بسم الله الرحمن الرحيم
بسم الله والحمد لله والصلاة والسلام على رسول الله وعلى آله وصحبه أجمعين، أما بعد
(701-774 х/1301-1373 м)
Он уважаемый Имам, выдающийся толкователь Корана, Абу аль-Фида, Имад ад-Дин, Исмаил ибн Умар ибн Касир аль-Курайши аль-Бусрави (из Бусры родом) Димашки (из Дамаска воспитанием, образованием и местом жительства). Ибн Касир родился в 701 году по Хиджре (примерно в 1326 году по Грегорианскому календарю) в городе Бусра.
Его отец давал хутбы [проповеди] по пятницам в своей деревне, но умер, когда Ибн Касиру было всего четыре года. Брат Ибн Касира, Шейх Абдуль-Уаххаб, взял его на попечение и учил его до тех пор пока тот не переехал в Дамаск в 706 г.х., когда ему исполнилось пять лет.
Ибн Касир изучал Фикх (Исламскую Юриспруденцию) у Бурхан ад-Дина, Ибрахима бин Абду-Рахмана Аль-Физари, известного как Ибн Аль-Фиркан (умер в 729 г. по Хиджре).
Ибн Касир слушал Хадисы от Исы бин аль-Мутия; Ахмада бин Аби-Талиба (Ибн Аш Шахнаха) (умер в 730 г. по Хиджре); Ибн аль-Хаджар (умер в 730 г. по Хиджре); и передатчика Хадисов Шама (современной Сирии и окружающих ее регионов) Баха ад-Дина аль-Касим бин Музаффар бин Асакира (умер в 723 г. по Хиджре); иИбн аш-Шийрази; Исxака бин Яхьи аль-Амиди, также известного как Афиф ад-Дин, Шейха Захирии (умер в 725 г.х.); и Мухаммад ибн Зарад.
Он оставался и учился с Джамаль ад-Дином, Йусуфом ибн Аз-Заки Аль-Миззи (умер в 724 г. по Хиджре). Он получил от него знаний и также женился на его дочери.
Он также читал с Шейх-уль-Ислам Таки-уд-дином, Ахмадом ибн Абдул-Халимом бин Абдус-Саламом бин Таймией (умер в 728 г. по Хиджре). Он также читал с Имамом, Хафизом и историком Шамс Ад-Дином Мухаммадом аз-Захаби (умер 748 г. по Хиджре); а также с Абу Муса Аль-Карафи; Абу ль-Фатхом ад-Даббуси иАли бин Умаром Ас-Сувани; и с другими, которые дали ему разрешение передавать знания, которые он получил у них в Египте.
В своей книге [b]«Аль-Муджам Аль-Мухтас» Хафиз аз-Захаби написал, что Ибн Касир был «Имамом, ученым юриспруденции, образованным ученым Хадисов, знаменитым Факихом и ученым Тафсира, который написал полезные книги».
Также в «ад-Дурар Аль-Камина» Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани сказал: «Ибн Касир работал в области Хадисов по темам, касающихся текстов и цепочки передатчиков. Он обладал хорошей памятью, его книги стали популярными в его время, и люди получали пользу от них после его смерти».
Также известный историк Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дин Йусуф бин Сайф ад-Дин сказал в своей книге «Аль-Манхаль Ас-Сафи»: «Он – Шейх, Имам, великий ученый Имад ад-Дин Абу аль-Фида. Он много учился и был очень активен в поисках знаний и записей. Он был превосходящим в областях Фикха, Тафсира и Хадисов. Он собрал знания, был автором (книг), обучал, передавал Хадисы и писал. У него были огромные знания в области Хадисов, Тафсира, Фикха, арабского языка и т.д. Он давал фатвы (религиозные решения) и учил, пока не умер. Да смилостивится над ним Аллах. Он был известен своей точностью и большими знаниями, и как ученый Истории, Хадисов
и Тафсира».
Ибн Касир ашарит в акыде
Хочу привести здесь отрывок из книги «Акаидату с салафу ссалих фи аяти ва ахаадиси сифаат» доктора Мухаммада Аделя Азиза аль-Каяли, в котором утверждается факт принадлежности известного муфассира Хафиза Ибн Касира (701-774 г.х.), да смилуется над ним Аллах, к акыде имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари, да будет доволен им обоими Аллах:
«Ибн Касир, да помилует его Аллах, считается одним из последователей школы акыды имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари, которую относят к «куфру» данная группа людей. И это согласно собственному признанию ибн Касира, как передает от него Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 г.х.), да помилует его Аллах, в книге «ад-Дураруль аль-Камина» в биографии сына ибн Кайима аль-Джавзия, да помилует его Аллах, Ибрахима.
Вот отрывок из вышеупомянутой книги:
«155. Ибрахим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Кайим аль-Джаузия. Родился в 26-ом году. Был представлен Айюбу аль-Каххалю и другим.
Получал уроки от группы ученых, таких как ибн Шахна и кто пришел после него. Получил известность и выдвинулся вперед (как алим), давал фетву и преподавал.
Упоминает о нем и аз-Захаби, да помилует его Аллах, в книге «аль-Муаджамуль Мухтасс»: «Брал знания по фикху у своего отца, обучался (вместе с другими) арабскому языку, слушал, читал, усиленно занимался изучением исламских наук».
Один из забавных случаев, произошедших с ним — это спор, который случился между ним и Имадуддином ибн Касиром по поводу (методики) преподавания, когда сказал ему последний: «Ты не любишь меня, потому что я ашарит!». На что ответил ему (Ибрахим наджль ибн Джаузия): «Если бы даже был покрыт ты волосами (ашари происходит от «шаар», что значит волосы) от головы до ступней ног своих — не поверил бы народ словам твоим, что ты ашарит, в то время как шейх твой — ибн Таймия».
(Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «ад-Дураруль Кямина», том 1, стр. 58)
Отвечу я (слова доктора Аделя аль-Каяли) на последнее замечание (сына ибн Джаузии): утверждение (кого-либо о чем-либо) есть глава (господин) доказательств и отрицание сына ибн Кайима слов ибн Кясира: «Я ашарит», абсолютно ничего не меняет в действительном положении дел, ибо индивидуум больше сведущ о себе самом, чем другие.
И аш’ария, к которым принадлежал Ибн Касир — это та же аш’ария, которую отрицают (и ругают) невежды в наше время. Доказательство этому — отрицание аш’арии самим сыном ибн Кайима. Невежды же эти из того же сорта людей (в том, что касается отрицания аш’ария), что и сам он (т.е. сын ибн Кайима).
Также подтверждает принадлежность Хафиза ибн Касира, да помилует его Аллах, к ашаритской школе акыды упоминание имама Таджуддин ас-Субки (717-771 г.х.), да помилует его Аллах, в «ат-Табакат» (10-й том, стр. 398), что учредитель «вакфа» школы «Даруль Хадис аль-Ашрафия» ставил главным условием для принятия учителей в нее исповедание акыды аш’ария. Ибн Касир же возглавил шейхство «Даруль Хадис аль-Ашрафия» в месяце мухаррам в 772 году, заменив на этом посту имама ас-Субки, да помилует его Аллах».
(взято из книги «Акаидатус салафу ссалих фи аяти ва ахаадиси сифаат», Д-ра Мухаммада Аделя Азиза аль-Каяли, да сохранит его Аллах).
Приведем некоторые примеры толкования аятов от Ибн Касира
Тафсир 1 аята, суры аль-Мульк (67): «В руках Которого власть»
Сказал имам-муфассир Ибн Касир (701-774 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в тафсире аята 1, суры «аль-Мульк»:
يُمَجِّد تَعَالَى نَفْسه الْكَرِيمَة وَيُخْبِر أَنَّهُ بِيَدِهِ الْمُلْك أَيْ هُوَ الْمُتَصَرِّف فِي جَمِيع الْمَخْلُوقَات بِمَا يَشَاء لَا مُعَقِّب لِحُكْمِهِ وَلَا يُسْأَل عَمَّا يَفْعَل لِقَهْرِهِ وَحِكْمَته وَعَدْله وَلِهَذَا قَالَ تَعَالَى » وَهُوَ عَلَى كُلّ شَيْء قَدِير » .
«В руках Которого власть» (67:1). Он управляет всем созданным так, как захочет, и никто не контролирует Его установления (и Его не спрашивают о том, что Он сделал), Его власть, мудрость и справедливость. Поэтому Всевышний сказал: «Он над всякой вещью Властен».
[Ибн Касир, «Тафсир аль-Куръануль `Азым», аят 1, сура аль-Мульк]
Тафсир 9 аята, суры аль-Инсан (76): «Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!»
Сказал Ибн Касир (701-774 г.х.) в тафсире этого аята:
» إِنَّمَا نُطْعِمكُمْ لِوَجْهِ اللَّه » أَيْ رَجَاء ثَوَاب اللَّه وَرِضَاهُ »
«Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха», означает: желая награды Аллаха и его довольства.
[Ибн Касир, «Тафсир аль-Куръануль `Азым»]
Тафсир 88 аята, суры аль-Касас (28): «…Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика…»
Сказал Ибн Касир (701-774 г.х.) в тафсире этого аята:
وَقَوْله » كُلّ شَيْء هَالِك إِلَّا وَجْهه » إِخْبَار بِأَنَّهُ الدَّائِم الْبَاقِي الْحَيّ الْقَيُّوم الَّذِي تَمُوت الْخَلَائِق وَلَا يَمُوت كَمَا قَالَ تَعَالَى » كُلّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ وَيَبْقَى وَجْه رَبّك ذُو الْجَلَال وَالْإِكْرَام » فَعَبَّرَ بِالْوَجْهِ عَنْ الذَّات وَهَكَذَا قَوْله هَهُنَا » كُلّ شَيْء هَالِك إِلَّا وَجْهه » أَيْ إِلَّا إِيَّاهُ
وَقَالَ مُجَاهِد وَالثَّوْرِيّ فِي قَوْله : » كُلّ شَيْء هَالِك إِلَّا وَجْهه » أَيْ إِلَّا مَا أُرِيدَ بِهِ وَجْهه
كُلّ الذَّوَات فَانِيَة وَزَائِلَة إِلاَّ ذَاته تَعَالَى وَتَقَدَّسَ فَإِنَّهُ الأَْوَّل وَالآْخِر الَّذِي هُوَ قَبْل كُلّ شَيْء وَبَعْد كُلّ شَيْء
И слова Его «Каждая вешь умрет, кроме Его Лика», сообщает, что Он вечный и постоянный (Дайм Баки), Живой (Хай), не нуждающийся в своем существовании ни в чем (Кайум), который умертвляет созданных, а сам не умирает. Как сказал Всевышний «Каждый кто на ней (Земле) изчезнет, и останется только Лик Господа твоего обладатель Мощи и Почета» и «Лик» Его означает сущность (Аллаха). А так же слова Его «Каждая вещь погибнет, кроме Лика Его», означают кроме Него.
И сказали Муджахид и ас-Саури: «Каждая вещь погибнет, кроме Лика Его», означает, кроме того, что было устремлено к Лику Его (т.е. к довольству Его).
Всему присуще исчезновение и непостоянство (гибель) кроме Сущности Аллаха, и Он Первый и Последний, и Он перед каждой вещью и после каждой вещи.
[Ибн Касир, «Тафсир аль-Куръануль `Азым»]
Тафсир 54 аята, суры аль-А`раф (7): «…а затем истава над Троном»
Сказал Ибн Касир (701-774 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в толковании 54 аята, суры «аль-А`раф»:
قال ابن كثير في تفسيره الآية 54\الأعراف
وَأَمَّا قَوْله تَعَالَى » ثُمَّ اِسْتَوَى عَلَى الْعَرْش » فَلِلنَّاسِ فِي هَذَا الْمَقَام مَقَالَات كَثِيرَة جِدًّا لَيْسَ هَذَا مَوْضِع بَسْطهَا وَإِنَّمَا نَسْلك فِي هَذَا الْمَقَام مَذْهَب السَّلَف الصَّالِح مَالِك وَالْأَوْزَاعِيّ وَالثَّوْرِيّ وَاللَّيْث بْن سَعْد وَالشَّافِعِيّ وَأَحْمَد وَإِسْحَاق بْن رَاهْوَيْهِ وَغَيْرهمْ مِنْ أَئِمَّة الْمُسْلِمِينَ قَدِيمًا وَحَدِيثًا وَهُوَ إِمْرَارهَا كَمَا جَاءَتْ مِنْ غَيْر تَكْيِيف وَلَا تَشْبِيه وَلَا تَعْطِيل وَالظَّاهِر الْمُتَبَادِر إِلَى أَذْهَان الْمُشَبِّهِينَ مَنْفِيّ عَنْ اللَّه فَإِنَّ اللَّه لَا يُشْبِههُ شَيْء مِنْ خَلْقه وَ » لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْء وَهُوَ السَّمِيع الْبَصِير » بَلْ الْأَمْر كَمَا قَالَ الْأَئِمَّة مِنْهُمْ نُعَيْم بْن حَمَّاد الْخُزَاعِيّ شَيْخ الْبُخَارِيّ قَالَ مَنْ شَبَّهَ اللَّه بِخَلْقِهِ كَفَرَ وَمَنْ جَحَدَ مَا وَصَفَ اللَّه بِهِ نَفْسه فَقَدْ كَفَرَ وَلَيْسَ فِيمَا وَصَفَ اللَّه بِهِ نَفْسه وَلَا رَسُوله تَشْبِيه فَمَنْ أَثْبَتَ لِلَّهِ تَعَالَى مَا وَرَدَتْ بِهِ الْآيَات الصَّرِيحَة وَالْأَخْبَار الصَّحِيحَة عَلَى الْوَجْه الَّذِي يَلِيق بِجَلَالِ اللَّه وَنَفَى عَنْ اللَّه تَعَالَى النَّقَائِص فَقَدْ سَلَكَ سَبِيل الْهُدَى
Что касается слова Всевышнего Аллаха: «…а затем истава над Троном». «У людей в отношении к этому много мнений и я считаю тут не место для их упоминания. Мы же проложим в этом вопросе, путь праведных Салафов, Имамов Малика, Аузаи, Саури, Лейса, аш-Шафии, Ахмада, Исхака ибн Рахавейхи, и других Имамов прошлого и настоящего. Это прохождение этих аятов как они пришли, без представления формы-образа, без уподобления и без опустошения. Внешнее указание, приходящее на ум уподобляющих не относится к Аллаху Всевышнему, ничто не подобно Ему: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». Дело обстоит так, как сказали Имамы, среди которых Наим ибн Хамад аль-Хузаи, шейх Имама аль-Бухари: «Кто уподобил Аллаха, Его творениям, тот проявил неверие, кто отрицал, то чем Себя описал Аллах, тот так же проявил неверие, и нет в том, чем описал Себя Аллах и сообщил Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) уподобления. Кто описывает Аллаха, тем, что пришло в ясных аятах и достоверных хадисах, так как подобает Его Величию и очищает Имена и Атрибуты Аллаха от недостатков, тот стал на правильный путь».
[Ибну Касир, «Тафсир аль-Куръануль `Азым», сура 7, «аль-А`раф», аят 54]
Такова акыда этого великого имама. И Хвала Аллаху, Господу Миров!