Автор:

Абубакр Дациев

Источник:

islamdag.ru

 

У одного знатного хорасанца был раб по имени аль-Мубарак, работавший у него садовником. Как-то хозяин повелел ему принести гранат, но сорванный плод оказался кислым. Было велено принести другой, сладкий. Садовник принёс ещё один гранат, но и этот оказался кислым. Хозяин рассердился: «Разве ты не можешь отличить сладкие плоды от кислых?» – «Нет». – «Как же так? Ведь ты столько времени работаешь садовником!» – «Но я никогда не ел их. Ведь ты не давал мне разрешения на это».

 

Хозяин сада был очень удивлён благочестием этого раба, и с тех пор аль-Мубарак снискал в его сердце большое уважение.

У того хорасанца была красивая дочь. Многие сватались к ней, но отец никак не мог решить, за кого же её выдать. И тогда он решил посоветоваться с аль-Мубараком. Тот сказал: «До Ислама арабы смотрели на род, иудеи смотрят на богатство, христиане – на красоту, последователи Ислама смотрят на религию человека». Хозяин был удивлён мудростью раба, а придя домой, сказал жене: «Я не вижу более достойного мужа для нашей дочери, чем аль-Мубарак», – и выдал за него дочь.

Наверное, в то время многие не поняли его поступка. Ведь его дочь сватали знатные и богатые люди, он же отдал её за раба, у которого не было ни рода, ни денег, ни известности. Но он избрал религию Аллаха, а кто может дать больше, чем даёт Аллах?! И Всевышний одарил его внуком – Абдуллой, который стал знаменит на весь исламский мир благодаря своему знанию, благочестию, мужеству, щедрости и многим другим благородным качествам. Вот о нём мы и расскажем.

Абдуллах ибн аль-Мубарак родился в 118 году по Хиджре в городе Мерв, что находится на территории современного Ирана. Благодаря праведным родителям он рос в атмосфере благочестия, любви к религии и религиозным знаниям. Обладал удивительной памятью, и это очень помогало ему в приобретении знаний по разным наукам.

Один из его сверстников рассказывал, что как-то в детстве они слушали проповедь учёного – довольно длинную. После того как она закончилась, Абдуллах ибн Мубарак сказал, что он запомнил её всю. Кто-то из присутствующих решил проверить его, и ибн аль-Мубарак слово в слово пересказал всю проповедь.

Когда у ибн аль-Мубарака спросили, как он запоминает, тот ответил, что открывает книгу и просто читает. Что нужно запомнить, запоминает без каких-то усилий или многократных повторений и т. д. Он обладал, как бы выразились в наше время, фотографической памятью.

 

Учёный Востока и Запада

 

В 141 году по Хиджре, в 23 года, Абдуллах ибн аль-Мубарак покинул Мерв и отправился в Ирак в поисках знаний. Много лет он провёл в странствиях, приобретая знания у известных учёных, исламского мира. Посетил множество городов и обучался у крупнейших учёных того времени, таких как Абу Ханифа, Суфян ас-Саври, имам Малик и многих других.

Ибн аль-Мубарак говорил: «Я получил знания у четырёх тысяч учёных и передавал от тысячи из них».

Имам Ахмад говорил про него: «Во времена ибн аль-Мубарака не было никого, кто бы так стремился к знаниям, как он».

Рассказывают, что он провёл целый месяц в путешествии для того, чтобы услышать одно высказывание, передаваемое от Хасана аль-Басри. Вот оно: «Не приобретай дружбы тысячи человек враждой хотя бы одного человека». Услышав эти слова, ибн аль-Мубарак сказал: «Сюда я пришёл ради этого», – и сразу же отправился в обратный путь.

Ибн аль-Мубарак любил уединение. Его спросили, не бывает ли ему одиноко, на что он ответил: «Как же мне может быть одиноко, если я нахожусь с Посланником Аллаха   и его сподвижниками?».

Также передают, что однажды его упрекнули в том, что он после молитвы в мечети не остаётся с людьми, а сразу же уединяется дома. Ибн аль-Мубарак ответил: «Я присаживаюсь к сподвижникам и табиинам и читаю их истории, а что мне делать с вами? Вы заняты обсуждением людей».

Как-то халиф Харун ар-Рашид прибыл в один из городов. Но вдруг начал стекаться народ, поднялась сильная пыль. Одна из прислужниц халифа выглянула из окна и удивлённо спросила, что происходит. Ей ответили, что учёный Хорасана, то есть ибн аль-Мубарак, прибыл в город. На что она воскликнула: «Вот это, клянусь Аллахом, власть! А не власть Харуна ар-Рашида, для которого собирают народ лишь с помощью солдат и слуг».

Суфьяну ас-Саври как-то задали вопрос. Он поинтересовался, откуда спрашивающий. Тот ответил: «С Востока». На что Суфьян сказал: «Разве не у вас находится наиболее знающий из людей Востока?» – «Кто же это?» – спросил чужеземец. – «Абдулла бин аль-Мубарак», – ответил ас-Саври. – «Разве он наиболее знающий из людей Востока?» – переспросил чужеземец. – «Да! И из числа людей Запада тоже», – ответил ас-Саври.

Суфьян ас-Саври, несмотря на то, что был крупнейшим учёным исламского мира и учителем ибн аль-Мубарака, говорил: «Взамен всей своей жизни я хотел бы прожить хотя бы один год, подобный году жизни ибн аль-Мубарака. Но я не в состоянии даже три дня быть похожим на него».

 

Поклонение  и благочестие

 

Касим ибн Мухаммад рассказывал, что во время путешествий с ибн аль-Мубараком, глядя на него, он часто задавал себе вопрос: «Чем же он превзошёл нас? Почему он обладает такой известностью и славой? Если дело в молитвах, то и мы совершаем молитвы, если дело в постах, то и мы держим посты, если дело в джихаде, то и мы участвуем в джихаде, если дело в хадже, то и мы совершаем хадж». Как-то ночью они сели ужинать, и в это время погас светильник. И когда, наконец, светильник зажгли, Касим посмотрел на ибн аль-Мубарака, борода того была мокрой от пролитых слёз. И он подумал: «Богобоязненность возвысила его над нами. Наверное, когда погас светильник и стало темно, он вспомнил про Судный день и не смог сдержать слёз».

Как-то, будучи в Сирии, ибн аль-Мубарак позаимствовал у кого-то перо. По приезду в Мерв он обнаружил, что оно осталось у него. И он отправился обратно в Сирию только для того, чтобы вернуть перо хозяину.

Ибн аль-Мубарак говорил: «Мне приятнее отказаться от сомнительного дирхама, чем раздать сто тысяч дирхамов, и ещё сто тысяч, и ещё сто тысяч…» – и продолжал перечислять, пока не дошёл до шестисот тысяч.

Ибн аль-Мубарак простаивал ночи в поклонении и весь год держал пост – и в путешествиях, и в джихадах, кроме нескольких дней в году, когда пост держать запрещёно.

 

Джихад на Пути Аллаха

 

Ибн аль-Мубарак проводил много времени на границах исламского мира, защищая мусульман от вражеских нападений. Он участвовал во многих джихадах. В один год он совершал хадж, а другой проводил в джихаде. Как и во всём другом, в воинском искусстве не было подобных ему. Следующий случай, произошедший в одном из сражений, свидетельствует о его доблести и воинском искусстве.

Перед одной из битв из стана противника вышел воин и вызвал на поединок воина из мусульман. Ответивший на вызов воин был сражён. Второго настигла та же участь… И так продолжалось, пока не было убито шесть мусульманских воинов. Никто больше не решался выйти на поединок. Тогда ибн аль-Мубарак повернулся к своему товарищу Абдулле ибн Синану и стал давать ему наставления на случай, если его убьют, а потом вышел на поединок. Он сразил того воина, потом второго, третьего… И так продолжалось, пока не сразил шестерых. И уже никто из стана врагов не решался сразиться с ним.

 

Щедрость

 

Ибн аль-Мубарак занимался торговлей и был очень успешным торговцем. Передают, что он имел около 400 тысяч динаров. В то время это были очень большие деньги. За один динар можно было купить три овцы. Он получал огромную прибыль, но мирское не волновало его. Всю прибыль с торговли он раздавал на Пути Аллаха. Ибн аль-Мубарак говорил: «Любовь к мирскому не должна касаться сердца истинного учёного».

Однажды к ибн аль-Мубараку пришли жители Мерва и сказали, что хотят отправиться в хадж с ним. Он согласился, но попросил деньги, которые те собирались взять с собой в путь, дать ему. Взяв их, положил в сундук и запер его на ключ. В пути он расходовал только свои средства и кормил их лучшей едой. Приехав в Медину, поинтересовался у каждого, что их родня попросила привезти, и купил им всё, что они пожелали. В Мекке по завершении хаджа проделал то же самое. На обратном пути он не прекращал расходовать на них свои средства. За несколько дней до прибытия отправил вперёд доверенных людей, чтобы они выяснили, каково состояние жилища каждого из его спутников, и поручил им произвести ремонт в случае необходимости. Через три дня после возвращения он приготовил угощение и пригласил их к себе. После того как они наелись, он велел принести сундук и возвратил каждому его деньги.

Вот ещё одна история, свидетельствующая о его щедрости. Однажды по пути в хадж ибн аль-Мубарак увидел женщину, подбирающую мертвечину. Ибн аль-Мубарак напомнил ей, что её нельзя употреблять в пищу. На что та ответила, что ей это дозволено, так как она нищая и ей не на что кормить детей. После этого ибн аль-Мубарак повелел слуге отдать ей все деньги, которые у них были, а себе оставил, чтобы хватило на обратный путь. И, не совершив в тот год паломничества, вернулся обратно. Но ехавшие с хаджа люди заходили к нему и поздравляли с возвращением. Он отвечал, что в этом году у него не получилось совершить хадж. В ответ они удивлялись: «Как же так? Ведь мы видели тебя и в местности горы Арафат, и возле Каабы, и в долине Мина!»

Ибн аль-Мубарак был очень удивлён этим. Через некоторое время он увидел во сне Пророка . Тот сказал ему: «О Абдуллах, не удивляйся! Ты помог находящемуся в беде, и я попросил Аллаха, чтобы Он создал похожего на тебя ангела, который совершит хадж за тебя».

Передают, что однажды, когда ибн аль-Мубарак держал путь из Багдада в крепость Масисия для защиты рубежей исламского мира, к нему присоединилась группа суфиев. Он сказал им: «Вы будете стесняться расходовать средства на себя, поэтому принесите мне поднос». Положил сверху платок и повелел, чтобы каждый из них бросил под него свои деньги. Кто-то бросил десять дирхамов, кто-то двадцать и т.д. И, пока не дошли до Масисия, на их нужды он расходовал свои средства. Когда же дошли, сказал: «Это опасные земли, и теперь лучше будет разделить оставшееся имущество». Но вместо дирхамов он возвращал уже динары. Одному – двадцать динаров, на что тот возразил, что клал лишь двадцать дирхамов. Ибн аль-Мубарак на это сказал: «Разве ты не согласен с тем, что Аллах наделяет баракатом средства того, кто вышел на Путь Аллаха?»

Ибн аль-Мубарак покинул этот мир в 181 году по Хиджре, в месяце Рамазан. Ему было 63 года. Когда халиф Харун ар-Рашид узнал о его смерти, то объявил (людям): «Сегодня умер господин учёных», – и сел принимать их соболезнования, будто умер кто-то из его родни.

Ибрахим ибн Исмаил аль-Масиси рассказывает, что увидел во сне Хариса ибн Атията и спросил его, как поступил с ним Аллах. Тот ответил, что Аллах простил его. «А ибн аль-Мубарак?» – спросил он. Харис воскликнул: «Он в илийин (то есть на высочайших ступенях Рая) среди тех, кто входит к Господу дважды в день!»

Закария бин Адий передаёт, что увидел во сне ибн аль-Мубарака и спросил, что Аллах сделал с ним. Тот ответил, что Аллах простил его за его путешествия, в которые он отправлялся лишь для того, чтобы собирать хадисы.