикхе, выделил разногласия, а также написал несколько сочинений по этой тематике. Увеличилось его почтение (слава) и степень в Багдаде, даже превзошла почтение (славу) Эмиров и халифатского двора.
В этот момент ситуация кардинально изменилась. После изучения точных наук и практики писать сочинения в Багдаде, он вступает (встает) на путь аскетизма и отшельничества, оставив почет, отбросив свое достигнутое высокое положение. Он занимается способами богобоязненности и багажом того света и направляется к дому Всевышнего Аллаха. Совершив хадж, он прибыл в Шам и находился в тех краях около 10 лет, посещая и объезжая величественные памятники. Затем он приступает к написанию своих известных трудов (сочинений) таких как «Возрождение религиозных наук» (Ихья улумуддин) и краткие книги, из них «Арбаин» и другие из сочинений. Задумавшийся над этими трудами познает положение человека в отраслях науки, в борьбе нафса (души), в изменении нрава и улучшении качеств, образа жизни. Дьявольское безрассудство и стремление к власти и высокому положению, перенимания отвратительных черт, сменились успокоением души и благородного нрава, свободой от церемониала и декоративности, облачением в одежду праведников, краткости надежд, посвящением времени на наставление людей и их призывом к тому, что касается загробной жизни и ненависти к мирскому, готовностью уйти в вечный мир, следование каждому, в ком «заметен» и от кого «ощущается» запах знания, пока это не стало этой привычкой. Теперь он возвращается на родину. Находясь дома, будучи занятым размышлением, он посвящает свое драгоценное время и багаж знаний каждому, кто приходит к нему. Так продолжалось определенное время. Потом появились труды и распространились книги. Не было при его жизни возражения и несогласия кого-либо с тем, что он написал, пока не пришел конец визирю, Фахрульмалику – красоте шахидов (да будет Аллах милостив к нему). Украшен был Хорасан его славой и правлением. Визирь слышал и сам убедился в том, какое место занимает аль-Газали, его степень, достоинство, положение, ясность акыды (вероубеждения) и чистота его репутации. Он получал у аль-Газали благословение и присутствовал у него, слушая его речь. Он попросил у аль-Газали не ограничивать ту пользу, которую он может принести, чтобы она давала просветление и очень настоял и проявил твердость пока аль-Газали не дал согласие покинуть родину и направиться в Нисабур. Ему предложили преподавать в медресе «аль-Маймуна ан-Низамия» (да дарует Аллах ей долголетие). Он не обнаружил необходимости покорности власти и намеревался показать то, чем он занимался – наставлением отклонившихся, помощи стремящимся, не возвращаясь к тому, что отошло от него. Он деликатно отказывался от высокого положения, смущения коллег, оспаривания упрямцев. И сколько бы не ругались с ним, его противники, не соглашались с ним, порицая то, что он выдвигал, неся на него клевету – это никак не повлияло на него, и он не отвлекался на ответы тем, кто его поносит (порицает) и не пытался избегать ищущих повод клеветников.
Я был у него однократно и не предполагал себе, будучи знакомым ранее с его озорством, избеганием людей и пренебрежительным отношением к ним из-за гордости и высокомерия тем, чем наделен в достатке: умением произносить, мыслить, выражаться, стремлением занять высокое положение, что он напротив свободен от всего этого. Мне казалось, что он укутан «одеждой» бремени, скрывая то, что происходит с ним. И после моего проведенного исследования и испытания убедился, что дело обстоит иначе, чем предполагал и человек пришел в себя после обморока. Он рассказывал ночами о состояниях души: о начале того, как он оказался на пути отшельничества, как эта идея одолела его, после того, как он углубился в науку, и его надменности над всеми остальными своими речами и способности, которой Аллах его наделил в приобретении различных знаний и умении следовать, изучать науки до тех пор, пока он не стал беспокоиться своей занятостью арабскими науками в ущерб по отношению к размышлению о вечной жизни, о том, что происходит и что принесет пользу в следующей жизни.
Он начал дружить с Аль-Фармази и получил у него вступление на тарикат и подчинялся тому, что он советовал в плане исполнения предписаний в разных формах поклонения и усердия в желательных молитвах, постоянства в азкарах (поминания Аллаха), проявлением старания, желая спасения. Это привело к тому, что он преодолел препятствия и трудности и получил желаемый результат.
Потом аль-Газали рассказал, что он повторил свои знания и взялся за науки и как обычно проявил усердие и старание в написании книг по исламским наукам. Затем мы спросили его, как возникло у него желание покинуть свой дом и вернуться по приглашению в Нисабур. На что он ответил, объясняя свой поступок: «Я не позволял для себя, следуя своей религии стоять в стороне от призыва (даавата) и оказывания помощи учащимся. Мне надлежит раскрыть истину, выразить и призвать к ней». Он был честен в этом.
Затем, оставив это, он вернулся к себе домой. Выбрал (построил) рядом с домом медресе для учеников и завию для суфиев. Он распределил свое время на каждого, кто его посещал для обучения (чтения Корана), бесед (собраний) для обучения нравственному воспитанию. Не проходило ни одно мгновение без его пользы для тех, кто был рядом с ним, пока его не настигло «око времени» и Аллах не забрал его к себе.
Последним его делом, хотя об этом нет точных сведений, было то, что он обратился к хадисам Пророка (мир ему и благословение Аллаха), находясь в обществе тех, кто занят их изучением, и чтением сборников хадисов Аль-Бухари и Муслима, являющимися доводом ислама. Если он прожил дольше, то обошел бы всех в этой науке с легкостью, занимаясь ее изучением. Но в этом нет ущербности для него, учитывая то, что он оставил из написанных им книг по «усуль и фуру’» и другим наукам, навечно оставившим о нем память, они используются беспристрастными читателями, получающими от них пользу. Никто, кроме него, не оставил такого наследия. Он скончался (перешел в милость Аллаха) в понедельник 14 числа в месяц Джумаад аль-Ахира в 505 году хиджры.
Он оставил после себя только дочерей. Его источники дохода хватали ему и его жене и детям. Никого не просил о чем-то в мирских делах. Ему предлагали деньги, но он их не принимал и отказывался от них. Ограничивался тем количеством, которым он может защищать свою религию и не будет вынужден обращаться с просьбой о помощи к кому-либо.
[Ибн Асакир, «Табйин казиб аль-Муфтари фи маа Нусиба иляль Имам Абуль-Хасан аль-Аш’ари», стр. 291]
Имам, хафиз, историк своей эпохи Ибн ан-Наджар аль-Багдади (578-643 х/1182-1245 м), автор известных трудов по истории, хадису и др. наукам, сказал описывая имама аль-Газали:
Абсолютный имам правоведов, раббаний уммы по общему мнению, муджтахид своей эпохи, шедевр своего времени, тот чье упоминание разошлось по странам, и распространилось его высокое положение среди поклоняющихся, и сошлись (разные) группы на его почитании, возвеличивании, уважении и почете. И боялись его противоречащие, и склонялись перед его доводами и доказательствами дискутирующие, и разоблачались при помощи его новаций гнусность еретиков и противоречащих, и встал он на защиту Сунны и победы религии, и ходят его сочинения в мире подобно солнцу, как его великолепие и красота. И засвидетельствовали ему противники и сторонники первенством и совершенством.
[Ас-Субки, «Табакату ш-Шафиъийя аль-кубра», том. 6, стр. 216]
Сказал учитель имама аль-Газали, имам Абу Маали аль-Джувейни (419-478 х/1028-1185 м) известный как «имам аль-Харамайн» (имам двух святынь Мекка и Медина):
«Аль-Газали обильный океан»
Когда имам написал книгу «аль-Манхуль фи усуль аль-фикх» он был еще молодым человеком. Имам аль-Джувейни сказал:
«Ты похоронил меня, в то время когда я еще жив, неужели ты не мог потерпеть пока я умру. Твоя книга покрывает мою книгу (т.е. она была более подробнее и лучше)».
[«Сияр а’лям ан-нубаля», том 19, стр. 335]
Сказал ученик аль-Газали, имам Мухаммад ибн Яхья ан-Найсабури (ум. 548 х/1153 м):
«Аль-Газали — он второй аш-Шафии»
[Ас-Субки, «ат-Табакат», том 6, стр. 196]
Сказал Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики (468-543 х/1076-1148 м):
«Я видел аль-Газали в Багдаде, и на его урок приходило четыреста великих людей и самые достойные из них, брали у него знания»
[Ибн Имад аль-Ханбали, «Шазарат аз-захаб», том 4, стр. 13]
Наставник Иззуддина ибн Абдуссаляма и других великих имамов, шейх Абуль-Хасан аш-Шазали (571-656 х/1176-1258 м) сказал:
«Если у вас появится нужда к Аллаху, то делайте тавассуль через имама Абу Хамида аль-Газали»
[Ибн Атаиллах, «Латаифуль минан», стр. 97]
Сказал имам Абуль-Аббас аль-Мурси (616-686 х/ 1219-1288 м) об имаме аль-Газали:
«Поистине мы свидетельствуем, что он был великим праведником»
[Ибн Атаиллах, «Латаифуль минан», стр. 97]
Сказал Хафиз аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в биографии имама аль-Газали (450-505 х/1111-1058 м):
«Аль-Газали, шейх, имам, океан знаний, довод Ислама, феномен своего времени, красота религии, Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад ат-Туси аш-Шафии аль-Газали. Обладатель многих сочинений, очень остроумный. Обучался в начале исламскому праву в своем городе, далее переселился в Найсабур и находился в кружке студентов, учился у имама аль-Харамайн, и вобрал в себя исламское право за короткое время, и стал красноречивым и искусным в дискуссии и был основным из дискутирующих»
[«Сияр а’лям ан-нубаля», том 9, стр. 323]
Также Хафиз аз-Захаби назвал имама аль-Газали обновителем религии 5-го века хиджры. В биографии имама шафиитов Ибн Сурейджа, он перечисляя муджаддидов пишет:
«И в начале пятиста — Абу Хамид аль-Газали»
[«Сияр а’лям ан-нубаля», Биография 114, Ибн Сурайдж]
Сказал Ибн Касир (701-774 х/1301-1373 м) об имаме аль-Газали:
«Он был умелым во многих науках, у него есть множество распространенных сочинений по разным наукам, он был проницательным, умным ученым во всем, о чем говорил»
[«аль-Бидая ва ан-нихая», 12/214]
Шейхуль Ислам, имам Яхья ибн Шараф ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал:
«Передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах будет посылать этой Умме в начале каждого столетия того, кто будет обновлять дела религии для нее«, и в 5-м веке таким человеком был имам Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ним Аллах».
[Имам ан-Навави, «Тахзибуль-Асмаи вал-Люгат»]
بسم الله الرحمن الرحيم
Сказал Абу Хамид Аль Гъазали (450-505 х/1111-1058 м) в книге «Ат Тафрика Байналь Ислам ваз Зандакъа»:
إن التكفير هو صنيع الجهال، ولا يسارع إلى التكفير إلا الجهلة، فينبغي الاحتراز من التكفير ما وجد الإنسان إلى ذلك سبيلا، فإن استباحة الدماء والأموال من المصلين إلى القبلة، المصرحين بقول: «لا إله إلا الله محمد رسول الله»، خطأ. والخطأ في ترك ألف كافر أهون من الخطأ في سفك محجمة من دم مسلم. والوصية: أن تكف لسانك عن أهل القبلة ما أمكنك، ما داموا قائلين «لا إله إلا الله محمد رسول الله»، غير مناقضين لها. والمناقضة: تجويزهم الكذب على رسول الله صلى الله عليه وسلم، بعذر أو غير عذر، فإن التكفير فيه خطر، والسكوت لا خطر فيه
«Поистине такфир это дело джахилей/невежд. Торопятся в вынесении такфира только джахили. Нужно сторониться от такфира всевозможными путями для человека.
Считать дозволенным (вынося им такфир) кровь и имущество совершающих намаз в сторону киблы и говорящих «нет божества кроме Аллаhа и Мухаммад Его Посланник» это ошибка/хата. И ошибка котороя совершается при оставлении (такфира) тысячам кяфиров лучше ошибки которая совершается при пролитии баночки крови мусульманина (вынося ему такфир).
Наставление тебе: удержи свой язык от порицания ахлюль киблы, по мере возможности, пока они продолжают говорить «нет божества кроме Аллаhа и Мухаммад Его Посланник» не противореча этой шахаде!
А противоречие это: когда они считают дозволенным ложь на Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям, с узром (оправданием) или без.
Поистине в такфире есть опасность, а в сукуте (воздержании от него) нет опасности».
Источник: Аль Гъазали: Ат Тафрика Байналь Ислам ваз Зандакъа
Эти слова Аль-Гъазали так же цитировали Бадруддин Аз-Заркъаши в книге «Аль-Мансур филь Къаваид», Аш-Шавкани в книге «Нейлюль Автар» и Ибн Хаджар в книге «Фатхуль Бари».
http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=509&pid=1927&st=0&#entry1927
Великий был ученый великие труды оставил после себя!
Аллаху Акбар!
فأما الفتوى فقد قامَ بها جماعةٌ ولا يخلو بلدٌ مِن جُملةِ الفروض المهمَلة ولا يلتفِت الفقهاءُ إليها وأقربها الطبُّ إذ لا يُوجد في أكثرِ البلاد طبيبٌ مسلمٌ يجوز اعتمادُ شهادتِه فيما يُعوَّل فيه على قولِ الطبيب شرعاً , ولا يرغَب أحدٌ مِن الفقهاءِ في الاشتغالِ به
«Что же касается вынесения фатв, то этим делом занимается группа (факихов). И не существует ни одного города, где бы определённая часть фардзов не была предана забвению. Однако, несмотря на это, факихи не придают никакого значения этим фардзам.
Самым подходящим примером этого является медицинская наука, так как в большинстве городов (где проживают мусульмане), не существует даже одного врача мусульманина, на которого можно было бы полагаться! Несмотря на это ни один факих (выполняющие фардз в вопросах вынесения фатв) не придаёт никакого значения медицинской науке».
Источник: Абу Хамид Аль Гъазали: Ихьяу Улюмид Дин: 1/43
Бейрут: Даруль Маарифа
Абу Хамид Аль Гъазали (450-505х/1058-1111 м), говорит по поводу отнесения мирских наук, и даже профессионального искусства, к категории коллективных обязанностей/фардзуль-кифая:
أما فرضُ الكفاية فهو علمٌ لا يُستغنى عنه في قِوامِ أمورِ الدنيا كالطبِّ إذ هو ضروري في حاجةِ بقاءِ الأبدان وكالحِسابِ فإنه ضروري في المعاملاتِ وقِسْمةِ الوصايا والمواريِث وغيرِهما وهذه هي العلوم التي لو خلا البلدُ عمَّن يقوم بها حرَج أهلُ البلد وإذا قام بها واحدٌ كفى وسقَط الفرضُ عن الآخرين فلا يُتعجَّبْ مِن قولنا إن الطبَّ والحسابَ مِن فروض الكفايات , فإن أصولَ الصِّناعات أيضاً مِن فروض الكفايات كالفِلاحة والحِياكة والسِّياسة بل الحِجامة والخِياطة فإنه لو خلا البلد مِن الحجَّام تَسارع الهلاكُ إليهم وحرَجوا بتعريضِهم أنفسَهم للهَلاك فإن الذي أنزلَ الداءَ أنزل الدواءَ وأرشدَ إلى استعمالِه وأعدَّ الأسباب لتعاطِيه فلا يجوز التعرضُ للهلاك بإهمالِه
«Что касается (мирских наук), относящихся к категории фардзуль-кифая, то к ним относятся науки, без которых решение проблем, связанных с мирской жизнью, является невозможным, такие как Медицина. Потому что Медицина это наука, являющаяся необходимой для продолжения жизни. Или же наука Арифметика. Эта наука необходима для решения бытовых проблем; в области наследования, завещания и в других сферах.
Они относятся к категории тех наук, где в случае отсутствия специалиста в той или иной местности, знающего эту сферу, грех за невыполнение этого фардза понесёт весь народ. Если же в этой местности будет определённая часть людей, знающая сферы этих наук, то с остальных снимается ответственность за не выполнение этого фардза.
Пусть же наши слова — «наука медицина и арифметика относятся к категории фардзуль-кифая» — не повергают вас в удивление! Так как, в основе, такие роды деятельности, как сельское хозяйство; ткачество; управление и даже кровопускание/хиджама и швейное дело относятся к категории коллективных обязанностей. Если в какой-либо местности не будет человека, занимающегося кровопусканием, то там ускорится процесс гибели, и люди, способствующие своей собственной гибели, понесут за это бремя греха.
Поистине, Тот, кто наслал болезнь — ниспослал и лекарство; руководствовал для его использования и создал причины для его применения. Следовательно, не дозволено не придавать этому никакой значимости, обрекая душу на погибель!».
Источник: Абу Хамид Аль Гъазали: Ихьяу Улюмид Дин: 1/16
Бейрут: Даруль Маарифа